«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Человеческие жертвоприношения, самобичевание, копрофилия, промывка мозгов, выкачивание денег из легковерных обывателей и другие развлекухи в маленьком сочинении на тему «Как я провёл лето». Да, я в курсе, что уже декабрь, но дайте же немного поностальгировать!

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

«У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Дагон.
- Откуда?
- Со дна пруда.
- Что вам надо?
- Изображений подводного ада.
- Для кого?
- Для культа моего.
- А много ли прислать?
- Да алтарных камней штук пять,
На больше нам жертв не набрать,
Культ у меня еще маленький» (с)

Синопсис, собственно, в подзаголовке. Пять индюшек разных жанров, объединённых общей темой. Не ставила цели откопать шедевры игропрома или составить личный топ. Здесь просто то, что успела найти и заценить этим летом (ну, преимущественно). Тайтлы расположены в произвольном порядке, никакой особой системы нет. Поехали!

Содержание:

Cultist Simulator

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Лето началось с «Симулятора культиста». Давно облизывалась на эту игру, потому что разрабатывали её Алексис Кеннеди и Лотти Беван – выходцы из Failbetter Games и создатели моих любимых Sunless Sea и Sunless Skies. С такими разработчиками игра обещала быть безумной, необычной, залипательной, а судя по трейлеру и отзывам, ещё и совершенно непонятной.

Непонятные игры с высоким порогом вхождения занимают особое место в моём сердце. Исчеркать мелким почерком три листа формата A4, пытаясь ответить на вопрос «Что ты, блядь, такое, и как в тебя играть?!»– это прекрасно! Если согласны с данным утверждением и вам нравится ломать голову над замыслом разработчика, настоятельно рекомендую не читать пост дальше, а ознакомиться с игрой самостоятельно. Только по скидке. И, наверно, для начала лучше без DLC. На случай если игра не зайдёт. Базовой версии вполне хватает, чтобы вкатиться в тему и наиграться всласть, а дополнения подойдут для тех, кто раскусил, в чём суть базы, и теперь хочет того же, но с перламутровыми пуговицами, то есть с модифицированными механиками.

Кор-геймплей «Симулятора Культиста»<br />
Кор-геймплей «Симулятора Культиста»

Объяснять, что такое Cultist Simulator, – дело неблагодарное. А главное, ненужное. Потому что попытки самостоятельно разобраться в том, что и как здесь устроено, – это и есть самая мякотка. Читать гайды и мануалы – значит испортить себе удовольствие. Поэтому я ограничусь описанием лишь общих моментов. Ну а тем, кто любит подходить к прохождению во всеоружии, могу посоветовать вот этот местный гайд. Или любой другой – не забанили же вас в гугле, в конце концов!

На что хотя бы похож этот ваш загадочный «Симулятор культиста»? На первый взгляд игра напоминает Alchemy Classic, Doodle God и другие подобные «конструкторы планет», где основное занятие – соединять субстанции, получать из них новые и наблюдать за тем, как прогрессирует мир. Спустя час подобных манипуляций из четырёх первоэлементов обычно получается множество новых штук.

Нечто похожее происходит и здесь: сперва перед нами всего одна карта и одна «кнопка» – слот действия, – но стоит их объединить, и вот на столе уже пара новых карточек и новых слотов, а значит, и новых комбинаций.

Одна карта и одно действие. Ошибиться невозможно<br />
Одна карта и одно действие. Ошибиться невозможно

Со временем в нашем распоряжении появится множество новых «картонок»: монеты, книги, локации, персонажи. Ещё есть эмоции, рассудок, здоровье, тайные знания и другие абстракции. Появляются слоты «Работать», «Спать», «Изучить», «Обсудить», «Исследовать»... Выбираем, что с чем соединить, и таким образом основываем и развиваем свой культ, зарабатываем деньги, двигаем сюжет, видим странные сны, пытаемся не откинуть копыта, не поехать кукушечкой и не попасть в лапы к «Шерифу» и «Маршалу».

К какому итогу приведёт то или иное сочетание, не всегда интуитивно понятно – в этом, как уже говорила, и вся прелесть. Некоторые закономерности подмечаем и записываем на бумажке-шпаргалке, кое на что расплывчато намекает сама игра, но есть и очевидные действия: книжную лавку – исследовать, книгу на санскрите – изучить, полученные оттуда тайные знания с коллегой – обсудить, ну и не забываем работу – работать.

Расположение карт на столе не играет никакой роли. Раскладывайте их так, как вам удобно<br />
Расположение карт на столе не играет никакой роли. Раскладывайте их так, как вам удобно

В отличие от Alchemy Classic, Doodle God и т.п., где можно не спеша раздумывать, чё куда, в Cultist Simulator есть таймеры. Они висят и на карточках, и на слотах. Самый коварный с определённой периодичностью сжирает сбережения. Его стоило бы назвать «Платёжка за коммуналку» или «Расходы на еду». Нет денег в нужный срок – извольте получить «Голод». Не смогли вовремя от него избавиться – геймовер. Бог рандома подкинул «Недуг»? Соображайте, куда эту хворь впихнуть и с чем совместить, иначе по истечении времени он перерастёт в «Дряхлость».

