Испанские гитары, латынь и истребители: музыкальная ретроспектива серии Ace Combat

Мой ник законодательно обязывает меня в своем первом долгопосте передать вам свою любовь к саундтрекам данной серии игр, которая из-за отсутствия локализации, многолетней истории эксклюзивности и общей нишевости аркадных авиасимуляторов осталась в наших краях относительно малоизвестной.

Одним из немногих ингредиентов высокобюджетного видеоигрового бутерброда, не получающим автоматического улучшения из поколения в поколение вместе с технологическим прогрессом и зависящим исключительно от таланта композитора, является музыка. И хотя действительно хорошие игровые саундтреки хороши и в отрыве от своего источника, по-настоящему блистать они начинают именно в синергии с геймплеем. Это особенно справедливо для серии аркадных авиасимуляторов Ace Combat, игровой процесс которой (за рамками единичных экспериментов) оставался практически неизменным на протяжении всего периода существования франшизы.

Будь где-то внизу бушующая морская пучина или руины пылающего ночного города, от управляющего смертоносной боевой машиной игрока требуется лишь ритмично переключаться между целями и делать заход за заходом до их полного и безоговорочного исчезновения с радара, либо же вырисовывать круги по небу в попытках угнаться за юрким вражеским асом. Так почему же это работает?

Истоки серии (1993–1999)

Увы, вышедшие для PlayStation 1 первые три части во многом прошли мимо меня, поэтому о них буду максимально краток. Фанаты «Электросферы» – сорян, но вы сегодня «в пролёте».

Первая игра серии, выпущенная в 1995 году и до западного рынка добравшаяся под названием Air Combat, предлагает игроку окунуться в воздушные бои с террористической организацией в роли пилота вооруженных сил вымышленного государства. Дебютной части франшизы достался относительно простой, но все еще приятный для ушей саундтрек за авторством Nobuhide Isayama и Masako Oogami, прекрасно дополняющий сравнимый по сложности игровой процесс и отдающий духом аркад того времени. Что и не удивительно, учитывая, что Air Combat основана на одноименной игре 1993 года с аркадных автоматов Namco System 21.

Ace Combat 2, вышедшая два года спустя, представляла собой значительный апгрейд относительно своей предшественницы как в части геймплея, так и с музыкальной точки зрения. В заметно более драйвовом и качественном аудиосопровождении сиквела, созданном совместными усилиями различных композиторов, как и прежде чувствуется вдохновение классическими воздушными аркадами, а также (кто бы мог подумать) Кенни Логгинсом и саундтреком фильма Top Gun. В 2011 году игра обзавелась ремейком для 3DS под названием Ace Combat: Assault Horizon Legacy.

Ace Combat 3: Electrosphere, появившаяся на прилавках по прошествию еще двух лет, заметно выделяется на фоне остальных игр серии не только наличием нелинейного сюжета со множеством развилок, но и футуристичным сеттингом, променявшим привычные силуэты существующих в реальности истребителей на сглаженные и блестящие научно-фантастические боевые машины, будто сошедшие с кадров японской анимации, а агрессивные электрогитары – на более спокойный «синтетический» звук, идеально аккомпанирующий киберпанковой истории о противостоянии военизированных мегакорпораций. Несмотря на сильно устаревшую графику и однообразный геймплей, рассказанная авторами история, затрагивающая в те времена еще не заезженные в видеоигровом формате темы искусственного интеллекта, до сих пор будоражит воображение.

К сожалению, западная версия игры, добравшаяся и до наших краев, была значительно урезана в сценарном плане, практически полностью утратив нелинейность. Благо, силами фанатов создан Project Nemo – качественный текстовый перевод оригинальной японской версии на английский, позволяющий с относительным комфортом «войти в Электросферу» и сегодня. Впрочем, искушенному современному игроку я бы по понятным причинам порекомендовал начать знакомство с франшизой с её более поздних представителей.

Ace Combat 4: Shattered Skies (2001)

В 2001 году сотрудники Bandai Namco, ответственные за предыдущие «эйс комбаты», слились во внутреннюю студию под названием Project Aces, в дальнейшем сфокусированную преимущественно на играх данной серии.

