С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Сейчас мы все знаем Type-Moon как крупную компанию, ответственную за вселенную Fate, породившую довольно много всего. Когда-то это были визуальные новеллы, но сейчас широкой аудитории более известны аниме и игры. Все когда-то начинали, так и Type-Moon начался не сразу. Первым известным проектом новоявленного додзинси-кружка Type-Moon стала визуальная новелла Tsukihime.

Можете посмотреть ролик, а можете прочесть статью.

Один из основателей кружка, Киноко Насу взял некоторые идеи из своих старых рассказов, которые ещё долгое время не могли увидеть свет и написал сюжет. Вторым основателем является иллюстратор Такэучи Такащи. В некоторых источниках утверждается, что Kara no Kyoukai был первым проектом Type-Moon как кружка, но я все же думаю, что это не совсем так. Если судить по другим источникам, то картина открывается более полная. Хотя Kara no Kyoukai и был написан Насу, но продуктом Type-moon этот рассказ ещё не был или это было на грани создания кружка. C 1998 года рассказ публиковался на неком сайте, но особой славы тогда не сыскал. Хотя интернет в японии тогда резко набирал популярность и в 2000 году там уже было около 37% населения.

https://news.yahoo.co.jp/byline/fuwaraizo/20170623-00072326/
https://news.yahoo.co.jp/byline/fuwaraizo/20170623-00072326/

А вот уже позже Kara no Kyoukai был переиздан и распродан благодаря популярности Tsikihime, хотя и был написан Киноко Насу раньше разработки этой визуальной новеллы.
Впрочем, хватит истории. Всем привет, с вами Йозора и сегодня мы рассмотрим визуальную новеллу Tsukihime, что переводится как Лунная Принцесса.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Сюжет

Начнём, пожалуй, с сюжета. Сюжет в этой визуальной новелле довольно захватывающий. Хотя уже после пролога может показаться скучновато, начнутся некоторые бытовые проблемы и проблемы школьной жизни главного героя, но в этой истории всё далеко не так как кажется и после первых дней история разгонится так, что заставить себя перестать читать будет нелегко. Одно из самых захватывающих в этой игре — это атмосфера безумия. Нашего главного героя по имени Шики, окружает атмосфера загадочности, мы долго не знаем о своём прошлом. Помимо этого на него влияет 2 фактора, слияние которых заставляет его делать какие-то неверные поступки. Из-за влияния своего древнего рода, а так-же из-за «призрачной» связи с забытым братом, он порой может поддаться нехорошим мыслям, что зачастую зависит от выбора игрока и называется игрой, так-же эта особенность помогает ему познакомиться с Арквейд. Но наш герой вовсе не злодей, просто есть вещи которые на него влияют и может произойти что-то плохое. Несмотря на несколько мрачную и безумную атмосферу в игре есть юмор, который разбавляет атмосферу и дополняет образы героинь, делая их более живыми.В игре есть пять рутов главных героинь. В начале нам доступны лишь 2 рута. Это Арквейд и Сиэль.
Итак, рут Арквейд. Довольно интересный рут и в принципе один из самых ламповых. Начал я этот рут самым первым и знаете, героиня Арквейд мне понравилась. Она весёлая, милая и пожалуй, что довольно важно честная и искренняя с главным героем. К сожалению, некоторые другие героини этой игры недоговаривают главному герою довольно много о его и своём прошлом, о своих истинных мыслях и целях. Конечно, это скорее тип построения сюжета, ведь если бы все героини сразу бы нам все выдали, то никаких неожиданных поворотов в этой истории не было бы и она бы не так захватывала. Но Арквейд в принципе, получилась самой честной и искренней героиней.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Впрочем, с рутом Сейбер в Fate у меня была такая-же история, я его прошёл первым и он был самым ламповым, а героиня самой приятной. Хотя в Fate нет выбора в каком порядке проходить руты. Они даже внешне немного похожи, у них один цвет волос и скромный наряд, что как бы намекает нам о некой преемственности этих визуальных новелл.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Кстати, название игры Tsukihime, что переводится как лунная принцесса, а этой принцессой как раз и является Арквейд. Так что по сути она самая главная героиня.Так-же мне понравился момент, где Шики рассказывает Арквейд о том, что люди занимаются кучей бесполезных мелочей, но эти бесполезные мелочи приносят им радость и по сути являются смыслом жизни людей.
Рут Сиэль. На первый взгляд Сиэль скромная и умная ученица в очках, семпай наших героев, которая хорошо учится и так далее. Типаж, который нравится многим и в принципе обычно таких девочек отмечаешь как довольно приятных, но в этот раз, это всё является лишь притворством. Она вам не Ами Мидзуно. На самом деле Сиэль совсем не та, за кого её можно принять в начале. С одной стороны это достаточно интересный ход сюжета, но с другой этот момент притворства мне в ней мне немного не понравился. Впрочем, и у этой героини есть своя драма и ей сопереживаешь.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

