Хороший, плохой, злой, свинья, ведьма: обзор Weird West

Возвращение автора Prey и Dishonored в игровую индустрию.

В самом начале «Заводного апельсина» есть замечательная фраза: «Dim being really dim». Так вот Weird West, по аналогии, реально weird. Здесь стандартным для вестерна городкам на три дома досаждают такие же стандартные для жанра банды, а где-то совсем неподалёку ведьмы превращают мужчин в безвольных свинолюдей. Здесь простые истории о мести соседствуют с историями о разумных деревьях, питающихся душами и мечтающих о смерти. Здесь шахтёры добывают руду, а церковники почитают оборотней носителями божьей воли. Здесь чего только нет, но всегда чего-то не хватает.

Хороший, плохой, злой, свинья, ведьма: обзор Weird West

Weird West не случайно озаглавлена именно так. Дело не столько в этой самой weirdness или созвучии с музыкальной группой Рафаэля Колантонио, Weird Wolves, а в том, что Запад выступает тут главным героем. Подконтрольные персонажи — всего-навсего проводники, которые устраивают игроку аудиенцию с сердцем Запада.

Вероятно, именно поэтому глобальный сюжет, сплетающий воедино арки пяти очень разных героев, получился безынтересным и предсказуемым. Главную интригу легко раскусить минут через 40 после начала игры, чтобы дальше сидеть в предвкушении какого-нибудь твиста. Не, ну в самом деле, не может же быть всё так просто? Оказывается, может. Ситуация схожая с той, что была в Dishonored и Prey (2017), где Дануолл и «Талос-1», их история и устройство были прописаны тщательные, чем творящиеся там события.

С другой стороны, по отдельности приключения героев, вдруг обнаруживающих на своих шеях таинственные отметины, занятны. Классический рассказ про спасение и месть на Диком Западе сменяется мистическим — о наказании и домашнем насилии. Далее следуют истории о жадности, слепой преданности и нигилизме. Не все из них удачны, но чтобы увидеть титры, придётся пройти каждую — одну за одной, без возможности пропустить или сменить порядок.

Хороший, плохой, злой, свинья, ведьма: обзор Weird West

Таким образом, разработчики демонстрируют созданный ими мир едва ли не со всех сторон. Игрок побывает в шкуре представителей всех более-менее важных фракций: от охотника за головами до жуткого свинолюда, оборотня и ведьмы. У каждой общности здесь свои идеалы, цели и, конечно, тёрки с прочими обитателями. Проникнуться конфликтами полностью не удаётся, что тем не менее укладывается в рамки магистрального сюжета — но это уже спойлеры.

Авторы не пытаются вовлечь пользователя в дрязги между бандитами и законниками; между коренным населением и капиталистами; между церковью и ведьмами. Разработчики сосредоточенны на том, чтобы создать настоящий, реактивный мир. Поэтому-то на переднем плане здесь вовсе не персонажи, в большинстве своём пустые и чисто функциональные, а сам Запад.

Несмотря на выбранную перспективу (о которой позднее), Weird West погружает в себя ничуть не хуже, чем иные «иммёрсив симы» с видом от первого лица. Всё за счёт деталей и того, как окружение реагирует на действия игрока. При этом как такового открытого мира нет: структурно игра напоминает первые две Fallout, с их большой картой, россыпью локаций и случайными встречами на путях между ними.

Хороший, плохой, злой, свинья, ведьма: обзор Weird West

Почти у всех жителей Запада есть имена и связи, а ещё у каждого домика здесь есть почтовый ящик, в котором можно безнаказанно порыться, почитать письма и узнать что-нибудь интересное. Послания, конечно, генерируются случайным образом и повторяются, но это не мешает им создавать иллюзию живого мира и поддерживать её вплоть до финала.

На иллюзию работает и то, как именно игра реагирует на действия пользователя. В рамках истории Weird West невероятно нелинейная штука. Игрока постоянно ставят перед выбором — порой, не особенно очевидным, но почти всегда значимым (вплоть до того, что к концу прохождения в живых может остаться лишь один герой из пяти). Решения, принятые по ходу сюжета, «выстреливают» ближе к пятой главе, но влияние игрока не ограничивается чисто нарративными выборами с, как это принято говорить, далеко идущими последствиями.

Хороший, плохой, злой, свинья, ведьма: обзор Weird West

Самый яркий пример такого пользовательского воздействия — это разрекламированная возможность стереть с лица земли целый город. Устроить пальбу между салуном и лечебницей, уничтожить всех и превратить некогда процветающее поселение не в город-призрак, но в обитель чумы.

Оставленные на улице трупы, если их не закопать, начнут разлагаться и, вернувшись на место преступления через пару десятков дней, игрок обнаружит, что все местные жители превратились в зомби. Возможно и обратное: очистив местность от живых мертвецов или оккупировавших её бандитов, можно вернуть поселению былое величие.

