Stray Gods. Бродвейские боги

Stray Gods. Бродвейские боги

Инди-студия Summerfall Studios при участии опытного сценариста Дэвида Гейдера, приложившего руку к работе над серией Dragon Age, отважилась на интересный эксперимент в попытке создать настоящий интерактивный мюзикл. И нужно признать, это была отличная идея!

Супергруппа

Stray Gods. Бродвейские боги

Для работы над амбициозным проектом к Гейдеру присоединились другие не менее известные представители игровой индустрии в лице номинанта «Грэмми» и великолепного композитора Остина Уинтори, который изначально и принес идею интерактивного мюзикла, ветерана Obsidian Лиама Ислера и настоящих суперзвезд озвучивания — Троя Бэйкера и Лоры Бэйли. Они собрались вместе, чтобы попробовать сделать первый в истории ролевой мюзикл с вариативно развивающимся сюжетом и меняющимися по мере продвижения диалогов вокальными партиями.

Stray Gods. Бродвейские боги

Забегая вперёд, мне хочется выразить искреннюю симпатию к их проекту, поскольку Summerfall Studios и Остин Уинтори придумали действительно интересную концепцию, и их видение интерактивного мюзикла показалось мне довольно любопытным форматом для развития поджанра ролевых игр и визуальных новелл. К тому же в Stray Gods чувствуется настоящая творческая искра и живой интерес создателей к своей игре. Ребята явно поработали в свое удовольствие и выбрали столь рискованный формат потому что им было интересно попробовать создать что-то новое, необычное, чего они ещё никогда не делали. И при всех ощутимых недостатках, которые у Stray Gods, к сожалению, есть, она получилась интересным, творческим проектом, способным подарить много эмоций и даже влюбить в себя. Но обо всем по порядку.

Не_традиционные боги

Stray Gods. Бродвейские боги

Сюжет сходу берет разбег и уже с первых минут игры задает интригу: главная героиня Грэйс, очаровательная неформалка и музыкант, оказывается втянута в загадочное убийство светловолосой древнегреческой музы Каллиопы. И по какой-то, пока неведомой Грэйс, причине перед смертью Каллиопа передает именно ей свой сверхъестественный дар вдохновения окружающих людей на выражение их чувств. Более того, оказывается, что муза — не единственная представительница божественного пантеона в нашем мире. Обнаруженная у ещё не остывшего тела своей новообретенной знакомой, Грэйс становится единственной подозреваемой в ее убийстве и должна предстать перед судом грозных олимпийских богов, именуемых в игре Идолами. Суровые боги свято чтят традиции и уверены, что кровь можно смыть лишь кровью. Но в решающий момент оглашения приговора один из обвинителей призывает остальных предоставить нашей героине шанс в кратчайшие сроки доказать свою невиновность и найти настоящего убийцу.

Stray Gods. Бродвейские боги

Грэйс прекрасно понимает, что искать иголку в стоге сена, вдобавок не имея никакого представления о жизни своей необычной знакомой, — изначально невыполнимая задача, поэтому она решает заручиться любой возможной поддержкой олимпийских богов, готовых оказать хоть какую-то помощь в поиске потенциального убийцы.

И, о мой Зевс, на персонажах Summerfall Studios оторвались по полной. Во всех смыслах.

В попытках спасти свою жизнь Грэйс будет вынуждена по крупицам собирать информацию о прошлом Каллиопы и ее возможных врагах и недоброжелателях. Для этого ей с помощью своих новообретенных способностей придется заслужить доверие харизматичных олимпийских богов, попутно помогая им в решении собственных проблем. И хотя значимых персонажей, с которыми предстоит взаимодействовать героине в Stray Gods, набралось не так уж много, все они обладают довольно яркими и хорошо считываемыми чертами характеров и интересными сюжетными арками.

