Унижение конкурентов, сексуальный подтекст и упор на подростков: как рекламировали игры в 90-х и «нулевых»
Компании шли на всё, чтобы привлечь внимание аудитории — даже «семейная» Nintendo.
1990-е были совсем другим временем. Индустрия только формировалась, а многие культовые игры тех лет делали энтузиасты без опыта работы. Их аудитория тоже была намного меньше, чем сейчас. Поэтому издатели и разработчики делали всё, чтобы привлечь внимание заинтересованной публики к своему проекту.
В те годы люди узнавали об играх и консолях в основном из журналов и рекламы по ТВ – именно туда и шли рекламные бюджеты. В погоне за вниманием людей маркетологи прибегали к заметной, но очень спорной рекламе, которую вряд ли бы одобрили сейчас.
Рассказываем о самых странных рекламных материалах от ведущих игровых компаний.
Противоречивая реклама консолей
В маркетинге с давних лет существует убеждение, что «секс продаёт». Крупнейшие бренды одежды и косметики не раз строили свои рекламные кампании вокруг полуобнажённых моделей, и продажи повышались.
В 1990-х схожую тактику решили использовать игровые кампании для продвижения своих устройств. Но они выбрали другой путь: пока реклама одежды брала эстетикой, промо новых консолей чаще шокировали. Но начиналось всё довольно безобидно: во всяком случае со стороны Nintendo.
Game Boy, портативная консоль компании, вышла в США в конце 1989-го, и первые промо для неё были довольно безобидными. Детям намекали, что с консолью не скучно сидеть дома, а взрослым обещали, что Game Boy скрасит серые будни.
Но к середине 90-х подход изменился. Если до этого маркетологи пытались привлечь подростков от 9 до 16 лет, то потом они переключились на взрослых, которые всё больше интересовались играми. Публике особенно запомнилась промо-кампания в поддержку Game Boy Pocket — уменьшенной версии консоли.
На одном из главных материалов девушка была прикована к кровати и с удивлением куда-то смотрела. Ниже шла подпись: «Новый Game Boy по-настоящему отвлекает».
Понятно, что авторы рекламы хотели подчеркнуть, что консоль заставляет забыть обо всём вокруг, но публика не оценила идею. Людям показалось, что девушка похоже скорее на испуганную жертву маньяка. В результате изображение быстро отозвали.
На другом известном рекламном кадре красовался задний карман джинсов, а слоган призывал «держать это в штанах».
Новые расцветки консоли продвигали с помощью женских языков.
Из рекламной кампании Game Boy Color можно вспомнить изображение с радостным геймером и утверждением «Game Boy веселее, чем хорёк в твоих брюках».
Все намёки на секс появились не просто так: игровые маркетологи действительно верили, что так им удастся продать больше устройств. Nintendo вернулась к теме секса в начале 2000-х для продвижения Game Boy Advance SP в Великобритании.
Она выпустила целую серию кадров, пародирующих рекламу косметики, с подписями «для мужчин», «размер имеет значение» и «какая вам больше нравится?». Но больше всего аудитории запомнилось изображение со словами «вторая лучшая вещь, которой можно заниматься в темноте».
А в сети Walmart Game Boy Advance SP рекламировали постером с подписью «спасайся». Ох уж эти танцы.
В Канаде же Game Boy Micro продвигали с помощью ролика, в котором мышь чересчур явно показывает свою любовь к консоли.
Креативная реклама не закончилась на Game Boy. Например, на одном из промо-изображений для Nintendo 64 красовался текст «N64 получила положительный результат после проверки на усилители производительности». Так компания решила обыграть тему допинговых скандалов в спорте.
Ещё Nintendo не стеснялась продвигать консоль цитатами от самого Бога, который «признавался», что нет ничего лучше N64.
Противоречивым получился и промо-ролик Nintendo 64, в котором ребёнок застаёт отца в платье матери, и тот спрашивает, сколько стоит молчание сына.
Странной вышла даже печатная реклама геймпада Turbo Touch 360 для NES, призывающая «вдохнуть новую жизнь в Nintendo за 20 долларов».
Есть мнение, что Nintendo прибегала к «сексуальным» промо для показа обновлённых версий старых консолей. В них не использовались новые технологии, а привлекать покупателей было нужно.
Для основных консолей Nintendo придумывала менее двусмысленную рекламу. Например, однажды она выпустила ролик с геймером, который играет во время колоноскопии. Трудно представить, что сейчас компания одобрит подобное продвижение.
