Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

Эпилог первой половины серии Trails дошел, наконец, до Запада. А нужен ли он был вообще?

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

Еще в момент анонса общая идея Trails into Reverie вызывала у меня немало вопросов. Игра заявлялась одновременно и как пролог к новой главе в истории серии, и как эпилог одновременно и к истории Trails of Cold Steel, и к истории жителей Кросбелла из Trails from Zero и Trails to Azure. И как бы серии такое не в первой – существует же Trails in the Sky The 3rd, который абсолютно так же плавно переводил игроков из Либёрла в Кроссбелл, одновременно при этом рассказывая историю странствующего священника Кевина Грэхема. Но The 3rd был по всем фронтам игрой куда менее сюжетно направленной, напирающей на личные переживания Кевина и на различные небольшие истории о знакомых персонажах, раскрывающихся по ходу игры. Reverie же планировала рассказать не одну, а целых три истории, причем не только о знакомых нам героях, но и о новых, совершенно не известных ранее. И подобная амбициозность, наряду с возвращением в сюжет и Рина Шварцера, и Ллойда Бэннингса, честно скажу, напрягала. И это не говоря еще про совершенно неровную Trails of Cold Steel IV.

Как же приятно осознавать, что опасения иногда совершенно не оправдываются.

Опенинг The Legend of Heroes: Trails Into Reverie
Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

Как уже было сказано выше, в Trails into Reverie мы наблюдаем за тремя историями. Историями, которые в конце концов сходятся-таки в одну точку. С одной стороны, у нас детектив полиции Кроссбелла Ллойд Бэннингс и его друзья из отдела SSS, которые намерены окончательно подарить Кросбеллу свободу от имперских захватчиков, сталкиваются на пути к своей цели с неожиданным барьером. С другой – Рин Шварцер и его друзья из классов VII пытаются восстановить страну от потрясений после Великой Войны и заодно найти исчезнувшего во время медового месяца принца Оливерта. С третьей – юные наемники Свин и Надя доставляют таинственному «С» груз – живую куклу работы мастера Розенберга. Кукла, которая предпочитает имя Лапис, ничего о себе не помнит, но уверена, что «С» - ключ к её воспоминаниям.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie
Главные герои рута «С», слева направо: Свин Абель, Надя Рейн, «С», Лапис Розенберг
Главные герои рута «С», слева направо: Свин Абель, Надя Рейн, «С», Лапис Розенберг

По первой думаешь, что Falcom опять на себя взвалили слишком много. Ладно три сюжетных линии, так еще и персонажей в них невероятно много. Как можно сбалансировать повествование между ними всеми и при этом придать веса каждой из трех сюжеток игры? И вот, представьте себе, можно. Стоит понимать, что каждая из этих линий важна для центрального конфликта в той или иной степени. И Falcom будут очень стараться не дать игроку заскучать.

Поначалу с этим, правда, сложно. Особенно если выбрать, как я, в качестве первой сюжетки линию Ллойда Бэннингса. Здесь игра первые пару часов стоит на месте для того, чтобы устроить игроку ностальгическую путевку по знакомым из Zero и Azure локациям, показать знакомых персонажей и то, чем они после событий Trails of Cold Steel IV занимаются. Ничего, кроме как фансервиса, начало рута Ллойда не дает. И понятно, откуда оно здесь – все-таки для игроков из Японии между Azure и Reverie прошло девять лет. А для тех, кто впервые прошел Azure в виде недавнего релиза от NIS America, подобное внимание в сторону Кроссбелла может выглядеть странно.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

Но это мелочи. Как минимум, потому что фансервис то приятный. Некоторых этих персонажей, конечно, нам показывали и по ходу Trails of Cold Steel IV, но не всех. Здесь же покажут чуть ли ни всех любимчиков – и цундере офицера кроссбелльской гвардии Мирели, и миленькую официантку Сансан из восточного ресторана, и про местных бывших хулиганов из трущоб не забудут. И в лучших традициях Falcom, за их личными историями будет очень приятно наблюдать.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

