От мобильных телефонов в космосе до цветения сакуры - ранние фильмы Макото Синкая
В этом тексте я постараюсь осветить ранние работы Синкая и ответить на вопрос: почему "5 сантиметров в секунду" до сих пор остаётся лучшим фильмом в карьере режиссёра.
Итак, многие так или иначе знают или слышали о Макото Синкае и его фильмах, где великолепная графика поставлена во главу угла, а сюжеты не блещут оригинальностью.
Несмотря на это, но ранние работы Синкая нравятся мне куда больше, чем его последние фильмы. И я не знаю как это объяснить: возможно, у меня “синдром утёнка”, возможно Синкай действительно “опопсел” и его плюс-минус одинаковые сюжеты набили оскомину. Тем не менее, последние просмотренные его работы (“Сад изящных слов” и “Твоё имя”) не нашли отклика у меня в душе. Да, это хорошие фильмы, но вот не заставляют они моё сердечко сжиматься, а в конце прослезиться.
Поэтому, прежде чем перейти к “5 сантиметрам в секунду”, предлагаю кратко ознакомиться с предшествующими картинами: “Голос далёкой звезды” и “За облаками”.
Мне всегда казалось, что мир — это куда доходят волны мобильного телефона.
“Голос далёкой звезды” переносит нас в 2046 год - люди уже летают в космос, колонизируют планеты, а благодаря инопланетным технологиям, можно создавать корабли, которые могут совершать прыжки через гиперпространство. В общем, всё у людей прекрасно.
И у главных героев - обычных японских школьников Микако и Нобору - всё было прекрасно. До того момента как Микако не отобрали в космические войска ООН, управлять боевым человекоподобным роботом.
Признаюсь честно, идея того, что главные герои общаются СМСками, которым требуется много времени (а чем дальше от Земли - тем больше времени требуется), чтобы дойти до адресата, очень поразила меня.
Мобильный телефон здесь - не просто средство для обмена письмами, нет, он одновременно связывает героев и является для них напоминанием о былых и беззаботных деньках и позволяет не забыть о чувствах Микако и Нобору друг к другу.
В своей первой большой работе, Синкай поднимает знакомые по его более популярным творениям, темы любви, разлуки, расстояния и одиночества. Меняются сюжеты, сеттинги, но вечные вопросы любви на расстоянии остаются с Синкаем до сих пор.
“Голос далёкой звезды” вышел в 2002 году и если окружение выглядит до сих пор неплохо, то вот 3d модели и рисовка персонажей может отпугнуть (хотя некоторый шарм, на мой взгляд, в ней есть). К счастью, для таких людей есть отличная манга адаптация - в ней очень красивый рисунок, а там где короткометражке не хватило времени на сюжет и персонажей, то манга компенсирует это с лихвой.
Мне всё время кажется, будто я теряю что-то важное…
В новой (в этот раз - полнометражной) картине Синкая героями вновь становятся школьники - троица друзей Хироки, Такуя и Саюри. Сюжет построен на альтернативной истории: после Второй мировой, Америка и Советский Союз (в фильме называют просто Союз) поделили между собой Японию. Союз начал строить на своей территории загадочную башню, что простирается аж до самого неба. Троица героев хочет в один прекрасный день долететь до башни, но их мечтам так и не суждено сбыться.
“За облаками” - первая полнометражная картина Синкая, в которой кроме очевидных плюсов (графон), становятся видны и минусы: Синкай не очень хорошо умеет работать с сюжетом и его деталями. Ему больше интересно показывать мир, что окружает героев, чем их самих. “Голосу далёкой звезды” такое ещё можно было простить, так как это короткометражка, и ты туда при всём желании не сможешь запихать всё что нужно. “За облаками” тащит персонажи, драма, атмосфера, но на большие, как башня Союза, сюжетные дыры приходится закрывать глаза.
Как и с “Голосом…” манга адаптация наверняка могла бы хоть немного изменить это, но увы, вышел всего лишь один том, который заканчивается примерно на середине сюжета фильма.
Пять сантиметров в секунду — это скорость, с которой падают лепестки сакуры.
Третья работа Синкая, в котором он довел формулу отношений на расстоянии, спустив ее с небес на землю, а если быть точнее, убрав из сюжета фантастические элементы. И судя по тому, что “5 сантиметров” и по сей день остаётся самой популярной картиной, Синкай не прогадал.
Меланхоличная история друзей детства Такаки и Акари наполнена грустью, тоской по ушедшим временам. В этот раз к привычным Синкаевским темам любви и одиночества, добавилась тема взросления. Ко всему прочему, фильм также напоминает о том, как важно бывает уметь отпускать прошлое и двигаться вперёд.
“5 сантиметров в секунду” - практически идеальная работа в фильмографии Синкая. Простая история двух подростков не перегружена фантастикой или магией, а просто показана как есть: сегодня ты счастливо проводишь время с подругой, а завтра думаешь как бы скорее свалить с работы домой, где будешь предаваться воспоминаниям и становиться дедом внутри. Такова жизнь.
Ах да, как всегда у Синкая: если хочется каких-то деталей (например, что за девушку нам показали в конце и какие у неё отношения с Такаки), то милости прошу в мангу/ранобэ.
В заключение, хочется сказать: надеюсь когда-то Синкай вернётся к простым камерным историям, без всякого спасения мира или городов. Ну или наймёт нормального сценариста себе в помощь.
Спасибо что уделили время на чтение текста! Всех благ!
P.s.: поздно узнал про конкурс, поэтому текст получился такой, какой он получился :)