Но тренд на двусмысленную рекламу начала отнюдь не Nintendo. Взять хотя бы Sega, которая запускала промо-кампании с сексуальным подтекстом ещё с 1980-х.
Так, некоторые изображения для рекламы Sega Game Gear и Sega Mega Drive обыгрывали тему мастурбации и популярных мифов: например, того, что из-за неё можно ослепнуть.
Для Game Gear выпустили ролик, высмеивающий владельцев Game Boy: мол, владельцы бесцветной портативки привыкли обходиться в жизни минимумом удобств. Да, попытки унизить конкурентов были обычным делом для тех лет.
В другом промо поклонник Game Boy бил себя по голове мёртвой белкой, чтобы увидеть на консоли хоть какие-то цвета.
Sega Master System, в свою очередь, продвигали в газетах с намёками на БДСМ.
«Любовь — это когда вы празднуете День святого Валентина со своей Master System»
В случае с Sega Saturn встречалась реклама с обнажённой девушкой, части тела который закрывали кадры из игр. Её авторы, как и многие другие маркетологи, намекали на то, что 32-битная консоль захватит всё внимание геймера.
Кадр использовался в журнале GamePro, и редакторы получили множество гневных писем от читателей с угрозами отменить подписку на издание из-за откровенной рекламы.
Бывало, что компания вновь вспоминала про намёки на мастурбацию.
«Я не против, если мой парень поиграет сам с собой позже»
Кроме того, Sega снимала промо с людьми, носящими кольца вокруг головы, под девизом «Head for Saturn» («Отправляйся на Сатурн»).
А ещё в рекламных роликах для консоли показывали кривляющегося молодого человека, который говорил, что консоль «невероятно крутая». Это был ещё один тренд 1990-х, нацеленный на подростков. Впрочем, вызывающая реклама не помогла Sega Saturn, и та провалилась в продажах.
От конкурентов решили не отставать и создатели 24-битной Neo-Geo. Они тоже убеждали игроков, что с мощной консолью жёны и подруги не нужны.
«Помню, как он не мог оторвать свои руки от меня». Играет муж, к слову, в Cyber Lip
Ещё авторы не стеснялись высмеивать 16-битные консоли конкурентов и использовали для этого молодёжный сленг. Так, они называли обладателей Neo-Geo модной фразой «Hot Dog».
Sony зашла на консольный рынок в 1995 году и тоже обратилась к вирусному маркетингу.
Так, в одном из роликов для ТВ человек в костюме Крэша Бандикута подъезжал к офису Nintendo и кричал в адрес Марио: «Эй, усатый, твой худший кошмар уже тут». Затем он перечислял преимущества PlayStation.
Sony вообще снимала много роликов с участием героев известных игр. Традиция необычных видео продолжилась с релизами PS2 и PS3.
Также компания придумала необычную рекламу консоли с Софией из Battle Arena Toshinden. На промо-изображении героиня приказывала игрокам, например, купить PlayStation и «погавкать». Видимо, Sony когда-то рассматривала её на роль маскота консоли, которым в итоге стал Крэш.
А вот с продвижением новых PSP компания не угадала. В конце 2006 года в Голландии несколько дней висели баннеры с белой девушкой, держащей за лицо темнокожую соперницу.
Компания быстро убрала изображения, извинилась и заявила, что всего лишь хотела «подчеркнуть контраст между консолями разных цветов». Sony подготовила и другие версии постера, где девушки поменяны местами, но подтекст всё равно казался публике неприличным.
Ещё один скандал случился с итальянской рекламой на десятилетие бренда PlayStation. На скандальном фото был изображён молодой человек в терновом венце Иисуса Христа, на котором заметны символы консоли.
Возможно, так Sony пыталась обыграть выход фильма «Страсти Христовы» и споры вокруг него. Однако рекламу пришлось снять, так как на неё разозлились даже в Ватикане.
Необычной рекламой отметилась и Microsoft. Компания выпустила ролик для оригинального Xbox, в котором ребёнок рождается, вылетает из роддома и быстро стареет. Маркетологи намекали, что жизнь слишком коротка, поэтому играть нужно как можно больше. Но зрители начали возмущаться роликом и его запретили показывать на ТВ.
Чаще всего жалобы присылали люди, которые недавно пережили смерть близкого человека или боролись с серьёзной болезнью. Видео вызывало у них неприятные ассоциации. Вряд ли их можно в этом винить: при просмотре действительно можно погрузиться в экзистенциальный кризис.
Наконец, странной рекламой отметились производители комплектующих для ПК. Например, В 3DFX открыто заявляли, что консольные геймеры «не видели грудь». Очевидно, женскую.