Четвертая часть франшизы стала дебютом серии на PlayStation 2 и первой частью вышедшей на данной платформе трилогии, заслуженно окрещенной фанатами «святой троицей». К счастью или к сожалению, идейные наработки Electrosphere были практически полностью отброшены, а сюжетная кампания вновь вернулась и «реалистичному» сеттингу и стала полностью линейной, предоставляя игроку возможность взять на себя роль пилота с позывным Mobius 1.

События этой и последующих номерных игр серии происходят в вымышленной вселенной под названием Strangereal, с незавидной периодичностью охватываемой мировой войной с применением супероружия и по-настоящему пугающего количества истребителей.

Как и прежде, безымянный герой без проблем разбирает на запчасти вражеские эскадрильи, танковые батальоны и целые флотилии, специально экипированные для защиты от воздушных угроз. На этот раз по мере игры его мастерство отмечают в радиопереговорах как союзники, так и противники, ближе к концу сюжетной линии обращающиеся в панику при одном только виде злосчастной ленты Мёбиуса, украшающей хвост самолета игрока. В будущем подобное воспевание успехов главного героя становится характерной чертой серии, полюбившейся многим фанатам.

Если бы университетские лекции сопровождались такими же треками, как местные брифинги – я бы, наверное, был отличником.

«Возвращение к истокам» случилось и в части саундтрека: место футуристичных синтезаторов заняли старые добрые электрогитарные риффы, раз за разом вторящие медитативному уничтожению десятков и сотен целей. С этого момента и по настоящее время основным композитором серии стал Keiki Kobayashi. По сравнению со второй частью саундтрек заметно возмужал, ловко сочетая в себе как энергичные гитарные соло, так и более драматические оркестральные композиции.

Своего рода нарративной и геймплейной кульминацией и одновременно переломным моментом в конфликте, о развитии которого рассказывает не слишком сложная сюжетная линия игры, является масштабный воздушный бой, в котором многочисленные эскадрильи противостоящих сторон сплетаются в один большой клубок, кружащий над крохотными островами где-то посреди безграничного океана. Никаких специальных задач или условий, никаких наземных целей, только безостановочные кошки-мышки с превосходящим числом самолетов противника. И как нельзя лучше способствующий этому трек под названием Comona – словно бы ода лучшим аркадным трекам из игр 90х.

Впервые нашлось место и неожиданно хорошо вписывающимся в происходящее «церковным» мотивам, ставшим узнаваемой чертой каждой из последующих игр серии. Так, финальный уровень игры встречает игрока латинским хором, явно вдохновленным католическими мессами и предзнаменующим монументальную силу вражеского супероружия, вот-вот собирающегося обрушить на мир всю свою божественную мощь.

Возможно, некоторым Agnus Dei знакома из I Wanna Be The Boshy, где она сопровождала бой с объектом сравнимой разрушительной силы – гигантской коробкой овсянки.

Ace Combat 5: The Unsung War (2005)

Пятая часть франшизы повествует о приключениях отряда пилотов, в ходе сюжета прокладывающих свой путь от зеленых новичков до легендарных «Демонов Разгриз», сеящих ужас в рядах врагов.

Вдохновляющие на предстоящие подвиги темы, играющие в ходе брифингов и меню – отдельная «тема» для разговора.

В отличие от относительно сухой и сконцентрированной на геймплее Shattered Skies, в которой повествование велось от лица персонажа, связанного с протагонистом лишь косвенно, The Unsung War это намного более личностная и эмоциональная история, где нашлось место радости, горю, героизму и предательству. Это отражается в том числе и на саундтреке, по мере эскалации конфликта словно переходящем от наивных мотивов до драматических симфоний, сопровождающих все взлеты и падения героев (pun fully intended).

В некотором роде вернулись присущие серии прежде элементы нелинейности, на этот раз заключающиеся в возможности несколько раз на протяжении сюжета выбрать одну миссию из двух опциональных. Мелочь, а приятно.