В целом, сюжеты немного враждующих между друг другом Акрвейд и Сиэль дополняют друг друга, составляя пока что единую картину, где перед нами предстаёт сюжет о борьбе с вампирами, такими как Неро Хаос(или Нрвнскр Хаос) и пробудившимся Роа. Этот сюжет довольно затягивает и погружает в себя.
Кстати, не следует путать Неро Хаоса с Нероном из Фейта(padoru padoru~). Это совсем другая личность. В одной из концовок Сиэль мы даже получаем смешную концовку, где Акрвейд и Сиэль обе продолжают бегать за главным героем. Но за исключением этого сюжет тут достаточно серьёзный и интересный, не смотря на комедийные моменты. В настоящей концовке всё по серьёзному и с драмой.

Сиэль так-же даёт нам подсказки после смертей, неудачных выборов, внезапно нарядившись в учительницу. Позже мы увидим такое в Fate в виде «Додзе Тайги», впрочем, к тому моменту разработчики ещё не додумались до некого счётчика плохих концовок, так что все забавные шутки в этих подсказках увидеть не так просто. Ну и ещё трудность на этом пути состоит в том, что если в Fate было полно вариантов, которые приводили к плохим концовкам почти сразу, то тут это скорее накопительные варианты, которые откладывают плохую концовку в долгий ящик, что как бы мотивирует выбирать скорее те варианты, которые кажутся наиболее разумными.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Тёмная сторона луны

Итак, данные героини и сюжет с ними предстаёт перед нами в светлой стороне луны, а в тёмной перед нами предстают ещё три. Что же за стороны луны такие? Очень просто. После того как мы получим истинные концовки Арквейд и Сиэль, после этого в игре появляется выбор проигнорировать ночной вой, не нарываться на неприятности и просто дальше спать дома, что открывает перед нами возможность больше общаться с обитателями особняка, в который мы вернулись спустя много лет разлуки. Общаемся мы с ними и в светлой стороне луны, но не так много как в тёмной. Это наша сестра Акиха и две служанки, с одной из которых главный герой играл в детстве.
Наша сестра Акиха. Приглашает главного героя в особняк, из которого нас выгнал отец, потому, что мы якобы ослабли после аварии. Довольно яркий и веселый персонаж. Надо отдать дань уважения художнику. Спрайты этого персонажа это просто что-то. Такой спектр эмоций, от которого можно и засмеяться в слух.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Акиху причисляют к такому не совсем популярному аниме-типажу как цунгире. Хотя я раньше считал её классической цундере, так как эти типажи схожи. Тут опять можно провести небольшую аналогию с Fate, где позже появится Тосака, которая так-же будет цундере с похожей внешностью, а ещё она так-же живёт в древнем доме, который выбивается из японского стиля.
История Акихи так-же трогает за живое, заставляет сопереживать. Кстати, ещё нужно упоминать, что главный герой строит отношения со всеми героинями, у которых есть рут? А ещё в Японии есть такой поджанр аниме про сестер. Так что я немного вам спойлерну, что на самом деле Шики и Акиха сводные брат и сестра. В принципе, по ламповости её история для меня на втором месте после Арквейд.
Кохаку и Хисуи. Мнение о них довольно трудно выразить без спойлеров, но я могу попробовать выдать их минимально.
Хисуи в принципе показалась мне приятным персонажем, интересный рут. Есть момент, где наш главный герои лежит дома несколько дней и не двигается, но читать это всё равно интересно.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Кохаку… в целом местами трудно описать этот рут словами, но Кохаку показалась мне эдакой злодейкой. Неким кукловодов в истории тёмной стороны луны. В этом руте нам скорее объясняют некоторые мелочи и вопросы, которыми мы могли задаться в предыдущих, впрочем, Кохаку сильно пострадала в детстве и ей всё равно сопереживаешь. У неё есть мотивация поступать так, из-за моральных травм прошлого.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

В принципе, руты Акихи и сестёр служанок сильно связанны между собой, так что по сути это так-же единая история, показанная с точки зрения разных ситуаций, которые могли произойти так или иначе из-за разных поступков главного героя. Атмосфера безумия тут накаляется и главный герой зачастую не уверен в адекватном ли он состоянии. Захватывает чтение тёмной стороны луны чуть ли не сильнее, чем светлой.
Про аналогии с Fate. Помимо того, что я описал выше. А помните, что в Fate Stay Night так-же есть служанки, которые обитают в замке у Илии? А ещё Илия так-же являлась сводной сестрой Широ в какой-то степени. И наш друг Арихико почему-то напоминает Широ внешне. В принципе, аналогий по персонажам в этих новеллах хватает.

