Как снимал Тарковский

Делюсь понравившимися кадрами из фильма «Иваново детство»

Андрей Арсеньевич Тарковский — один из самых известных российских и советских деятелей киноиндустрии. И пусть одни считают его гением, а другие ругают за слишком тяжёлую режиссуру, называя переоценённым, вклад Тарковского в отечественный и мировой кинематограф очевиден.

Фильм, режиссерский дебют, «Иваново детство» рассказывает о мальчике Иване, чьи родители погибли на войне. Полный решимости отомстить захватчикам, Иван становится разведчиком, и однажды зажжённая в нем ярость, не утихнет до самого конца. Иван уже не ребёнок, ничего по детски наивного, в нём уже не осталось. Всё забрала война. Его командиры, пытаются уберечь мальчика, отправить в тыл учиться в Суворовское училище, но характер и принципы мальчика не позволяют ему этого сделать. И командирам приходится смириться и в очередной раз отправить мальчика на опасное задание.

Фильм с первого кадра целиком завладевает вниманием зрителя и оторвать взгляд, отвлечься от происходящего уже невозможно.

Первое что, хочется отметить как режиссер играет ракурсами. Известный факт, что Тарковский — фотограф. И этот опыт он сумел мастерски перенести на свою кинодеятельность.

Фильм очень тёмный, даже по меркам ч/б кино, но сцены с воспоминаниями и мечтами о мирной жизни светлые. Так автор на контрасте  света показывает различие между войной и миром.
Фильм очень тёмный, даже по меркам ч/б кино, но сцены с воспоминаниями и мечтами о мирной жизни светлые. Так автор на контрасте  света показывает различие между войной и миром.
Иван ведёт диалог с лейтенантом Гальцевым, но мы видим не его, а лишь отражение в зеркале.
Иван ведёт диалог с лейтенантом Гальцевым, но мы видим не его, а лишь отражение в зеркале.
Как снимал Тарковский
Технически сложная сцена с поцелуем над пропастью.
Технически сложная сцена с поцелуем над пропастью.
От дома этого мужчины осталась только дверь, и печь. Только они и находятся в кадре, показывая, что человек находится именно дома, а не в чистом поле.

Также отлично видно, какое внимание Тарковский уделяет связи переднего и заднего планов. Часто когда на переднем плане происходит основное действо, на заднем находится какая то деталь, свой маленький сюжет, дорисовывающий общую картину.

Как снимал Тарковский
Капитан Холин после смерти товарища. На одном кадре огонь, солдат переживающий смерть сослуживца и взирающая на него сверху Богоматерь.
Капитан Холин после смерти товарища. На одном кадре огонь, солдат переживающий смерть сослуживца и взирающая на него сверху Богоматерь.

Необычные переходы и сложные технические решения. Сейчас современного зрителя сложно чем то удивить, а во времена Тарковского съёмочной группе приходилось включать смекалку, чтобы полностью реализовать замысел режиссера.

В одном кадре камера должна была сначала находиться над землей, потом сразу опускаться в окоп, а потом вновь подниматься до уровня глаз человека над окопом. Однако кран ниже уровня земли не опускался. Тогда оператор сделал люльку под площадкой крана: она позволяла камере сначала быть на дне окопа, а потом оказываться над ним.

Почти полностью выжженная земля, сменяется берёзовой рощей. 

Фильм очень психологичен. Внутренние переживания мальчика автор раскрывает через его сны и фантазии. Мальчик показывает совсем не детские эмоции (отдельное спасибо тогда ещё юному Николаю Бурляеву исполнившему роль Ивана)

В некоторых сценах эмоциональный градус доходит до возможного максимума.
Герои замирают при звуках музыки. Звуков из другого мира, чистого, светлого, им сейчас недоступного.
Перед вылазкой Гальцев снова включает музыку, но капитан её выключает, давая понять, что в этом мире, мире войны, нет места музыке.

И просто затягивающих кадров в фильме хватает.

276
59 комментариев