С чего можно начать, если уже давно хочешь играть на электрогитаре

Эта история о том, как видеоигры могут помочь перестать откладывать свою идею на потом и начать учиться играть на музыкальном инструменте.

South Park s11e13
South Park s11e13

Как совершенно сумасшедший меломан я с детства слушаю много различной музыки, и с тех самых пор мечтал когда-нибудь заняться игрой именно на электрогитаре, исключительно для себя, чтобы играть свои любимые песни. Эта идея не покидала меня на протяжении пятнадцати лет, но всё это время меня пугала моя неграмотность во всех возможных аспектах этого вопроса, сложность и боязнь того, что деньги на инструмент будут выброшены, поскольку или не получится, или не понравится. Мне кажется, это довольно-такие тривиальная история по типу «а вот если бы, то было бы здорово», именно поэтому я и решил поделиться своим опытом и написать этот текст.

Всё это могло бы продолжаться бесконечно долго, потому, что слушать и любить музыку — это одно, а браться за инструмент, даже не зная как его держать, и играть на нём — совершенно другое. Главный страх был как в сложности (терпением и упорством не славлюсь), так и в том, захочется ли мне и дальше заниматься этим.

То, что положило начало

За следующий этап этой истории, наверно, каждый играющий музыкант не задумываясь плюнул бы мне в лицо, но я себя музыкантом не называю, как и экспертом по электрогитарам или кем бы то ни было, и пишу это для таких же людей, как я. Волей судьбы, много лет назад я наткнулся на такую многим известную игру, как Guitar Hero, казалось бы, что может быть более отдаленным от игры на гитаре, чем эта казуальная ерунда. Впервые я увидел эту игру в гостях у друга, который играл на реальной электрогитаре в группе, а игру установил просто для того, чтобы посмотреть. Но, какой бы казуальной ерундой оно ни было, эта игра мне помогла кое-что понять.

Guitar Hero III: Legends of Rock, Дата выпуска 28 октября 2007 г.
Guitar Hero III: Legends of Rock, Дата выпуска 28 октября 2007 г.

Решив попробовать, что это такое «just for fun», у меня в распоряжении был лишь старый добрый PC и клавиатура с мышкой. Никакой консольной версии с кнопочной пластмассовой «гитарой» у меня не было, а игровой процесс заключался в том, что под левой рукой есть пять кнопок на клавиатуре в ряд, а под левой мышка, клик которой делал удар по нужной струне, за которую отвечали кнопки на клавиатуре. Да, звучит это безумно по-идиотски, но это всё равно, как минимум, неплохая игра, чтобы расслабится, как я это всегда и воспринимал.

Но, как оказалось, эта ерунда смогла убить куда больше моего времени, чем я мог предположить даже по самым смелым прикидкам. Природа наградила меня фантастической бездарностью и пальцами-сардельками, поэтому из возможных пяти кнопок, по началу я с огромным трудом играл только на трех.

Всё началось постепенно, ни черта толком не получалось, но в безумно медленном режиме, всего лишь на три кнопки, можно было попадать хоть во что-то. В итоге это превращалось в такое медитативное провождение времени по вечерам, когда можно было полностью отвлечься от всего, послушать любимые песни и понажимать кнопки в такт. Так или иначе, я постоянно возвращался в эту игру, не то, чтобы я очень много проводил в ней времени за раз, но как минимум, не уходил пока не сыграю пару-тройку любимых песен, которых со временем становилось всё больше и больше.

Так выглядит игровой процесс Guitar Hero III: Legends of Rock
Так выглядит игровой процесс Guitar Hero III: Legends of Rock

Кроме того, многие песни, которые мне совершенно не нравились раньше, я полюбил именно благодаря этой игре, поняв насколько в них интересна и крута именно гитара. Со временем это привело к тому, что в какой-то момент, сам того не заметив, я перешёл на четыре кнопки, а затем и на все пять, всё большую скорость и сложность. Игра помогла понять, что это мне и правда интересно, а также оценить своё терпение и желание двигаться дальше в этом направление.

В сумме, я играл в эту игрушку около шести-семи лет, сначала долго привыкал и учился, затем это был некий challenge, сыграть на максимальном уровне сложности то, что не мог раньше, потом превратилось в приятную рутину и элементарное залипалово, но интерес не пропадал. Никаких целей я не преследовал, мне просто нравилось это.

Спустя какое-то время я начал задумываться, что было бы неплохо и другие песни в эту игру добавить, но оказалось, что хоть песни и есть, это практически не осуществимо, (крайне криво и сложно). Тогда я решил добыть xbox, гитару для игры и полные версии Guitar Hero и Rock Band, затем всё прикинув понял, что это слишком сложно и не оправданно дорого, таким странным и долгим путем я окончательно пришёл к Rocksmith, на который заглядывался уже очень давно, но решил сначала разобраться с чем-нибудь по проще.

