Жизнь и творчество Такэхико Инуэ, создание Vagabond и Slam Dunk

Манга-индустрия крайне непредсказуемая и непостоянная штука. Одно юное дарование может безуспешно биться годами, посылая в многочисленные журналы ваншот за ваншотом, так и не получив шанса на сериализацию. Кому-то же и вовсе не понадобится обивать пороги. С первой же работы у него получается пройти жесточайший конкурсный отбор, а первая его серьезная работа становится самым настоящим феноменом. Такэхико Инуэ, как вы уже наверное догадались, относится к числу тех, у кого получилось всё и сразу.

Будущий мангака родился 12 января 1967 года в Токио. Достоверно о его детстве практически ничего не известно. Лишь крупицы информации из интервью о том, что когда Инуэ исполнилось 8 лет, его родители развелись. Мальчик остался со своей матерью и в скором времени покинул шумную столицу, переехав на остров Кюсю, в Кагосиму. Однажды ему на глаза попадается спортивная манга про бейсбол – «Dokaben», за авторством Синдзи Мидзухимы. Манга так сильно запала в душу маленькому Инуэ, что он твердо решает стать мангакой. Причем произведение еще и умудряется затянуть Инуэ в спорт, мальчик начинает серьезно заниматься баскетболом. Всё своё юношество он оттачивает свои навыки рисования, даже порывается «обвести» «Dokaben», перерисовав персонажей и сюжет на свой лад.

Сложно сказать, полностью ли семья поддерживала начинания Такэхико. Однажды Инуэ услышал от своего дедушки фразу: «Волосы на твоих рисунках выглядят так, будто они живые», именно это фраза запала мангаке в душу и окончательно помогла ему осознать свои навыки и жизненные ориентиры. Благодаря своим умениям и таланту, Инуэ уже в возрасте 18-19 лет, работает ассистентом в небезызвестной манге «City Hunter». Вот только у талантливых людей рано или поздно начинают играть амбиции. Примерно в 1989 году Такэхико рисует ваншот и отправляет его в редакцию журнала Weekly Shonen Jump. Что удивительно, он практически сразу получает положительный отклик и «зеленый свет» на сериализацию.

<i>Волосы действительно будто живые​</i>
Волосы действительно будто живые​

Первым самостоятельным проектом молодого мангаки становится небольшая двухтомная работа под названием «Chameleon Jail». Рассказывала она об отряде специального назначения и конкретно про самого крутого оперативника, именем которого и названо произведение. Отряд этот брал на себя ту работу, с которой не могла справиться обычная полиция. Манга продержалась в журнале всего 12 глав, но послужила отличным толчком для карьеры Инуэ, зарекомендовав его как многообещающего автора. Поэтому, когда в 1990-м году «Chameleon Jail» прикрыли, Инуэ без всяких проблем начал публикацию произведения, которое сделает его популярным во всем мире, а также положит начало его блистательной карьеры. Однако про «Slam Dunk», ровно как о «Vagabond» мы поговорим чуть ниже. Сейчас же стоит уделить внимание как процессу создания произведения, так и важнейшему аспекту любой манги – рисунку.

Работа у мангаки строго поделена на три важнейших этапа:

1) Первый и самый сложный этап, от которого напрямую будут зависеть последующие, называется «Name». Он целиком посвящен обдумыванию истории, написанию диалогов и созданию раскадровки. Если все идет хорошо, то этот процесс может занимать от двух до трех дней. Однако если у Инуэ нет подходящего настроения и мысли попросту не идут в голову, то он может растянуться на целые недели, из-за чего приходится передвигать дедлайны и задерживать главу. Над этим этапом Инуэ предпочитает работать в различных кафе (в его навигаторе очерчен маршрут с упоминанием примерно 10 кафе, между которыми он постоянно циркулирует), так как дома у него работать не получается от слова совсем. Он заядлый прокрастинатор.

2) Второй этап наступает, когда раскадровка и сюжет готовы. Инуэ собирает готовый материал и вместе с ним отправляется в свой офис, где его уже ждут ассистенты. Этап полностью отведен тому, чтобы обвести раскадровку карандашом и придать ей более-менее осмысленный вид. Ассистенты рисуют фон, им Инуэ доверяет рисовать исключительно фон.

