Nadine Shah — «Filthy Underneath» (2024)
«Filthy Underneath» — пятый студийный альбом британской певицы Надин Шах, выпущенный 23 февраля 2024 года на лейбле EMI North. Вдохновением для написания песен послужили личные переживания Шах, включая смерть матери во время пандемии COVID-19, собственные проблемы с зависимостью, попытку самоубийства и развод.
Стиль Надин Шах невозможно загнать в рамки — и в этом его прелесть. Как и её покойная подруга Эми Уайнхаус, Шах начинала с джазовых интонаций, и их отголоски до сих пор можно уловить в её музыке (например, в финальном треке альбома «Hyperrealism»). Однако её звучание включает в себя куда больше: здесь и world beat, и инди-рок, и танцевальная музыка, и готика, и североафриканский фолк, и даже европоп. Это музыка, которая требует полного внимания. Когда играют гипнотические, всеобъемлющие композиции вроде «Topless Mother», невозможно заниматься чем-то ещё. Этот дикий, захватывающий трек с гитарными завитками в духе PJ Harvey поднимается до мощного припева, напоминающего боевой клич, в котором Шах словно превращает привычные слова в собственный язык: «Sinatra, Viagra, iguana / Sharia, Diana, samosa / Veruca, Tequila, banana / Alaska, Medusa, gorilla».
Шах признаётся, что песня вдохновлена конфликтом с консультантом во время её лечения от зависимости. Впрочем, весь альбом — это своего рода дорожный дневник её пути на дно: смерть матери, потеря социальной жизни и работы во время пандемии, разрушенный брак. Певица рассказывает, что в какой-то момент перестала выходить из дома, погружаясь в безумие до галлюцинаций и даже планов о самоубийстве. Одна из самых пронзительных композиций, «Sad Lads Anonymous», поражает и пугает своей откровенностью. В ней Шах почти разговорным голосом описывает, как делилась самыми мрачными секретами с незнакомцем в туалете во время церемонии награждения.
Шах обладает магнетизмом личности — её вокал одновременно притягательный и опасный, грубый, как необработанный бархат. В «Greatest Dancer» она звучит почти мечтательно, но песню утягивает вглубь мрачное готическое течение, маршевые барабаны и синтезаторы, словно из фильма ужасов. Вдохновение для неё Шах черпала из собственного опыта: она употребляла оставшиеся после матери лекарства, лёжа перед экраном с британским танцевальным шоу Strictly Come Dancing. Музыка здесь соединяет в себе барочную телевизионную эстетику и гротеск реальности: «Terrifying—she is shimmying over / I'm scared to look» (Жутко — она приближается, покачиваясь / Мне страшно смотреть).
Слушая «Keeping Score», можно ощутить влияние Siouxsie Sioux — это тревожный синт-нуар о мужском насилии над женщинами. В целом, голос Шах сейчас звучит сильнее, чем когда-либо, и она это осознаёт. «Я всегда сдерживала себя в вокале, не позволяла слишком ярких акробатических приёмов, чтобы меня воспринимали всерьёз», — признаётся она. «Но на самом деле у меня мощнейший голос». И это ещё мягко сказано. В «Even Light» Шах будто воплощает дух Элисон Мойе — эта композиция настолько многослойна и ритмична, что напоминает межгалактическую пробку. А в «Food for Fuel» она использует трель, характерную для каввали — арабо-индийской духовной музыки.
Продюсер Бен Хиллиер, работавший с ней и над «Kitchen Sink» (2020), знает, как создать саунд, который не подавляет её голос, а позволяет ему раскрываться в полной мощи. Это бесстрашное, громкое, проникающее звучание, и Шах с ним справляется.
Но борьба с собственными демонами продолжается. «Twenty Things» — её, по её словам, «любовное письмо» людям, которых она встретила во время реабилитации, но это письмо без иллюзий, в котором она понимает, что рецидив всегда возможен: «Now we have removed the bottle / I'm teething and I'm tired / Everything is just as it was, the same».(Теперь бутылка исчезла / Я чувствую ломку и усталость / Всё по-прежнему, всё то же самое).
Этот альбом — одновременно исповедь, вызов и попытка исцеления.
© Shelly Ridenour/Qobuz
Награды: 🏆 4F de Télérama