Итак, я поиграл в Starfield
Что же касается консоли — то, на удивление, это действительно ощущалось как самая вылизанная в техническом плане игра Bethesda, причем как по производительности, так и по количеству багов.
Как уже все, наверное, знают, на обеих консолях от Майкрософт игра идет в 30 кадрах в секунду. И я должен сказать, что хоть это и не вершина производительности и уж тем более не то, чего мы все ждем от консолей нового поколения, игра действительно выдает их железно. Исключениями являются статтеры в некоторых местах двух городов, да случайные моменты на разных планетах, да и те, на самом деле весьма быстро проходят. При этом всем игра, к огромному моему удивлению и по моим ощущениям очень бодро управляется. Лично я думал что меня ждет кисель в духе, например, CP2077 при 30 кадрах в секунду, где, если я верно помню, обработка входных сигналов была привязана к обработке кадра (пожалуйста, поправьте если это не так), однако это не так.
При этом во всей игре я действительно почти не встречал традиционных багов. Нет, это не значит что их нет совсем — но вот, например те , которые встретил за свое прохождение я.
И, на удивление, это все баги которые встретил я за свои 74 часа.
Тем не менее, я испытывал проблемы иного рода — игра очень часто любила зависать при открытии меню, а так же стабильно вылетала раз в 4-6 часов без объяснимых причин, и это зачастую происходило весьм невовремя.
Так что в целом, у меня был весьма приятный опыт общения с игрой и я склонен согласиться с мнением, что это самый технически «вылизанный» тайтл студии. Однако, как всегда:
Это НЕ значит что у вас будет ровно так же.
Про загрузки
Их много. Весьма много. Достаточно, чтобы начать вас бесить, потому что они есть:
- При переходе между локациями
- При переходе между комнатами в здании
- При переходе между секциями космических станций
- При входе на корабль
- При выходе из корабля
- При взлете с планеты
- При посадке на планету
- При перелете от одной планеты на другую
- При перелете из одной системы в другую
- При стыковке с другим кораблем или станцией
- При отстыковки с другим кораблем или станцией
- При движени на лифте, причем даже если этаж, на который вы едете существует в рамках той же локации, что и этаж с которого вы едете (хотя это наводит на мысли на банальную лень при реализации лифтов, хотя их она уже была в Fallout 4)
Суть вы, думаю, уловили. И я полностью разделяю фрустрацию тех игроков, которые считают, что это мягко говоря, устаревший подход к работе с памятью, и что Bethesda уже давно следовало бы научить свой движок подгрузке локаций «на лету». Тем более, что даже уже существующие загрузки по моим личным ощущениям ни разу не занимали более 5-10 секунд, достигая максимума при перемещениями между большими локациями, в разных системах.
И во многом скорость загрузок и удобное быстрое перемещение, доступное почти откуда угодно, сглаживают ситуацию, делая ее куда как более терпимой. Но не надо думать что это панацея — просто вместо условных четырех загрузок у вас будет всего две.
Про картинку
Я не Digital Foundry, а потому за технологичность картинки пояснить не смогу.
Тем не менее видно, что Bethesda явно постаралась с глобальным освещением и детализацией — в игре действительно много завораживающих видов и сцен с мельчайшими деталями, которые очень приятно видеть, что в кои-то веки заставило меня использовать местный фоторежим. Тем более, что скриншоты с него попадают на экраны загрузки — и коль последние видеть вы будете часто, то есть причина хоть как-нибудь разбавить дефолтные картинки от разработчиков и разнообразить свое ожидание.
Но есть в игре кое-что, что может и напугать…
Да, NPC из толпы действительно бывают страшными, и судя по ощущениям и без того пластиковая массовка становится еще страшнее именно благодаря глобальному освещению. Но, честно говоря, это не особо раздражает, так как общаться с ними смысла не имеет, а потому близко вы видеть их лица будете нечасто — разве что в особо узких корридорах некоторых локаций.
