Наука на плечах титанов: модификации для обеих частей Portal

Во что поиграть тем, кому надоело ждать продолжение.

Наука на плечах титанов: модификации для обеих частей Portal

Выйдет ли когда-нибудь Portal 3 — вопрос риторический. Ведь даже если отбросить неумение Valve досчитать до трёх, последняя часть Portal не особенно располагала к продолжению. В отличие от финального твиста Half-Life 2: Episode 2, который на много лет оборвал историю Гордона Фримена, концовка Portal 2 чётко завершила все сюжетные линии.

Но фанаты всё же ждут и верят, а та их часть, которая уже устала ждать, готова действовать самостоятельно. Дружное сообщество вокруг Portal больше десятка лет даёт поводы вернуться в стены Лаборатории исследования природы порталов в новых обстоятельствах.

В этом материале мы собрали наиболее интересные модификации для первой и второй Portal (иметь их копии для запуска модов обязательно), некоторые из которых даже способны поконкурировать между собой за звание «третьей части от народа».

Модификации, доступные в Steam

Необходимо наличие: Portal

Единственный мод для первой Portal, который можно скачать через Steam. Rexaura следует философии оригинальной игры, походившей на технодемку, и потому достаточно непритязательна по всем аспектам, кроме геймплея.

Наука на плечах титанов: модификации для обеих частей Portal

Авторы мода не церемонятся с игроками и не тратят много времени на обучение. Всё, чему учила Portal, уже должно быть известно, поэтому на ранних камерах испытуемого знакомят с новыми механиками — их вы уже могли увидеть на скриншоте выше.

Новинок немного, но именно на них строятся местные головоломки. Главное нововведение мода — держатель куба в воздухе. С его помощью энергетические шары отскочат в нужном направлении, но если же шар прилетит не под тем углом — куб растворится и ничего не сработает.

Наука на плечах титанов: модификации для обеих частей Portal

Другая важная механика — новые энергетические поля, которые меняют свои свойства (скажем, открыть/закрыть дверь) при пролёте шаров сквозь них.

Многие головоломки здесь завязаны на вашем ощущении тайминга. Вовремя подставьте кубы и успейте открыть порталы для энергетических шаров, иначе всё по новой. Поэтому некоторые тесты, которые не допускают и секунды промедления, могут слегка взбесить игрока. Сначала тратишь время, чтобы обмозговать решение головоломки, но ещё больше времени уходит на то, чтобы исполнить всё, что ты уже решил в голове.

К счастью, мод не отнимет чересчур много времени: вдумчивое прохождение займёт около трёх-четырёх часов, а для желающих ещё пораскинуть мозгами предусмотрены усложнённые камеры. Стоит добавить, что в модификации аж три достижения Steam, так что любителям выбить все ачивки есть резон обратить на Rexaura внимание.

Необходимо наличие: Portal 2

Наука на плечах титанов: модификации для обеих частей Portal

Моды, за которые требуют деньги — ситуация крайне редкая. И с Aperture Tag как раз тот случай — это единственный платный мод для Portal 2. Но стоит ли он своих денег? Пусть для многих фанатов ответ оказался «однозначно нет», о таком прецеденте всё же следует упомянуть.

Про Aperture Tag можно сказать, что колесо Сансары дало оборот. Название отсылает к игре Tag: The Power of Paint, геймплей которой заключался в распылении красок с разными свойствами. Valve заметила разработчиков и позвала работать над Portal 2 — так в игре и появились гели.

И теперь уже модификация для Portal 2 наследует игровой процесс Tag, выдавая гелевую пушку вместо портальной.

Несмотря на такое серьёзное изменение в игровом процессе, Aperture Tag не оправдала ожидания игроков. Головоломки оказались проще простого, а некоторые камеры вгоняли в тоску необходимостью тратить время на закрашивание.

Что в моде могло бы получиться, так это динамичные сегменты. Вы стреляете под себя ускоряющий гель, чередуя с отталкивающим, и несётесь на полном ходу по местному треку.

Наука на плечах титанов: модификации для обеих частей Portal

Однако за игру таких моментов раз, два и обчёлся; а те, что есть, однозначно похвалить нельзя. Уместно будет сравнить их с побегом от гаргантюа в Black Mesa — другом фанатском проекте. И сравнение окажется не в пользу Aperture Tag. Авторы ремейка Half-Life справляются с динамикой и умудряются поставить сцену интуитивно понятно, чтобы игрок одолел её с первого раза и испытал чувство триумфа от достигнутого результата. Создатели Aperture Tag, увы, так не умеют, поэтому прежде чем пройти такой уровень, вероятно, вам придётся его немного позакреплять.

