“Momodora: Moonlit Farewell” – как наказать демонов поркой
... если ты монахиня со свободным дресскодом, а твоё главное оружие – особый листочек. Данный обзор одобрен комитетом по чулкам с жирком. Рассмотрим Момодору: Прощанье под Луной.
Среднее время чтения этого поста – 8 минут.
С серией мне довелось познакомится в своё время не с самого начала, а с того момента, как в названиях стали пропадать цифры. Я был приятно удивлен, когда стал копать глубже, и выяснил, что Момодора довольно популярна в своём кругу, имеет родословную от 2010 года и на данный момент насчитывает пять полноценных игр. Что еще удивительнее, пилит историю боевых монахинь одна и та же небольшая команда, насчитывающая на настоящий момент 4 человека.
Немного вводных про последнюю часть: Момодора – 2D пиксельная метроидвания, выполненная в консервативно-традиционном стиле жанра. Игра вышла в Стиме 11 января 2024, а на всех консолях – 6 февраля 2025. Разработали игру Bombservice, а выпустил неплохой издатель Playism (отпечатавший недавнюю Blade Chimera, обзор – в профиле). Оценки: на Metacritic – 82, Gameranking – 85%, Steam – 92% отзывов из 2407 – очень положительны. Сам играл на Свиче, все фото и видео - с него. Среднее время прохождения 12 часов. Я неспеша управился за 18, отыскивая все секреты и проходя постсюжетный контент.
Хотя игра имеет связь с предыдущими частями (точнее – с тройкой) и вроде как завершает общую историю, играть в неё можно спокойно и начинающим, сюжет в ней проходит номинально.
Погружу немного в завязку, а потом – про игру в целом.
По миру разнёсся звон черного колокола, призывающего демонов в наш мир. Демонов, как доказывают многочисленные проверенные источники - компьютерные игры – никто не любит. А они – vice versa (знание латыни с демонами – вещь желательная), очень даже не прочь познакомится с человеками поближе.
Наша героиня Момо – высшая жрица деревни Кохо. В отличии от стандартных служителей церквей и храмов, наша героиня входит в группу боевых монахинь, предпочитающих носить чулки выше колена и платья подолом ещё выше уровня чулок. Оно и понятно, хочешь понять врага – влезай в его башмаки.
Итак, желая разобраться, почему поголовье демонов в округе резко возросло, мы отправляемся в ближайший лес на разведку.
Побегав по зарослям и разобравшись в стандартном управлении, разыскиваем на мосту нашу первую мощную кракозябру – демона-гаргулью. Скверный характер и несвежее дыхание явно указывают на демона, следовательно, наказание прописываем без сбора суда присяжных. Гаргулья, как настоящий герой - сражается до последнего, и, уже издыхая, умудряется обрушить мост вместе с нами в пропасть. Летать в монастырях, вопреки традиционным китайским фильмам про Шаолинь, нас не учили и тут бы игра могла и закончиться …
Но чудом пережив падение, мы оклёмываемся в кроватке у себя дома в деревне. Сестра рада, что мы можем и дальше нянчится с её ребенком-нашим племянником, и, в целом, не отъехали в мир иной лично передать привет главному демону. По её словам, жители деревни разыскали нашу тушку в лесу и перенесли в деревню для выздоровления от внезапной слабости.
Прознав о наших подвигах, матриарх, глава деревни, незамедлительно требует нас видеть. Собравшись, насколько позволяли сросшиеся кости, идем навещать Самую Главную.
Выслушав оперативные данные, женщина в красном выказывает обеспокоенность активностью нечисти, целью которых является уничтожение святого древа Лун, соответственно и всего живого. Волевым движением руки она отправляет нас в крестовый поход на поиски Черного колокола из вступительных титров и его звонаря, запуская тем самым цепочку главного квеста. Так начинается наш путь маленькой боевой монахини…
Момодора – это классическая метроидвания, появившаяся весьма задолго до этих ваших Полых рыцарей, сохраняющая и развивающая свой стиль и историю. Сюжетно мы методично исследуем небольшой мирок, примыкающий к родной деревушке, находим местных персонажей, богов и демонов. Из стандартных навыков, характерных для жанра, мы ограничены изначально только рывком-уклонением. К нему со временем мы добавим быстрый бег, скачки двойным коленцем и от стен, и ближе к концу режим бога, усиливающий наши атаки, прыжки и уклонения. На карте найдутся также несколько других поселений со своими обитателями и проблемами, часть из которых станет дополнительными квестами. С нами по карте бегают подруги Дора и Цереза, с которыми мы периодически сталкиваемся и помогаем друг другу. Сюжет весьма незамысловат и прост, но и сама игра не продолжительна.
Как же мы будем наказывать демонов? Для этого у нас есть два метода. Для ближних атак в наличии кленовый лист с магического Древа Лун из нашей деревушки. Шпарит нелюдей он покруче раскаленного железа, поэтому неудивительно, что эти бравые парни хотят уничтожить дерево на корню. Для дистанционных атак мы используем лук, превращая тушки демонов в подушечки для иголок. Вот и весь наш боевой арсенал. Здесь нет крученых комбо, каких-то невероятных распрыжек или акробатики. Мы просто и без затей жамкаем одну и ту же кнопку атаки, уходим уклонением и всаживаем в открывшуюся пятую точку пару стрел.