3) Третий этап не менее важен чем первый. Здесь уже Такэхико берет в руки кисть и начинает придавать обведенной раскадровке финальную форму. Очень интересно, что мангака не использует ни перьевую ручку, ни джи-пен, ни обычный набор кистей. Инуэ предпочитает делать весь рисунок с помощью каллиграфической кисти. Интересно еще и то, что на этом этапе мангака уже не позволяет себе вносить какие-либо коррективы в диалоги или раскадровку.

<i>Редкий кадр Инуэ за работой​</i>
Редкий кадр Инуэ за работой​

Во время работы над «Slam Dunk» эта отлаженная трехступенчатая система работала как часы. Инуэ стабильно выпускал по одной главе в неделю. Однако во время работы уже над следующим своим проектом – «Vagabond» – Инуэ раз за разом начал сталкиваться с серьезными проблемами, из-за чего сроки сдачи главы приходилось постоянно откладывать. Однако об этом я напишу чуть ниже. Сейчас стоит уже поговорить о рисунке.

Я всегда находил невообразимо сложным объективно что-либо оценивать. К тому-же объективно оценивать чей-либо серьезный рисунок/картину у меня нет никакой компетенции. Поэтому моя оценка и описание уникального стиля Такэхико Инуэ будет сугубо субъективным. За моими образными плечами более сотни прочитанных манга-тайтлов, есть среди них и настоящие шедевры и абсолютно нечитабельный «Токийский Гуль: Перерождение». И я могу со всей ответственностью заявить, что рисунка лучше, чем в работах Такэхико Инуэ, я нигде не видел.

Дело даже не в потрясающей детализации лиц или обилии мелких деталей. Дело в том, какие ощущения мангака умудряется передать с помощью своей кисти. Ощущения непрерывного потока действий. Персонажи будто постоянно находятся в каком-то жизненном вихре, постоянно в движении. Растрепанные волосы никогда не застывают в одном и том же положении. А если персонаж размахивает мечом, или набивает баскетбольный мяч – то это буквально можно увидеть и прочувствовать. Создается такой эффект не только благодаря грамотно расставленным направляющим линиям, но и благодаря общему стилю отрисовки элементов. Весь рисунок получается более «масляным» и объемным, словно у него есть собственный вес. К тому-же почти не ощущается статика больших разворотов. Даже если персонажи и должны стоять не двигаясь, то природа вокруг них всё равно максимально живая и подвижная. Рисунок Инуэ стремится к абсолютной реалистичности, в том числе и с анатомической точки зрения. Поэтому не стоит ожидать здесь чего-то гипертрофированного или заведомо гротескного. На этом реалистичном поприще рисунок Инуэ попросту не имеет конкурентов. Особенно если учесть, что абсолютно всё, что вы видите на страницах, рисуется вручную, без помощи компьютерных программ или фотограмметрии.

Немаловажным плюсом я считаю еще и полное отсутствие фан-сервиса по типу панцушотов и вываливающихся из блузок грудей. Если женский персонаж и оголяется, то это логично продиктовано ситуацией. К тому-же Инуэ не злоупотребляет «японщиной» с большими глазами или заведомо карикатурным рисунком. Это используется крайне редко и поэтому всегда вызывает либо легкую улыбку, либо искренний смех.

Жизнь и творчество Такэхико Инуэ, создание Vagabond и Slam Dunk

Как я уже вскользь упоминал выше ­­– своим ассистентам Такэхико Инуэ доверят рисовать исключительно фоны. Это не делает их работу хоть сколько-то легче. Всё дело в поражающей детализации рисунка. Зачастую если посмотреть на бэкграунд, то создается ощущение, что это фотограмметрия. Однако нет, это кропотливый, ручной труд. Ассистенты нередко засиживаются ночами в офисе и спят прямо на диване в комнате отдыха. Но поделать нечего, рисунок подобного качества требует огромного количества труда.

Однако хватит уже тянуть кота за хвость, пора говорить о самом главном – о работах автора. Я подробно расскажу вам про две самые известные работы автора, которые до сих пор пользуются огромной популярностью и продолжают будоражить умы фанатов.

