Blizzcon-2021: Blizzard Reused

Blizzcon’ы я смотрю с 2009 года и это всегда было событием, которого я ждал. Особенно те Blizzcon’ы, на которых анонсировали очередное дополнение к WoW. Этот не стал исключением, несмотря на то, что в игры Blizzard я играю все меньше и меньше. Ниже, некоторые впечатления и выводы об увиденном и услышанном.

Как человек, который немножко успел побыть пионером и даже комсомольцем, я пережил легкое дежа-вю. Выступление Джея Алена Брека, — а потом и других творческих директоров Blizzard — напомнили мне пионерские и комсомольские собрания. Только на тех собраниях нам рассказывали о победах социализма и светлом коммунистическом будущем, а в прошлую пятницу я слышал пафосные речи об играх, которые объединяют и о других правильных вещах. И почему-то вспоминал Метцена, в коротких выступлениях которого было намного больше искренности и энергетики. Даже когда он уже был рядовым участником, который задает вопросы из зрительного зала. И да, зал в ответ тоже ревел вполне искренне.

Blizzcon-2021: Blizzard Reused

Печально, что пафос этих выступлений не соответствовал тому, что компания выкатила на всеобщее обозрение в этот раз. Опустим часть связанную с патчем 9.1 для актуальной версии WoW и дополнение к Heartstone. Что мы увидели? Коллекция древних, еще из первой половины 90-х, аркад. Ремастер Diablo II — Diablo Resurrected. Запуск "классических" серверов The Burning Crusade. Новый класс в Diablo IV. Немного про Overwatch 2, причем последней игре не выделили времени в начале конвента. Да и дат выхода DIV и OW2 мы тоже не узнали, ясно одно — это не в 2021 году. Итого мы имеем два проекта в разработке с неясными перспективами и датами выхода и целых три "ремастера".

Что бы вы не подумали — я нисколько не против ремастеров культовых игр, как раз наоборот. Буквально на днях я закончил проходить первый Mass Effect и могу сказать, что мне пришлось немного пошаманить, чтобы играть в Full HD, потому как оригинальная игра этого разрешения не поддерживала.

Поэтому официальный анонс перезапуска The Burning Crusade стал для меня главной новостью. А возможность сделать копию персонажа и если что вернуться в Classic Era — это то, за что я готов заплатить. Аналогично с Diablo II — в свое время я прошел ее три раза разными персонажами. Правда, не думаю, что буду делать предзаказ, потому как опыт Warcraft III: Reforged навсегда отбил у меня охоту платить близзам вперед. Тем не менее, я рад анонсу Diablo Resurrected. Ремастеры лучших образцов жанра нужны, только вот, когда они становятся гвоздем программы, то это уже так себе сигналы.

Blizzcon-2021: Blizzard Reused

Я следил за проектами студии Blizzard с середины 90-х. Warcraft II, Diablo, Starcraft — эти три тайтла сделали меня убежденным фанатом. При всем этом, я прекрасно осознавал, что Blizzard никогда не были новаторами. Их успех в 90-х и первой половине нулевых был обусловлен тем, что они умели доводить находки других студий до ума. Они полировали игры и их “when it’s done” стало фирменным мемом. Blizzard делали игры, которые можно было запустить на любом калькуляторе, что было правильным ходом в сторону массового геймера. Все вышеперечисленное сделало их теми, кто сформировал жанр RTS, оказал серьезное влияние на Hack&Slash и вывели MMORPG в широкие массы.

Анонсы и программа Blizzcon-2021, стали для меня жирной точкой над i в отношении текущего состояния студии Blizzard Entertainment. Студия, которая делал хиты и формировала жанры, закончилась. Сейчас мы имеем дело с корпорацией, которая беззастенчиво хотя, надо признать, успешно, использует наработки прошлых лет.

Оглядываясь на историю студии я задал себе вопрос — когда же близы «поломались»? Думаю, что переломным моментом стала отмена Titan’a, проекта, о котором ходила масса слухов и который так и не был анонсирован официально. Это далеко не первый проект, который Blizzard закрыли. В свое время отменили Warcraft: Adventures, Starcraft: Ghost, Nomad, который Джон Стаатс назвал предтечей WoW. Но случай с Titan’ом был особенным и это хорошо было видно по тому, что говорили Майк Морхайм и Крис Метцен в интервью сайту Polygon в сентябре 2014 года. Студия пыталась сделать MMO следующего поколения и после семи лет разработки свернула проект.

Blizzcon-2021: Blizzard Reused

Что было потом, думаю, видели все, кто более-менее пристально следит новостями о Blizzard. Для тех, кто следил не очень внимательно, напомню. В 2015 вышли Heroes of The Storm и Overwatch. Первый был попыткой конкурировать с Dota 2 и попыткой восстановить “историческую справедливость” — напомню, что в свое время Blizzard профукала возникновение целого жанра на основе своей же игры. А Overwatch был склепанным из обрезков Titan’a мультиплеерным шутером от первого лица, жанра, старого как дерьмо мамонта. Не сдюжив с крупным и потенциально прорывным проектом, Blizzard пошли менее сложными путями.