Отчаяние – самый неприятный противник

«Так, стоп, – где-то на этом месте воскликнет читатель. – Ежедневная работа, квартплата, болезни, отчаяние... Я что, тоже культист, получается? Где обещанные жертвоприношения, где мои кровавые ритуалы?!» Спокойствие, только спокойствие! Будет вам оккультизм с красочными подробностями! Правда, возможно, не совсем привычный.

Происходящую в игре дичь сложно впихнуть в рамки типичной секты. Здесь нет жёсткой эксплуатации последователей, промывки мозгов и насилия. Одного-двух человек, пожалуй, придётся отдать на заклание, но в целом местный культ далёк от всего телесного и пошло-бытового. Ведь самое интересное и непонятное в Cultist Simulator происходит во снах.

В обители снов
В обители снов

Мир снов или Обитель (Mansus) – место, где живут Часы и Имена. Или, проще говоря, боги и их околобожественные подопечные. Сюда также попадают умершие и те немногие живые, кто ищет знаний, силы и бессмертия. Путь в Мансус открыт не для всех, но мы, конечно, сумеем подобрать нужные карты, чтобы попасть за завесу.

Попасть в Мир снов – сделать лишь первый шаг на пути к Возвышению. Чтобы проникнуть в другие, закрытые для непосвящённых регионы Обители и стать одним из Вечных, придётся попотеть: углубиться в изучение оккультных книг, продираться сквозь лес незнакомых имён, непонятных названий и альтернативных историй. А потом, когда закончатся книги, отправиться в путешествие за новыми тайными знаниями. Взять в экспедицию верных последователей, выбрать тех, кто лучше проявит себя в опасной ситуации. Внимательно вчитываться в каждую строчку текстового квеста, чтобы не ошибиться и не обречь на гибель единомышленников. И наконец, вернуться домой с руками, полными запретных томов и артефактов, чтобы стать ещё на шаг ближе к божественности. Или сойти с ума где-нибудь в процессе. Такой финал тоже предусмотрен.

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

В Cultist Simulator много концовок: насчитывают до 31, включая те, что в DLC. А ачивок вообще – 83. По большей части они завязаны на разных вариантах финала. Интересно ли попробовать выбить их все? Сомневаюсь.

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

К сожалению, после того как вы более-менее разберётесь в механиках и закономерностях игры, после того, как добьётесь своей первой победы, «Симулятор культиста», скорее всего, утратит своё очарование. Вам откроется страшная правда: за ширмой расплывчатых формулировок и загадочных описаний скрывается душноватый фарм. Вот оно – тайное знание, которое так тщательно охраняют в Бюро Умолчания!

Работа нон-стоп

Надо фармить монетки, чтобы создать хотя бы небольшую финансовую подушку – деньги в игре улетают только так. Надо улучшать статы, то есть крафтить дополнительные карты здоровья, разума и эмоций, ведь на одной ХПшине вы далеко не уедете. И то, и другое – это множество минут однообразного, почти механического перетаскивания «картонок» с места на место. Даже поиски тайного знания могут обернуться монотонной катастрофой! Экспедиции и чтение книг – это, конечно, замечательно, но иногда то, что нужно, упорно не выпадает, и тогда проще объединить две низкоуровневые карточки в одну уровнем повыше.

Задачка на геометрическую прогрессию: подсчитайте сколько карт 1-го уровня понадобится, чтобы скрафтить одну 7-го.

Я надеюсь, что вы не стали решать эту задачу. Надеюсь, что вы – как настоящий ДТФер! – вообще не читали текст дальше первых трёх строк. Потому что понимаю: один только намёк на душный фарм отбивает охоту знакомиться с игрой. А она определенно того стоит. Первые часы, проведённые в Cultist Simulator, хочется сравнить с глотком свежего воздуха. Они подарили мне уникальный опыт! Его и вам желаю.

Тексты здесь тоже... необычные <br />
Тексты здесь тоже... необычные

Если чувствуете ломку по сумасшедшим мирам, по ебанутому лору, по тайтлам, которые не стремятся всё разжевать, «Симулятор культиста» – это то, что вам нужно.

Cult of the Lamb

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Вторым номером нашей программы выступит самый милый – но не беззубый! – и неплохо так хайпанувший полтора года назад культ – «Культ Ягнёнка». Заприметила этот тайтл ещё на Day of the Devs, где он сразу привлёк внимание своим графическим дизайном. Потом потыкала в демоверсию на Game Fest и... разочаровалась. Сейчас уже сложно вспомнить почему. Возможно, причина в том, что в демку я играла с клавы, тогда как игра больше заточена под геймпад. А возможно, мне просто не заходят демки. Как бы то ни было, специально ради этой миниподборки дала игре второй шанс и не пожалела.

Первое, что бросается в глаза ещё при запуске: Cult of the Lamb – очень стильная. Это проявляется во всём: запоминающаяся цветовая гамма, умильные котики/зайчики, классная мультипликация... А ещё такие приятные мелочи как анимированные тексты и повсеместные изображения Пентаграммы и Алой короны. Они появляются на экране загрузки, в элементах интерфейса, на карте, непосредственно в игре – получилось очень гармонично и в хорошем смысле единообразно. В визуальном плане «Культ Ягнёнка» просто конфетка.