Rocksmith 2014 (Ubisoft), первая версия Rocksmith вышла 18 октября 2011 г.
Rocksmith 2014 (Ubisoft), первая версия Rocksmith вышла 18 октября 2011 г.

Что следует знать

Rocksmith, если говорить максимально простым языком — всё тот же Guitar Hero, только с настоящей гитарой. Если вы имели дело с этими гитарными играми, то принцип понять не сложно. В первую очередь её стоит рассматривать как хороший, веселый и действительно реальный «level up» с Guitar Hero, с перспективой освоения реального инструмента, изучением интересных для себя треков и шагом, к дальнейшему развитию уже в сторону музыкальной грамоты и реальной музыки.

Скажу честно, изначально у меня было много сомнений по поводу всей этой затеи, ведь гитара стоит денег, провод и игра — тоже. Больше всего сомнений вызывало то, что всё это работает далеко не так прекрасно, как выглядит на видео в интернете и будут свои подводные камни, вроде лага, гадкого звука или ещё чего-то. Но в итоге ни одно из моих опасений не оправдалось, игра работает отлично, в целом, как и кабель, и гитара, и всё это вместе.

Нагляднее всего, как это работает, можно увидеть на канале этого парня, или написав название группы и песни в поиске на YouTube, приписав следом название игры.

Техническая сторона вопроса

Джек в гитару, на другом его конце USB 2.0, который идёт в вашу консоль или компьютер, фирменный провод выполняет функцию звуковой карты и для этой игры справляется отлично. По началу больше всего меня пугал лаг — его нет, а если он и есть, то я него не замечаю. Конечно, оценка субъективна, но для ясности, я ждал лага, боялся его наличия и пытался уловить, но не уловил. Если он есть, то действительно некритичный.

В интернете достаточно информации о том, как можно оптимизировать работу софта, чтобы уменьшить лаг, и я думал, что придётся к этому прибегать, но оказалось, что и без плясок с бубном всё работает замечательно. Но, это касается лишь моего опыта с РС, поскольку люди, играющие на Playstation 3/4 частенько, и практически без исключений, жалуются на задержку. Насколько мне известно, решения нет, (но это не точно).

Этот провод подходит как для консолей, так и для PC, в том числе гитару с помощью него можно подключить и к Mac'у, как для игры, так и для того, чтобы открыть тот же GarageBand и записать что-нибудь, или проиграться с педалями и прочими гитарными эффектами. Конечно, всегда можно обойди покупку оригинального кабеля, например, внешней или хорошей PCI звуковой картой, но в таком случае проблем и плясок с бубном вокруг работы гитары в игре избежать будет практически невозможно.

Немного про звук

Что действительно важно, звук при всём этом получается сносный с учетом бюджетного инструмента, (за звук и качество недорогой гитары сильно переживал, но как и надеялся — переживать не стоило). Здесь необходимо уточнить, всё это не как у нормальных музыкантов, с дорогими гитарами, ламповыми головами, хорошими проводами и аналоговыми примочками — это другое.

Здесь звук достаточно хорош для того, чтобы стандартный человек в своих стандартных наушниках или колонках слышал гитару из песни так, что вряд ли бы смог отличить её от записи, при условии, что сыграно всё нормально, но не более того. Для начала этого достаточно, если не сказать, что избыточно.

Из этого следует и то, что дорогая гитара для этого вам не нужна, как и какая-то особенная звуковая карта. Понимая технические нюансы хотя бы на легком теоретическом уровне, становится ясно, что необязательно отдавать пару-тройку тысяч долларов за гитару, и ещё столько же сверху на провода, ламповые головы и всё это вот, чтобы начинать учиться и получать удовольствие.

Важно учитывать и то, что в конечном итоге многие строят звук гитары простым подключением её к компьютеру и собирая стеки из различных эффектов в программах вроде Guitar Rig или Guitar FX и никто не жалуется. Поэтому же принципу работает и Rocksmith, ваша гитара не просто звучит как звучит, а для каждой песни (или даже части песни) она звучит так, как должна звучать именно в ней. Конечно, нет ничего идеального, но для обычного человека, не думаю, что разница заметна, и уж тем более критична.

Немного про игру

Игровой процесс достаточно прост, (как это выглядит можно посмотреть на YouTube), но если в двух словах, на экране вам показывают в какой момент и что делать, а вы, в свою очередь, должны делать это и попадать в нужный момент — проще некуда. Даже я, как бездарь впервые взявший гитару в руки не испытывал никаких сложностей, нужно только немного упорства и терпения.