Ну и да, сюжет довольно быстро вступает в свои права. На то, чтобы выставить перед игроком основные загадки, много времени не уходит, да и большинство из задач относительно быстро решаются, перекрывая одну тайну другой. История практически никогда и ни в одном из сценариев не стоит на месте, кроме разве что первых глав. И по ходу развития сюжета будут раскрываться все новые и новые подробности об общем центральном конфликте, которые вполне способны поставить восприятие мира серии с ног на голову. Более того, иногда истории пересекаются между собой, причем в достаточно неожиданном ключе. Моментами игра будет буквально ставить прохождение одного из рутов на паузу из-за того, что в параллельном сценарии вы не дошли до сюжетно важной точки.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

Причем принцип повествования в Reverie довольно резко отличается от других выпусков серии. Несмотря на то, что большинство событий игры проходят в уже знакомых нам локациях, полноценного исследования в игре считай нет. Как нет и сайдквестов в привычном их понимании, и бэктрекинга – по крайней мере до последней главы. Нет, структурно Reverie абсолютно линейна, настолько, насколько это вообще возможно в JRPG. С одной стороны посмотреть – даунгрейд. Но с другой – сюжет так движется вперед куда активнее и никогда не проседает.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

И тут есть смысл отметить презентацию. В моем понимании, уже в Trails of Cold Steel III картинка в рамках серии дошла до достаточно приемлемого уровня. И чисто технически Reverie мало что меняет - игра выглядит достаточно приятно, особенно в динамике, но звезд с неба, конечно, не хватает. Но вот когда дело касается катсцен, ситуация иногда мощно так меняется. Конечно, моментов, где персонажи просто стоят как истуканы, достаточно, но и полноценных срежиссированных моментов в игре стало куда больше. И срежиссированны они просто отлично - ракурсы камеры и постановка некоторых моментов оставляют в приятном шоке. Отчасти, конечно, просто из-за того, что наблюдаешь подобный уровень постановки в, казалось бы, бюджетной игре от маленького разработчика. Но отчасти и за счет того, что некоторые сцены выглядят и вправду отлично.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

И сценарий подобному уровню постановки соответствует, что самое главное. Trails of Cold Steel IV, несмотря на все масштабы и теоретически интересные сюжетные моменты, иногда заставляла голову пробивать от неимоверно тугих диалогов с кучей вбрасываемых от каждого персонажа реплик, которые не играли никакой роли в повествовании. В Reverie такое изредка тоже случается, да и убивать персонажей Falcom все еще боится – причем иногда доходит буквально до смешного. Но даже так, в лучшие свои моменты Reverie выдает сценарий чуть ли ни лучшего уровня в рамках серии.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

О чем я? Да о руте «С», к примеру. Вся его сюжетка крайне свежо выглядит в рамках серии, отлично прописана, а персонажи в ней обладают невероятно мощной харизмой и отлично взаимодействуют как друг с другом, так и с окружающим миром. Эта история одна бы стоила всей Reverie, так тут еще и сюжетные линии Ллойда с Рином есть. Которые, конечно, не настолько классно написаны, и не настолько сильно меняют традиционные для серии идеи, но все равно предлагают нам достаточно неплохие истории сами по себе, и очень умело встраивают в эти истории давно знакомых нам персонажей.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

Все за счет того, что игра умело жонглирует в каждом сценарии и играбельными партиями. Константа в каждой партии чаще всего одна – и это главный герой. И то не всегда. В каждой главе игра забирает кого-нибудь из выданных вам ранее сопартийцев, и вкидывает новый набор персонажей на прохождение очередного уровня. За счет этого Reverie добивается уникальных конкретно для неё вещей.

