Почему люди так любят Скайрим и готовы покупать его снова и снова?

Почему люди так любят Скайрим и готовы покупать его снова и снова?

Вчера под одним из новостных постов, посвящённых десятилетию неувядающего Скайрима и его юбилейному переизданию между делом оставил комментарий о том, что вряд ли тогда, в ту красивую и знаменательную дату релиза 11.11.11 кто-то мог предположить, что через 10 лет мы будем покупать не TES 6 или даже 7, а всё тот же Скайрим. Комментарий внезапно вызвал оживлённую дискуссию о том, как вообще мы представляли игры себе игры будущего 10 лет назад, заметен ли прогресс в графике за эти годы или всё обман зрения, сбылись ли надежды на светлое будущее игропрома или кругом сплошной онлайн-мрак и донатная безысходность. Среди прочих в этой ветке многоуважаемый пользователь Дмитрий Воротников задал такой простой, но на деле весьма глубокий вопрос:

Почему люди так любят Скайрим и готовы покупать его снова и снова?

Спасибо за вопрос, гражданин. Казалось бы, что может быть проще, чем ответить на него, и изначально я предоплагал уложиться в пару предложений. Но то ли мне подмешали скуумы в чай, то ли в гильдии магов был день письменности, то ли действительно спустя 10 лет захотелось структурированно и обстоятельно выяснить для самого самому себя «почему», но вместо короткого ответа получилось приличное такое полотно. И раз уж сегодня такой повод, позволю себе перенести его в отдельный пост с дополнениями и визуальным сопровождением, и поделиться мыслями об этом с такими же любителями Скайрима.

Предлагаю всем любителям этой непотопляемой игры в честь юбилея поднять за неё кружечку аргонианского эля, закусив сладким рулетом, достать стрелу из колена и поделиться в комментариях своими мыслями о том, что же именно вам так нравится (а что нет) в этой игре, почему вы готовы проводить или проводили в ней сотни часов, что именно вас цепляет в ней больше всего и поведать ламповые истории из игры или знакомтсва с ней, от которых любому каджиту станет теплее.

А тем временем перехожу к тому самому комментарию с собственными мыслями. И да, важный момент: хоть и буду упомнать в том или ином контексте другие части свитков, но здесь я не сравниваю игры серии между собой, не выясняю, насколько Скайрим хорош или плох относительно них, это вообще не тема поста. Главный вопрос был «почему мне так нравится Скайрим?». Поехали:

1. Нарратив

Любовь к серии с 2003го, т.е с легендарного Морровинда, к её лору, многогранной и богато проработанной истории вселенной, берущей начало ещё с первой половины 90х годов. Много ли вы игр знаете, в которых история и лор проработаны до такой степени тщательно, что можно не просто узнавать её из из квестов, побочных разговоров с нпц, записок или раздела «кодекс» в главном меню на худой конец, а буквально внутри игры собрать огромную библиотеку книг об истории мира, выставить их собсвенными руками на книжной полке как тебе нравится в только что купленном поместье и читать на досуге после долгих битв? Если что, Скайрим такая игра.

Также на основу из крайне богатого, увлекательного и проработанного лора сверху ложится сомн маленьких и больших историй, но которые можно наткнуться в любом уголке мира. Пусть ТЕС традиционно не славится своими центральными сюжетами (хотя они вполне себе крепкие, масштабные по меркам фентези), зато внутри этих игр сокрыто огромное количество побочных сюжетов той или иной степени значимости, которые цепляют. Скайрим тут вовсю продолжает традицию серии.

Почему люди так любят Скайрим и готовы покупать его снова и снова?

2. Полная свобода во всём

В боёвке, в прокачке, в исследовании, в прохождении. Лепи из персонажа что хочешь. Хочешь стать архимагом, выжигающим драконов одним взглядом, пользующимся почётом и уважением при всех дворах ярлов Скайрима, но у которого его есть маленькое тайное увлечение — по ночам закрадываться в элитные поместья и без шума и пыли выносить оттуда древние артефакты для гильдии воров? Пожалуйста!

