С Марио — хоть на решение головоломок: обзор Mario’s Super Picross

Всё ещё лучший японский кроссворд на доступных платформах?

С Марио — хоть на решение головоломок: обзор Mario’s Super Picross

Mario’s Super Picross вышла 14 сентября 1995 года эксклюзивно для Super Famicom (именно на Фамикоме: за пределами Японии игра так и не вышла, после финансового провала оригинального Mario’s Picross в Америке), в один год с легендарными Warcraft II: Tides of Darkness, Command & Conquer, Super Mario World 2: Yoshi’s Island, Chrono Trigger, Rayman и множеством других прекрасных игр. Разумеется, простенькая казуальная головоломка легко могла затеряться навсегда в видеоигровом прошлом редких японцев, которые случайно купили картридж с этой игрой на барахолках по скидке, если бы благородная Нинтендо не решилась выпустить эту замечательную игру в своём игровом подписочном сервисе Nintendo Switch Online для всего мира. Я считаю, что эта игра незаслуженно недополучила своего хайпа, поэтому данной статьёй постараюсь восполнить данную несправедливость.

Далее проследует маленькая юмореска в спойлере:

Третьего дня, по совету проверенных камрадов, начал новую мегаигру — нонограмму «Mario’s Super Picross». Сразу же, задыхаясь от жадности, зашёл в эмулятор SNES из Nintendo Switch Online и заплеил в мегаигру. Размер, моё почтение. Настоящей глыбой был Марио Марио. Даже моя, привыкшая к суровым офисным будням, голова, отказывалась принимать с первого захода. Совместными с коллегами усилиями забороли проблему. Ощущения — АТАС. С сапёром не идёт ни в какое сравнение. Кроме того, усы Варио приятно щекочут рассудок. Проходил так весь день. Решительно готов к завешению новых покемонов. Многие дети увидят тут проявления любви к мобилкам. Тупым детям невдомёк, что любовь к мобилкам и нормальным казуальным играм — это разные вещи. Японский кроссворд отличный, всем рекомендую к прохождению. Всё это, как водится, реклама.
На самом деле этой рекомендаций можно было бы и закончить обзор, но мне действительно есть что рассказать об этой игре, а этой игре есть, чем вас удивить.

Что же есть такое японский кроссворд для всех людей, не знакомых с этим жанром классических головоломок?

Пусть обучение игры познакомит вас за меня:

Поняли что-либо? Честно говоря, я тоже нет. Так как игра не выходила за пределами Японии, она никогда не переводилась на другие языки. Версия в эмуляторе SNES также дана «в первозданном виде», то есть, без перевода. При этом в игре существуют головоломки, которые своим рисунком отсылают на японскую культуру:

Тояма-но-Кинсан (известный художественный японский персонаж с тату сакуры на правой руке). Почти как живой.

Да, к сожалению игра встречает нас не обучением и не самими головоломками, но весьма диковинным и непонятным языком интерфейса. Увидев который большинство людей бы уже выключило игру, никогда о ней не вспоминая.
Честно говоря, я и сам так впервые познакомился с этой игрой — не понял отсутствия английского языка, посчитал её слишком сложной и недостойной внимания. Разумеется, этого обзора бы не существовало, если бы отсутствие локализации делало бы игру значительно хуже!

Что же такое picross?

Суть пикросов (также известных как нонограммы, или японские кроссворды) весьма проста — на игровом поле, состоящем из блоков клеток 5 на 5, необходимо ставить отметки, согласно заложенному в данное поле рисунку. Если в изначальном рисунке клетка закрашена — её надо закрасить и вам, если же нет — надо поставить на ней крестик (пропуск), и так до тех пор, пока оригинальный рисунок не будет восстановлен. Информацию о заложенном рисунке вам дают цифры сверху и слева от игрового поля — у каждого столбца и строки соответственно — в них содержится информация, сколько закрашенных клеток подряд содержится в соответствующем столбце/строке. Банальный пример: при игре на поле 5 на 5 клеток указание слева от строки «3 1» означает, что в строке содержится 3 закрашенных клетки, одна пустая после трёх закрашенных, и одна закрашенная после пустой. И в таком ключе происходит весь геймплей. Попробуйте сейчас пересмотреть обучение из игры, и оно покажется более понятным (надеюсь)

пример полностью решённой головоломки 10 на 10
пример полностью решённой головоломки 10 на 10

Разумеется, чем дальше в лес, тем толще партизаны — головоломки постепенно усложняются, цифры становятся менее дружелюбными, игровые поля резко становятся 20 на 20 (и даже 25 на 20), одним словом, скучно не будет. Игра постоянно вынуждает игрока фантазировать и искать нестандартные пути решения задач. Головоломистость этой игры именно такая, какую вы можете ожидать от хорошего пикроса.