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Помимо офигенного визуала, в Cult of the Lamb есть замечательная озвучка. Если играли в Pyre или в The Sims, можете себе примерно представить язык, на котором говорят персонажи.

Рандомные диалоги/звуки NPC. Любить не только глазами, но и ушами

Говоря об аудиосопровождении, стоит упомянуть и саундтреки. Как минимум один – Start a Cult. Мелодия, казалось бы, совершенно непримечательная – звучит что-то там на репите в посёлке культистов, – но после этого поста трек заиграл новыми красками.

Спасибо, дорогой @wowsilev! Благодаря тебе я провела почти 40 часов своей жизни, напевая: «Тут и там. Тут и там. Кто там? – Кошачья жопа!». Расслышать это уже невозможно.

Усладив свой взор и слух, вкусим все прелести геймплея. А он вполне себе. На первое нам подают роуглайт, на второе – управление поселением, и всё это с подливкой из мини-игр: рыбалки и костяшек.

Шнири-бя бим-боу. Мау-мау.<br />
Шнири-бя бим-боу. Мау-мау.

Хороший ли роуглайт получился из «Барашка»? Неплохой, но до прославленного «Айзека» не дотягивает. А менеджмент поселения как? Не блещет: есть куда более выдающиеся представители жанра. Но вот само сочетание, сама возможность и даже *необходимость* переключаться с одного на другое – это то, что делает игру такой залипательной в моих глазах.

Побегала минут семь в данжене, покрошила врагов в своё удовольствие, попутно заработала денежку, собрала ресурсы – и хватит. Пора возвращаться домой, проверять, как там мои ребята: не болеют ли, не голодные?

Повозилась следующие семь минут со зверятами: выслушала их просьбы и жалобы, провела чёрную мессу, полы помыла, кашу-какашу сварила, самых непослушных Ктулхе скормила – и довольно: снимаю передник, надеваю костюм супербарашка и снова отправляюсь на борьбу со злом. Эдакий симулятор многодетной матери-одиночки получается. С утра вкалываешь на работе, а вечером – дома. В реале это сущий ад, а в «Культе Агнца» – наоборот: ни то, ни другое не успевает надоесть и особых проблем не вызывает.

А-йаа-и ма-ка и йа-ка<br />
А-йаа-и ма-ка и йа-ка

Присматривать за паствой и управлять поселением довольно легко: некоторые процессы быстро автоматизируются, со временем отпадает необходимость ручками убирать гуано, да и за огородом последователи станут ухаживать сами. Что делать, чтобы всё пошло наперекосяк, не знаю.

Роуглайтовая часть тоже... нормальная. Точно не трудная. Хорошо подходит для таких криворучек, как я, а также для новичков, желающих вкатиться в жанр. Для хардкорщиков же есть режим с пермасмертью и высокие уровни сложности.

Тыщ. Тыщ. Пыщ. Хрясь. Киии-йаа!

А как быть тем, кого интересует именно «сектантская» сторона игры? Ну та, где треш, угар и содомия? Содомию обещали подвезти в начале следующего года, треш и угар умеренно присутствуют. Жертвоприношения на месте, другие ритуалы тоже. Правда, не всегда тёмные. Некоторые вполне себе позитивные. Выбирайте, какие больше нравятся. Вы – пророк, вы и решаете, по каким заповедям жить остальным. Хотите – заставьте чернь работать от зари до рассвета, покормите сектантов фекалиями, запугайте недовольных, посадите в клетку смутьянов, пустите стариков на мясо...

Були-були-були-були-були-були-були. Ай!

А хотите – будьте добрым папкой: устройте ритуальные выходные в гавайских рубашках, поощряйте уважительное отношение к пожилым, хороните погибших со всеми почестями и пропагандируйте вегетарианство. Жестить необязательно.

Тут даже боссов – больших и страшных ещё минуту назад – можно взять «под крылышко» и приютить в общине. Поверженные, они оборачиваются милыми маленькими монстриками.

Ша-ша-лу-тю. Бла-бла-блюфко.<br />
Ша-ша-лу-тю. Бла-бла-блюфко.

К сожалению, не всё так радужно: совсем без жертв не обойтись. В постгейме приходится «менять» – читай: «скармливать» – высокоуровневых последователей на право повторно(!) зачистить локации. Что самое обидное: всё это ради скучных наград и буквально крупиц сюжета. При этом оформление данжей и музыка те же, что и были. Только враги потолще. Тьфу, одним словом. Не хотят разработчики баловать фанатов интересным дополнительным контентом.

А ещё они явно не хотят поощрять ачивкодрочеров. Ведь тем, кто собирается выбивать 100% достижений, придётся замарать совесть: заключить сделку с дьяволом и отдать ему не только своих почитателей, но и одного совершенно замечательного НПС! Это прям кошмар! Ни один трофей того не стоит! На мой взгляд, неписи, эпизодически появляющиеся в Cult of the Lamb, – это лучшее, что есть в игре!

Шни-шня, шни-шню, шня...
Шни-шня, шни-шню, шня...