Хочешь играть за ящерицу-вампира или котика-качка, который бегает с огромным двуручным топором, но иногда умеет превращаться в волка? Почему бы и нет. Да и вообще возможность играть за котика можно было вынести в отдельный пункт. А уж как эти возможности можно расширить модами, даэдра их подери… Впрочем о модах позже.

В прохождении и исследовании игра никогда не станет вести тебя за ручку — можно полностью забить на основной сюжет и исследовать мир так как хочешь ты, при этом нигде не будет никаких ограничений и «сначала вы должны набрать такой то уровень, выполнить такой-то квест» или «дальше вы не пройдете, пока не получите бумаги». Абсолютная свобода перемещения — в играх с открытым миром далеко не всегда есть такое ощущение, что ты физически может добраться в абсолютно любую точку, что есть на карте. Никаких ограничений.

Почему люди так любят Скайрим и готовы покупать его снова и снова?

Полная свобода в выборе фракций и сторон — какие-нибудь там вампиры или стражи, империя или братья бури, убить кого-то или примкнуть к кому-то и так далее. Причем самое главное, по факту вы вообще можете наплевать на существование и той же империи, и каких-то там братьев бури, и магов и даже не подозревать о том, что в игре есть целые группировки вампиров или оборотней, какие-то тайные гильдии ассасинов, забить на всё файрболл, бахнуть Сиродильского бренди и наслаждаться видами гор с балкона своего поместья, периодически зачищая пещеры с бандитами или исследуя двемерские руины.

Некоторые игроки порой любят ругать Скайрим за недостаточно глубокую РПГ-составляющую. Дескать, и прокачка казуальная, и диалоги простые, как тут можно кого-то отыгрывать? Но лично на мой взгляд как раз свобода во всем для РПГ и есть та самая настоящая возможность отыгрывать кого сердце пожелает. Это просто другой взгляд на РПГ, который пришёлся, как видим, по душе десяткам миллионов людей, другая сторона медали. Но, к слову, я поклонник ролевых игр и «классического» толка тоже вроде Baldur’s gate или Knights of the Old Republic, поэтому одинаково обожаю оба подхода.

Почему люди так любят Скайрим и готовы покупать его снова и снова?

3. «Осязаемость» мира

Это скорее технический аспект, но он выгодно отличает Скайрим от 90% даже самых современных игр. Любой объект в игре — будь то качан капусты, метла в пыльном углу дома или легендарный доспех — это осязаемый объект, а не пиксели в инвентаре и не приколоченная намертво декорация. Любым физическим объектом, не «прибитым» к полу в теории можно убить или убиться, забрать его к себе домой и положить на видное место, бросаться им в проходящий мимо караван каджитов или просто кинуть со скалы. Причем он там и останется, если вы вернётесь к нему спустя время.

Можно устроить полный разгром во дворце какого-нибудь ярла с его «дизайнерским» интерьером от разработчиков, или свалку доспехов посреди главной площади города, чтобы местные с фразой «ой, если это никому не нужно, тогда я заберу себе» разбирали этот хлам, а стража отчитывала вас за то, что вы «неосмотрительно разбрасываетесь оружием, может ведь кто-то пораниться, и вообще именно так мне когда-то и прострелили колено». Это порождает невероятный даже по современным меркам уровень интерактивности и взаимодействия с игровым миром. Натуральная песочница в самом лучшем смысле слова.

Почему люди так любят Скайрим и готовы покупать его снова и снова?

4. VR

Этот же аспект безумной интерактивности (помимо и других) делает VR — версию Скайрима одним из лучших опытов в шлеме виртуальной реальности. Вообще VR Skyrim заслуживает отдельного поста по-хорошему, но скажу лишь, что, когда я сыграл в VR версию — будто открыл для себя игру заново. В VR все её богатые возможности многократно подчеркнуты и мироощущение, погружение усиливается до невероятного уровня, это трудно передать, надо только испытать. Правда обязательно стоит накатить несколько ключевых модов. После VR я полюбил Скайрим ещё сильнее. В последние пару лет, если возвращаюсь в этот мир изредка (под Новый год, например, на несколько часов для атмосферы), то по большей части только в VR.

