Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Объясняю, что это за жанр такой — сурвайвал-террор, и почему «Сайлент Хилл 2» превосходит других его представителей.

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

▶ Разбор геймплея: «Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории»

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Я продолжал раз за разом перепроходить новую Silent Hill 2 (2024) от Bloober Team. Повторять спиралевидное путешествие по интереснейшему сурвайвал-хоррору (?) меня заставлял геймплей.

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Сурвайвал-хоррор — это вам не хоррор! Атмосфера ужаса и скримеры важны для жанра, однако на первом месте стоит «сурвайвал». Выживание. Игровой процесс таких игр включает в себя сражения с противниками, но в отличие от экшенов игрок не обладает большим контролем над происходящим.

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Игрок должен быть ограничен в ресурсах. Игроку нужно выделить мало здоровья и боеприпасов. Игрока необходимо сделать медленным, неповоротливым, неуправляемым. Ему нужно ограничить видимость. Запереть в лабиринте. Вызвать дискомфорт.

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Пугать игрока должны не страшные монстры, а то, что он не сможет с ними справиться. Не жуткие локации, а неспособность из них выбраться. Фильм ужасов закончится независимо от зрителя, а хоррор-игра не пройдёт себя сама. Если играбельный персонаж погиб, и прогресс последнего часа прохождения утерян, то игроку некого в этом винить, кроме себя. Интерактивность — преимущество, что отличает игры от других медиа.

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Из динамика DualSense вырывается радиошум и предупреждает о монстрах. Из-под сенсорной панели выглядывает свет и сообщает о состоянии моего здоровья. Сам тачпад жалуется: «Маркетологи Sony обещали, что я подарю геймерам новый опыт взаимодействия с играми — а меня используют как большую кнопку!»

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Каждый мой шаг вызывает вибрацию, эхом разносящуюся по телу. Я физически ощущаю удары. Ладонями ловлю капли дождя. Жму на триггер, как на курок — и чувствую отдачу. Мне нравится играть на геймпаде, но я не думал, что он станет продолжением моего тела, словно био-механический пистолет из «Видеодрома» (1983) Дэвида Кроненберга.

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Люблю, когда игровая индустрия придумывает новые способы взаимодействия игрока с виртуальной реальностью. Разработчики неохотно раскрывают потенциал свистоперделок геймпадов, но они позволяют сильнее погрузиться в игру. Геймпад будто создан для сурвайвал-хорроров: он удобен, но не даёт такого контроля над игрой как компьютерная мышь.

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Сурвайвал-хорроры вынуждают игрока исследовать локации и решать головоломки. Не только буквально. Искать расходники и необходимые для открытия новых областей вещи — нужно. Но важнее то, что сурвайвал-хорроры требуют развить умение определять свое местоположение на местности. Складывать пазлы и находить применение ключевым предметам — необходимо. А ещё необходимо научиться решать задачи иного толка: вычислять оптимальный расход патронов для разных типов врагов, жертвовать очками здоровья на определённых этапах, выбирать целесообразный маршрут.

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Сражения с противниками, исследование локаций и решение головоломок есть в классической Silent Hill 2 (2001) от Team Silent, но данная игра — не сурвайвал-хоррор. Это сурвайвал-террор. Термин я позаимствовал из книги «Навстречу ужасу. Игры и теория страха», в которой Бернар Перрон отнёс первые четыре части Silent Hill к данному жанру. В своей работе серьёзный дяденька академическим языком долго объясняет разницу между хоррором и террором.

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Растолкую кратко. «Horror» в переводе на русский означает «ужас». «Terror» — «страх». Это не синонимы. Ужас — это состояние человека под влиянием испуга. Испуг часто путают с чувством страха, но испуг — не эмоция. Это рефлекторная реакция на опасность. В свою очередь, страх — это эмоция или чувство, возникающее из-за ощущения опасности. Ужас (horror) — это испуг от встречи с чудовищем, а страх (terror) — боязнь чудовище встретить.