Немного изменить стиль игры помогает колода карт, которую мы собираем по всему миру. Она помогает стать продвинутым милишником, превратив невзрачную ближнюю атаку в довольно-таки расширенную версию по площади. Из простого лука можно сделать версию, достойную Леголаса, которая будет поджигать и взрывать врагов. Взрывать всегда весело. Также, если не хватает здоровья, магии или силы атаки, для этого есть особые карты-усилители. А некоторые из них могут дополнить атаку магическим заклинанием, карая демонов, например, огненным мечом с небес. Веселье, как во многих метроидваниях, ограничено изначально малым количеством слотов под магические карты, поэтому сперва чем-то придется жертвовать.
В довесок к картам мы можем разыскать и таскать с собой одного маленького спутника, аналога фей из Зельды. Только наш спутник оказывает маленькую практическую помощь в путешествии. Он может генерить лечилки, деньги или же накладывать одно боевое заклинание время от времени. Разыскивать всех смысла нет, поскольку они ограничены только этими тремя возможностями. Их смысл скорее в коллекционировании и небольшой отсылке на прошлые части серии. По факту, лекарь самый полезный. А чтобы здоровья, маны и стамины было побольше – ищите или выращивайте на карте и хрумкайте особые фрукты.
Враги представлены как классическими персонажами, характерными для серии, так и новыми, приуроченным к новым локациям. В целом, они на уровне платформеров NES и SNES, но встречаются и интересные варианты. Особых сложностей они не доставляют: чью атаку нельзя застанить листком, можно проскочить перекатом. Разнообразием нас не балуют, каждый биомчик предлагает от силы 4-5 разнообразных врага. Также неожиданно вас могут запереть на участке локации и забросать 2-3 волнами вражин.
Но мы-то в метроидваниях ради дизайна боссов, конечно. Момодора, будучи маленьким инди-проектом, завлекает игроков демонами (с) большими размерами. Чего греха таить, я купился в своё время также. Но не только сладкими бубалехами едины. Помимо соблазнительных демониц, мы встретим и других одержимых, начиная живой гниющей кучей и заканчивая богами мира. Их трудно назвать сложными, скорее их задача просто развлечь игрока (а Паука так и вовсе жалко бить: помимо того, что как босс он нелеп, так еще и начинает плакать по мере проигрыша).
Визуально и музыкально игра сделала очень большой шаг вперед. Как отметил один из аниматоров в комнате разработчиков, игра поднабрала кадров в анимации и крупных спрайтов. Действительно, по сравнению с итак неплохой 4 частью пятая выглядит мощнее. Игра выдает более расширенную цветовую палитру пикселей, а музыка гармонично её добавляет. Особых бэнгеров нет, но настроение локациям она задает хорошее. Решилась визуальная проблема с картой: теперь она отображает разделы на биомы, показывает наличие секретов в локации, отметки точек сохранения. Заблудиться, несмотря на линейность и крошечность карт, сложно, но возможно. Цели основной миссии не отображаются, только выясняются из общения с NPC. Всё как в реальной жизни. Но, в целом, карты небольшие и всегда можно отыскать путь.
Всё ли хорошо в этой маленькой игре? Минусов здесь навалом и самый главный: Момодора, хоть и развивается и наращивается, всё еще остается игрой уровня 2010 года и привлекает в первую очередь своих фанатов. С одной стороны, перефразируя Бориса Бритву, стабильность - это хорошо, стабильность - это надежно. С другой стороны, уже давно не 2010 и одной обновленной картинки мало. Пройдя путь от платформера до метроидвании, авторы наткнулись на многие стандартные камни. Начиная от проблем перемещения между точками интересов (телепорт появится только ближе к концу, а так всё – на своих двоих), отсутствием разнообразия в боевой системе (хотя многие именитые крупные серии этим вообще не брезгуют), и заканчивая простотой сюжета (который вроде и закончен, но всё-таки есть ощущение незавершенности).
Не смотря на отличный дизайн, битвы с боссами иногда превращаются в кашу пикселей, когда в моменте сложно понимать где вы, а где ваше попадание по врагу. Ну и отдельно бесит атака только по прямой, особенно с летающими боссами, которые понимают, что самое безопасное место – у вас над головой. Также есть элементы игры просто потому, что такие есть в других играх. Например, наличие рыбалки как в других инди-играх сделано и без воображения, и без челленджа. Видимо, её главная цель, просто созерцание окружающей природы, пока рыба клюёт (хотя постойте, это же как в жизни).
Наличие валюты в игре также особо не играет значимой роли. Потратить деньги можно только на карточки способностей, но с открытием карточки удвоения выпадаемой валюты, а потом и рыбалки – деньги можно не экономить совсем, да и некуда. В целом, по уровню пятая часть показалась гораздо казуальнее четверки.
Но плоха ли игра? Нет. Любителям ураганных слешеров и выламывающего руки платформинга Момодора явно не зайдет. Но у неё, как у любой хорошей игры, есть атмосфера и какой-никакой свой полноценный лор. Она камерна, а её исследование скорее медитативно и подогревается любопытством – а что там в следующей “комнате”. С другой стороны, пилят серию команда из четырех человек, и они в этот раз проделали неплохую для такой маленькой группы работу, хоть ей явно не хватает бюджета и рук (сравним, например, с титрами Принца, которые идут полтора часа (!), а всё равно игра имеет недочёты). Но с тем что есть она обращается как минимум стильно, и местами может предложить небольшой вызов. Своих пару вечеров она стоит. Ну и где вы еще увидите таких пышных суккубов?
Умер в игре по неосторожности и глупости 26 раз. PapaGluck out.
Ну и по традиции – поставь оценку недообзору и подписывайся, если было интересно. Я тут буковы иногда печатаю. Можно еще чуть их в профиле почитать.