Stray Gods. Бродвейские боги

Каждый персонаж здесь может похвастаться собственной предысторией, основанной на классических сюжетах древнегреческих мифов и последующих событиях из их жизней, происходящих уже в современном, лучше знакомом нам мире. Вдобавок все главные действующие лица имеют свой запоминающийся образ и великолепно озвучены — что, конечно, не удивительно, учитывая ставку создателей на аудиальную составляющую игры. Из всего пантеона богов мне особенно хочется выделить Персефону, озвученную Мэри Элизабет Макглинн (возможно, известную вам по исполнению вокальных треков для серии игр Silent Hill), — я с удовольствием наблюдал за развитием ее арки, она получилась интересным, неоднозначным персонажем, а музыкальные секции с ней одни из самых ярких и необычных во всей игре. Остальные герои в целом не уступают царице Подземного мира, и мне очень хотелось бы безоговорочно похвалить всех игровых персонажей за прекрасно написанные сюжетные линии и интересные диалоги с ними, но есть в этой истории один нюанс, который может сильно повлиять на восприятие их образов.

Stray Gods. Бродвейские боги

Местами игра буквально кричит о своем желании продемонстрировать свою приверженность моральным принципам и идеалам woke-культуры. И дело именно в количестве, а не в качестве ЛГБТ+ контента — герои и их характеры получились довольно приятными, в их отношения друг с другом веришь, но их общее число в игре, в которой насчитывается не так много центральных персонажей, создаёт ощущение, что игра создавалась с оглядкой на конкретную аудиторию людей. И с одной стороны, современная интерпретация древнегреческих богов вполне располагает к раскрытию темы их раскрепощенности в плане любовных интересов, но излишнее акцентирование внимания на ней в довольно короткой по продолжительности игре скорее утомляет. Буквально каждый второй встреченный персонаж так и норовит продемонстрировать своим видом или намекнуть в диалоге о своей яркой индивидуальности, прогрессивных взглядах или необычных сексуальных предпочтениях. И когда спустя время всё-таки начинаешь привыкать и принимать эту особенность местных героев, появляется Венера... На мой взгляд, Sumerfall Studios переусердствовали в своем желании подыграть ЛГБТ+ сообществу, и некоторых игроков такая высокая степень репрезентации может оттолкнуть. Играя в Stray Gods, можно банально почувствовать себя не в своей тусовке.

И подобный подход к созданию персонажей расстраивает ещё и потому, что на них, по сути, и держится весь интерес к сюжету игры. Как детективная история, он не преподносит каких-то сюрпризов — главного антагониста можно легко предположить ещё на первом часу прохождения, и всё остальное время вы будете скорее задаваться вопросами «как это произошло?» и «какой у злодея был мотив?». Вдобавок, главная сюжетная линия получилась довольно короткой и часто уходит на второй план, чтобы дать раскрыться историям отдельных героев — и они получились действительно интересными, если вы готовы принимать персонажей такими, какие они есть.

Игра? Интерактивное кино? Мюзикл?

Stray Gods. Бродвейские боги

С сюжетом и персонажами разобрались, но что же из себя представляет Stray Gods как игра? Если совсем кратко — это визуальная новелла с элементами мюзикла.

Сами создатели игры позиционируют Stray Gods как ролевой мюзикл, но, на мой взгляд, это определение ей не очень подходит. Игра Summerfall Studios куда больше напоминает визуальную новеллу или интерактивный фильм вроде игр от студий Quantic Dream или Telltale — в ней действительно большое количество вариантов развития сюжета, она достаточно нелинейна, но ролевой отыгрыш персонажа присутствует здесь очень условно. Дело в том, что сама Грэйс — наша подопечная — лишь косвенно влияет на то, как будет развиваться основной сценарий (этому способствуют и ее божественный дар, который вдохновляет других людей на совершение определенных действий и выражение своих чувств), выбирая из возможных вариантов сюжетных развилок, героев, с которыми она будет взаимодействовать, и выступает скорее ведомым персонажем в этой истории. При этом она практически начисто лишена какого-то бэкграунда, а ее образ будет формироваться на основе выбранных вариантов диалогов и трёх доступных в течение игры линий поведения — Грэйс-бунтарки, харизматичной Грэйс и умной Грэйс.

