Слезаю с игровой иглы
17 марта 2014 года я впервые запустил одну киберспортивную игру и в эту пятницу, спустя ровно 9 лет, планирую полностью отказаться от соревновательных игр, сыграв свой последний матч. Стало очевидно, что я конкретно подсел на это дофаминовае дерьмо, играть хочется, но удовольствия от игры больше нет.
Каждое утро я запускаю Steam. Вот передо мной Наследие Хогвартса, Атомное Сердце и Падшая династия Ву Лон, но я не хочу запускать ни одну из этих игр. На автомате жму на красный значок, потому что ни одна новая игра не дает того же уровня стимуляции нервной системы.
Мне 38 лет, я играю в компьютерные игры с 14, на соревновательные игры подсел в 2014-м, когда мне было 29 лет. Тогда я организовал местный турнир по доте. С того момента эта игра постепенно вытеснила все другие из моего поля интересов. И вот почему.
Все игры спроектированы так, чтобы стимулировать нас играть в них. Они постоянно дают нам новые вызовы, дозируют нагрузку, поощряют достижениями и т.д. Подробно об этом можете посмотреть в роликах Леши Луцая. Но именно соревновательные игры реализуют дофиминовые механизмы в мозгу по-максимуму.
Как попасть в яму
Бесконечное раскачивание на качелях побед и поражений, изменение рейтинга игрока и получаемые достижения цепляют самые глубинные структуры мозга, ответственные за мотивацию.
В соревновательных играх ты не можешь бесконечно выигрывать. Подбор игроков устроен так, чтобы у тебя было примерно равное количество побед и поражений. Даже если ты показываешь запредельный скилл, система в конце концов подкинет в твою команду слабых игроков, а в противоположную — сильных, и тебя прокатят мордой по грязи. И наоборот, за чередой поражений обязательно последуют победы.
Так реализовано удержание игроков. Тебе не надоедают победы, и не утомляют поражения. Система старается распределять их более-менее равномерно.
Проблема в том, что твой мозг очень быстро подсажывается на эти качели. С каждым разом он выдает все больше дофамина в случае победы, закрепляя зависимость, побуждая тебя играть снова и снова.
К сожалению, постоянное повышения уровня гормонов мотивации заводит тебя в так называемую дофаминовую яму. Чувствительность рецепторов снижается вместе базовым уровнем гормонов. Для достижения прежнего уровня мотивации тебе нужна всё большая доза гормонов. И ничто другое уже не цепляет.
Опыты на людях
Ранее я проводил над собой опыты и делал перерывы в игре на сроки от месяца до трех. И вы даже предствить себе не можете, какой кайф доставляет первая после такого перерыва победа. Чистая эйфория, ты просто паришь над землей, потому что мозг выплеснул двух-трехкратную дозу гормонов на очищенные рецепторы!
Но всегда наступает насыщение. Находясь в дофаминовой яме тебе уже не хватает даже тех пиков, которые настигают при победе. Чтобы расшевелить нервую систему в таком состоянии нужны стимулы сильнее, которые можно достичь только с помощью некоторых запрещенных веществ.
В последней итерации эксперимента я решил упороться по максимуму. Играл в среднем 10 игр каждый день на протяжении трех месяцев. Так что тут я привожу свой «клинический случай», до которого большинству непрофессиональных игроков тяжело добраться.
Обычный домашний киберспортсмен играет три-четыре игры вечером после работы, возможно, даже на выходных выходит из дома погулять, и его рецепторы успевают очищаться за эти перерывы между играми.
Адаптация метода отказа от наркотиков
Осознав и прочувстовав факт того, что я нахожусь в зависимости, решил применить ранее успешный метод отказа от курения.
Несколько лет назад я избавился от никотиновой зависимости, следуя советам из книги «Легкий способ бросить курить» Алана Карра. До этого я пробовал клеить пластыри, парить вейпы, но снова и снова возвращался к сигаретам. Курил по 2 пачки в день, чувствовал себя отвратительно, мучался от давления и головной боли, но не мог бросить. А книжка мне помогла.
Чтобы вы понимали, «Легкий способ бросить курить» — это самая мутная книжка по психологии, из всех, что я читал, написана откровенно хреново, а переведена еще хуже, но она почему-то сработала. Сейчас я не употребляю никотин уже около трех лет, спокойно общаюсь с курильщиками, и не чувствую, что в чем-то себя обделил. Если сработало с никотином, должно сработать и с игровой зависимостью.
Следуя этому методу, надо осознать, что зависимость не приносит удовольствия. Наш мозг просто наебывает нас и себя, требуя очередную дозу. Перефразирую несколько положений Карра на наш киберспортивный лад:
- Пойми, что ты теряешь из-за игры и что приобретаешь, отказавшись от нее: силы, энергию, свободное время, контроль над своей жизнью, встречи с друзьями и семьей, прогулки, путешествия, здоровье моральное и физическое.
- Прими решение больше никогда не играть и назначь конкретную дату последнего матча.
- Откажись от зависимости и радуйся этому, каждый раз осозновая, что ты получил в замен (см. первый пункт).
Нельзя, конечно, проводить полную аналогию между игровой зависимостью и наркотической. Игры — это настоящий культурный слой, иногда даже искусство. Они дают работу мозгам, позволяют побывать в мирах, которые не достижимы в реальной жизни, объединяют людей. Сами игры — это не наркотик, но каждый человек способен сделать себя от них зависимым.
И что дальше
Поймите правильно, я не топлю за полный отказ от игр в принципе. Я всегда выступаю за осознанное потребление любого контента, еды, кофе, алкоголя и так далее. Просто прежде чем регнуть очередную катку, прислушайся к себе, почему ты это делаешь? Может ты уже устал, и пора отдохнуть? Может последние пять игр уже вымотали тебя и даже победа не приносит удовольствия? Может любимая женщина (дети, родственники, друзья, нужное подчеркнуть) скучают без тебя и пора бы уделить им внимание?
Сам я не планирую полностью отказаться от игр. На плейстейшене у меня давно скачаны штук семь ААА-проектов, за которые я все никак не могу сесть, в том числе и по причине: «Ну, сначала пару каточек…», а потом после 4-5 часов в доте никаких сил и желания уже не остается, чтобы играть во что-то другое.
Легкий способ бросить играть
Но для себя я решил, что больше не буду играть в соревновательные игры. Они так гениально спроектированы, что я просто не способен играть в них дозировано. Проверено на личном опыте.
Решение было принято в прошлую пятницу и уже в субботу меня накрыло приятное чувство освобождения: «Хо-хо, а мне больше и не обязательно играть, я свободен!». Карр советует не бросать и курить в привычном режиме, пока читаешь его книгу. Я взял себе неделю, чтобы полностью прочувствовать все минусы несбывшейся «киберспортивной карьеры» и все плюсы отказа от нее.
Сейчас я уверен в успехе. Впредь я хочу получать удовольствие от хороших сюжетных игр, и сам выбирать, когда играть, а не ходить в игру как на работу.
В общем, следите за собой, пацаны, и не попадайтесь в ловушку!