Зато у модификации две концовки — правда, абсолютно друг другу равнозначные. В остальном, Aperture Tag скорее не стоит покупки. Но если вдруг вы коллекционируете в библиотеке Steam все немногочисленные проекты, связанные с Portal, то ничего зазорного в её пополнении этим модом нет. К тому же, в игре предусмотрена мастерская Steam, куда пользователи публикуют свои карты — можно там затеряться на часок-другой.

Необходимо наличие: Portal 2

Наука на плечах титанов: модификации для обеих частей Portal

А вот и модификация, которой хватило смелости продолжить историю Portal 2. Технически.

TwTM начинается ровно там же, где закончилась оригинальная игра. Оказывается, что пшеничное поле из финала — фикция, и Челл всё ещё находится в Aperture. Потому она без лишних слов продолжает заниматься тем, что умеет лучше всего — наукой.

Главная фича игры вынесена в название: теперь, помимо того, чтобы думать портально, необходимо планировать действия своей копии из прошлого — для неё и предоставляют «машину времени». Записываете свои действия и по нажатию кнопки создаёте двойника, который все их точно повторит.

Наука на плечах титанов: модификации для обеих частей Portal

Мод достаточно незатейливый и вряд ли займёт больше полутора-двух часов. Может показаться, что достойно продолжить Portal 2 за такое время невозможно — и это правда. Дюжина дополнительных реплик тут есть просто постольку-поскольку.

Словом, перед нами технодемка, концепт которой оставили раскрывать неравнодушным игрокам в мастерской — а вот уж там много любопытных карт.

Необходимо наличие: Portal 2

Наука на плечах титанов: модификации для обеих частей Portal

Самый настоящий фанатский аддон, сравнимый по продолжительности с оригинальной Portal 2. Полноценный сюжет с новыми героями, оригинальный саундтрек от Гарри Каллагана (он же видеоблогер Harry101UK) и обилие новых локаций никак не позволят преуменьшить заслуги Portal Stories: Mel.

Действие начинается в 1952 году. Кейв Джонсон живёт, здравствует и приветствует Мэл — прибывшую в Aperture испытательницу, которая должна протестировать Камеру Кратковременного Отдыха. Камера сработала исправно, вот только с промежутком времени случилась беда: вместо «максимум часа» Мэл проспала несколько десятков лет.

Затем события развиваются по знакомому сценарию. Модуль пробуждает героиню и просит о помощи. Но, поверьте, по ходу мода помощи будете хотеть и вы.

Наука на плечах титанов: модификации для обеих частей Portal

Portal Stories: Mel щеголяет не только красивой обёрткой и приятным звуковым сопровождением. Игра сразу пускает в ход доставшиеся в наследство механики, не размениваясь на объяснения. Особенно разработчики гордятся тем, что сделали упор на тесты на логику вместо задачек на исполнение.

Каждая камера старательно сделана так, чтобы игрок час ломал голову над очередной загадкой. То, что поначалу может показаться нагромождением всего и сразу, на деле — хитрейше построенная головоломка.

На момент выхода среди пользователей даже поднялась буча, потому что многие бросали игру в попытках дойти до решения загадки. Разработчикам пришлось добавить упрощённый режим с изменёнными головоломками, чтобы мод могло пройти больше людей.

Сравнить результат можно на примере первой камеры третьей главы. Скриншот слева демонстрирует оригинальную тестовую камеру, справа — её упрощённую версию. Обратите внимание, что на втором скриншоте портальная поверхность слева скрыта за полем анти-экспроприации, не пропускающим порталы; в оригинале она находится за стеной. В обоих случаях «открыть» стену нужно нажатием кнопки. Кроме этого на скриншоте изначальной версии можно увидеть ещё одну комнату справа, важную для прохождения. В упрощённом варианте её запечатали.

Впрочем, не надо считать, что облегчённый режим — это какая-то «кастрированная« версия игры. Напрягать извилины здесь всё равно нужно, даже несмотря на поблажки.

В общем, мод обязателен к ознакомлению, что подтверждают и очень положительные отзывы пользователей Steam. К слову, команда, разработавшая Portal Stories: Mel, выпустила и небольшой VR-проект в антураже Aperture Science. Никаких порталов там нет, равно как и полноценных головоломок. Но если у вас в наличии есть Valve Index или HTC Vive, а также желание ещё немного побывать в любимых декорациях, то почему бы и не опробовать?