Stray Gods. Бродвейские боги

Как это работает: игра делится на разговорные секции, в которых игроку предстоит выбирать различные варианты развития диалога, и музыкальные сцены, сценарий которых развивается в зависимости от того, какое настроение им задаёт игрок — будет ли Грейс непреклонной бунтаркой в них, станет действовать осторожно, опираясь на логику и разумные доводы, или попытается разрешить ситуацию с помощью врождённой харизмы и своего обаяния. Все выборы в диалогах при этом сильно влияют на отношение других персонажей к ней и развитие их сюжетных линий. У игры действительно потенциально довольно хорошая реиграбельность, которую, к сожалению, может подпортить именно детективная составляющая основного сюжета — когда знаешь, кто «убийца», при повторном прохождении все клиффхэнгеры перестают работать и остаётся только наблюдать за альтернативным развитием собственных сюжетных арок второстепенных героев.

Поэтому главной причиной для повторного прохождения Stray Gods может стать даже не сюжет, а музыкальные секции, которые на самом деле получились потрясающими и довольно вариативными. Они креативные, хорошо исполнены и написаны, и этот игровой аспект ощущается действительно новым игровым опытом. Актеры озвучки прекрасно отыгрывают свои партии, каждый персонаж запоминается характерной манерой исполнения, и в целом чувствуется, что музыкальные номера проработаны с большой любовью и энтузиазмом. За всю игру не попадается ни одной скучной или плохо исполненной музыкальной секции — каждый раз, когда персонажи выходили на «сцену» со своим номером, им удавалось на несколько минут буквально приковать меня к экрану. Звездный актерский состав хочется только хвалить: диалоги прекрасно озвучены, голоса актеров хорошо ложатся на их персонажей, а вокальные партии и вовсе получились просто изумительными.

Stray Gods. Бродвейские боги

Вдобавок геймплейная особенность Stray Gods, включающая игрока в выбор развития сценария музыкальных секций, позволяет интересно миксовать между собой разные варианты вокальных партий, порой сильно отличающихся между собой по стилю и настроению, но хорошо связанных в общей композиции. Увести лирично исполненную мелодию об утраченной любви в зажигательный панк-роковый гимн? Запросто! Создатели игры взвалили на себя очень трудную задачу по записи и сведению большого количества разных вариантов исполнения внутриигровых треков и достойно справились с ней. Многие композиции действительно хочется прослушать во всех возможных версиях, а затем прикупить официальный саундтрек, чтобы прослушать их ещё раз.

Камера! Мотор! Слайд-шоу!

Stray Gods. Бродвейские боги

И, к сожалению, насколько игра хороша как мюзикл, настолько же она посредственна как, собственно, игра. Интерактивные музыкальные сцены и сюжетные диалоги — это буквально все геймплейные элементы, которые есть в Stray Gods. К сожалению, в игре почти нет хоть какого-то взаимодействия с окружающими локациями, игровыми предметами и никаких фоновых активностей вроде простеньких мини-игр. Моментами Stray Gods ощущается больше как интерактивный фильм, напоминая такие проекты, как «Erica», «As Dusk Falls» и «Bandersnatch» от Netflix (тот самый интерактивный спин-офф «Черного зеркала») — за всю игру я увидел всего 3 локации, в которых хотя бы можно было получить комментарии Грэйс об окружающей ее обстановке.

Stray Gods. Бродвейские боги

И это немного расстраивает, ведь игра очень приятно «нарисована» и вызывает желание разглядывать игровые локации и окружающие предметы. Вдобавок лёгкие элементы эксплоринга могли бы немного углубить и разбавить довольно короткое по продолжительности прохождение (которое, видимо, пытались растянуть непропускаемыми диалоговыми репликами).

В целом заметно, что весь крохотный бюджет ушел на актеров, звукорежиссуру и сценаристов — игра ладно скроена и хорошо проработана в основных аспектах, но получилась немного зажатой в плане интерактивности и свободы действий. Визуал у игры очень приятный, но достаточно простой, без анимации движения персонажей, и представляет из себя сменяющиеся друг за другом статичные кадры (примерно как в As Dusk Falls). Хорошо, что художники постарались на славу и нарисовали достаточно красивые фоны и персонажей — они получились интересные и запоминающиеся (мне даже понравилась столь смелая интерпретация Эроса, «обласканного» негативными отзывами за свой вызывающий образ).