Как минимум – каждому персонажу теперь есть место в сюжете. Да, иногда небольшое, да, лишь в одной главе, но свою минуту славы получит абсолютно каждый. И с кастом в 35 с хвостом персонажей это вполне себе достижение. Конечно, какого-то развития героев ожидать не стоит, если дело не касается партии «C», конечно, потому что все их развитие игрокам показывали в прошлых играх серии. Но проявить себя удастся всем. Хоть кому-то чуть больше, чем другим.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

В дополнение к этому, чисто геймплейно Reverie даже в рамках сюжета умело заставляет игрока создавать новые билды и экспериментировать с составами партий. Далеко не всегда вам попадется набор персонажей с однозначным «танком» или выделенным магом, и придется перестраивать свой подход к построению партии и ведению боя. Проблем с построением партии, при этом, не будет - герои всегда поступают к вам с соответствующей вашей позиции в игре экипировкой и со своим набором кварца, а новые кристаллы для орбмента в достаточном объеме можно найти в данженах. Да и протестировать партию всегда есть где - по ходу продвижения к финальному боссу главы всегда попадется парочка-другая особенно сильных противников, которые проверят и ваши тактические навыки, и выстроенные вами билды.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

Благо, если вы переходите в Reverie после Trails of Cold Steel III и IV, а я уж очень надеюсь, что вы именно так и делаете, то все основы боевки будут привычными. Полутактический формат – на месте. Система развития орбментов, полагающаяся на отдельные способности в каждом кварце, и на комбинирование различных эффектов от центральных кристаллов – тоже. Связи между героями, и способности, связанные с развитием этих самых связей – никуда и не девались. Система Brave Order – присутствует. Даже прекрасную особенность Cold Steel III и IV с практически бесшовным переходом в бои тоже оставили на месте – где вы на противника натолкнулись, там и будет проходить бой. Но и свои изменения в системе Reverie тоже есть.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

По большей части это мелочи – больше очков на использование Brave Order, более частое использование подобных же систем со стороны соперников, больше разновидностей центральных кварцей на разный вкус и цвет. Но есть и крупное изменение – система United Front. Если в вашей партии находится пять человек и более, то можно потратить ход на то, чтобы вдарить по противникам всей толпой, или хорошенько подлечиться в сложной ситуации. Система неплохая, но очень уж ситуативная, по крайней мере на нормальном уровне сложности. Включать раш на всех соперников разом чаще всего нет никакой необходимости, а если половину партии уложил статус сна, или, что еще хуже, паралича, то никакой масштабной лечилки вам не видать. Но на более высоких уровнях сложности, или при другом стиле игры, уверен, United Front будет достаточно полезен.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

Конечно, под конец игры, когда сюжетные линии наконец объединятся между собой и неожиданный центральный злодей игры таки поднимет голову, гигантизм Falcom войдет во все поля. Шутка ли – 40 играбельных персонажей будет доступно к финальному данжену. Ну и конечно, игра в очередной раз заставит игрока еще раз перемешать своих любимчиков и выстроить новый вариант убер-партии. И с учетом этого, масштабы могут неприятно удивить. Благо у игры есть способ подготовить игрока и к подобному ходу событий. И называется он True Reverie Corridor.

Я тут выше говорил, что в игру три основных сюжетных линии, да? Так вот, я и вся рекламная кампания игры, вас всех обманули. Основных линии тут четыре. За счет чего Reverie практически превращается в предложение “получи две игры по цене одной”.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

Как так? Да очень просто - True Reverie Corridor это, грубо говоря, Trails in the Sky The 3rd, в полном объеме встроенный в полноразмерного сюжетного представителя серии в качестве сайд-контента! На деле, конечно, не совсем, потому что немного исследовать его все-таки придется для продвижения по сюжету, но большая его часть абсолютно необязательна для прохождения. Хоть и довольно желательна.