«Slam Dunk»

Жизнь и творчество Такэхико Инуэ, создание Vagabond и Slam Dunk

Такэхико Инуэ просто обожает баскетбол. Изначально он начинал им заниматься в средней школе. Исключительно для того, чтобы обратить на себя внимание девушек. Однако со временем эта изначальная цель поблекла и вовсе растворилась. Инуэ настолько увлекся спортом, что даже подумывал начать серьезную карьеру, но в итоге эта мысль всё-таки уступила мечте стать мангакой. Когда он пришел к редактору с идеей рисовать спортивный сёнен про баскетбол, то в ответ услышал: «в нашем мире баскетбол – табу». Оно и понятно, в спортивной манге пальму первенства всегда занимал бейсбол. Поэтому успех такого, достаточно нишевого для Японии, спорта, был сомнителен. Не смотря на данные обстоятельства Инуэ умудрился выбить себе разрешение попробовать сериализоваться с мангой про баскетбол.

«Slam Dunk» начал выходить еженедельно в популярнейшем японском манга-журнале – Weekly Shonen Jump – в 1990 году. Инуэ на тот момент было всего 23 года. Манга повествует о хулигане и откровенном раздолбае Сакураги Ханамити. Он ходит с вызывающей прической, не лезет за словом в карман и всё никак не может завоевать такое желанное женское внимания. При поступлении в старшую школу Сёхоку он обнаруживает, что там есть баскетбольная команда. Но что гораздо более важно – игроки этой команды пользуются определенной популярностью среди девочек. Сакураги решает во что бы то ни стало получить место в команде, а вместе с ним и внимание девушек. Вот только спорт этот оказывается настолько интересен и сложен, что в итоге из головы Сакураги полностью выветриваются мысли о юбках. Теперь его главной целью становится так называемый slam dunk…

​<i>Сакураги с цифрой 10</i>
Сакураги с цифрой 10

Уже можно заметить, что сюжет тесно переплетается с жизнью самого автора. Эта тенденция будет держаться на протяжение всей истории. Сам Инуэ говорил, что ему очень просто ассоциировать себя с главным героем, так как в нем он видит молодого себя. Благодаря такому подходу сюжет развивается очень плавно, не рвется под собственной тяжестью и практически не вызывает вопросов. Такэхико признавался, что писать «SlamDunk» было очень приятно и легко.

Манга выходила до 1996 года включительно. Так как Такэхико начал писать её в очень юном возрасте, то общая история манги «росла» вместе с самим мангакой. То, что начиналось как довольно-таки простенькая и веселая история про школьный баскетбол и путь к мечте, в итоге превратилось в историю о взрослении, самоопределении и осознании реальности своей мечты. Чем ближе манга к развязке, тем больше фокус смещается на более подробное раскрытие отношений между персонажами в бытовых ситуациях и непосредственно во время баскетбольных матчей. Во время которых натурально захватывает дух. Инуэ умудряется настолько увеличить накал страстей, что порой целая глава охватывает лишь несколько минут, а ближе к концу и вовсе несколько секунд, целого матча.

С самого начала публикации манга постоянно набирала обороты популярности. Читатели были поражены уровнем рисунка и очарованы главным героем, который постоянно проходил метаморфозы характера и становился всё взрослее и увереннее. Неудивительно, что по такой популярной манге начали снимать аниме. Аниме не только укрепило популярность оригинала, но приумножило её. Адаптация даже умудрилась ну ударить в грязь лицом в плане рисунка, анимация была на высоте. К тому моменту как манга закончилась на 276 главе, а на экраны вышел последний, 101-й эпизод аниме, произведение уже успело обрести популярность по всему миру.

В Японии эту мангу называют самым настоящим национальным феноменом. Она на столько повысило популярность баскетбола в стране, что начали создаваться сотни любительских команд, а телеканалы начали охотнее вести трансляции зарубежных игр. Сам Инуэ тоже не сидел сложа руки. Он помог организовать на основе своей манги дополнительное спортивное обучение в школах. Школьники, которые достигали в его программе значительных успехов, получали возможность уехать учиться в Америку.

Жизнь и творчество Такэхико Инуэ, создание Vagabond и Slam Dunk

В 2006 году, много позже того как произведение завершилось, на японском фестивале искусств «Slam Dunk» была названа лучшей мангой всех времен. Обогнав даже «великого и ужасного» Осаму Тэдзуку с его миллионом различных культурно значимых работ. По всему миру было продано более 121 миллиона томов. Дебют Инуэ обернулся для него потрясающим успехом. Он в одно мгновение стал не только популярен как автор, но и выбил себе место среди самых популярных тайтлов. Сам он очень не любит давать интервью и вообще как-то открывать публике свою личную жизнь, поэтому из-за такой популярности его фигура начала обрастать некоторым количеством глупых мифов. А своим публичным молчанием он лишь раззадоривал фанатов.