Про локации
Кстати, про локации и в целом наполнение игры.
В игре действительно доступно просто огромное количество звездных систем, планет и их спутников. И почти на каждое звездное тело (за исключением газовых и ледяных гигантов, по понятным причинам) можно высадиться и…
… и тут начинается огромный водораздел между тем, что в игре процедурно сгенерировано и тем, к чему студия приложила человеческую руку.
С одной стороны, в некоторых звездных системах есть большие города — Сидония, Нью-Атлантис, Неон, и Акилла. Каждый из городов имеет уникальную стилистику и атмосферу, наполнен приличным количеством именных персонажей и квестов, имеет сложную структуру. В них приятно находиться и узнавать о них больше и видно, что над ними действительно много работали.
С другой стороны, есть планеты, на которых есть интересные локации и истории. Поселения действительно сильно меньше, именных персонажей тоже — но все еще присутствует некоторая атмосфера «нового фронтира», с которым борятся поселенцы, и не только. Есть и просто планеты с одной или несколькими интересными точками, на которые можно поглазеть или исследовать с зачисткой.
А с третьей же есть… все остальное. Огромное количество планет, которые в лучшем случае имеют копипастнутые один в один (и я не преувеличиваю) лабораторные комплексы для зачистки и лутания. В лучшем случае на таких планетах может быть есть какие-то ресурсы для освоения посредством исследовательской базы. Может есть немного флоры или фауны. Может даже есть красивые виды, которые стоят туризма «на один раз». В худшем же— планеты являются просто шариком для добычи ресурсов.
И некоторое время я был этим сильно разочарован. Безусловно, я и не думал, что Bethesda с какого-то перепугу решит все эти сотни планет наполнять контентом с ног до головы — ручным ли или сгенерированным. И все же я не ожидал того, что большинство из них будут настолько пустыми.
Однако есть одно большое НО — если вы не будете мануально заглядывать на каждую планету в поисках хоть чего-нибудь, то вы не получите дикого разочарования. Потому что заглядывать в каждый угол, чтобы найти что-то интересное, не надо, так как интересное найдет вас само. Само собой, вам придется летать между планетам в ходе выполнения уже полученных в крупных городах квестов, а потому вы непременно встретите что-то интересное в космосе — то на застрявших в космосе школьников наткнетесь, то на «защитников добычи», то на корабль с неудачным экспериментом местной корпорации, то на опоздавший лет на 200 колонизационный корабль, то на какой-нибудь странный сигнал о помощи.
Лично мне это все напомнило по своей структуре, да простят меня Black Isle Studios и преданные фанаты, Fallout 1&2. Есть пустошь в виде космоса, есть «якорные» локации, между которыми вы перемещаетесь на своем корабле и есть случайно встречающиеся аналогичные случайным встречам «крючки», которые тянут вас в сторону от основных квестов и ведут к какому-нибудь интересным побочным. И осознение этого лично мне сильно помогло сориентировать в местном мире.
Но даже так, после TES и Fallout от все той же студии, от наполения мира хочется больше — и это факт.
Про ролевые механикии
Кстати, раз уж упомянули Fallout, то имеет место поговорить и про то, как поменялся местный ролевой геймплей.
В первую очередь надо отметить главное — Bethesda вернулась к классическому немому протагонисту и нормальной системе диалогов, позволяющих вести нормальный разговор с собеседниками. Да, больше никакого сарказма.
При этом всем Bethesda даже кое-что переняла от коллег из Obsidian — теперь в диалогах можно использовать опции, зависящие от специфических скиллов и особенностей персонажа, а не абстрактного навыка «убеждение» или «красноречие».
Вместо этого он теперь действительно отвечает за убеждение — причем даже тут есть варианты действий, ибо никто не мешает не только уговорить оппонента, но и подкупить или сманипулировать им. К сожалению, убеждение все еще привязано к шансам, а не фактическому уровню навыка, что все так же мотивирует к перезагрузкам в случае неудачи. Но даже факт существования опций, уменьшаюющих их количество, для меня уже выглядит как огромный прогресс.