Как минимум – потому что уровни и уникальная экипировка лишними не будут. True Reverie Corridor представляет собой набор небольших автоматически сгенерированных уровней, разделенных, соответственно, на несколько этапов. В конце и в середине каждого этапа – босс. Структура максимально простая, но процесс продвижения по данженам достаточно неплохо затягивает. Тем более, что в них еще и есть что искать.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

В сундуках на уровнях запрятана чаще всего достаточно хорошая для данного конкретного момента игры экипировка, неплохие кварцы, и книжки, над которыми можно просидеть часик-другой. Но даже это не самое важное. Из боссов и мощных мобов выбиваются особые камни, называемые Sealing Stones. Они бывают разных видов – самые простые, а именно серебряные, выдают хорошие элементы экипировки, кварцы и костюмы. С остальными ситуация в разы интереснее.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

Из золотых выпадают дополнительные персонажи для True Reverie Corridor. Таковых не так уж и много, где-то меньше десятка, но именно там запрятаны некоторые любимчики фанатов, которым не нашлось места в основном сюжете. В центральную сюжетную линию они не перейдут, конечно, но увидеть их и уж тем более поиграть с ними невероятно приятно.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

Красные камни прячут в себе различные миниигры. И вот с этого начинается самое интересное. Из миниигр Reverie предлагает как привычные для Cold Steel IV Pom! и Vantage Masters, так и множество новых развлечений. И викторина Who Wants to Be a Mirranaire вопросов еще не вызывает – подобное было и в The 3rd в свое время. А вот рельсовый шутер Magical Girl Alisa и экшен Project Tyrfing – это уже прям что-то новое. Причем пострелять раньше в Trails еще можно было, а вот полноценный экшен это уже в новинку. И выполнены миниигры вполне неплохо, а некоторые еще и сюжетно раскрывают некоторые подробности о жизнях давно знакомых нам героев.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

Но если вам интересны подобные вещи, то смотреть нужно в сторону синих камней. Там запрятано то, что тут называется Daydreams. Это маленькие и не очень истории о главных и второстепенных героях франшизы. Как и в Sky The 3rd, это могут быть как масштабные рассказы о прошлом важных героев серии, так и небольшие зарисовки из жизней третьестепенных, но запомнившихся игрокам персонажей. Хотите посмотреть, как Фредди из второго кампуса Торс ходил на охоту, или как маленькая бизнес-леди Джинго заработала себе на первый воздушный корабль – вам сюда. Ищете историю о прошлом молодой ведьмы Эммы и рассказ о том, как Оливерт с Шеразард готовились к свадьбе – это тут тоже будет. Хотите проявить себя в рыцарском турнире, играя за Рина с командой – такое тоже есть. Всего Daydreams в игре немногим больше 20, и почти каждая из них интересна в том или ином виде. Что уж говорить о нескольких, которые раскрывают свет на некоторых героев и сюжетные завязки арки Кальварда. Которая уж точно должна когда-нибудь в будущем до нас добраться.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

Но и в недрах данженов найдется, чем заняться. В некоторых сундуках прячутся ключи к различным испытаниям для определенных персонажей, а центральный терминал коридора постоянно выдает простые и не очень миссии для того, чтобы разбавить процесс исследования. Сделать пять артов, вызвать S-крафт или сразиться, будучи в банных полотенцах – почему бы и нет. Есть задачи и посложнее, например использовать определенный набор персонажей определенным образом. Выполнять эти задачи необязательно, но за получаемые награды можно легко упростить себе жизнь – увеличить количество сегментов на шкале United Front или Brave Order, набрать побольше людей в запас, или выменять полезных предметов. Выполнять местные миссии и полезно, и весело, и позволяет вам опробовать и обратить внимание на тех персонажей, на которых вы в ином положении дел даже не посмотрели бы. И кто знает, может именно так вы найдете для себя идеальную партию.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

И она вам ой как пригодится. Сложность, причем как в игре, так и в Reverie Corridor растет постоянно, и, что самое главное, очень плавно. Причем, тут и противники начнут со временем получать более интересные способности, и их уровень попросту будет расти по ходу игры. Попадаются моментами совершенно отбитые вещи – вроде одного из боссов в Reverie Corridor, который по щелчку пальцев может снизить здоровье всей партии до 8, но это скорее редкость. Тем более, что местное обилие кварцей позволяет строить совсем уж разрушительные билды, даже в сюжетной кампании. А если вам челленджа недостаточно – новый уровень сложности Abyss вам в помощь. Правда после него помощь, скорее всего, понадобится вам. Возможно даже психологическая.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

