Серия детективов прямиком из Скандинавии
«Мистериум» неплохой датский нуар, в котором два молодых инспектора-аутсайдера от фильма к фильму расследуют глухари.
Я посмотрела первые четыре фильма, и два крайних досмотрела только из уважения к первым двум. Невооруженным взглядом заметно, что 3 и 4 фильмы были сняты разными режиссерами, а первые два - одним. Об этом свидетельствует не только перемены в визуальной составляющей, в музыкальном сопровождении и ракурсах, но и в раскрытии сюжета.
Появились эпизоды, к которым невозможно не придраться, диалоги стали длиннее и скуднее, внутренний мир главных героев перестал идти нога в ногу с основным сюжетом фильма, от этого и эмпатия к персонажам проявляется в меньшей степени, критические моменты переживаются проще, интрига не достигает должного уровня.
Делюсь синопсисом на каждый из четырех фильмов.
Мистериум. Начало (2013) Kvinden i buret
На одном из заданий самоуверенный и эгоцентричный комп Карл Мерг решает поступить наперекор указанию начальства и приводит всю команду в засаду, где его лучший друг получает серьезное ранение, напарник Карла погибает, а он сам отделался парой недель больничной койки.
Вернувшись из вынужденного отпуска начальник сообщает мужчине об отстранении из убойного отдела и переводе на новую должность - инспектор по глухарям в отделе Q. В напарники к нему назначают ливанца Ассада из архива.
Карлу поручают закрывать по 3 глухаря в неделю, его работа не должна содержать серьезных расследований и большого бюджета, однако все происходит иначе.
Зацепившись за закрытое дело пятилетней давности интуиция наводит Карла на мысль, что в заключении инспектора имеется серьезная ошибка: выводы крайне противоречивы, а доказательная база и вовсе отсутствует.
5 лет назад на пароме пропала девушка Мерет, которая сопровождала своего брата-инвалида, копы выставили все как самоубийство, хотя на деле множество факторов указывали на то, что ее похитили.
Параллельно основному сюжету нам рассказывают, что произошло на самом деле. Теперь, задача Карла и Ассада заключается в том, чтобы к финалу фильма обе сюжетные линии пересеклись в совместном хэппи-энде.
Мистериум: Охотники на фазанов (2014) Fasandræberne
Завоевав безлимитный кредит доверия перед начальством, Карл и Ассад вновь берутся за старое и очень сложное дело.
Много лет назад были убиты дети офицера полиции, но найти преступника так и не удалось. Дело замяли, а отец погибших, маниакально пытаясь расследовать преступление в одиночку – поехал крышей.
При внимательном изучении материалов дела Карл заметил связь между убийством и серией разбойных нападений, происходивших в те же года. Понять к кому тянутся все нити оказалось несложно, однако как доказать вину человека, который своей влиятельностью может обеспечить себе самое надежное алиби?
Наблюдая за расследованием, мы также погружаемся и во флешбеки антагониста: старшие классы частной элитной школы, трое ребят насилуют, избивают и наносят увечья всем, кто попадается им на пути, этакий заводной апельсин в мире Шерлока Холмса.
На мой взгляд это самая сильная и напряженная часть из всей серии «Мистериума».
Мистериум. Тьма в бутылке (2016) Flaskepost fra P
На этот раз в отдел Q попадает загадочное послание из стеклянной бутылки, выловленной у берегов Шотландии. Разобрав содержимое письма пятилетней давности Карл и Ассад понимают, что имеют дело с киднеппингом. Важным фактом в данном деле является то, что похищение детей происходит лишь среди свидетелей Иеговы.
В это время преступник совершает новое преступление: очередная пара детей оказывается в руках безумца, требующего выкуп. Мать и отец не хотят сообщать о произошедшем в полицию, однако процесс расследования приводит Карла к дому семьи.
С этого момента начинается специальная операция по спасению детей, о которой трезвонят все федеральные телеканалы и радиостанции – не мудрено, что преступник остается в курсе последних событий и всякий раз оказывается на шаг впереди полиции.
Эпизод за эпизодом мы наблюдаем максимально абсурдные решения со стороны всех героев фильма. Несмотря на динамичный сюжет – смотреть фильм местами очень скучно! Именно с этой части берет начало тема расизма, которая в следующем фильме окажется чуть ли не центральной линией повествования.
Мистериум. Журнал 64 (2018) Journal 64
В одной из старых заброшенных квартир находят потайную комнату, с поистине ужасающей картиной внутри. Три мумии сидят за круглым столом, демонстрируя жуткие гримасы.
Найдя связь между погибшими Карл и Асад выходят на давно закрытый исправительный центр спрагё. Главный врач этой богадельни проводил эксперименты над девочками, принудительно стерилизовал и насиловал. После закрытия центра многие женщины решили судиться с истязателем, но ни одна из них не смогла выиграть суд, а материалы дела бесследно исчезли из архивов.
На протяжении всего фильма мы наблюдаем ссору главных героев, которые в один момент начинают проводить расследование порознь. Но перед этим становится ясно, что предстоит иметь дело с тайным сообществом врачей, которые и по сей день продолжают управлять судьбами женщин, принудительно стерилизуя эмигранток, “очищая кровь датчан от южан, прошедших естественный отбор только благодаря белым”.
В последней трети фильма сюжет развивается молниеносно, создается впечатление, что режиссер куда-то спешит – у него вот-вот закончится экранное время, а развязкой еще даже и не пахнет.
Общая оценка «Мистериуму» скорее положительная. Даже несмотря на все бреши в сценарии и несостыковки в сюжете – я не уснула во время просмотра, а это уже хорошо. Герои интересные, яркие и запоминающиеся, но лично мне не хватало этакого Мориарти, который нарушал бы планы детективов, вставляя палки в колеса. Слишком лояльное начальство, которое боготворит отдел Q с финала первой части; через чур хорошая интуиция у Карла; слишком много профессиональных качеств у Ассада, который всю жизнь проработал в архиве. Наравне с этим – неплохой сюжет, а самое главное – крайне разнообразный от фильма к фильму.
Приятного просмотра!