Вероятно, это был один из первых ярких примеров феномена PC Master Race.
Странная реклама игр
В 1990-х издатели всеми силами пытались привлечь внимание детей и подростков яркой рекламой. В то время были популярны несколько типов промо: прежде всего, изображения с кричащими от восторга (или ужаса) геймерами.
Иногда хватало и просто довольных лиц.
На одном промо-кадре для Mortal Kombat кричали все — и дети, и косплееры персонажей. Но подпись всё же была забавной: «Настолько реально, что становится больно».
Авторы Gargoyle’s Quest и Donkey Kong Land’s тоже делали ставку на реалистичность игр.
По мнению маркетологов, дети и подростки обожали беспорядок и грязь. Поэтому на одном из промо-кадров для игры про Марио было изображено много мусора.
Здесь парень и вовсе покрыт чем-то, напоминающим птичий помёт.
Nintendo пошла ещё дальше во время продвижения EarthBound в США. Компания запустила рекламу, в которой прямым текстом говорилось, что «игра воняет». Вдобавок на странице была стирающаяся поверхность, с которой шёл неприятный запах. Конечно, у слова «stink» есть значение «шуметь», но в рекламе это не считывалось.
Вероятно, маркетологи хотели отразить дух игры, так как в EarthBound был вызывающий юмор и отвратительные монстры. Но игра в итоге провалилась в США: не помог даже купон на скидку в десять долларов из этого промо.
Более того, некоторые игры продвигали с упором на процесс выделения газов: например, Virtual League Baseball и Oddworld: Abe’s Oddyssee.
Авторы второй части Crash Bandicoot тоже засветили пятую точку героя на одном из промо-кадров. Судя по подписи, он попал в больницу после пережитого приключения.
Другой тренд тех лет — изображения реальных девушек на рекламных материалах. Их добавляли даже если они не имели отношения к игре.
А вот авторы Virtua Tennis выделились и добавили в своё промо обнажённых мужчин. Реклама обещала теннис «без неудобных моментов в раздевалке».
Издатели нередко делали в рекламе упор на масштаб игры: это заметно даже по предыдущим изображениям. Ещё один яркий пример — баннер Rayman 3 с намёком на «большие особенности» главного героя.
Находились и другие способы показать новый масштаб.
Издатели также любили намекать, что для игры в их творения у геймеров должны быть яйца.
В 1990-х Nintendo зачастую использовала полных людей, чтобы прорекламировать особенности своих игр.
Так, герой одной рекламы взрывался после попытки съесть столько же еды, сколько и Ёши из Super Mario World 2: Yoshi’s Island. Подобная реклама совсем не сходилась с эстетикой игры.
Схожее продвижение было у Kirby Super Star.
Некоторые рекламные материалы служили только одной цели — шокировать публику. Так, Daikatana продвигали с помощью вызывающего промо с красноречивыми цитатами «Джон Ромеро сделает тебя своей с*кой» и «заглотни». Игра провалилась, а геймдизайнер извинился за странный креатив.
Создатели Duke Nukem 3D доносили простую мысль: если вы не играете в их тайтл, то вам нравятся мужчины. Цитата получилась вполне в духе персонажа.
Встречались, конечно, и удачные варианты рекламы: например, у The Neverhood и Resident Evil: Director’s Cut.
Встречались и просто милые промо.
Некоторые разработчики сразу показывали суть игры.
В XXI тоже хватало примеров неоднозначной рекламы.
Так, для Hitman: Blood Money сделали серию снимков «Executed» с застреленными людьми: моделями, музыкантами и обычными работягами. Игроки обвинили разработчиков в сексуализации насилия.
Авторы игры для взрослых We Dare однажды выпустили неуклюжий ролик, в котором две пары развлекаются, целуя с двух сторон геймпад Wii и шлёпая друг друга. Публика отметила, что видео получилось довольно странным.
Для Call of Duty: Modern Warfare 2 выходил ролик, в котором пожилой мужчина объяснял, что «этим занимаются все». Под «этим» он имел в виду, конечно же, игру в CoD. Видео быстро удалили с официального канала серии.
Не обходилось и без печатной рекламы с откровенно одетыми девушками: только настоящих моделей всё чаще заменяли игровыми персонажами.
В прошлом хватало как забавных рекламных материалов, так и откровенно оскорбительных. Но вызывающие промо-кампании для игр всё же остались в прошлом. Сейчас разработчики предпочитают фокусироваться на самих играх и их огромной аудитории, которая уже давно не ограничивается подростками.