Когда концовка «Slam Dunk» была уже не за горами, в голове мангаки уже созрела идея для своей следующей работы. Работы, что в некотором смысле, займёт всю его жизнь и, пока что, так и останется незаконченной.

«Vagabond»

Жизнь и творчество Такэхико Инуэ, создание Vagabond и Slam Dunk

«Vagabond» начал выходить в 1998 году, в еженедельном журнале Weekly Morning Magazine. Основу для своего произведения Инуэ выбрал очень непростую – роман за авторством Эйдзи Ёсикавы под названием «Мусаси» (или «10 меченосцев» в русском переводе). Само произведение повествует о жизни известного японского ронина по имени Миямото Мусаси. Мусаси был из тех ронинов, что полностью посвятили свою жизнь изучению искусства меча. В обращении с катаной он был так хорош, что с нуля создал свой собственный боевой стиль задействующий оба самурайских меча, катану и короткий вакидзаси. Даже основал свою собственную школу боевого искусства Нито-Рю (Земля и небо). Современники дали ему прозвище Кэнсэй, что означает «святой меч». Именно его жизненный путь рассказывала книга Ёсикавы, а позднее и манга Такэхико Инуэ.

Действие начинается в 1600 году, после разрушительной битвы при Сэкигахаре. Эта битва, а точнее победа в ней Иэясу Токугавы, играла ключевую роль в будущем объединении Японии и становлении сёгуната Токугава. Так уж получилось, что Миямото, совсем еще юнец, обнаруживает себя посреди гор трупов на поле боя, битва уже окончена. Быстро найдя своего друга Хонъидена Матахати посреди разрухи, юноши решают обязательно выжить и стать сильнее. Именно среди гниющей кучи трупов на поле одного из самых кровопролитных сражений в истории Японии начинается долгая, полная лишений и опасностей жизнь ронина Миямото Мусаси. Жизнь, посвященная поиску ответа на один единственный вопрос – «что значит быть непобедимым?».

Сюжет манги старается придерживаться доскональной историчности везде где это только возможно. Вот только есть здесь одна небольшая загвоздка – фигура Миямото Мусаси обросла бесчисленным количеством самых разных мифов и легенд. Нельзя достоверно подсчитать количество его поединков, а также подтвердить некоторые спорные исторические заявления. Однако это ни в коей мере не мешает наслаждаться разворачивающейся историей.

Как уже ясно по синопсису, в манге читателя будет ожидать большое количество самурайских дуэлей. Был бы это простенький боевой сёнен и фокус автора был бы направлен исключительно на битвы, вот только у нас здесь сейнен, а сам Инуэ не любит писать простенькие боевики. По сути своей история этой манги это одно большое философское рассуждение на такие вечные вопросы как: «что значит быть по-настоящему сильны? », «что значит быть непобедимы? », «что значит жит? ». Причем важно понять, что рассуждение не с авторской точки зрения, а с точки зрения самого Миямото Мусаси. Из-за такого подхода акцент смещается с битв и фокусируется исключительно на личности Мусами и его восприятии окружающего мира, своих действий.

Не поймите неправильно, битвы всё еще занимают важнейшее место в жизнеописании Мусаси. Они великолепно нарисованы, прекрасно продуманы и, можно даже сказать, схареографированны. Но чем больше битв проходит Мусаси, тем больше у него возникает тех самых вопросов. Тем больше он запутывается и подвергает себя анализу. Историю такого формата очень сложно даже просто писать, не то что еженедельно выдавать сопоставимый по качеству материал. Неудивительно, что у Инуэ возникли проблемы с тем самым этапом «Name».

Жизнь и творчество Такэхико Инуэ, создание Vagabond и Slam Dunk

До 2006 года все идет сравнительно гладко. Задержки с выходом глав случаются, но они редко превышают рамки одной недели. В основном они происходят из-за высочайшего качества рисунка, который, даже с ассистентами полностью рисующими фоны, доделать вовремя не успевают. Однако Инуэ «уперся в стену». Как он ни пытался, он никак не мог придумать дальнейшего развития истории, поэтому выход манги пришлось остановить на неопределенный срок. У менее популярного автора мангу бы просто по-тихому свернули, но Инуэ уже успел заработать себе имя, а «Vagabond» бил все мыслимые рейтинги популярности. Спустя несколько месяцев манга вернулась в еженедельное русло и всё было хорошо еще какое-то время.