В самом начале Вашего приключения вам доступен только один режим игры — решение головоломок на время в мире Марио.

Мир Марио

геймплей первого уровня первого мира Марио (внимание спойлеры!)

Каждый уровень мира Марио встречает нас вопросом «Хотите ли вы воспользоваться подсказкой (Да/Нет)», где под подсказкой подразумевается полное открытие одной строки и одного столбца (а если приноровиться, то даже можно самостоятельно выбирать, какие столбец и строка будут открыты, вовремя нажимая на кнопку A или Y). В остальном же это обычный японский кроссворд на время — надо успеть решить данную головоломку за 30 минут. В случае, если вы совершаете ошибку (закрашиваете ту клетку, где на самом деле пропуск) — игра автоматически вас поправит, забрав несколько минут из таймера. Если таймер кончится до того, как вы завершите решение — вы проиграете и всё придётся начинать сначала.

Также в мире Марио вы можете вызывать подсказку, потратив пять минут (стартовая подсказка же всегда бесплатна):

применение подсказки в мире Марио

И вот, пройдя сквозь болота дарк соулса и скайрим без модов, мы заканчиваем первый комплект из 12 простеньких головоломок. Чем отвечает игра на это? Вот этим:

что происходит? Серьёзно, я не знаю японского, что тут происходит?

Не претендую на полиглотию, но, судя по всему, Марио благодарит нас за помощь в решении головоломок (тем самым предоставляя доступ к более сложным 2, 3 и 4 комплектам пикросов). И, что самое главное, мы попадаемся на глаза Варио, который любезно приглашает нас в свой мир чтобы что? Чтобы решать ещё больше пикросов! Если вы вдруг захотите войти в его мир — нажмите на крестовине «влево» на экране выбора комплекта уровней (ну или «вправо», чтобы от Варио вернуться к Марио, всё достаточно просто). К уровням Марио вернёмся немногим позже, а сейчас я кратко опишу мир Варио и его особенности.

Мир Варио

Да, мир Варио имеет принципиально другой геймплей, и даже имеет отдельную обучалку:

мда…

К сожалению, сам господин Варио не желает изъясняться на человеческом языке, поэтому у вас есть я, который всё любезно объяснит.
Отличительная черта мира Варио заключается в том, что уровни теперь проходятся не на время, и никто не будет исправлять Ваши ошибки, от вас требуется полностью восстановить изначальный рисунок любыми правдами и неправдами. Ошиблись? Сами виноваты, исправляйте свои ошибки, если найдёте. Не нашли ошибок? Начинайте сначала, никто за Вами тут сопли подтирать не будет, Варио суровый мужик.
«Приятным бонусом» является и то, что подсказки из мира Марио полностью исчезли, их не будет ни в начале уровня, ни в менюшке. При таких правилах некоторые пикросы становятся нерешаемыми адекватными путями, без жульничества, а пустые предположения по решению могут никуда не приводить. Благо, что находясь в мире Варио, вы можете жульничать на здоровье, благодаря его способности:

к слову, не делайте, как показано на ролике, это только всё испортит…

Говоря простым языком: способность со звучным названием «? start» позволяет вам войти в жёлтый режим, в котором отдельно происходит запоминание всех обозначений, после чего вы решаете, воспроизвести ли все обозначения из жёлтого режима, или полностью его аннулировать, вернувшись в состояние до входа в жёлтый режим. Это позволяет делать предположения в крайне безвыходных ситуациях:

обратите внимание на то, что я прошёлся по вторым цифрам в столбцах, пока не дошёл до ошибки, которую успешно откатил!

Некоторые предположения могут завершиться полным решением головоломки, в таких ситуациях даже не надо воспроизводить отметки жёлтого режима, они сразу учтутся:

здесь я предположил, что 2ая тройка 4ой строки лежит правее, чем в прошлом видео, что было верным предположением

Повторюсь, в мире Варио полно пикросов, которые честными путями не решаются, и игра вынуждает игрока прибегать к использованию этой способности. Честно признаться, нерешаемые честными путями пикросы это абсолютно нормальная вещь для японских кроссвордов, но я никогда не видел такого удобства для игрока, как способность Варио, а ведь это всё было придумано ещё в игре 95 года, подумать только! И, что самое главное, этой способностью весело и удобно пользоваться, даже незнание японского языка не мешает игроку, настоящий весёлый геймплей должен быть именно таким!