Stray Gods. Бродвейские боги

Чувствуется, что Summerfall Studios получали удовольствие в процессе создания Stray Gods, вложив в игру свою любовь и творческий запал. «Боги» получились любопытным экспериментом и в лучшие свои моменты способны подарить много ярких эмоций. Как интерактивный мюзикл игра отлично работает — любителям этого специфичного жанра она должна понравиться. Она также наверняка может привлечь и тех, кто неравнодушен к визуальным новеллам с интересными диалогами и запоминающимися персонажами.

К сожалению, Stray Gods страдает от некоторых довольно обидных недостатков, включающих, среди прочего, отсутствие поддержки русского языка, заметную ориентированность на определенную игровую аудиторию и довольно высокую цену для столь короткой по продолжительности игры. Но все же она трогает, удивляет, дарит новый игровой опыт и заслуживает быть замеченной.

5353
22 комментария

Кстати, если заинтересовались игрой, обязательно зацените очень креативный обзор Яна Грибовича для Стопгейма - он потрясающий
https://youtu.be/HnUx-TzUI7Q?si=23aPzkUhKT7l0gG7

7

Отличная игра, мне очень понравилась. До сих пор слушаю несколько песен.
Мне прям сильно обидно что игра не получила за музыку никаких наград. Она была более чем достойна, но все внимание было на ааашках

4

Вот тут соглашусь. Музыка и песни в игре прям отличные и вдобавок очень нетипичные для игр, как ее могли прозевать в этом плане - загадка.

1

Буквально каждый второй встреченный персонаж так и норовит продемонстрировать своим видом или намекнуть в диалоге о своей яркой индивидуальности, прогрессивных взглядах или необычных сексуальных предпочтениях.Когда читаешь подобное, то понимаешь, что современная левая повестка свернула куда-то не туда.

Интерактивные музыкальные сцены и сюжетные диалоги — это буквально все геймплейные элементы, которые есть в Stray Gods.Собственно, основная причина, по которой я в свое время отложила приобретение игры. С другой стороны, спасибо разработчикам, что попробовали. А автору спасибо за обзор.

1

На самом деле сфокусированность игры на своих главных достоинствах это не то чтобы минус, я и сам люблю, когда не распыляются на какие-то второстепенные вещи, но именно в Stray Gods это почему-то цепануло. Игра показалась слишком камерной что ли. Если подробнее описывать эту претензию, то в игре, к примеру, есть здание, являющееся вроде как современным Олимпом, и Грэйс сама проговаривает, попав в него, что по пути встретила кучу странного народа и спрашивает - все ли они божества? А я их не видел! В игре буквально всего штук 10 персонажей и больше вообще никого нет, даже плохо нарисованной массовки, даже каких-то отдаленных намеков на присутствие в этой игре других значимых героев мифов и легенд. В локациях то же самое, они - просто нарисованные фоны, тыкнуть и на что-то посмотреть нельзя, выбрать, куда идти - нельзя, найти чей-то интересный дневник или личный предмет - нельзя. По сути вся игра - это движение от одного диалога к другому, от одной музыкальной сцены к другой. И опять же, общая продолжительность прохождения - всего 4-6 часов при нормальной такой цене и то из-за того, что диалоги нельзя прервать или пропустить. Диалоги классно написаны, но иногда в не особо важные моменты я бы хотел просто быстренько пробежаться глазами по субтитрам, а не ждать, когда персонажи озвучат информацию, которую я и так уже понял - но тогда игра вообще ужалась бы до 3 часов. И это как-то не густо что ли.

2

Мде, жалко конечно что русский не подвезли. Звучит занятно, думаю даже цена не так отпугивает как отсутствие перевода

1

Это да. Насколько знаю, кажется есть неофициальный перевод субтитров, но без понятия, насколько он хорош.
Вообще, я абсолютно не удивлен, что на постсоветском пространстве в игру сыграло всего полтора землекопа ) она собрала просто флеш-роял непривлекательных для русскоязычной аудитории красных флажков: отсутствие языка, ЛГБТ+ контент, жанр мюзикла, ещё и цена кусачая (и возможно не продается в российском Стиме, не знаю). Но блин, все равно хотелось написать о ней - вдруг кто отважится попробовать) игра хорошая и интересная в своей основе, и серьезным препятствием для ознакомления по сути может стать только отсутствие перевода.

2