Крысау и Крыссо, Клонек и Хемах, Ракшаса и Плимбо, Форнеус и Созо... Да, у этих ребяток не так много экранного времени, но по обаятельности они лишь немногим уступают жужам из Халлоунеста.

Когда в 2024 году выйдет новый патч, я обязательно вернусь в Cult of the Lamb. Не для того, чтобы кромсать еретиков, и даже не за плотскими утехами, – хотя звучит заманчиво, – а чтобы посмотреть на дополнительные сюжетные истории и проведать Крыссо и Форнеус! А может, и с кем-нибудь новеньким познакомиться. Было бы здорово!

The Shrouded Isle

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Где-то в море есть затерянный остров. На острове том стоит деревенька. А в деревеньке поклоняются великому и ужасному Чернобогу. Молятся, приносят кровавые жертвы, охаживают друг друга хлыстами, короче, развлекаются как могут, ожидая пришествия божества. Которое, согласно пророчеству, состоится уже через пять лет. И плохо дело, если, пробудившись, божество разочаруется в своих почитателях, если Верховный Жрец не успеет приготовить последователей к Судному дню: не очистит их от скверны грамотности, не искоренит праздность, не разоблачит слабых верой... Если он не избавится от всего сора человеческого, быть беде – явившийся во плоти Чернобог покарает всех.

Нелегка задача Верховного Жреца, ибо много пороков скрывается за фасадом благочестивой деревни. Но рано или поздно он выведет грешников на чистую воду и возложит их на алтарь во славу Чернобога. Аминь!

The Shrouded Isle – это менеджмент человеческих ресурсов. Великий Жрец – глава культа – должен следить за нравственностью в поселении. Как хороший руководитель он понимает, что сам с этим не справится. Надо делегировать обязанности и полномочия. Его помощниками становятся члены пяти влиятельных семей (всего 30 человек): Кеньи ответственны за книгосожжения, Йозефки – за возведение истуканов, Эфферсоны секут розгами, Кодуэлл конфискуют излишества, а Блэкборны следят за повиновением.

Пять влиятельных домов<br />
Пять влиятельных домов
Распорядок дня на нашем острове<br />
Распорядок дня на нашем острове

Всё, вроде бы, просто и понятно: Верховный выбирает из каждой семьи по одному представителю и назначает их на руководящие должности. Через три месяца при необходимости переизбирает. Проблема в том, что идеальных руководителей, как и людей, не бывает. У всех есть достоинства и недостатки. Вот только чей-то недостаток – это так, маленькая слабость, а чей-то – страшный порок. Порочные начальники разлагают жителей поселения со страшной силой, поэтому их надо как можно скорее обнаружить и показательно принести в жертву Чернобогу.

Находить грешников несложно: Жрецу дозволено допрашивать членов семейств, правда, только дважды в сезон и только при хороших с ними отношениях. Очевидными также становятся черты характера советника, которому дали поручение. С этим проблем обычно не бывает. А вот что по-настоящему трудно, так это избавляться от нечестивцев, не вызывая гнева их родственников.

The Shrouded Isle – это эквилибристика. Верховный Жрец должен всё время балансировать между поддержанием пяти добродетелей на высоком уровне и довольством пяти могущественных родов. Уронить один из показателей – проще простого. Особенно в начале игры, когда советники выбираются практически вслепую. Впасть в немилость к одному из кланов – вообще плёвое дело.

Допустим, Милош Блэкборн, назначенный на должность «министра Послушания», сам оказался бунтарём. Пожалуй, не стоит давать ему поручения в этом сезоне. Зачем смущать и без того неокрепшие людские умы? Поэтому Милош сидит без дела в марте – семья Блэкборнов недовольна. Милош сидит без дела в апреле – его семья начинает роптать. Милош сидит без дела в мае – Блэкборны возмущены таким пренебрежением. К концу сезона, когда пора проводить священный обряд, оказывается, что злосчастный Милош – единственный грешник среди советников и вообще лучший кандидат на заклание. Было бы здорово избавиться от нечестивца, но если так поступить, то уже порядком разгневанная семейка поднимет бунт и свергнет Верховного Жреца. Вот и приходится вертеться, как уж на сковородке, угождая всем по очереди.
В том числе самому Чернобогу. Который то и дело является во снах и заказывает, кого хотел бы отведать следующим: то лжеца ему подавай, то учёного...

Лайфках: если избавиться от всех членов семейства, жаловаться будет некому<br />
Лайфках: если избавиться от всех членов семейства, жаловаться будет некому

Чтобы будни Верховного точно не показались лёгкой прогулкой, почти сразу после начала игры в поселении вспыхивает эпидемия. Жители начинают страдать от всевозможных недугов: на кого меланхолия найдёт, на кого гиперактивность... Если убрать лирику в сторону, проявляется эта зараза тем, что положительные черты периодически заменяются отрицательными, превращая даже потенциально хороших советников в катастрофически вредных. Сам по себе недуг не проходит, его надо лечить. В смысле: изолировать ненормального в башне, посадить в клетку и приступить к водным процедурам. Возможно, больной в результате исцелится, возможно, погибнет, а возможно, станет жутковатым Пробудившимся. Это решает случай.

Рандом, как вы, возможно, догадались – ваш главный противник: под капотом симулятора культа находится генератор случайных чисел.