Если добавить к этому полноценную систему кармы, при низком значении которой за голову игрока объявят награду; систему вендетты, которую могут объявить NPC, если убить их друга или близкого; маза самому обзавестись близким другом, готовым прийти на помощь в трудную минуту, и возможность вырезать всех, включая игровых персонажей — получится песочница, здорово напоминающая какую-нибудь Sid Meier’s Pirates!

В Weird West какое-то невероятное количество взаимосвязанных систем и механик, которые, что важно, работают. Вряд ли кому-то действительно захочется устраивать геноцид на Западе, но сама такая возможность опьяняет и заставляет по-настоящему верить в созданный WolfEye мир.

Хороший, плохой, злой, свинья, ведьма: обзор Weird West

Пока Рафаэль Колантонио отдыхал от игровой индустрии, на ниве «иммёрсив симов» существенных сдвигов не произошло. Жанр, смерть которого кое-кто ждёт с приятным предвкушением, за время отсутствия основателя Arkane не стагнировал, но и не особенно развивался. Так что, когда в 2019-м Колантонио вернулся, ему не пришлось ничего навёрстывать или изучать модные тренды.

Однако Weird West вышла в мире, где уже есть, например, Deathloop и Cruelty Squad, которые, пусть и робко, но всё-таки меняли устои, заставляли даже оголтелых фанатов жанра думать несколько иначе. На этом фоне игра Колантонио выглядит консервативно, хотя это далеко не сразу бросается в глаза.

Хороший, плохой, злой, свинья, ведьма: обзор Weird West

Вид сверху сбивает с толку, готовя к весёлым твин-стик-пострелушкам вроде Helldivers или напряжённому стелсу в духе Commandos. Weird West, разумеется, способна предложить и то, и другое, но в своей основе это чистокровный «иммёрсив сим» с массой взаимосвязанных систем и механик. И вот с этой мыслью сперва всё же придётся смириться. Велик соблазн ворваться в очередную заброшенную деревеньку и просто перестрелять всех, как в какой-нибудь Alien Shooter, но при таком подходе (игрой никак, впрочем, не порицаемом) львиная доля интересных штук попросту пройдёт мимо.

Одна из основных проблем Weird West как раз в том, что игра не подталкивает к экспериментам. Если Prey давала главному герою в руки гипс-пушку, сама специфика которой открывала невероятные возможности, Weird West отмахивается стандартным набором из револьвера, дробовика, винтовки, лука и чего-нибудь для ближнего боя. Оружие различается по цветам на манер Deathloop; пушки можно прокачивать с помощью собранных на локациях самородков, но каких-то необычных образцов тут нет.

Хороший, плохой, злой, свинья, ведьма: обзор Weird West

Разнообразие подходов призваны внести персонажи — каждый со своим набором умений. Вернее, уникальных умений у героев всего по четыре штуки, а остальные, связанные с типами вооружения, одинаковые для всех. Всех персонажей можно обучить стрелять электрическими пулями из револьвера, разрывными стрелами из лука, тихо снимать противников из винтовки и так далее.

Оружейные скиллы неплохо сочетаются друг с другом, о чём Weird West не перестаёт напоминать на загрузочных экранах. Скажем, те же электрические пули можно совместить со способностью, заставляющей героя делать по одному выстрелу в каждого врага в поле видимости, тем самым создать этакую живую электрическую цепь. Ещё можно устроить локальный армагеддон, стрельнув сразу взрывными и разрывными стрелами.

Это то, что касается оружейных, универсальных для всех героев умений. С уникальными способностями дела обстоят несколько сложнее. Видно, что разработчики с их помощью старались придать персонажам индивидуальности, отнести каждого из них какому-то «классу», как в RPG.

Вот так выглядит экран способностей
Вот так выглядит экран способностей

Охотница за головами Джейн, с которой начинается Weird West, — прирождённый стрелок, замедляет время и особенно метко сносит головы врагам. Свинолюд — мастер ближнего боя, который может ворваться в толпу противников, оглушив их, или подпрыгнуть с тем же эффектом. Оборотень — это такой «специалист поддержки», чьи умения помогают усиливать соратников, лечить их и временно делать невидимыми. Но «геройские способности» — это лишь рекомендации. Weird West не ограничивает игрока «классом персонажа», позволяя действовать так, как ему хочется.

Ввиду того, что Weird West — это своеобразная антология, каждый герой начинает своё приключение практически «с голой задницей». Хотя никто не мешает наведаться к персонажу из прошлой главы, раздеть его, а то и взять в отряд — ребята безропотно идут в услужение к любому, кто покажет им зловещее клеймо на шее.

Прокачиваться, однако, придётся с нуля, выискивая на уровнях «окаменелые реликвии». Есть ещё золотые, простите, тузы, за которые можно купить «привилегии» — перманентные пассивные бонусы, распространяющиеся на всю пятёрку. Здесь и более высокий прыжок, и увеличение HP, и скидки у торговцев.