Модификации с Mod DB

Необходимо наличие: Portal

Наука на плечах титанов: модификации для обеих частей Portal

Один из первых модов для Portal, вышедший в далёком 2008 году и ставший уже по-своему легендарным. Хотя сохранился он не лучшим образом.

Как можно догадаться по названию, перед нами приквел оригинальной игры. GLaDOS ещё не запустили, а потому все тесты курирует человеческий персонал Aperture Science (не обманывайтесь роботическими голосами — просто у авторов не было бюджета на настоящих актёров), для которого смерти испытуемых — будничный случай и повод пошутить.

Наука на плечах титанов: модификации для обеих частей Portal

Испытуемым, однако, далеко не до шуток. Здешние тесты не дают фору и кидают игрока в экстренные ситуации, выбраться из которых поможет лишь быстрота реакции. А те испытания, которые позволяют чуть расслабиться, требуют точных выверенных действий, не оставляя места импровизации. По крайней мере, в теории.

На самом деле Portal Prelude спустя столько лет из сложнейшей модификации стала... просто обычной. Казавшиеся непроходимыми тестовые камеры не лишены недостатков, открывающих путь эксплойтам. Единственные по-настоящему сложные камеры — две финальные, которые проверят не только сноровку игрока, но и прочность его нервов.

Наука на плечах титанов: модификации для обеих частей Portal

Несмотря на недостатки, Prelude уже зарекомендовала себя в фанатском сообществе и даже заработала страничку на Википедии. Идеальный вариант для археологических изысканий с целью узнать, как вокруг Portal зарождалось модостроение.

Необходимо наличие: Portal

Другой мод, который можно назвать легендарным, но с оговорками.

Portal: Still Alive — это расширенный релиз оригинальной игры на Xbox 360. К уже имеющимся камерами прибавились бонусные — взятые как раз из легендарного The Flash Version Map Pack. Что же это за набор карт?

Наука на плечах титанов: модификации для обеих частей Portal

2D-игра на Flash по мотивам Portal вышла за день до релиза полноценной игры и сразу же стала популярной. The Flash Version достаточно нашумела, чтобы команда разработчиков перенесла игру в 3D и выпустила набор карт для Portal — один из первых в принципе. Valve, привыкшая работать с фанатами, решила увековечить The Flash Version в своей игре и перенесла избранные уровни оттуда в версию для Xbox, слегка их переделав.

А теперь консольную версию перенесли обратно на ПК в виде мода, добавив туда весь набор карт из Flash-версии и ещё немного мелочёвки сверху.

Кроме исторического интереса, The Flash Version Map Pack достоин внимания хотя бы потому, что именно здесь впервые появились мосты плотного света, которые затем перекочевали в Portal 2. Помимо этого, карты Flash-версии относятся к тем, которые требуют смекалки, а не скорости, — даёт о себе знать 2D-прошлое, в котором особо не разогнаться.

Необходимо наличие: Portal

Ранняя модификация от разработчика Rexaura, которая так и не добралась до релиза в Steam.

Наука на плечах титанов: модификации для обеих частей Portal

Игровые механики тут почти не изменились. Единственный новый элемент — энергетические поля, которые меняют принцип работы, стоит вам сквозь них пройти. Похожая идея перекочевала в Rexaura, где поля взаимодействовали с шарами.

Наука на плечах титанов: модификации для обеих частей Portal

В отличие от Rexaura, этот мод куда больше полагается на логические решения, а не скоростные; некоторые камеры при этом можно пройти нахрапом, ещё до того, как уловишь суть загадки.

Так или иначе, качественно Portal Pro и Rexaura находятся на одном уровне и одинаково заслуживают внимания.

Необходимо наличие: Portal

Пожалуй, модификация с наиболее интересными изменениями. Одно из них вынесено в название — всю игру придётся довольствоваться однопортальной пушкой, а оранжевые порталы будут расставляться без участия игрока, либо по нажатию кнопки.

Наука на плечах титанов: модификации для обеих частей Portal

Далее по списку: новое визуальное и звуковое оформление (даже турели переозвучили), несколько разновидностей кубов («огненный», «ледяной», способный пройти сквозь поле анти-экспроприации), магниты для них и парочка новшеств поменьше.