И да, в Reverie Corridor есть и свой собственный сюжет. Довольно необязательный и скорее существующий для раскрытия местного лора и закрытия некоторых хвостов истории самой Reverie, но все-таки. Интрига своя тут есть, и продвигаться по уровням коридора хочется вплоть до самого финала. Да и после него не особо хочется бросать этот огромный каст ставших, без преувеличений, родными за эти десять игр персонажей.

Что еще, музыка? Ну с этим тут дела явно лучше, чем в Cold Steel IV, как минимум. Нелюбимый многими Синга, конечно, всё еще на месте, но то ли он сам взял себя в руки, то ли Falcom более умело используют его композиции в игре, но игра звучит более цельно, да и более качественно тоже. Другие композиторы тоже выложились на полную, и саундтрек Reverie очень хочется оценить положительно. Хотя и свои проколы тоже есть.

Основная боевая тема True Reverie Corridor - Infinity Rage

По поводу локализации и порта тоже есть претензии. Как бы работает то игра довольно неплохо, но это и не удивительно. А вот некоторые косяки NIS America и их давнего подрядчика по портированию PH3 Games не отметить нельзя. И я даже не про творческие выходки переводчиков – мне от них особо ни горячо, ни холодно, хоть претензии некоторых фанатов я и понимаю. И не про дубляж – он тут традиционно отменный, а обилие актеров первого эшелона моментами просто ошеломляет. Боюсь представить, сколько запись дубляжа стоила компании. Особенно с учетом того, что озвученных реплик в английской версии больше, чем в японской.

Нет, я про сломанные на старте линки, и другие мелкие технические проблемы западной версии. На ПК игра иногда зависала в черном экране, описания некоторых предметов до сих пор не починили, и они говорят не о том, что делают на самом деле, а в один момент мой персонаж в бою просто провалился сквозь пол. И пришлось перепроходить босса, и предшествующий ему бой заодно, по новой. Проблемы, на фоне масштабных багов некоторых других современных игр, несущественные, но впечатление в пылу момента портили. Ведь в предыдущих частях серии такого не было.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

Но предыдущие части серии, справедливости ради, не удивляли меня практически на каждом шагу так же, как это делала Reverie. Понятное дело, что те игры были выстроены иначе, их истории раскрывались медленнее, и погружали игрока в себя постепенно. Reverie стартует из места в карьер и не останавливается до самого конца. И в этом, пожалуй, её главная сила. Это мощное, разносящее все на своем пути приключение, которому устоявшиеся и проработанные механики Trails of Cold Steel III и IV, а также новый режим Reverie Corridor идут только на пользу. И если Trails of Cold Steel IV своим сюжетным наполнением немного, но все-таки подорвала веру в серию в принципе и в Falcom, в частности, то Trails Into Reverie её не просто восстановила, но подняла до невиданных ранее высот.

Мастерство и элегантность: обзор The Legend of Heroes: Trails Into Reverie

А дальше только Кальвард. Ждём новостей. NIS America, не подведите меня.

Отслеживайте мои профили здесь и на Stopgame.ru, чтобы не пропустить выход новых текстов. Или подписывайтесь на канал в Telegram - там будут как ссылки на новые посты, так и различные более мелкие мысли и мнения.

5252
23 комментария
11
Ответить

Очень спорная для меня часть.
Далее спойлеры

Во первых арка Лойда - Кроссбелл арка была самой лаконичной и цельной в серии, и растягивание ее на такую длину превращает прекрасные Зеро и Азур в пролог к абсурду. Десятая декларация независимости выглядит смешно, а когда показали Гарсию и Дитриха я вообще матерится хотел, благо, к финишу реабилитировалась, хотя линия Иллии шита в ревайве абсолютно белыми нитками.