Почему люди так любят Скайрим и готовы покупать его снова и снова?

5. Артдирекшен, художественное оформление, детализация и тщательная проработка игрового мира

Пишу сразу несколько пунктов в одном, чтоб скоратить пост, но! Всё начиная от скалы Солитьюда, заканчивая кустиком люпина в лесах около Фолкрита, березовыми рощами возле Рифтена, пасущимися стадами мамонтов в тундрах вод Вайтраном вызывает восхищение своей красотой и тем, насколько создатели вкладывали талант и душу в своё детище. Но что самое главное — вся эта красота и милота — это не пустые декорации. Мир очень насыщен различными локациями, заброшенными крепостями, пещерами, руинами городов вымершей цивилизации, деревушками. И, наслаждаясь видами, выискивая лучшие ракурсы для скриншотов, то и дело натыкаешься на приключения.

Почему люди так любят Скайрим и готовы покупать его снова и снова?

Даже какая-то захудалая избушка на краю леса у ручья будет там не просто так, а обязательно преподнесёт какой-то мини-квест или хотя бы просто чей-то дневник, в котором будет раскрыт сюжет этого места. Какая-нибудь беспомощная и мирная с виду старушка, живущая на отшибе в своей хижине вдали ото всех будет крайне раздосадована, если вы спуститесь к ней в погреб, раскрыв её тайну и постарается обрушить всю мощь своей магии, чтобы вы пожалели о своем чрезмерном любопытстве.

О таких локациях можно даже не подозревать никогда, пока просто случайно, решив узнать «а что же там за той скалой» не наткнёшься и не отыщешь приключения на пятую точку. Исследование огромного, проработанного, с любовью вылепленного мира в игре возведено в абсолют и оно здесь главная цель и азарт, и дух исследователя щедро вознаграждается. Впрочем, эта черта всех игр компании, сего не отнять.

Почему люди так любят Скайрим и готовы покупать его снова и снова?

6. Душа

Уже упомянутая душа, вложенная создателями, и которую они ретранслируют тебе через игру. Даже не знаю, можно ли в наши дни говорить об этом вслух. Когда в игровой индустрии сегодня такое понятие как «душа» занесли в красную книгу и оно встречается изредка только где-то в инди-заповедниках, а в ААА сегменте за старание её вложить в игру и стремление творить искусство разработчиков может преследовать аукционерная инквизиция имени Бобби Котика.

Но, тогда тем более надо сказать, что в каждом камне Скайрима чувствуется любовь создателей к своему детищу, талант и, пусть игра во многом кривовата, но это ощущение позволяет простить всё. Вот, например, самое главное, самый бич игр Беседки лично для меня — это корявая анимация персонажей и монстров. Откровенно ужасный аспект их игр, который тащится за ними хвостом уже почти 20 лет из игры в игру. Но, чёрт возьми, вот даже это на фоне вышеперечисленного мне не мешает наслаждаться игрой, полностью растворяться в ней. Потому что с душой, потому то столько всего интересного вокруг, уж я уж добегу как-нибудь до этого и на коряво анимированных ногах/лапах/копытах.

Почему люди так любят Скайрим и готовы покупать его снова и снова?

Такие тонкие материи как эта вот самая «душа» особенно явно ощущаются на контрасте в наше время, когда игры перестали быть объектом романтизации, предметом творчества условной группы энтузиастов в прокуренном подвале, а стали многомиллиардным бизнесом, главным в сфере развлечений вообще. И теперь разрабатываются не столько сами игры, а все эти бесконечные патенты на увеличение монетизации, механизмы, побуждающие донатить и вливать кровные по факту ни во что.