Как распределятся грешники по семьям: равномерно или скучкуются в одном клане? Кому достанутся лучшие черты, а кому – болезни? Как справится советник со своим заданием: успешно или провалит? Какой параметр Чернобог потребует поднять в следующий раз?

Если вы матерились на кубики в Baldur's Gate 3 или в Pathfinder, то «Сокрытый остров» вряд ли увлечёт вас надолго или вообще понравится. Но если вы, как и я, получаете извращённое удовольствие, играя с Его Величеством Случаем, будьте осторожны: «часик перед сном» рискует затянуться до утра.

Совет, почти полностью состоящий из Пробудившихся. Арты в игре – моё почтение
Совет, почти полностью состоящий из Пробудившихся. Арты в игре – моё почтение

Вообще, лучшее время для знакомства с The Shrouded Isle – это постельный режим. Когда уже не первый день лежишь с температурой, когда слегка подзадолбался от безделья и желания во что-нибудь поиграть. Хотя бы с ноута! Если вдруг окажетесь в похожем положении, вспомните про «Сокрытый остров». Его простая, однокнопочная механика отлично подходит для ленивого гейминга. При этом очень цепляет и долго не отпускает. Сразу хочется и все концовки посмотреть, и все ачивки получить...

Концовок здесь около семи-восьми, пять из них завязаны на разных вариантах поражения. Достижения не очень сложные, но, учитывая, что перед нами RNG, довольно задротские. Мне вот пока не даются две: уничтожить все семьи и превратить поселение в Город Пробуждённых. Как-то даже боязно лишний раз запускать The Shrouded Isle ради них. А то получится, как на прошлой неделе: зашла скринов наделать и... «И сия пучина поглотила ея в один момент». Страшная вещь – эти ваши культы: вступить легко, но как теперь выйти?!

Rusty Lake: Paradise

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

И снова остров, снова маленькая деревенька, жители которой на досуге занимаются странными оккультными делами. Да что не так с этими островитянами?!

На этот раз поселение совсем крошечное, все жители – члены одной семьи: бабушка, два её сына, невестка да внуки. Тот ещё паноптикум. У бабушки в носу пиявки, отец попивает кровушку из бокала, дядя нечленораздельно мычит, слепая сестра косит под пифию, а младший брат просто дурачок.

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Мама была самой адекватной и поэтому умерла. Погибла при загадочных обстоятельствах. После её смерти на остров опустилось проклятье, как две капли воды похожее на 10 казней египетских: язвы, мушки, саранча, мор… Всё по классике.

Ещё есть старший сын, который вернулся домой после долгих лет отсутствия, узнав о случившемся несчастье. Теперь ему надо как-то пережить напасти и найти чёрные кубы, хранящие воспоминания матери. Хотелось бы ещё добавить: «... и разобраться во всём происходящем», но, к сожалению, «Ржавое озеро» неохотно расстаётся со своими тайнами. Впрочем, как всегда.

Здесь стоит сделать небольшую ремарку: Rusty Lake – это целая серия игр, настоящая игровая вселенная, созданная одноимённой инди-студией. И если вы ещё не знакомы с этими ребятами и их работами, срочно исправляйте сие недоразумение!

Лучше всего начать исправляться с моей любимой части – Cube Escape: Paradox. Во-первых, потому что она бесплатная (ну, наполовину, но этого более чем хватит, чтобы понять, ваша ли это чашка чая). Во-вторых, потому что она непродолжительная. Так что если не зайдёт, не потеряете ни денег, ни времени.

Бонусом к ней идёт короткометражный фильм. Который мало того что сам по себе прикольный, так в нём ещё и запрятаны подсказки, помогающие найти дополнительные концовки! – такого я больше нигде не видела.

Вообще-то вливаться в серию Rusty Lake можно с любой части. Все проекты студии так или иначе связаны между собой, но разгадывать, каким образом – это отдельная задача со звёздочкой. Каждая последующая игра отвечает на один-два вопроса и задает ещё с десяток новых, порождая тонны фанатских теорий. Через какую дверь вы войдёте в эту сюрреалистическую вселенную, c какой ниточки начнёте распутывать клубок мистических событий – не суть важно. Все тайтлы небольшие, недорогие и жутко увлекательные. Если вам не претит минималистичный визуальный стиль, обязательно попробуйте.

Но вернёмся на наш Райский остров. Какое же место занимает Rusty Lake: Paradise в этой необычной линейке? «Парадиз» – это двенадцатая игра голландской студии, но первая с точки зрения хронологии. Эдакая экспозиция, экскурс в прошлое, приквел, истоки, Origins... В ней вы узнаете, как началась история некоторых знаковых персонажей в далёком 1796 году.

Геймплейно этот point-and-click квест получился не сложнее, а может, даже и проще своих предшественников. Решаем незамысловатые задачки: привести лягушку к финишу, найти «стыкующиеся» пары зубов... Находим квестовые предметы – их немного – и думаем, где применить.

Использованные айтемы исчезают из инвентаря, экономя время: не надо перебирать груду хлама, надеясь, что «ну вот следующая фиговина обязательно подойдёт!»