То же самое, внезапно, по арке Колд Стилла. Четверка при все моментах закончилась на высшей точке. Да мне понравился мув с антагонистом и обыгрыванием обычной и тру концовки, очень красивый и трогательный момент, но, опять же, все это очень натянуто и сильный реюз тропов использованных ВОТ БУКВАЛЬНО ТОЛЬКО ЧТО. И я не согласен что экранного места досталось всем - из-за размера каста Стилла многие тут отработали статистами, а романы вообще полетели на свалку.

Руфус при всем своем обаянии это просто дубовая калька с Лелуша, вот хоть ты тресни, и каст его , кроме Лапис, самый слабый.

Коридор тоже не понравился, скорее. т.е. там есть отличные двери, неплохие миниигры, прилично фансевриса. Но два (!) биома на всю игру ( сравним с Sky 3rd ) и дичайший павекрип всего. Весело собирать персонажей в локальных монстриков первые 5-6 этажей, но потом уже просто идешь паровым катком. И даже финал - в 3rd у нас был крутой бой с участием почти всего каста игры, тут же их так много, что большинство просто остается на скамейке запасных, потому что продираться через 5 (!) тиров кварца и делать каждому супероружие уже становится утомительным..

В общем, мое скромное мнение - нужно было идти по стопам 3rd, сосредоточиться на коридоре, дверях, истории Руфуса, разнообразии биомов. А так это выглядит как филлерная арка или проба пера в гаче. Естественно, как фан серии я получил море удовольствия, но натянутость происходящего и необработанность основной механики смазало впечатление.

P.S. Отдельный поклон английской локализации. Лаконичный клишированный анимешный язык замененили на тупорылые смехуечки из подростковых ситкомов. Это было и в старых частях, но тут резануло почему-то особенно сильно. Это и читать больно и выбивается из характера наглухо:

3
Ответить

Интересно так, противоречиво мнения складываются.

Если по порядку - в руте Ллойда мне понравилась основная идея, что мол "герои не должны за вас все решать, берите иногда все в свои руки". На фоне постоянных нравоучений в серии про товарищество и взаимопомощь - воспринималось неплохо, и Ллойду как персонажу подобная идея подходит. Потому что сложно, наверное, оставить контроль после того, как спас родину не один и даже не два раза. Но завязка и некоторые моменты в финале до смешного, да.

Про Рина - он сюжету кроме как для драмы, в принципе, и не нужен, почему и чувствуется, что класс VII, в особенности новый, задвинут на задворки. И как бы, в общем то смысле так и есть, но промелькивает что-то, как мне казалось при прохождении, в каждом. Что уж говорить про тех, кто оказался во время кризиса в Кроссбелле.

Про "С" скажу только то, что аниме я смотрю не так уж и много, а за химию с Лапис и первый в рамках серии взгляд на происходящее со стороны отбитого подонка хочется только похвалить игру.

Reverie Corridor же надоел только ближе к финалу. Шесть где-то уровней пробегались с удовольствием, дальше уже большинство боёв пропускал, да и на задания подзабил. Но все истории посмотрел, почти все (кроме последнего) испытания прошел. Не считаю, что потратил время зря, было интересно)

Но понятно, что восприятие это штука уникальная. Меня несколько огорчил Cold Steel IV, но Reverie очень порадовал. Ну и наоборот тоже бывает, естественно. Подтверждения даже искать не надо)

Ответить

Мне музыка в этой части нравится.
Хороший обзор :3
https://www.youtube.com/watch?v=o_RIHDQD0w0

2
Ответить

Обязательный для каждой части трек с хором:

1
Ответить

Читать пока не буду — добавлю в закладки; через полгода, если получится, вернусь. На данный момент в середине марафона по "героям" — на второй части cold steel.

2
Ответить

Нормальный обзор не от микроселеб, моща 💪

1
Ответить