В 2009 году в журнале говорили, что манга близится к завершению и через год-два закончится. У фантазии Инуэ были на это другие планы. В 2010 мангака снова попадает в творческий тупик, он банально не может заставить себя нарисовать ни странички. Манга снова останавливает свой выпуск, на этот раз на долгие два года, а когда возвращается в 2012 – становится ежемесячной. Инуэ был просто не в состоянии поддерживать еженедельный выход манги со своим рисунком и трудностями с сюжетом. Два года всё идет хорошо, но в 2014 новый тупик и новая остановка. На этот раз выпуск продолжился только в январе 2015 года, а в мае того же года выпуск манги снова останавливается и манга не выходит по сей день. Инуэ окончательно зашел в творческий тупик. Не помогали ни многочисленные встречи с личным редактором, ни многомесячные отпуска. На данный момент абсолютно не ясно, вернется ли Инуэ когда-нибудь к «Vagabond». Работа над произведением его полностью опустошила.

Жизнь и творчество Такэхико Инуэ, создание Vagabond и Slam Dunk

За время своего выхода манга, не смотря на все перерывы, только набирала обороты. Имя Инуэ гремело все громче, популярность становилась всё выше. В 2000-м году «Vagabond» выигрывает премию Коданся в главной категории. В 2002-м манга получает национальную премию имени Осамы Тедзуки, а в 2003-м Такэхико Инуэ даже номинировали на премию Айзнера как лучшего художника/писателя. В 2009, в Токио, у Инуэ даже состоялась собственная выставка, для которой он нарисовал несколько эксклюзивных картин.

<i>Инуэ рисует картину для выставки​</i>
Инуэ рисует картину для выставки​

Заключение

На данный момент по всему миру, по последним найденным мною данным, продано более 82 миллионов копий «Vagabond». Причем манга не теряет в популярности, люди всё еще ждут и надеются на продолжение, так как не было никакой официальной информации, что она остановлена навсегда. Даже если «Vagabond» останется незаконченным, он всё равно требует всестороннего внимания, так как это по-настоящему серьезное и глубокое произведение.

Такэхико Инуэ умудрился сделать себе имя первой же серьезной работой. Причем имя такого уровня, что всей манга-индустрии в одночасье пришлось с ним считаться. Его уникальный и прекрасный рисунок задал практически недостижимую планку качества. А по серьезности описываемых сюжетом тем, он, по моему личному мнению, способен тягаться даже с некоторыми романами.

За его плечами всего три долгих произведения, «SlamDunk», «Vagabond» и «Real». Однако про первые две я вам рассказал, а про третью настолько преступно мало информации, что о ней я лучше напишу полноценную аналитическую рецензию отдельно. Полностью уделив внимание сюжету, образам и смыслу.

Работы Такэхико Инуэ никогда не устареют, а его имя прочно обосновалось и укоренилось в истории всей индустрии манги.

<i>"​Всегда стремись достигнуть того, что далеко за пределами твоих возможностей"</i> <i>​Такэхико Инуэ</i>
"​Всегда стремись достигнуть того, что далеко за пределами твоих возможностей" ​Такэхико Инуэ
101101
19 комментариев

Комментарий недоступен

9

Берсерк хоть выходит, а не на паузе. Пусть и по чайной ложке. 

5

Позеленил пост, но единственное что корёжит в таких текстах, это слово "талант". Человек с детства фанатеет, с детства занимается одним делом, проходят десятки лет - он талантлив, талант, и тд. Это не талант, это десятки лет упорной работы и оттачивания навыков.

7

На самом деле сложный вопрос тут. Я считаю что таким упорным трудом как раз талант и взращивается. Что толку от голого таланта? Его как раз и нужно подкреплять, чтобы чего-то добиться.

5

Эх, Вагабонд так хорош. Прям залпом его прочитал. Надеюсь, что его всё-таки закончит мангака.

4

думал статья про Скриптонита 

4

Спасибо, познавательно. Теперь знаю почему Vagabond не выходит так долго.

2