К слову о прокачке в целом — теперь это смесь TES и Fallout 4. От последней игре досталось примерно такое же древо умений, добавились разве что умениия, связанные с космическими кораблями и исследованием планет, а на доступность для прокачки скиллов влияет не соответствующая характеристики S.P.E.C.I.A.L, а суммарное количество очков прокачки уже влитых в ветку. От TES же сюда пришла система «что болит, то развивается» — теперь прокачка каждого отдельного уровня умения требует от игрока выполнения определенных действий (например, прокачав урон от баллистического оружия на 1 уровнень, вы не сможете прокачать его на 2, пока не настреляете 25 врагов из этого оружия). В целом, это ожидаемое положение дел, и прокачка действительно дает ощущение развития. Но при этом важно отметить, что это ощущение приходит не только из-за самого процесса прокачки, но и из-за того, что до нужного скила иной раз приходится буквально продираться сквозь неинтересные умениия и надоедливые задания.
Вместе с этим в игре существуют просто чудесные по своему исполнению напарники. Все они разнообразны, имеют интересные предыстории и мнение буквально обо всем что происходит вокруг. При этом всем они теперь еще и в дилоги могут влезть, что тоже дает интересные результаты или как минимум просто еще раз напоминает игроку, что в комнате теперь находится не только он и его собседеник, что работает на их восприятие. Черт, да они даже на «серьезный разговор» могут вызвать, если вы находитесь в браке и сделаете что-то, что им не по нраву.
По итогам, это ожидаемый уровень Bethesda — и они сделали вполне приятную (пусть и не без огрехов) основу для Action-RPG, которая работает. В дополение к этому была проделана вполне разумная работа над ошибками прошлой игры, что не может не радовать.
Про наземную боевку
Никаких новостей про стрельбу — она просто нормальная, примерно уровня все той же Fallout 4. Нежели говорить про разницу словами, считаю целесеобразным просто оставить пару роликов со всем оружием из Fallout 4 и самой Starfield, чтобы вы могли понять что она представляет из себя сами.
Вместе с тем, Bethesda наконец-то догадалась предоставить игроку хотя бы немного удобств в отношении мобильности - теперь можно пользоваться джетпаками, бегать при перевесе, а также залезать на различные уступы, что позволяет игроку достаточно агрессивно вести сражения с ИИ, который тут чудес пусть и не выдает, но активно огрызается как минимум словестно, создавая мясо под расстрел игрока.
По итогам получаем вполне приятные, ненапряжные бои, призваные давать игроку возможность самоутвердиться посредством насилия — и с этой задачей, на мой взгляд, они вполне справляются. Однако же, если вы ждете от игры стрельбы уровня последних Modern Warfare и на меньшее не согласны, то лучше пройти мимо.
Про космическую боевку
Она просто нормальная и сводится к циклу вида: навелся — расстрелял щиты — расстрелял посудину. Так как ни в какие космосимы я до этого не играл, то и сравнивать мне не с чем.
Про сюжет (без спойлеров)
И теперь, самое главное — местный сюжет. Он… интересный.
Безусловно, тут есть основной сюжет. И это во многом все, что про него можно сказать, не углубляясь в детали. У него, конечно, есть развитие, пара неожиданных поворотов и интересная идея, но все это разбивается о его недолгую протяженность и однообразие ставящихся перед игроком задач в виде сбора артефактов, вперемешку с редкими постановочными моментами в особо важных местах истории.
И это было бы просто грустно, если бы не одно НО — в отличии от предыдущих игр, местная основная сюжетная линия вообще никак не торопит игрока собой заниматься. Никто не бегает за игроком и не напоминает ему о том, что ему надо бежать и спасать столичную пустошь/искать сына/бороться с демоническим вторжением/убивать Алдуина.