Экран привилегий, где можно разблокировать бонусы для всех персонажей
Экран привилегий, где можно разблокировать бонусы для всех персонажей

Но вернёмся к активным скиллам. На практике пользоваться ими не то чтобы не весело (вызывать смерчи и молнии, чего уж греха таить, прикольно), но не особенно нужно. Пытливые игроки найдут тысячу и одну комбинацию умений, «в быту» прибегая к одной-двум. И всему виной структура Weird West и её локаций.

Нет, сами уровни сделаны по канонам «иммёрсив симов» с кучей обходных и неочевидных путей; интерактивными объектами вроде вагонеток или бочек со взрывными смесями и химикатами; нычками и секретами. Левелдизайн замечательный, так что неважно, какого стиля прохождения придерживается игрок — влетев на локацию, он точно кайфанёт, красиво раскидывая противников направо и налево, либо изощрённо обманывая их. Но только в первый раз.

Хороший, плохой, злой, свинья, ведьма: обзор Weird West

Влетев второй раз на абсолютно такую же локацию, кайфа игрок получит уже значительно меньше. На третий раз пользователь будет действовать максимально эффективно, чтобы побыстрее зачистить местность. На четвёртый раз... Ну, вы поняли.

Локации Weird West повторяются очень часто. Серьёзно, в игре штуки три одинаковых виллы и штук пять абсолютно одинаковых шахт. А те, что выглядят чуть иначе, всё равно собраны из одних и тех же блоков. Изучать их, заглядывая под каждый камень, становится неинтересно уже на второй (максимум третий) раз, поэтому, если нелёгкая занесла в такой вот реюз, уже не размениваешься на эксперименты с системами, а тупо бежишь по маркеру.

Справедливости ради, вышесказанное в большей степени относится к побочным локациям — обязательные уровни сделаны с выдумкой и порой с какой-никакой постановкой. Особняк с призраками и храм с загадками тому подтверждение. Однако сюжетные ветки весьма коротки, пробегаются за два-три часа каждая, так что большую часть времени игрок вынужден шататься из одного поселения в другое, фармя репутацию и деньги да выполняя простенькие сайд-квесты.

Хороший, плохой, злой, свинья, ведьма: обзор Weird West

Последние постигла та же участь, что и локации — уникальных заданий очень мало, а большинство поручений сгенерированы случайно, как в Skyrim или третьих «Корсарах». При этом Weird West даже не пытается как-то разнообразить маршруты игрока, отправляя его по заданиями в одни и те же места. Может быть, это баг, и в релизной версии высокопоставленные бандиты, чьи портреты висят на доске розыска, перестанут постоянно прятаться в шахте Ричклиф, а лекарства понадобятся кому-то ещё, кроме хозяина ранчо в паре часов пути от Скворечни.

У Weird West хватает проблем как геймплейных, так и нарративных. Взять тех же свинолюдов, которых жители Запада презирают и боятся на словах, а на деле не упускают возможности попросить монстра метнуться кабанчиком по важному делу или перекинуться в картишки. Но WolfEye, очевидно, не могла позволить себе внедрить в игру ещё один тип геймплея там, где прямо напрашивался аналог носферату из Vampire: The Masquerade — Bloodlines.

Всё дело, понятно, в бюджетах. Из-за них локации получились одинаковыми; из-за них в игре так мало уникальных квестов. Но по совокупности впечатлений Weird West — потрясающая игра, разработчики которой, учитывая их ограниченность в ресурсах, прыгнули выше головы. По скрупулёзности проработки деталей, количеству всевозможных механик и систем, взаимодействующих друг с другом, Weird West способна оставить далеко позади иные ААА-«иммёрсив симы». А таких, будем честны, осталось совсем немного.

Не стоит обращать внимание на неказистый внешний вид. Это стопроцентная игра Arkane, пусть и выпущенная под другой вывеской.

Как играли

На PlayStation 5. Для активации ключа пришлось звонить в поддержку Sony и диктовать код. На прохождение ушло чуть больше 21 часа. За время игры серьёзных проблем с производительностью не замечено, хотя просадки кадровой частоты иногда случались — в основном в моменты особенно ожесточённых схваток и, внимание, в главном меню.

Что понравилось

  • Полный мелких деталей мир, который живо реагирует на действия игрока.
  • Системное взаимодействие как между скиллами персонажей, так и с окружением.
  • Широчайший простор для экспериментов с механиками.
  • Истории двух из пяти героев.
  • Шикарная музыка (песня в титрах, исполненная самим Колантонио — отвал башки).

Что не понравилось

  • Локации часто повторяются и состоят из одинаковых сегментов.
  • Игра никак не подталкивает к экспериментам — всё на совести пользователя.
  • Основной сюжет получился очень предсказуемым.
385385
123 комментария

Immersive sim от создателя Prey и Dishonored? ПРОДАНО!

66
Ответить

Выпито в гейм пассе)

22
Ответить

Куплено в Стиме через Киви с казахстанского счет

17
Ответить

Будет взято по скидке через год

5
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

В epic games store :)

3
Ответить

Получено бесплатно в Playstation Plus

Ответить