Надолго ли увлекает игра?

Для многих игроков это важно, ведь подобные казуальные головоломки помогают коротать время в очередях и пробках (да и формфактор свича идеален в подобных ситуациях, будем честны).

Так вот, ответ будет достаточно простым — чистого геймплея в игре на более чем 45 часов времени. Да, к сожалению, количество уровней ограничено — их ровно 300, примерно по половине уровней в каждом мире. Единственная проблема — некоторые пикросы весьма трудны, и требуют более 30 минут внимательной игры для своего решения. После длительной паузы их нередко проще начать сначала, чем пытаться вспомнить, что вы там пытались решить. Хорошо это или плохо — решать только Вам, но 45 часов хватает, чтобы успеть научиться решать эти классические головоломки, и чтобы вы успели от них устать.

А от саундтрека я остался в полном восторге — он вводит в лёгкий транс, при этом весьма незамысловато зациклен, от чего ты можешь полностью сосредоточиться на решении головоломок:

полный саундтрек игры. Можете смело тыкать в любую точку посередине, чтобы понять, о чём я

И самое главное — саундтрек очень и очень разнообразен. И это всё ощущается игроком, и это очень важно, во многом благодаря хорошему саундтреку игры ты можешь погрузиться в решение пикросов и насладиться всеми тремястами уровнями.

Более того, в этой игре полно сюрпризов! Изначально вам доступно 10 наборов уровней в обеих мирах, после прохождения которых открываются специальные уровни для каждого мира, после прохождения которыхоткрываются ультра уровни в мире Варио, после прохождения которых… А впрочем, ничего вам не мешает это выяснить самим, верно? Я лишь скажу, что даже стартовый экран является интерактивным, и выглядит на деле это так же безумно, как и звучит!

Mario’s Super Picross — это именно та игра, которую надо хотя бы раз в жизни попробовать, если вы думаете, что вас ничего не может удивить в старых казуальных играх. Это — квинтэссенция того, почему люди любят компанию Нинтендо и игры про Марио. Это — чистый геймплей, который не наскучивает до самого конца, который не прерывается на катсцены, на лишний сюжет, который не балует графикой, но ему она и не нужна. Только игрок, игра и очень хороший саундтрек, который погружает в медитативное состояние, а чего ещё нужно?

Признаюсь честно, порою я просто тыкаю в случайные старые игры, которые есть в эмуляторе SNES из подписки Nintendo Switch Online. Ещё пару месяцев назад я даже предположить не мог, что таким образом я смогу найти настоящий хидден джем для любителей головоломок, который, даже выйдя более 26 лет назад, успел превзойти многих современных представителей своего жанра, некоторых даже на несколько голов. Эта игра — одна из причин, почему мы обязаны заботиться об сохранении видеоигровой истории.

Я по-настоящему рекомендую попробовать себя в этой разминке для мозга каждого владельца Свича, и очень сильно советую не смотреть на неё свысока, как на очередную поделку про Марио тридцатилетней давности. Выражаясь словами классика:

Уважайте игры, и игры будут уважать игрока.

это я кстати придумал, только что

Интересен Нинтендо Свич? Тоже недавно нашёл какой-то скрытый в пыли истории алмаз, спрятанный в подписке и хочешь поделиться впечатлениями? Или просто интересно наблюдать за коммьюнити Нинтендо в естественной среде обитания? В таком случае прошу тебя заглянуть на дискорд сервер сообщества Нинтендо на ДТФ!

6262
45 комментариев

за пределами Японии игра так и не вышла, после финансового провала оригинального Mario’s Picross в Америке

17
Ответить

Пока весь мир, ведомый маяками, наслаждается элитным геймингом, погружаясь с головой в игры-витрины, мы сидим и закрашиваем чёрно-белые квадратики.
Как же это круто.

13
Ответить

Пикросс в каждую семью, в каждый офис! Очень недооцененный вид головоломки)

8
Ответить

А маджонг с косынкой и судоку куда?

Ответить

Годно, но со временем публикации прогодал. Если бы выложил в середине дня или под вечер, больше людей бы увидело.

3
Ответить

Да ладно, кому надо - тот увидит, это не проблема для меня.

Ответить

Лонг в половину третьего ночи это сильно. ( ̄ω ̄)

2
Ответить