Как я уже говорил выше в истории тёмной стороны мы остаёмся дома, из-за чего события идут иначе. Здесь мы не встретим Нерона Хаоса, а Роа даже не пробудится. Вместо этого в брате Шики — ШИКИ (большими буквами) проснётся мотивация просто забрать Акиху и всю свою жизнь себе, а главного героя просто убить.
Про Шики и ШИКИ. Какая проблема возникла у переводчиков с японского при адаптации. Видите ли. В японском это набор из разных иероглифов, которые звучат одинаково. А в русском и английском такое сделать сложно, так что… выкрутились таким образом, набирая второе имя просто большими буквами. Возможно, это делает его имя даже пугающим и угрожающим в тексте. Впрочем, в оригинале так не было.
Играем мы за Шики и в принципе, по началу про нашего героя сложно сказать что-то конкретное. Он обладает таинственным туманным прошлом, которое, в прочем, позже более-менее раскрывается, но это уже немного спойлер. Правда по тексту новеллы и его образу без лица на артах в ней он мне казался более серьёзным, нежели то, что представили нам позже Type-Moon в том же Tsukihime Plus или как он выглядит в Melty Blood. Там он уже довольно милый школьник в очках с таким школьным голоском. Впрочем, по канону он становится серьёзнее в моменты битв и когда видит что-то выходящее за рамки человечности, есть в нём некая скрытая сущность, вторая личность, которая просыпается в экстремальной ситуации. Вся игра по сути раскрытие не только персонажей вокруг, но и самого главного героя его истории. Однако, как я и говорил раньше, историю персонажи от нас тщательно скрывают. Так что докапываться до настоящей биографии Шики и рода Тоно придётся, читая все руты.
Так-же хочется сказать, что я не одобряю некоторые действия Тоно Шики, относительно героинь этой визуальной новеллы. Считаю это неправильным. Хотя и сам игра наказывает игроков за выборы, где гг проявил агрессию.
Все руты в этой новелле достаточно интересны, так что всё же рекомендую вам её прочесть. Правда не всем. Всё же тут есть контент, который не подходит для лиц младше 18 лет. Насколько я понимаю с помощью хентая автор пытался привлечь внимание к своей работе и надо сказать, что это у него получилось. Хотя сейчас такой подход вряд ли сработает. Это была первая работа Насу Киноко и Такащи Такэути в составе Type-Moon, которая получила широкую популярность в Японии. Посыпались продолжения, фан-диски, получилось переиздать Kara no Kyoukai на бумаге для большего круга читателей.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Саундтрек

Haga Keita, KATE написал довольно интересный и атмосферный саундтрек и мне он, в принципе, нравится. Есть что-то такое в этих жестких миди-звуках. Некоторые предлагают заменить его фанатским патчем на треки из диска EVER AFTER ~MUSIC FROM «TSUKIHIME»~ с ремейком саундтрека, вышедшим в 2002 году.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Но я все же думаю, что некоторые замены в нём вообще не похоже на то, что мы слышим в оригинальной игре. Так что я бы советовал попробовать оригинальный саундтрек, а с заменами можете экспериментировать хотя бы после прохождения одного рута или чередовать. Всё же тут всего 10 треков и они могут надоесть за время чтения. Фоновых звуков тут почти нет, хотя игра любит дать нам послушать тиканье часов. Так-же диалоги не озвучены, так что привыкайте к музыке на фоне, а иногда и полной тишине.

Графика

Такэучи Такащи нарисовал спрайты персонажей и отдельные арты. В принципе, спрайты персонажей мне нравятся. Они достаточно ярко показывают эмоции, которыми обладают персонажи. Отдельные арты же местами хорошие, а местами странные. Но все же он работал не совсем один и у него были ассистенты, о чём говорится в титрах. Фоны же представлены обработанными фотографиями реальных мест.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Техническая часть

Хотя в некоторых источниках пишется, что Tsukihime сделало 3 человека, в титрах мы можем увидеть далеко не три фамилии. Были всяческие ассистенты и тестеры, имена которых так-же внесены в титры.
Если же касаться технической части оригинальной игры, то тут нас ждут некоторые проблемы. Я читал игру с переводом на русский и надо сказать, что этот перевод встрял где-то на версии 0.5 и был заброшен, но по мне его вполне можно читать. Так-же игра вылетает в определённом месте с этим переводом и я оставил ссылку на фикс этого в описании своего ролика, чтобы не особо искать. Ну и ещё могу сказать, что игра на весь экран разворачивается с помощью копки F на клавиатуре, хотя есть версии игры, где это можно сделать на alt+enter. Так произошло из-за того, что японская версия переиздавалась на KiriKiri в 2003 году, хотя оригинальная игра 2000 года работает на движке Nscripter, а русская и англиская работают уже на open-source клонах и модификациях этого движка. Конкретно русская использует движок ONSlaught, а вот английская ONScripter. Обе версии просто берут и запускаются на современной Windows 10, по крайней мере у меня. Правда на наших 1080p мониторах читать текст в разрешении 640 на 480 может быть не очень приятно, но тут ничего не поделать. В принципе, я прочёл и ничего со мной не случилось. Однако, в Fate Stay Night, где разрешение новеллы 800 на 600 текст читать было приятнее.