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Игра, которая пытается до ужаса испугать игрока, — это хоррор. Для хоррора характерно наличие скримеров и шок-контента. Игра, которая стремится пробудить в игроке страх, — это террор. В этом своём стремлении террор использует более тонкие материи: мрачную атмосферу и саспенс. Хоррор делает «бу»! Игрок рефлекторно вздрагивает. Испуг быстро проходит. Террор готовит к тому, что сделает «бу». Игрок ждёт подвоха... «Бу» не происходит. Страх сохраняется.

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Team Silent в классической SH2 создала меланхоличную давящую атмосферу, в которой игрок постоянно ожидает, что нечто вот-вот выпрыгнет прямо из экрана — а оно не выпрыгивает! Это страшно. Bloober Team в новой SH2 сохранила и расширила оригинальный сюжет — c любовью к первоисточнику и вниманию к деталям. Воссоздала аудио-визуальную айдентику мощностями современных игровых систем. Однако… удалось ли переизобрести атмосферу? Вызывает ли ремейк страх? Можно ли назвать его сурвайвал-террором?

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Атмосфера классической SH2 выстраивается на «грязном» визуале и «ламповом» звуке, а ещё — внимание — «вязком» геймплее! Я могу оказаться не понят теми, кто проходил оригинальную игру на YouTube, но если вы сами продирались сквозь танковое управление и дубовый ближний бой, то смекнёте. Игрок не управляет специальным агентом, солдатом или полицейским. Главный герой — обычный офисный клерк. И игрок это чувствует.

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Описываю «фирменный геймплей» классической SH2. Игрок заходит в коридор с дверьми. Лупит монстров железной трубой. Некоторые двери нельзя открыть — сломан замок. Другие двери можно открыть, но нужен ключ. Ключ следует искать за открытыми дверьми. В большинстве комнат находятся ресурсы, либо монстры — которых следует лупить железной трубой. Когда игрок находит ключ и открывает запертую дверь, он попадает в новый коридор с новыми дверьми. И лупит монстров железной трубой.

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Звучит не очень увлекательно, но по ходу прохождения ловишь состояние потока. Открываешь карту, на которой удобно отмечаются закрытые двери и исследованные комнаты, лупишь монстров железной трубой и получаешь удовольствие. За поворотом сам ловишь оплеуху и отлетаешь к последнему сохранению…

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Bloober Team взяла «фирменный геймплей» классической SH2 и… сделала его интересным! Игроку не нужно продираться сквозь танковое управление и дубовый ближний бой, чтобы почувствовать себя в шкуре офисного клерка без спецподготовки. Играть стало удобно. Исследуем локации от третьего лица и стреляем из-за плеча.

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Удобно — не значит легко. Разработчики ограничили игрока в управляемости, видимости и ресурсах. Играбельный персонаж медленно передвигается, целится и перезаряжается. Его помещают в густой туман и непроглядную тьму. Вынуждают искать патроны и аптечки. Перекрестье прицела шатает из стороны в сторону. Фонарик освещает лишь небольшую область. Монстры прячутся в тенях и не дают спокойно ходить по уровням.

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Локации расширили и структурно приблизили к метроидваниям. Теперь игрок не просто блуждает по коридорам и бьётся лбом в каждую дверь. Разработчики реализовали полноценный бэктрекинг и добавили шорткаты. Расположили на них больше головоломок.

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Здесь и далее речь пойдёт исключительно про высокую сложность. Я всегда прохожу сурвайвалы на харде. Для меня важно использовать максимально сложный режим игры именно на первом прохождении, когда я ещё не освоил механики, не распознал поведение врагов и не узнал, что меня ждёт. Мне нравится стимулировать чувство тревоги — ради ярких эмоций я и играю в игры!