Интересное совпадение — где-то в это же время из компании начинается отток ключевых специалистов. Осенью 2013 уходит ведущий дизайнер игровых систем Грег Стрит, больше известный как Ghostcrawler. После отмены Titan в 2014 уходит старший дизайнер уровней Джон Стаатс. В июне 2014 компанию покидает Роб Пардо, человек, который был ведущим дизайнером StarCraft: Broodwars, Warcrat III, WoW, WoW The Burning Crusade. В сентябре 2016 коммьюнити фанов потрясла новость о том, что из компании ушёл Крис Метцен, вклад которого в создание вселенных Blizzard трудно переоценить.

Когда я наблюдал за этими "оттоком кадров", то поначалу думал, что "старики" уступают место "молодым", что идет естественная ротация кадров, которая должна привести к новому витку в жизни компании. В конце концов, даже Джей Ален Брек, тот который "you think you do, but you don’t" — тоже был фанатом Blizzard и пришел в компанию порядком поиграв в WoW. Эти надежды начали рассеиваться, когда осенью 2018 прошла новость о том, что Майк Морхайм уходит с поста президента компании. Весной 2019 он покинул Blizzard насовсем. Когда в июле 2019 из компании решил уйти еще один основатель, Френк Пирс, то окончательно стало понятно, что речь идет об исходе ключевых лиц, создавших компанию, под руководством которых были созданы главные хиты.

В чем причина этого исхода? А хрен его знает. Как говорил Джон Стаатс, все, что обсуждают фанаты в сети — это домыслы и что там произошло на самом деле знают только те, кто непосредственно принимал в этом участие. Как сторонний наблюдатель я вижу исход ключевых людей и изменения не в лучшую сторону. Например, я на сто процентов уверен, что старая команда не допустила бы провала Warcraft III: Reforged.

Значит ли это, что Blizzard умерла и все пропало? Совсем нет, как раз наоборот. Дела у студии идут совсем неплохо. World of Warcraft, Heartstone и Overwatch в прошлом году были в числе двадцати самых просматриваемых игр на твиче. Продажи Shadowlands оказались на отличном уровне. У игры по-прежнему большая фанатская база. Уже в первые месяцы после релиза WoW Classic стало ясно, что перезапуск The Burning Crusade это вопрос времени, как и Wrath of the Lich King. WoW — это уже старая корова, но дергать за ее сморщенное вымя Blzzard Activision будут еще долго, года три-четыре как минимум. WotLK был самым популярным аддоном и вангую, что посмотреть на него вернется куда как больше людей, чем в классику. Решение же создать сервера Classic Era и оставить возможность играть в классику — стратегически верное решение. Да и с ремастером Diablo II облажаться не должны.

При всем этом чего-то нового или доведенных до блеска чужих идей в ближайшие годы я бы ждать не стал. Если вы хотите чего-то свежего и нового, то искать надо точно не у Blizzard. Они сыграли свою роль, создав несколько культовых игр и в ближайшем будущем будут эксплуатировать успехи прошлых лет.

Blizzcon-2021: Blizzard Reused

Мне немного грустно от осознания того факта, что студия, которую я считал одной из лучших в индустрии и которая подарила мне массу положительных эмоций, превратилась в еще одну корпорацию, которая оперирует OKR и другими сухими цифрами, функционеры которой толкают пафосные речи про переиздания хитов прошлых лет. При этом страшного в этом ничего нет — хороших игр на рынке хватает, а молодняка, которому нечего терять и которые готовы экспериментировать тоже достаточно.

А еще — у меня настолько длинный беклог игр что вопрос «во что бы поиграть» вообще не актуален. Сейчас я открываю для себя серию Mass Effect и собираюсь допройти оставшиеся игры из серии Assassin’s Creed и, конечно же, DLC к Assassin’s Creed Valhalla. CDPR обещают патч 1.2 к Cyberpunk 2077 уже в марте, да и сюжетные DLC Destiny 2 тоже неплохо бы глянуть. Короче говоря, в этом году Blizzard меня как платежеспособного фаната почти потеряла, единственная игра, которая меня реально интересует это The Burning Crusade 2.0.

1111
55 комментариев

Комментарий недоступен

19
Ответить

На ролике перед началом церемонии чуть не блеванул. Настолько наиграно, выверенно и искусственно, что прям фе.

8
Ответить

Зато типок как радовался, что благодаря близзам нашел лгбтимсчяп коммуну в своём городе. Можно было конференцию на этом заканчивать.

1
Ответить

Вот, вспомнилось.
Я к чему: что Крис, что Джефф в нулевые обходились без натянутой искренности, в которую — на моей памяти — J.A. Brack, например, играет всю свою публичную жизнь.

Хотя, может, я сейчас натурально "ворчливый старый фанат"-кун

4
Ответить

Брек вообще еще тот эксперт. Как он всех в 2016 поучал, что классика никому не нужна, такого высокомерия не было ни у Криса ни у Джеффа ни у Морхайма.

2
Ответить

Если приводишь deep dive - панель, то сравнивай с deep dive панелью. Подобные панели про дизайн были кстати и на последнем Близзконе, хоть и меньше, чем на оффлайновых.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить