Стратегия Денис Давыдов: очередной распил бюджета на 50 миллионов?
Осенью 2023 примерно одновременно в небезызвестных пабликах ВК о стратегиях появились посты об исторической стратегии "Денис Давыдов", которая сейчас находится в разработке.
Предвкушая непонимание: Денис Давыдов – название игры, а не имя её автора. Названа в честь известного русского военного поэта.
Как я понимаю, разработчик решил начать рекламу своего проекта и занёс админам промо-материалы.
Я бы просто прошёл мимо этой игры, если бы не одно но, которое меня прямо зацепило до такой степени, что я решил зарегистрироваться на dtf и написать эту статью: на разработку игры было выделено 50 миллионов рублей от Института развития интернета. Вот, кстати, статья на dtf об этом.
Что же не так с Денисом Давыдовым, спросите вы? Давайте взглянем на видео, в котором разработчик продемонстрировал основной геймплей. К сожалению, видео слишком большое, чтобы залить сюда, а на YouTube его нет, не поленитесь перейти по ссылке и посмотреть:
А для ленивых снизу будут скриншоты
Итак, я закрою глаза на то, что видео записано с ноутбука на встроенный микрофон с кучей шумов – наверное, все финансы ушли на геймплей? Так что же представляет собой геймплей?
Первое, что бросается в глаза, это графика, устаревшая на 10-20 лет. Дешёвое окружение, непропорциональные модельки, почти полное отсутствие анимаций, единственный эффект – дым от взрывов. Интерфейс выглядит как плейсхолдер, просто текст на синем фоне.
Хорошо, может быть, не стоит судить о графике, вместо этого оценив на геймплей.
Геймплей предельно прост: юниты перемещаются по гексам в реальном времени и атакуют друг друга. Всё. Единственная фишка, которую можно отметить – разворот юнит вокруг своей оси и смена строёв.
В видео разработчик также демонстрирует два отряда артиллерии на весь бой: один у него, другой у ИИ. Они просто стреляют друг в друга, нанося примерно одинаковый урон, и, видимо, за счёт рандома игрок теряет свой отряд. На этом разработчик подчёркивает, что сражение проиграно, и действительно проигрывает. Очень интересно. Выходит, всё сражение решил простейший рандом.
Хорошо, может быть я придираюсь к проблемам баланса и мелочам графики. Объективно говоря, на видео можно увидеть костяк типичной тактической стратегии, который просто работает – юниты ходят по клеткам и атакуют друг друга. Но вопрос в другом: стоит ли это 50 миллионов? На мой взгляд, поделку подобного уровня сделает любой начинающий программист на заказ всего за пару.
А кроме сражений в игре ничего нет. Игра представляет собой просто набор сражений, которые вам покажут на неаккуратной карте. Причём разработчик пишет в своих соцсетях, что даже если вы проиграете, то ничего страшного: можно идти дальше. Ведь, знаете ли, эти мелкие стычки всё равно ничего не решают, зачем вообще как-то обыгрывать проигрыш?
Выходит, в игре нет даже и задатка какой-то метапрогрессии, в ней есть только сражения и ничего больше. Нельзя выбрать армию, нельзя экипировать юниты, да о чём это я.... у нас тут историческая игра, а это всё ненужный мусор.
А вот так разработчик комментирует особенности игры "в отличие от Total War", все из которых, на самом деле, есть в том самом Total War:
В игре также нет музыки и был продемонстрирован всего один загрузочный арт. Вроде бы, он уникальный, мне не удалось найти в интернете: такой можно заказать примерно за тысяч 20 у любого художника.
А вот иконки юнитов вообще обладают разным стилем и взяты из реферата по теме "Лёгкая пехота Наполеона"
На любой бирже фриланса можно легко найти художника, который нарисует вам все эти 5 иконок, что были обнаружены в игре, за 10 тысяч рублей. Были ли потрачены эти средства куда надо? Нет.
Кстати, если посмотреть данные о компании-производителе, то можно увидеть, что работает в ней всего один человек: тот самый создатель игры, который ведёт группу ВКонтакте:
Кстати, на художников для оформления группы денег он тоже зажал, просто взяв картинку из интернета:
До релиза остаётся почти год, а до демки считанные месяцы:
При этом у игры нет даже логотипа. У неё все арты взяты из интернета, то есть речь тут идёт о том, что деньги были зажаты банально на самого минимального художника с фриланса. Геймплей выглядит как дипломный проект программиста-выпускника, быстро собранный на готовых ассетах.
Вердикт: нет, это не стоит 50 миллионов. В игре нет ничего, что стило бы столько, это очевидный распил средств. Я надеюсь, что те, кто выдавал грант, прочитают эту статью и спросят с разработчика игры Денис Давыдов детальный отчёт.
Вы можете взглянуть на множество игр, которые были созданы независимыми разработчиками вообще без бюджета или с бюджетом гораздо меньше. Например, стоимость разработки Factorio, которая гораздо глубже этой игры, составила всего 2 миллиона рублей в пересчёте на наши деньги. Стратегия Manor Lords, которая прямо сейчас создаётся всего одним разработчиком без бюджета вообще, предлагает современную графику и красивые сражения.
Есть замечательные примеры конкурентов Дениса Давыдов: Field of Glory II, серия Panzer Corps, да же те Казаки, вышедшие более десяти лет назад. Вашему Денису до них как до Китая... А ведь за 50 миллионов можно было сделать что-то достойное.
А на самом деле, Денис Давыдов – это просто клон ранее разработанной игры студии под названием Battle Line
Если зайти на официальный сайт разработчика Дениса Давыдова, то можно увидеть следующее:
Оказывается, ранее уже была выпущена игра Battle Line с... точно такой же графикой, таким же геймплеем! Т.е. Денис Давыдов – это разработка уже на готовом шаблоне, которая почему-то оценивается в 50 миллионов рублей. Разработчики просто взяли старую игру и сменили локации...
Как разработчик хамит аудитории и удаляет комментарии
Но на этом история не заканчивается. Оказывается, разработчик не только пилит бабло, но ещё и удаляет все негативные комментарии в своей группе, предварительно нахамив их авторам. Причём удаляет негатив, даже не пытаясь его скрыть:
Вся официальная группа игры Денис Давыдов наполнена, в основном, друзьями разработчика, которые пишут хвалебные отзывы и изображают заинтересованность. Это легко понять, просто зайдя на их страницы.
А вот другой пример уже удалённых комментариев, скриншоты которых найдены под постом об игре в сообществе Стратегикон:
Кстати, реакция аудитории в пабликах, где разработчик Дениса Давыдова заказал рекламу, не заставила себя ждать:
Увы, но разработчиком всё это воспринимается как "реплики недоброжелателей", а комментировать, на что уходит бюджет, он отказывается.
Хотелось бы, чтобы вопрос о том, куда ушёл бюджет, был выяснен.