Местная организация искателей приключений — это сообщество людей из разных мест и разных родов занятий и далеко не все из них всю жизнь посвятили себя раскрытию тайн окружающего их космического пространства. И игрок — это просто еще один его член этого, который волен делать не только то, что организации нужно, но и то, что ему интересно. Таким образом основная сюжетная ветка не имеет присущего прошлым играм студии лудонарративного диссонанса, возникаюющего при отвлечении на вторичные задания.
А в местных вторичных заданиях есть что посмотреть. В игре присутствует 4 действительно больших цепочки заданий для крупных фракций:
- Для United Colonies это работа на их подразделение быстрого реагирования
- Для Freestar Collective это работа помошником рейнджера
- Для корпорации Ryujin это работа офисным клерком с неожиданным повышениием до корпоративного оперативника
- Для UC SysDef — это внедрение в Crimson Fleet или альтернативное присоедине к оным
И каждая эта ветка — по сути своя маленькая сюжетная игра в игре, требующая, по личным ощущениям, около 10 часов каждая для своего прохождения. При этом и по местам интересным можно полетать, и с персонажами интересными повзаимодействовать. Вариативность также имеется. И эпилог не забудет подчеркнуть ваше влияние на мир игры.
Про корабли
Отдельно хочется сказать пару слов про кастомизациюю космических кораблей — она выполнена очень удобно. Я не раз модифицировал свой корабль под свои нужды, и это вывзвало проблемы всего раз — когда я это делал впервые, без особого понимания того, что именно нужно делать.
Тем не менее, грустно признавать тот факт, что при всех тех опциях, которые дает редактор, модификация кораблей сводится либо к косметике, либо к навешивнию узлов получше, да контейнеров под грузы побольше, что вкупе с ограничениямии по размеру судна нивелирует возможности постройке своего «корабля мечты».
А что в итоге?
А в итоге получается вполне годная игра, которая подпорчена рядом технических проблем и недоработок. Местный мир действительно может затянуть на много часов, если прорваться к нему сквозь экраны загрузок и плохую производительность на ПК. Стоит ли оно того? На мой взгляд да. Bethesda одна из немногих студий, которая может сделать игру, в которой кем ты только не успеваешь побыть и что только ты не успеваешь сделать, проходя от начала игры и до конца огромное и разнообразное приключение. И Starfield в этом отношении — это такая игра, которую кроме Bethesda никто другой и не сделал бы.
И аксессуары купи
По багам вообще странно пока, за 20 часов ни одного не встретил. Походу снова расхайпили этот момент
там в основном ультрамягкие баги, если не всматриваться не заметишь
Мне кажется что люди разное воспрнимают как баги, люди которые много времеи играли в игры беседки и знакомы с движком принимают как должное корявую анимацию и всякие другие условности
Встретил буквально на второй планете после Крита, решил рядом приземлиться и погулять, дали квест в поселении спасти чела, который гле-то застрял, пришел в пещеру, а чел начал улетать вверх на мох глазах. Сагочку постоянно колбасит и она улетает то вверх то бежит по воздуху. НПЦ поворачивались спиной часто как на видосе в посте, враги высовываются через закрытые двери на пол тела и стреляют по тебе, то залипают в ящиках и прочем говне, встречал ящики с лутом которые криво поставили и до них не дотянуться. Враги которые застряли в пиратском корабле и он полетел махая частями их тел из под днища, нпц которые застряли в левитации и просто летели по воздуху. Не совсем баг но бесячая хуйня это постоянная перегенерация твоего аутпоста при загрузках, то новые деревья вырастут, то камни, то ландшафт поменяется. Это где-то за первые 5-10 часов игры.
Написано адекватно, но я для себя четко решил, что игру буду брать на торрентах. И, надеюсь, многие сделают точно так же, потому что отдавать свои деньги компании, которая не продает свои продукты мне, просто потому что я, по их мнению, живу в неправильной стране? Обойдутся.