Фан-диск

Так-же я хочу сказать о таком дополнении Tsukihime Plus. Это диск, который содержит в себе маленькие истории. Основная история вполне серьёзная и интересная, а дополнительные комедийные и довольно забавные, а так-же позволяющие поместиться в во внутреннюю кухню Type-Moon тех лет. Надо сказать, что в плане технической части он немного превосходит оригинальную игру. Тут больше дополнительных фоновых звуков, да и графика чем-то приятнее. Правда читается всё довольно быстро, так что может это потому, что объём работы куда меньший. Есть одна вещь, которая меня удивила. Это «приложение» способно установить обои на рабочий стол даже в современной Windows 10.

Обещанный ремейк

В 2008 году в Type-Moon вспомнили, что Tsukihime вышла довольно давно и заявили о ремейке. Позже всплывали ещё новости об этом. Однако, этот ремейк так до сих пор и не вышел.

С чего начинался Type-Moon - Обзор визуальной новеллы Tsukihime

Хотя может и к лучшему, что ремейка до сих пор нет. На тех артах, что представляли Type-Moon прослеживается какое-то странное желание укоротить юбки персонажам.

Но мне кажется, что если есть желание сделать, то уже бы давно сделали. Однако что-то в компании мешает это реализовать. Вообще мне всё же кажется, что около аниме индустрия была более ламповой, когда была более любительской. Всяческая манга, визуальные новеллы, игры зачастую выходили из фанатских и любительских рук, когда люди просто собирались и делали, что им хочется или когда это делает один человек. А с большой коммерциализацией наступают и проблемы с творчеством, оно может просто закончиться в какой-то момент и начаться просто зарабатывание денег. Вспомните, как начиналась игровая индустрия и чем она является на сейчас. Если когда-то креативные люди, компьютерные гики создавали шедевры практически из ничего, то сейчас во многих проектах монетизация ставится на самый первый план, а всё остальное делается ради неё же.
Мне визуальная новелла Tsukihime вполне понравилась и я могу вам её порекомендовать, если вам больше 18. Тут есть захватывающий сюжет, атмосфера, читать её интересно, а что ещё нужно?
А с вами был Йозора. Всем спасибо за чтение, возможно просмотр ролика и до новых встреч.

5050
54 комментария

С Цукихимэ познакомился с аниме, потом уже прошел игру. Помню меня очень зацепила адово угнетающая атмосфера и музыка из экранизации; в игре был немного другой тон и персонажи были более жизнерадостные. Мне зашли обе версии.

Боже, как ностальгия сразу нахлынула от вида той первой Арквейд. Да, Текеучи проапгрейдился в плане навыков художника, да новый дизайн выглядит симпатично, но это не та Арк. Просто посмотрите на этот слегка грустный, но при этом неунывающий взгляд! Арк была очень душевным персонажем, с искрой в глазах. На скрине она словно бы говорит "Я буду ждать тебя где обычно. Не забывай меня". Так и хочется сюда пихнуть цитату из Аквариона: "Я дождусь тебя, даже если мне придется прождать 12 000 лет".

8

Но ведь аниме по Цуки не существует

2

зачем им делать римейк, когда теперь можно бесконечные сингулярности в FGO клепать и грести деньги лопатами?

Вообще лор Цукихиме куда интереснее Фейта для меня. Все эти Мертвые Апостолы, и прочая чертовщина, а не тотальные гендер бендер легенды в виде сервантов. Оригинальность, а не паразитирование на прошлом.

Благо есть From Fake Dreams фанфик, который прекрасно обе части вселенной объединяет.

6

Ну так это в любом случаи один большой Насуверс, просто Насу почему-то решил, что мёртвые апостолы в Фейте лишние при этом оставив экзекуторов, мистические глаза и Зокена 

Тем не менее, F/GO может стать не самой худшей стартовой позицией для знакомства с остальным насуверсом. По крайней мере точно лучшим, чем аниме от DEEN.  

Полнометражки Kara no Kyoukai еще очень годные по этой же вселенной.

1

Такэучи ТакащиТвой Поливанов причиняет мне физическую боль.

3