Хотя без спорных решений не обошлось. Как и несколько ранее перечисленных модов, Blue Portals проверяет ловкость рук, а не сообразительность. Такие испытания могут быть не очень приятны и в оригинальной игре, но когда ты вооружён однопортальной пушкой, это оборачивается натуральной пыткой.

Тем, кого не страшит перспектива сотни раз пытаться правильно запрыгнуть в портал, мод наверняка придётся по душе. Но если вы предпочитаете поломать голову над загадкой, а не клавиатуру, то к Blue Portals подходите с осторожностью.

Кстати говоря, разработчики обещают ремейк Blue Portals для Portal 2, но никаких новостей по его поводу пока нет.

Модификации, готовящиеся к выходу

Portal Reloaded (релиз в Steam)

Необходимо наличие: Portal 2

Главный апрельский релиз для всех фанатов Portal докручивает идею с манипуляциями временем из Thinking with Time Machine и позволяет буквально перемещаться из настоящего в будущее и обратно.

Для этих целей игроку будет выдано трёхпортальное устройство, открывающее путь в камеры Aperture спустя двадцать лет.

Наука на плечах титанов: модификации для обеих частей Portal

С выходом трейлера некоторые назвали мод «фанатским Portal 3», но сам разработчик открещивается от подобных эпитетов. На своём сайте он честно признаётся, что Reloaded не будет тягаться с той же Portal Stories: Mel, которую разрабатывала целая команда. Поэтому не стоит ожидать грандиозной истории — автор мода целиком сосредоточился на геймплее, не распыляясь на всё прочее.

Разработчик прогнозирует, что в среднем Portal Reloaded можно будет пройти за 4-6 часов, и обещает неочевидные пути решения загадок. Ждать мода осталось всего ничего — релиз состоится уже 19 апреля, на десятилетие Portal 2.

Portal: Revolution (релиз в Steam)

Необходимо наличие: Portal 2

Как обещает описание мода, мы побываем в разрушенном комплексе Aperture вскоре после концовки первой Portal. GLaDOS на самом деле в порядке и собирается восстановить контроль, чему должен помешать безымянный испытуемый. Игра введёт новых персонажей, механики и похвастается обновлённой картинкой с оригинальным саундтреком.

Остаётся только гадать, почему подзаголовок пафосно гласит «Revolution», но как минимум одну революцию этот проект совершит — первым перейдёт на адаптированный фанатами Portal 2: Community Edition. Эта модификация использует Source версии CS:GO, что должно обеспечить Portal 2 новые фишки, упрощающие жизнь мододелам и повышающие общее качество модификаций.

Работа над Portal: Revolution и P2CE идёт пусть медленно, но верно. Revolution планируют выпустить в 2022 году, а P2CE — в конце 2021-го.

Destroyed Aperture (релиз в Steam)

Необходимо наличие: Portal 2

И вновь мод про разрушенный комплекс Aperture. Главная цель — вернуть память главному герою, Дэвиду Грейлингу, компанию которому составит обаятельный модуль по имени Неадо. Вместе эта парочка разузнает некие тёмные секреты комплекса, вероятно, как-то связанные с Дэвидом.

Модификация представит новые геймплейные элементы — например, переносную кнопку, которой уже успели посвятить целое видео.

Destroyed Aperture рассчитывают уместить в 4-6 часов и укомплектовать логическими задачками с постепенной прогрессией сложности. Даты выхода пока нет.

Необходимо наличие: Portal 2

Наука на плечах титанов: модификации для обеих частей Portal

Фанатский ремейк Portal, который пытаются доделать вот уже почти десять лет. За мод отвечает команда, разработавшая Blue Portals, с благословения некоторых сотрудников Valve.

Моддеры заявляют, что не только воссоздадут оригинальную игру, но и переделают некоторые загадки по просьбе разработчиков Portal — кажется, что из-за спешки при работе над игрой особенно пострадали финальные уровни. Кроме сюжетного режима адаптируют и режим испытаний, а также добавят некий «элитный набор карт».

Редкие обновления упорно напоминают, что мод не заброшен, но даты выхода всё ещё нет.

Необходимо наличие: Portal 2

Спустя много лет после событий Portal 2 над Aperture нависла некая угроза, справиться с которой под силу лишь девушке без руки, но с протезом-порталганом.

Разработчики называют Desolation более сюжетно-ориентированной модификацией в сравнении с другими, характеризуя историю как «мрачную, тревожную и нервирующую». Центральными темами называют одиночество и мораль.