И вот тут многие смеются, ругают и жалуются на бесконечные переиздания Скайрима, да что там — они уже стали притчей во языцех, мемом и частью массовой культуры. Но, как говорится, что лучше, когда из тебя пытаются выудить деньги едва ли не мошенническими путями через лутбоксы, ускорители прокачки и тому подобный скам, или всё-таки когда талантливые люди сделали шедевр на сотни часов и уже после зарабатывают на нём долгие годы. Судя по успеху переизданий немало людей предпочитает второй вариант.

Впрочем, если что, я тут не собираюсь агитировать кого-то покупать Скайрим или что-то такое. Я даже сам Аннивёрсари издание брать не планирую, так как играть плотно нет времени, да и я считаю, что сполна отблагодарил создателей уже раньше, купив Оригинал и ВР-версии. Но просто если уж в наше дурацкое время по другому нельзя, то лучше уж отдать копейку за произведение искусства, которое делали увлеченные люди для увлеченных людей, а не маркетологи для аудитории, которую сами считают глупым скотом.

Почему люди так любят Скайрим и готовы покупать его снова и снова?

7. Атмосфера

Крайне заюзанный термин, понимаю. Но погружение в этот мир невероятное и ты несмотря ни на какие технические помарки веришь, что он живой. И более того, не только живой, но в нём ещё и чертовски уютно находиться, он буквально не отпускает. У каждой игры серии TES своя уникальная, неповторимая атмосфера, но Скайрим почему-то ощущается особенно лампово и до мурашек приятно. Возможно, потому что лично у меня эта игра ассоциирусется с новогодними праздниками, ведь я и поиграл в неё впервые в 11-м году аккурат под Новый год. А может быть причина не только в этом, но в данном случае не считаю необходимым подробно описывать ощущение, потому как уверен, что многие поклонники игры меня поймут.

Почему люди так любят Скайрим и готовы покупать его снова и снова?

8. Баги и мемы

Звучит странно, любить игру за баги, но чёрт возьми — баги в Скайриме это уже классика, неотъемлемая часть её ДНК, важная часть игрового процесса. Многие из них стали мемами и вышли даже за пределы игрового комьюнити, типа простреляных колен, вёдер на голове или падений под знаменитое «FUS-RO-DAH». Да что там — есть целые каналы миллионники на ютубе, посвященные смешным ситуациям в игре, идиотским ситуациям с NPC, куча пародий а-ля «Скайрим в реальной жизни» и т.п.

В игре просто столько систем и контента, что физически невозможно сделать так, чтобы все работало идеально. Но может это и неплохо, потому что порция здорового смеха ещё никому не мешала. Добротно так «вскекнуть», выбравшись наконец из тёмной пещеры на свет божий, от того, как несчастного бандита великан запускает в стратосферу своей дубиной или поугорать над тем, какую дичь в очередной раз утворили NPC, повздорившие на городском рынке из-за выброшенного тобой оружия — отличная разрядка, я считаю. Так что Скайрим это настоящий генератор мемов, один из лучших в истории, а потому мемасы из игры знают даже порой некоторые люди, которые игру не запускали никогда, но даже им становится теплее от них.

9. Музыка.

Тут коротко: Джереми Соул. Один из самых легендарных и великих композиторов в игровой индустрии. Вся серия ТЕС сопровождается невероятными по своей мощи саундтреками и тут Скайрим с его легендарной темой Довакина просто вершина.

10. Красота.

Я уже описывал насколько красив мир игры, но тут немного не об этом, а о техническом аспекте. Прозвучит смешно и нелепо, но это одна из самых красивых игр на сегодня и, как говорится, change my mind. Только не сама по себе, конечно — по дефолту она была довольно неказиста, потому как были ограничены сильно ресурсы платформ того времени. А вот с модами на графику, где умельцы прикручивают всякие 8к текстуры, переделывают эффекты и даже добавляют RTX, игра выглядит фантастически и в наши дни. Чтобы убедиться, достаточно вбить на ютубе что-нибудь вроде «Skyrim 2021 4k RTX 3090» и тому подобное.