Эта игра отлично подходит для людей, которые впервые берут инструмент в свои руки, совершенно не понимая, как его держать и куда тут вообще играть. В ней найдутся и обучающие видео, и интерактивные уроки различных приёмов игры, затем умопомрачительный набор музыки, которую можно играть, выбирая скорость, конкретный отрывок, его сложность и так далее. Это позволяет начать с чего-то совершенно элементарного, постепенно усложняя и ускоряя.

Сложно описать все тонкости и мелочи подробно, важно сказать лишь то, что оно работает и максимально дружелюбно к новичку. Стоит заметить, что даже опытные и, скажем так, «настоящие» гитаристы об это игре отзываются крайне положительно, и вполне серьезно рекомендуют присмотреться к ней новичкам. Впрочем, это на прямую зависит от ваших целей, (для чего вы берете гитару в руки и что хотите в итоге добиться).

Не стоит забыть и то, что помимо огромного списка треков, распространяемых посредством продажи DLC, истинный меломан всё равно легко отыщет что-то, чего там нет, но на выручку приходит западный форум, где гитаристы со всего мира сами создают довольно-таки неплохие «Custom DLC» (CDLC) и среди них найдется множество интересного, например, что-то вроде The Black Angels. Кроме того, Rocksmith даёт возможность играть с уровнями громкости дорожек, (и многим другим), таким образом, можно вообще выключить всё и оставить на звуке только одного себя, что радует.

В итоге

Выходит, что с терпением и упорством можно научиться играть свои любимые песни «как в Guitar Hero», только на настоящей гитаре, разобраться с инструментом, (как держать, приемы, что и где находится). Так учиться гораздо веселее, с быстрыми и наглядными результатами, аккомпанементом любимой песни и полными штанами радости. Фактически это табы, преподнесенные в простой и более доступной форме, избавляющей вас от необходимости знать музыкальную грамоту, что-то запоминать и держать ритм самостоятельно.

В дальнейшем, когда этот уровень будет освоен, можно начинать заучивать желаемые песни, чтобы играть их без подсказок (в этом игра тоже может помочь), а потом, если захочется, развиваться и дальше в этом направление. Не стоит бояться пробовать хоть что-то. Если есть интерес, но вы понимаете, что сразу не получится, а выглядит всё слишком страшно, то постарайтесь разбираться в вопросе постепенно и начинайте с самого элементарного, пускай даже это будет видеоигра 2007 года, с клавиатурой и мышкой.

К игре на электрогитаре можно подходить с разных сторон, и моё решение нельзя рассматривать как стопроцентно рабочий вариант (или хороший для всех), вам всё равно придётся посмотреть немного уроков о том, как правильно обслуживать инструмент, ставить руки, держать медиатор и так далее. Половина всех этих видео-пособий есть в самой игре, а вторую половину без труда можно найти в интернете.

5656
45 комментариев

Эх.

14
Ответить

Ты её трогал!

4
Ответить

У меня так же стоит, только шнурком от Rocksmith обмотанная.

Ответить

Выглядит как будто на нее положили

Ответить

Я после пары недель в роксмите решил, что так учиться всё-таки извращение и записался к преподавателю. Процесс тогда пошел куда быстрее. А от роксмита в итоге получаю куда больше удовольствия :)

5
Ответить
Автор

Именно так, тут уже всё индивидуально. Лично я стараюсь брать упорством, терпением и гуглом, хвастаться пока не чем, но в целом за два-три месяца результаты не вызывают желания выкинуть всё это в окно. Любые сложные моменты разбираю вечерами в riff repeater. Толковая штука, допустим, нужный момент, полная сложность, достаточное замедление и так до посинения, пока не ускоришься на все 100%.

2
Ответить

Толковый преподователь (а еще лучше с навыками гитарного мастера), - пожалуй, самый эффективный способ узнать все, что нужно узнать, и достойно научиться играть на гитаре при должном рвении и упорстве ... ИМХО, конечно, и основываясь только на личном опыте ... Я к своему (Царствие ему Небесное) попал с тремя подзаборными аккордами, а уже через несколько месяцев упорного "задрачивания" по 3-4 часа в день достойно мог играть адаптированные произведения Баха и Моцарта, не говоря уже о лид-партиях тогда казавшейся мне чем-то запредельным Металлики ... ну а потом уже пошло поехало ... Но суть такова, что самообучение - это хорошо и всегда нужно, но базис должен ставить профессионал.

1
Ответить