Самое трудное, как всегда, понять, что от нас хотят разработчики. Но как только сообразим, хлопнем по лбу и с воплем «Семён Семёныч!» быстро справимся с загадкой.

Стилистически Rusty Lake: Paradiseодна из самых омерзительных частей серии. Мотив десяти казней египетских этому способствует, а необычные трансформации, которыми славится «Ржавое озеро», выходят здесь на новый уровень. В игре определённо присутствует эстетика безобразного: несмотря на всю «фубля», оторваться от происходящего невозможно. Каменные лица персонажей вкупе с жутковато тошнотворными деталями производят зловещее впечатление. Мне кажется, никакая гиперреалистичная графика не даст такого эффекта.

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Описывая Rusty Lake: Paradise, приходится ограничивать себя общими словами – «сюрреалистичный», «жуткий», «неприятный» и т.п. – просто потому, что не хочется, приводя конкретные примеры, портить «сюрприз» будущим потенциальным игрокам. Пусть лучше игра сама расскажет о себе. Выключите свет, наденьте наушники, отодвиньте подальше тарелку с бутербродами и познакомьтесь с семейством Эйландеров. И помните:

There will be blood.

The past is not dead. It's not even past.

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Honey, I Joined A Cult

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Дорогой, я организую секту! Какую? Пока не знаю, тут кастомизация. Но шапочки из кальмаров однозначно будут! И униформа – розовенькая! Кому поклоняемся? Ещё не решила, (говорю же – тут кастомизация!), но склоняюсь в сторону Аццкого Сотоны Деда Мороза. Хотя Ктулху Любви и Красоты тоже звучит многообещающе. Зачем оно мне? Чтобы срубить бабла, конечно! Но если в процессе моего обогащения мы придём к тому, что из глубин преисподней восстанет стрёмный бородатый дед в тулупе, то так тому и быть. Главное, чтоб ФБР ни о чём не догадалось!

Дорогой, я организую секту! Какую? Придурковатую и прибыльную, естественно! Остальное неважно.

Секты «под ключ» для тех, кому лень

Honey, I Joined A Cult – типичный тайкун. Правда, строим мы не парк развлечений, не офис, не тюрьму и не больницу, а общину сектантов. Всё остальное по шаблону. Есть небольшой стартовый капитал и несколько соратников-культистов. Этого достаточно, чтобы запустить свой бизнес.

Бизнес начнём с постройки приёмной, где встречаем гостей, а также молельни и зала для медитаций, чтобы выкачивать из легковерных обывателей деньги. Нашим сотрудникам надо где-то жить, поэтому добавим парочку жилых помещений: спальню, кухню, туалеты. Комнаты пока крошечные, условия спартанские: старые матрасы вместо кроватей, вёдра вместо унитазов, печенье «Контик» на ужин.

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Затем распределяем между культистами обязанности: кто готовит, кто убирает, кто встречает, а кто развлекает гостей, кто когда спит, отдыхает, работает...

Менеджмент очень напоминает управление поселенцами в <i>RimWorld</i>. Вот у нас почасовой график работы, а вот экран распределения обязанностей. Назначая прозелитов на должности, обращаем внимание на их черты характера и навыки
Менеджмент очень напоминает управление поселенцами в RimWorld. Вот у нас почасовой график работы, а вот экран распределения обязанностей. Назначая прозелитов на должности, обращаем внимание на их черты характера и навыки

Построив необходимый минимум, снимаем игру с паузы. Если всё сделали правильно, нашего участия в жизни общины практически не потребуется. Братья и сёстры работают и отдыхают по установленному расписанию, клиенты приходят и уходят, кадило крутится – лавэха мутится.

«Намутив» достаточно денег и очков развития, начинаем расширяться и улучшаться.

Древо технологий

Размещаем в общине побольше «аттракционов». Вкусы у искателей просветления разные: кому-то нравятся энергетические спа, кому-то спиритические сеансы, а кто-то любит прочищать чакры пиявками. Нам для любимых гостей ничего не жалко, без всяких предрассудков удовлетворяем потребности всех прихожан.

В какой-то момент может показаться, что нуждающихся в наших услугах столько, что рабочих рук не хватает, чтобы осчастливить и «подоить» всех. Не беда! Присмотримся к самим прихожанам: кое-кто из них наверняка успел потратить в общине все деньги, проникнуться учением и теперь мечтает сменить костюм-тройку на розовую распашонку и шапку из кальмара. Такие сотрудники нам нужны! Стелем на пол ещё один старый матрас и принимаем нового адепта в дружный коллектив. Схема, как видите, банальна.

Бестолково, но прибыльно<br />
Бестолково, но прибыльно

Так что же может пойти не так? Какие препоны могут встать на пути начинающего Хаббарда? Первая проблема – сами последователи. Они люди. Со своими нуждами, прихотями и слабостями. Неудачно составленное расписание, немытые руки и просто вздорный характер плохо сказываются на эффективности работы секты.

Чтобы подчинённые не вякали, регулярно улучшаем условия труда и читаем вдохновляющие проповеди. Тимбилдинг – наше всё. Самых конфликтных выставляем за дверь пинком под зад. Желающих вступить в клуб «Весёлые сектанты» и так много.