Кто-то вскрикнет, что все эти моды только портят атмосферу, но тут вынужден буду сказать, что действительно есть всякие кислотные Васян-ENB, от которых вытекут глаза через 15 секунд, а есть крайне добротные и сбалансированные решения, которые ни капельки не портят оригинальную атмосферу, но делают игру сногсшибательно красивой. Дело вкуса и подбора оптимальных для вас модов. Всё портит только порой та самая анимация, но есть моды даже на неё, которые пусть не совсем, но немного улучшают положение.

11. Моды

И вообще моды — не только на графику, а в целом — можно смело вынести в отдельный пункт. Ведь серия ТЕС всегда славилась своим мод-комьюнити, а решение разработчиков выпустить мощнейший инструментарий со времен Морровинда стало одним из гениальнейших решений по обеспечению их играм долгих и счастливых лет жизни. Даже я не особо вникая как-то пилил себе уютный домик у озера, чтобы складировать трофеи, а в Морровинде даже целый город, а некоторые творят такие вещи в редакторе Скайрима, что потом превращаются в отельные игры и выходят в Стиме. Можно даже поиронизировать, что моды — это такой отдельный режим с эндгейм контентом для игры, когда ты уже настолько все излазил и прошёл, позади сотни насыщенных часов, но тебе хочется ещё, но чтоб уже с ощущением новизны и вот ты отправляешься на сайты с модами и… даже не представляешь, насколько глубока кроличья нора. Процесс моддинга игры легко может затянуться ещё на десятки часов, и всё это время вы будете охреневать от того, насколько бесконечна любовь комьюнити к этой игре и сколько всего они туда добавили за эти годы и как хотя бы часть из этого затестить. Это даже трудно вообразить, если честно. Скайрим, вероятно, один из рекордсменов в индустрии не только по количеству переизданий, но и модов на него. И сам этот факт уже лучше многих говорит нам, насколько игра любима в народе.

Думаю, нет смысла пояснять, какие именно моды пользуются наибольшей популярностью.
Думаю, нет смысла пояснять, какие именно моды пользуются наибольшей популярностью.

ИТОГО

Ох… вряд ли на этом перечень заканчивается, но сама сегодняшняя дата подсказывает, что 11 пунктов хватит, а то и так кто всё это будет читать. Одним словом, вопрос, почему мне (или в данном случае уместнее сказать нам — миллионам поклонников легенды) нравится Скайрим может породить бесконечно долгие, но уютные тёплые разговоры «у костра» о том, как маленкий человек по имени Тодд и его талантливая команда подошли максимально близко, насколько это было возможно для 2011го (а перед этим в 1996м, 2003м и 2006м) к понятию «игра мечты» для миллионов. Отсюда и любовь этих самых миллионов людей по сей день, для которых игра стала отдушиной, творческой площадкой и вдохновителем. Даже создатели не нуждающегося в представлении культового третьего Ведьмака не стесняясь говорили, откуда черпали вдохновение. Отсюда и эти рекорды продаж и бесконечные переиздания. Ибо ну что поделать, если ребята так увлеклись, что сделали одну из самых монументальных игр в истории.

Поздравляю всех поклонников ещё раз с юбилеем легенды и желаю, чтобы всё-таки хотя бы её 20-ти летие мы уже отмечали играя в ТЕС 6!: )

Почему люди так любят Скайрим и готовы покупать его снова и снова?
595
431 комментарий

Ни разу не покупал Скайрим и не люблю Скайрим. Держу в курсе

118
Ответить
105
Ответить

Я вот в TES вообще не играл... Может, самое время попробовать?

8
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Купил скайрим один раз. Поиграл 3 часа

1
Ответить

Да потому что никто за десять лет и близко ничего подобного не сделал.

89
Ответить

Комментарий недоступен

13
Ответить