На геймплее тоже обещают не халтурить. Так, в игру добавят два новых элемента: клейкий гель, который среди прочего можно будет использовать, чтобы испортить турели, а также некая новая вариация моста плотного света, по поводу которой авторы особо не распространяются.

Дату выхода не сообщают.

Необходимо наличие: Portal 2

В попытке сбежать от Семичасовой войны главный герой оказывается в комплексе Aperture Science. Ему предстоит пережить этот кошмар, и судьба его целиком находится в руках игрока. Abyss расскажет нелинейную историю, а сами авторы обещают, что в моде будут «решения и последствия».

Разработчики предупреждают, что не сдерживают себя рамками канона Valve и пишут свою версию вселенной Half-Life. Геймплейно мод тоже не пытается походить на Portal, тяготея как раз к Half-Life, в том числе и эстетически. По имеющимся видео Aperture Science и близко не напоминает знакомый развесёлый комплекс, идущий в ногу со временем. В Abyss это скорее военный бункер, излучающий зловещую ауру пустых карт Source — словно кто-то в тени наблюдает за тобой.

Любопытнейший мод, который, похоже, сведёт головоломки к минимуму и замахнётся чуть ли не на immersive sim. Амбициозный проект находится в разработке уже больше пяти лет и всё ещё не имеет даже примерной даты выхода.

Необходимо наличие: Portal 2

Наука на плечах титанов: модификации для обеих частей Portal

По такому случаю уместно будет вспомнить другую амбициозную модификацию, которая так и не увидела полноценный релиз, но разошлась ассетами по работам других людей. Сейчас же в разработке находится Catalyst, вдохновлённый этим самым модом.

Начало истории датируется аж 2012 годом, когда было объявлено о разработке Afterword. Модификация должна была рассказать о том, что случилось с Aperture Science в период между первой и второй Portal, и предполагала нелинейность.

Но уже через год в команде возникли разногласия. Тогда часть разработчиков откололась от Afterword и начала работу над идейным наследником — Converision.

Однако и с Conversion не заладилось. Быстро стало понятно, что модификация получается в лучшем случае так себе: всему виной проблемы с балансом сложности и написанием сценария. В итоге стихийно получилось так, что работа над модом заглохла.

Тем не менее в прошлом году многострадальный мод пережил даже не одну, а две разные инкарнации. Первая — Mind Escape от разработчиков Conversion, которые решили довести имеющиеся наработки до хоть какого-нибудь финала. Так что мод действительно вышел и его можно скачать, но он едва ли играбелен.

Вторая же инкарнация — это и есть Catalyst, который возглавляет левел-дизайнер Desolation. Проект вдохновлён концепцией Conversion и, видимо, напрямую использует некоторые наработки оттуда — но история, по заверениям разработчика, полностью оригинальная и не берёт из Conversion ничего, кроме идеи.

Как бы там ни было, пока активно ведётся работа над Desolation, до релиза Catalyst наверняка ещё очень и очень далеко.

Уже сложно себе представить движок Source без огромного сообщества моддеров, которое будто бы сплотилось сразу после выхода Half-Life 2. Потому неудивительно, что игры Portal не остались в стороне и даже спустя десять лет активно поддерживаются фанатами.

Разумеется, в рамках одного текста невозможно охватить все вышедшие за это время модификации. Поэтому не стесняйтесь поделиться достойным модом в комментариях — может, как раз пока мы всё перечислим, Valve да и анонсирует что-то с цифрой 3.

318318
55 комментариев

Привет.

20
Ответить
29
Ответить

Portal Stories: Mel проходил два раза: на релизе и в прошлом году и это было удовольствие напрягать извилины, а потом находить решение, так что легкий режим это было бы слишком скучно. 

20
Ответить

Соглашусь, хотя некоторые вещи лучше бы переработать.

2
Ответить

блин, а какая музыка тут... сильно нравится

Ответить

Начну первым вбрасывать моды, которые не попали в статью (потому что писать про них особо нечего):
Factum Solus — мод для первой Portal про побег из лаборатории, с которым помогает другая испытующая. Кривая сложности здесь буквально кривая — скачет туда-сюда (даже автор об этом предупреждает в заставке), но никаких особенных трудностей модификация не преподносит.

11
Ответить

Eidolon — симпатичный мод для второй Portal с совершенно другим визуалом. Из-за этого и вызывает трудности — надо заново учиться правилам и привыкать.

10
Ответить