Трек The Unsung War сопровождает финишную прямую игры, в ходе которой утомленные ожесточенным боем герои идут в свой последний вылет, чтобы спасти столицу Осеи от колоссальных размеров финальной угрозы. Этот восхитительный омаж воспевающим божественные силы оперным произведениям недаром носит название самой игры – это потрясающая композиция, рассказывающая легенду о «Демоне Разгриз» и одновременно вновь проносящая в воображении слушателей всю историю группы молодых пилотов перед самым важным боем в их жизни.

Хорошо, что угрозы такого уровня больше никогда не нависнут над Осеей.

Ace Combat Zero: The Belkan War (2006)

А видите ли вы границы с высоты птичьего полета?

Заключительная часть «троицы», вышедшая на заре консольного поколения, является приквелом ко всем остальным играм серии и рассказывает историю легендарного наемника с позывным Galm 1 от лица журналиста, берущего интервью у сбитых им пилотов.

Ключевым аспектом саундтрека The Belkan War является инкорпорация еще одного экзотического по меркам аркадной «леталки» гостя – акустической гитары, так или иначе сопровождающей большинство крупных схваток с вражескими асами. Характерные испанские мотивы задают таинственный тон всему повествованию, будто бы воспевая былые подвиги главного героя.

Последние, к слову, на этот раз могут варъироваться от героических до зверски-преступных благодаря уникальной для данной игры серии системы кармы. Проявление пощады к подбитым врагам и безоружным целям дает игроку «очки рыцаря», а безжалостное добивание раненых и стрельба ракетами земля-воздух по палаткам с беженцами – «очки наемника».

C o l d W a r A e s t h e t i c s

Принадлежность к «рыцарю», «наемнику» или «солдату» (так окрещают тех, кто вершит военные преступления в умеренных количествах) определяет, с какими именными асами главному герою предстоит сразиться в ближайшем будущем. Это никак не влияет на структуру основных миссий, однако за счет уникальных катсцен, показывающих (лайв-экшн!) интервью с каждым из сбитых асов, делит игру на три своеобразные сюжетные линии и значительно повышает реиграбельность.

В целом даже для треков, использующих более традиционные для серии инструменты, характерна некоторая агрессивность и энергичность, как нельзя лучше отражающая всю суть местного протагониста.

Без всяких сомнений, музыкальным апофеозом Zero является одноименная композиция, по-мастерски сочетающая традиционные для серии хоровые мотивы и характерную для данной части акустическую гитару в комбинации с маракасами. Результат – невероятно зажигательный и по-настоящему самобытный коктейль, достойный смертельной дуэли между двумя отчаянными десперадос. Ну или захватывающей дух финальной схватки двух асов, однажды стоявших по одну и ту же сторону баррикад.

Как и в предыдущих частях, лейтмотив Zero тонкой нитью пронизывает большую часть треков в игре, из раза в раз переигрываясь во множестве различных интерпретаций. Наиболее ярким примером этого является композиция Diapason, сопровождающая освобождение дружественной столицы и знаменующая переломный момент в Белканской войне.

Поистине уникальная часть серии, The Belkan War стала закатом не только для «троицы», но и для критически успешных игр серии. По крайней мере, на некоторое время.

Попытки переизобрести серию (2006–2014)

Завершение эпохи PS2 ознаменовало начало длительной эры экспериментов для Project Aces. Одним из них стал выпуск нескольких игр на непривычных платформах, первой из которых стала PlayStation Portable, в 2006 году добавившая в свою библиотеку Ace Combat X: Skies of Deception. В целом это относительно непримечательная игра, не потерявшая, тем не менее, в приятном саундтреке и других узнаваемых чертах серии.

Испанские гитары, латынь и истребители: музыкальная ретроспектива серии Ace Combat

Полноценная шестая часть под названием Ace Combat 6: Fires of Liberation, вышедшая год спустя эксклюзивно для Xbox 360, вместо уже прижившейся линейной структуры и миссий, в которых игроку приходилось надеяться только на свои навыки и поддержку нескольких напарников, позволяет взять под непосредственное командование целые дружественные эскадрильи. Соответствующим образом вырос и масштаб игровых сражений.