Вторая проблема – полицейские обыски и массовые протесты. Оказывается, не всем нравится наша община. Хм, странно, очень странно. Столкнувшись с недопониманием местных жителей и властей, главное – не паниковать. У нас есть немного времени, чтобы спрятать улики от легавых и утихомирить нормисов, вопящих за забором.

А вообще, лучше не доводить до конфликта, не притягивать к своей организации ненужное внимание. Следить за шкалой «Давление» и регулярно снимать напряжение... Кхм. Ну не в этом смысле.

Снять напряжение, то есть снизить социальное давление, можно на экране заданий. Отправим своего верного члена – не абы какого, а с подходящими характеристиками! – в мэрию, чтобы он исполнил поясняющий танец. Власти обязательно всё поймут и всё простят

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Совсем без внимания нашей секте не обойтись: чтобы привлечь новых сторонников, придётся заявить о себе, выйти в народ, так сказать. Для этого запускаем пиар-кампании. Выступаем по радио или телевидению, рассказываем всем о прелестях сектантской жизни, поднимаем таким образом статус культа и получаем очки репутации. Иногда полезно даже просто покричать на улице, о том, какие у нас вкусные печеньки.

Во время выполнения задания членов культа часто поджидают случайные события. Ихсход может быть как положительным – уникальный фарфоровый чайник, так и отрицательным – повреждение головных органов. Всё зависит от нашего выбора.

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

За всей этой суетой: вечно немытыми руками, пиар-кампаниями, подтасовкой улик и прочими мелочами легко забыть, что у нас вообще-то не досуговый центр, а настоящая секта! И у Датча... ой, то есть у Верховного Жреца есть план! Помимо обогащения до неприличного состояния. Выполнение таинственного Великого Плана считается главным условием победы в Honey, I Joined A Cult.

Что же это за план такой? Добиться мира на всей земле? Призвать владыку с щупальцами? Колонизировать новую планету? Хм, а знаете, любой из этих вариантов подойдёт. Все три достаточно амбициозны и при этом абсурдны – всё как мы с Великим Жрецом любим.

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Определившись с тем, какой из финалов больше по душе,получаем линейку тематических заданий, доступ к особым комнатам и уникальных персонажей.

Футуристы проводят эксперименты на людях, сжижают своих последователей во вкусные напитки и превращают их в арт-объекты.

У демонопоклонников в услужении ходит настоящий чёрт.

А глава пацифистов загоняет своих хиппи в комнату свободной любви, чтобы те спаривались во имя мира на Земле. Последнее, кстати, имеет не только высокий духовный смысл, но и практический. Оказывается, черты характера передаются половым путём. Так что не спешим избавляться от своих бесполезных подручных, подложим их потом под кого-нибудь одарённого, когда кровать освободится.

Хороший ересиарх и конкурсы у него интересные
Хороший ересиарх и конкурсы у него интересные

Правда интересные? Ну-у-у... Так себе. Может, на словах Honey, I Joined A Cult и выглядит весёлым тайкуном со специфическим юмором, но на деле – это тот ещё тайм-киллер. Он жрёт время горстями, а взамен не предлагает ничего увлекательного.

БОльшую часть игры приходится просто ждать. Даже на максимальной третьей скорости. Порой надо заказывать ингредиенты, отправлять агентов на миссии, строить новые комнаты... Но в первую очередь – ждать. Ждать, пока сектанты вернуться с задания, ждать, пока закончится исследование, ждать, пока накопится нужная сумма... Скажу честно, были моменты, когда я клевала носом, сидя перед монитором.

Если хотите чего-то похожего, но поживее, попробуйте лучше RimWorld. С дополнением Ideology, чтобы отыгрывать секту со строгими убеждениями. Или без него. RimWorld в любом случае cгенерирует больше интересных и сумасшедших ситуаций, чем этот тайкун. Здесь же никто не запрётся в холодильнике и не сожрёт все запасы на зиму, никто не откопает погребённого летом дядю Гришу и не водрузит его останки на обеденный стол. Эх.

И клей здесь не нюхают<br />
И клей здесь не нюхают

Но это уже совсем другая история. И для другого поста. А этот – давно пора заканчивать.

Список получился совсем небольшим. Я наверняка обделила вниманием кучу крутых игры про культы и секты (не по злому умыслу, а по незнанию токмо), так что буду рада, если укажете мне на них в комментариях. Ну а я в свою очередь постараюсь компенсировать неполноценность материала, докинув в послесловие небольшой бонус.

Бонус

Я тут иронизировала на тему сект, но вообще, культы и НРД (новые религиозные движения) – это нихрена не весело. Рассказы про людей, ушедших из семей и добровольно отдавших всё своё имущество всяким мессиям и пророкам, ввергают меня в какую-то растерянность и странную беспомощность. Про самые отбитые группировки с массовыми самосожжениями и зариновыми атаками, я вообще молчу.

Казалось бы, ну хочет человек отречься от всего мирского, что в этом плохого? Его жизнь – его дело, никому же не мешает! Ушёл в общину – его выбор, а свобода воли – одна из главных человеческих ценностей!

И вообще, нестяжательство – это хорошо, а труд, тем более безвозмездный, облагораживает. Может, человек смысл существования нашёл! В компании единомышленников обрёл наконец-то счастье, а его обратно в семью затащить хотят, к маленьким вопящим внукам и эгоистичным взрослым детям!

