Skalpel — «Skalpel» (2004)
Одноимённый дебют дуэта Skalpel, выпущенный в 2004 году, это словно многослойный торт джазового самурая, пропитанный золотыми вибрациями классики и ностальгии по уже давно отгремевшим дням, которые, возможно, никогда и не существовали. И именно здесь стоит упомянуть, что «Skalpel» — не просто название альбома, но и техника. Они, как хирурги, вскрывают канву джаза, препарируют, вырезают, собирают вновь, переплетая старые польские джазовые сэмплы с электроникой. Но это не стерильная комната; это лабиринт, где каждый звук цепляется за нервные окончания, напоминая, что джаз может быть загадочным и неуловимым.
Если у электронных музыкантов Западной Европы и Америки когда-нибудь иссякнут подходящие сэмплы — ведь каждая сессия Solid Steel уничтожает по три-четыре нетронутых ранее исполнения — остальным придётся погружаться в мир записанной музыки в поисках нужных звуков, чтобы передать желаемую атмосферу. Дуэт Skalpel, найденный в Польше русским диджеем-экспатом Вадимом во время его гастролей, по слухам, обладает внушительной коллекцией польского джаза и особой привязанностью к нему.
Их одноимённый дебютный альбом на лейбле Ninja Tune, выпущенный после нескольких андеграундных миксов, так и не попавших в широкое обращение, демонстрирует, как Skalpel добавляют завораживающую напряженность джаза эпохи холодной войны к более лёгкому кинематографическому фанку Ninja Tune, наподобие Mr. Scruff или Cinematic Orchestra.
Сэмплы или нет, но «Skalpel» — это удивительно живой альбом; несмотря на случайное потрескивание винила, дуэт смело использует обширные сольные партии приглашённых или сэмплированных музыкантов (в большинстве своём выдающихся). Диапазон этих сэмплов поражает: Skalpel погружаются в несколько десятилетий джаза — от битников конца 50-х до искажённого электрического джаз-рока конца 60-х и глубокого, экспериментального фьюжн 70-х.
Несмотря на обилие впечатляющей музыки на пластинке, возникает вопрос: кому же на самом деле принадлежит заслуга — самому дуэту Skalpel или их источникам-сэмплам? Возможно, Ninja Tune стоило бы взять пример со Stones Throw и выпустить полноценную ретроспективу польского джаза, вместо того чтобы позволять Skalpel выбирать и сэмплировать на свой вкус.