Топ 10 песен, заставляющих вас чувствовать себя патриотом несуществующих стран.

Достаточно самобытным стал проект Sky Crawlers: Innocent Aces (2008), созданный по мотивам одноименного аниме и представляющий собой всё тот же Ace Combat, но в непривычном сеттинге, отдаленно напоминающем вторую мировую войну. Композитором игры выступил Kazuhiro Nakamura.

Испанские гитары, латынь и истребители: музыкальная ретроспектива серии Ace Combat

Одновременно произведены и поползновения проникнуть на стремительно растущий мобильный рынок в виде Ace Combat Xi: Skies of Incursion (2009) для iOS. Саундтрек мобильной игры целиком позаимствован у Skies of Deception.

Наконец, как и Capcom, совершившие в этот же период попытку перевести Resident Evil в голливудское русло, Bandai Namco сделали ставку на успех милитари-шутеров среди западной аудитории. Итогом стал выход в 2011 году спин-оффа Ace Combat: Assault Horizon, многими считаемого «черной овцой» серии.

На этот раз прижившийся вымышленный сеттинг Strangereal был заменен на реальный мир, безликий и безымянный главный герой – на клишированного бравого и самоотверженного полковника с громогласным голосом, а противоборствующие стороны – на США и шаблонных ближневосточных террористов. Нашлось место и обилию клюквы, по большей части представляемой местными вторичными антагонистами – российским преступным синдикатом под экзотическим названием «Блатной». Конечно же, не забыты и неотъемлемые атрибуты любого уважающего себя милитари-шутера конца двухтысячных: избыточная заскриптованность боев, цветовой фильтр серо-буро-зеленого цвета, туррельные и вертолетные секции, эпизоды в роли оператора AC-130 и даже босс-вертолет. Несколько боссов-вертолетов. Кто-то уже собрал бинго?

К счастью, на деле не все так плохо, как могло бы быть. Хотя по отдельности многие из составных элементов этого винегрета могут работать не очень хорошо, в комбинации друг с другом они резонируют: в Assault Horizon попросту весело играть. Помогает этому и звуковое сопровождение: местный саундтрек впервые для серии поднимает планку тяжести и окунается в эдакий хард-рок, дополнительно способствуя недолгосрочному превращению «Metal Gear на самолетах» в «Call of Duty на самолетах».

Место же столь привычных латинских напевов в финальном бою заняли… русские! Надо сказать, звучит это действительно необычно, особенно в рамках японской игры. Часть повествования, к слову, происходит над улицами зимней Москвы.

Ace Combat: Infinity, представляющая собой free-to-play многопользовательскую игру с одиночными и кооперативными элементами, вышла в 2014 году и на фоне Assault Horizon была достаточно тепло принята фанатами. Тем не менее, это все еще был не тот самый классический Ace Combat, следующий представитель которого родился лишь спустя долгие пять лет.

Ace Combat 7: Skies Unknown (2019)

Everybody gangsta until the sky starts speaking Latin.

Увидевшая свет после череды не слишком удачных экспериментов седьмая часть серии оказалась тем самым «возвращением к истокам», о котором уже который год просили фанаты. А попутно, пожалуй, и оптимальной «точкой входа» серию для новых игроков.

Геймплейно и нарративно игра во многом повторяет игры «троицы», добавив, тем не менее, несколько новых фич, таких как оледенение при пролете через облака, сверхманевренность, а также ныне почти почивший мультиплеерный режим.

Остаться в меню выбора оружия хочется подольше. Благо, этому способствует заметно расширенная система прокачки вооружения и деталей.

Нашлось место и достаточно оригинальным задачам и ситуациям, доселе в играх серии не встречаемым. Сделанные по стандартной схеме миссии тоже не отстают, каждый раз предлагая игроку что-то новое и не давая заскучать. Это можно сказать и про саундтрек.

Как и подобает любому уважающему себя «эйс комбату», местные битвы с боссами сопровождаются нагнетающим латинским хором.