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

В ремейке осваивать искусство избиения монстров железной трубой нужно всю игру. Враги имеют обширный мувсет. Умеют уворачиваться от ударов и контратаковать. Необходимо изучать их анимации, находить окна для атак и запоминать тайминги. Два разных противника в одном помещении представляют серьёзное испытание для игрока. Оббежать их в узком помещении не представляется возможным — мгновенно атакуют. Приходится идти на ухищрения: не бегать, выключать фонарик, игнорировать радио.

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Стрелять приятно: ощущается выраженный импакт от попаданий, а реакция врагов на ранения разных частей тел отличается. Из битв с боссами и вовсе сделали потрясающие боевые эпизоды. В игре нет «режиссёра», который бы подкидывал игроку патроны, если боезапас близится к нулю. Приходится обходиться ресурсами, что разработчики расположили на уровнях. Если игрок тщательно исследует локации, то проблем не будет — он даже сможет пройти игру, используя только огнестрел.

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Недостатки у игры есть. Они обусловлены культовым статусом оригинала, который ограничивает простор для нововведений, и нишевым положением серии, который ограничивает бюджет. Но главная проблема ремейка — существование сурвайвал-хорроров. Современные сурвайвал-хорроры породили ряд клише, которые в свою очередь внушили фанатам определённые ожидания. Игроки будут безжалостно сравнивать новую SH2 с «аналогами» и говнить игру за несоответствие своим ожиданиям.

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

«Игра — говно, потому что в ней нет ограниченного инвентаря, как в Resident Evil 2 (2019)». «Игра — говно, потому что в ней нет умного неуязвимого противника, как в Alien: Isolation (2014)». «Игра — говно, потому что в ней нет режиссёра, как в Left 4 Dead 2 (2009)». Никого не волнует, что таким нехитрым способом можно критиковать любую игру и в обратную сторону: «Resident Evil 4 (2023) — говно, потому что в ней нет глубокого сюжета, как в новой SH2»!

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Мне понравилась игра и её игровой цикл. Поэтому я пойду на хитрость. Определю ремейк в отдельный жанр, как это сделал Бернар Перрон с оригиналом. Выделю новую SH2 среди конкурентов. Да, «сурвайвал-террор» — выдуманный термин. А знаете какой термин ещё выдуманный? Все! Люди придумывают понятия, чтобы доносить свои мысли до других людей.

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Моя мысль: игра потрясающая. К сожалению, повторяющиеся ассеты и резкие анимации выдают скромный бюджет проекта. Konami, kurwa, выделите Bloober Team на следующий ремейк больше денег! В противном случае, ja pierdolę, люди продолжат сравнивать ваши игры с дорогущими переосмыслениями от Capcom и повторять, что Resident Evil лучше!

Silent Hill 2 — лучший сурвайвал-террор в истории

Silent Hill 2 от Bloober Team. Атмосферно? Да. Страшно? Да. Можно ли назвать ремейк сурвайвал-террором? Однозначно. Лучшим в истории!

5252
2121
55
11
11
128 комментариев

Оригинал был страшнее, атмосфернее, тут же только это пугает: (жду 2к)

16
2
1

Уверен, ты не играл ни в оригинал, ни в его ремейк

34

Комментарий недоступен

6
4

Это правда — оригинал страшнее. Боёвка там и правда пугает!

10

Объективные минусы игры:

• Мало патронов. Приходится исследовать локации и грамотно пользоваться ресурсами. В той же Call of Duty: Black Ops 6 с этим проблем нет.

• Главный герой не может отбивать ножом атаки бензопилой, делать суплекс и щупать прессик Ады Вонг.

• Слишком сексуализированные противники с раздвинутыми ножками и пухлыми губками — трудно играть одной рукой.

• Нельзя романсить медсестёр, гладить котиков и грабить корованы.

Какие ещё заметили?

20
5

• Нельзя романсить Лору - сразу 0/10, провал миллиардолетия

7

Нет Эшли и панцушота.

4