*признана экстремистской<br />
*признана экстремистской

«Живи и не мешай жить другим» – моё любимое кредо, которому так легко и приятно следовать. И которое уже не кажется таким универсальным и безоговорочным, когда речь заходит о жертвах деструктивных НРД.

Как отличить счастливую маму, с головой ушедшую в новое хобби, от мамы с промытыми мозгами? Как вытащить друга из секты, если сам он того не хочет и говорит, что никогда ещё не был так спокоен и уверен в завтрашнем дне?

Похожими вопросами, наверно, задавался и Алексей Поляринов во время написания романа «Риф».

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Культовое чтиво: Алексей Поляринов, «Риф».

Центральная проблема «Рифа» – это нездоровые отношения поколений (преимущественно матерей и дочерей). Чтобы лучше раскрыть этот больной вопрос, Поляринов прибегает к теме ритуалов и культов, использует их как эдакий хирургический инструмент. Причём использует со знанием дела: в багаже автора более двадцати книг о психологии сект и консультации с антропологами. Читая роман, понимаешь, как легко попасть под влияние сильной харизматичной личности и как сложно – практически невозможно – реабилитироваться после такого без профессиональной помощи. Кстати, о том, что бывшим членам секты в принципе нужна помощь, начали задумываться сравнительно недавно. Ликвидировать организацию и её лидера недостаточно для того, чтобы вернуть пострадавших к нормальной жизни.

Я не профи в таких вопросах. И даже не любитель. Но «Риф» показался мне психологически достоверным. Было легко представлять себя на месте героинь, их чувства и мысли казались близкими и понятными. Мне вообще понравилось, как автор выписывает персонажей: рельефно и с такими характерными деталями, что они сразу оживают.

Тритонов мать отчего-то боялась – так же сильно и глупо, как слоны боятся мышей. Ещё она боялась красоты. Или даже не так: красивые, изысканные вещи приводили её в ужас. Увидев что-то красивое, она тут же в уме считала - сколько оно может стоить; причём считала не в рублях, а в булках хлеба и килограммах мяса. Для Киры ей, в общем, ничего было не жалко: подарки на дни рождения, хорошая одежда, учебники – всё это Кира получала, но за красивые вещи всегда расплачивалась тем, что постоянно должна была выслушивать причудливую материнскую математику: «На эти деньги можно год питаться свежими отбивными!», «А это – целых сорок булок бородинского!»

Поляринова в принципе хочется похвалить за язык – плавный, образный, ритмичный. Открыла книгу – а когда пришла в себя, двадцать процентов уже было позади.

Роман, к сожалению, получился не без минусов: были невыстрелившие ружья, которые автор развесил для красоты, да и один сюжетный момент смутил. Но всё же «Риф» очень запомнился. Могу порекомендовать его тем, кому любопытно, что сейчас происходит в современной русской литературе помимо Пелевина. Ну и в эту подборку он отлично вписывается, так что не могла не попиарить.

Культовое кино: «Однажды в Голливуде»

«Здравствуйте! У вас есть минутка поговорить о Великих наших Древних?» 5 игр про секты, культы и тёмные ритуалы

Ещё не начав писать этот пост, ещё до того даже, как посмотрела сам фильм, хотела разместить здесь «Солнцестояние» Ари Астера. Аннотация, трейлер, неплохие отзывы критиков и то, как во многом сюжет кинокартины перекликается с вышеупомянутым «Рифом» – всё кричало о том, что триллер просто создан для «культовой» миниподборки. А потом я его посмотрела и... Не то чтобы всё плохо, нет. Визуально так вообще красота, но... Гляньте лучше «Однажды в Голливуде» Тарантино. Если ещё не. То, как здесь обыгран конец реально существующей секты 60-70-х, дорогого стоит. Может, семья Мэнсона – не такая актуальная тема, может, российский зритель вообще не в курсе, кто такая Шэрон Тейт, – это ничего. Фильм всё равно нереально доставляет, а концовка просто разъёбывает. Актёрская игра хороша, диалог Ди Каприо с восьмилетней девочкой прекрасен, сцена в лагере Мэнсона держит в напряжении, любовь режиссёра к золотой эпохе Голливуда осязаема, Марго Робби и Маргарет Куолли обаятельны... И там есть Брэд Питт! А что ещё нужно для хорошего фильма?

В нагрузку ещё один похожий материал для тех, кто интересуется религиозными культами в компьютерных играх. В двух частях:

Вот теперь действительно всё. Спасибо за внимание!

248248
94 комментария
5000 ₽

Крутая подборка, спасибо. Знал только про культ ягненка

17

На тему культов есть залипательная карточная Underhand для Андроида, где мы пробуждаем Древних Богов, похищаем людей и приносим жертвы, грабим банки итд. Без рекламы и полностью бесплатная.

5
Автор

Эх, а на iOS нету(

1

Пишет, что нельзя установить, так как разработано для более старых версий ведроида. Это как вообще, первый раз такое вижу.

World of horror был бы тоже в тему

4
Автор

Ваа! Выглядит очень стильно, но страшно!

2