Отдельно стоит отметить DLC кампанию, содержащую не только одного из самых запоминающихся злодеев серии, но и такого же уровня музыкальное сопровождение.

«Окей, гугл. Как убить 10 000 000 человек?»

Настоящим блаженством для ушей стала композиция Daredevil, звучащая в одной из финальных схваток игры. Популярная легенда гласит, что она была написана уже после окончания разработки игры, когда режиссер почувствовал, что кульминационному бою не хватает немного импакта и заявил об этом композитору. И импакт он получил! Вместе с, наверное, одним из самых завораживающих моментов франшизы.

Project Wingman (2020)

Возможно, самая оранжевая игра за всю историю видеоигр. Источник.

В невыносимо длительном промежутке между шестой и седьмой частями франшизы несколько фанатов под руководством Abi Rahmani, объединившись в команду под названием Sector D2, решили взять дело в свои руки и создать «тот самый» современный Ace Combat своей мечты.

И они смогли!

Project Wingman – это хрестоматийный пример игры «от фанатов, для фанатов», полностью сделанной по лекалам классических игр серии. Характерным духом франшизы здесь пропитано буквально все, начиная от геймплея и диалогов и заканчивая первоклассным саундтреком за авторством Jose Pavli.

Как и подобает любому уважающему себя «эйс комбату», у музыки Project Wingman есть свой специфический лейтмотив, так или иначе встречающийся в большинстве треков. Наиболее выражен он, пожалуй, в композиции Presidia, сопровождающей ожесточенный бой за одноименный город.

Идя по стопам Project Aces, разработчики Project Wingman позаимствовали и идею для уровня с грозным названием Cold War – огромного клубка из сотен истребителей, прямо по центру которого оказывается наш главный герой. А вместе с ним и Showdown – местную версию Comona. И она, осмелюсь заявить, ни капли не уступает оригинальному продукту.

Наконец, Sector D2 резко повышают ставки в завершающей части сюжета, давая нам, наверное, самый безумный финальный бой за всю историю франшизы. Столь же безумной и катартической является и акомпанирующая схватку двух не вполне психологически здоровых асов симфония под названием Kings. Пожалуй, для максимального импакта не хватает здесь только привычных латинских напевов.

Эпилог

Ace Combat – редкий пример серии игр, несмотря на все попытки издателя сумевшей сохранить собственную идентичность на протяжении уже более чем двух десятилетий. Стоит надеяться, что и находящаяся в разработке восьмая номерная часть франшизы не разочарует как фанатов, так и новых игроков, а самое главное – доставит нам очередной восхитительный саундтрек.

Спасибо за внимание, котаны. Вышло малость сумбурно, но для пробы пера сойдет. Возлагаю надежды, что кого-то это вдохновит открыть для себя эту прекрасную серию игр, ну или хотя бы сполна насладиться ее музыкой.

9494
30 комментариев

В пятёрке ещё есть крутой трек группы Puddle of Mudd, как то ехал в машине и по радио крутили его)
https://youtu.be/ZrcXwukYl6Y

5
Ответить

Несколько лет назад влился в серию, теперь искренне люблю её.

Ты Joint Assault потерял в ретроспективе =) пусть игра средняя, но именно она стала первой в серии, где действие разворачивается в реальном мире, а не в Strangereal, т.е. за год до выхода Assault Horizon. Joint Assault сюжетом похвастать не может, а вот геймплейное ядро всё то же, так что летать приятно

Пиши ещё, миру нужен Ace Combat

2
Ответить

Точняк, успешно скипнул ее. Может потом поправлю.

Я тоже вкатился только на релизе семерки. В первый заход на "упрощенном" управлении она показалась непримечательной, но год спустя решил перепройти на стандартном и прям настолько вштырило, что захотелось еще.)

2
Ответить

Фанаты «Электросферы» – сорян, но вы сегодня «в пролёте».ну блин

2
Ответить

По ощущением это самая известная игра серии в СНГ, а многие так и вовсе знакомы с серией только по ней. Даже интересно, как так получилось.

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Я вообще если честно похоронил серию после Assault Horizon, но потом вышла семёрка...

2
Ответить