Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше

Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше
Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше

Есть множество потрясающих игровых серий, каждая из них по своему прекрасна, но меня с детства привлекали именно игры одного японского геймдизайнера своим посылом и идеями, о которых я и хочу сегодня рассказать. Каждая из игр дарила свои странные.. но очень яркие эмоции, не всегда они были положительными, но всегда они впечатывались в память.

Собственно до недавнего времени я не думал что правда сделаю этот пост, но я вдохновился постами Венома Снейка и Александра, тем что даже пройдя ДС, я не думал о тех интерпретациях что были в их постах, о том что эти игры действительно очень глубоки и каждый в них может найти что-то свое.

Сразу скажу, все о чем будет ниже сказано, это лишь мои наблюдения и интерпретация тех идей, которые я приобрел после прохождения игр серии Metal Gear.

В тексте присутствуют спойлеры, но я буду больше разбирать концепции игр, не вникая в мелкие детали(а именно в них и суть). Так что этот материал стоит читать если вы не боитесь спойлеров, но если вы все же хотите поиграть в скором времени и именно в том контексте, который задал Хидео, то лучше отложите прочтение на потом, это прекрасные игры даже спустя 30 лет)

Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше
Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше
Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше

Немного о истоках создания серии

Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше

Начало истории Metal Gear берет в 1986 году. В тот момент в Японии на аркадных автоматах у игроков имели большую популярность экшн игры. Издательство Konami понимая это, приняла решение разработать свои игры этого жанра: Contra и Metal Gear.

Главой разработки в тот момент был назначен молодой геймдизайнер Хидео Кодзима. Который в силу технического несовершенства тогдашних систем и своего авторского виденья, создал игру с абсолютно новой концепцией: вместо прямого конфликта с врагами, игрок должен был эффективно избегать его.

Начальство компании решило сделать игру про войну. Однако, аппаратное обеспечение, на то время, не позволяло воссоздать полноценную битву. И поэтому, решив отталкиваться от этих ограничений, я разработал игру, ориентирующуюся на избежание конфликтов и встреч с врагами. Настоящая стелс-игра: Metal Gear.

Хидео Кодзима
Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше

С выходом первой PlayStation, мир увидел полноценный трехмерный Metal Gear.. Solid! Мощности новой системы позволили не только улучшить графику и сделать новый крутой геймплей, но и развить постановку и повествования до невиданного в видеоиграх уровня качества. Новый уровень развития стелса для бесконфликтного взаимодействия с противниками, и как его логическое развитие, в mgs2 и последующих играх мы можем не убивать противников, а разбираться с противниками нелетальными способами(даже в битвах с боссами, хоть битва и становилась сложнее чем если использовать простое оружие).

Персонажи, их диалоги, а главное темы что игра поднимала, были куда серьезнее и глубже большинства проектов до нее. Использование ядерного оружия, тема генетики и выбора человека, и конечно сталкивание противоборствующих идеологий(о чем я расскажу несколько позже).

Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше

Антивоенная риторика и пацифизм

Каждая часть серии Metal Gear повествует нам о неком персонаже Снейке, который посредством игрового процесса завязанного на стелсе взаимодействует с противниками и техникой для запуска ядерного оружия под названием Metal Gear. В этих понятных рамках для игрока, каждая игра поднимает разные сопутствующие темы. Будь-то контроль информацией, манипуляции общественного сознания, военная политика государств, психическое сознание солдат, дети на войне и конечно использование ядерного оружия.

Слова "антивоенный" и "антиядерное оружие" были главными во всей серии. Мои родители родились во время Второй Мировой. Моё поколение выросло, слушая рассказы о войне. Из фильмов и книг мы узнали о всей разрушительности и абсурдности войны и ядерного оружия. Видеоигры идеальны для "борьбы" и "соревнований", но даже если так, я подумал, что они также могут нести в себе и что-то антивоенное. И что более важно, в этом есть необходимость. Так же, мне хотелось изменить идею того, что игры созданы только для стрельбы и драк.

Хидео Кодзима

И это действительно так. Самое главное что Кодзима в своих играх, рассказывая о природе конфликтов между людьми, их восприятии себя и своих сил в этом мире, показывает разные точки зрения людей о войне, политике и о идее всемирного ядерного сдерживания, а не сугубо говорит игроку, что оружие это плохо, а ядерное оружие еще хуже. Именно через конфликты и противопоставления людей, авторы и доносят эти идеи.

Солид Снейк VS Ликвид Оцелот

Проходя игры серии MG, мы участвуем во многих конфликтах, играя за разных персонажей, рассматривая происходящее с точки зрения этих людей. В одной части мы играем за Солида Снейка, и пытаемся остановить плохих парней, в другой.. мы наблюдаем за ситуацией с их точки зрения и это действительно дает необычно поданную среди игр перспективу.

Враги идеологий. Добро и зло. Нет такого понятия, как абсолютная справедливость или абсолютное разрушение. Я хотел, чтобы игроки смогли пережить судьбы и мысли персонажей, за которых они играли, путём смены приоритетов добра и зла. Поэтому я создал Биг Босса, "зло" и врага для "правильного и справедливого" Солид Снейка из Metal Gear и Metal Gear 2.

Хидео Кодзима

С точки зрения Солида Снейка, Биг Босс плохой парень которого нужно остановить, у него ядерное оружие, гигантские Matal Gear и целая армия наемников. Но вот когда мы играем за самого Босса, мы понимаем что ситуация куда сложнее.

Биг Босс, как и Солид Снейк, хотят одного и того же, мира. Вот только средства достижения цели, этого мира, у них абсолютно разные.

Характер Босса развивается с каждой частью. Сначала он сомневается в патриотизме, дальше организовывает Militaires Sans Frontières во избежание лишних потерь, но даже после создания этой силы он осознает одну истину, без жертв среди людей никак не обойтись(это ярко показано на примере молодого Райдена и детей в пятой части). Они с самого детства приучены к войне, для них нет другой жизни.

А дальше видя все это, понимает что нужен другой метод достижения своей цели. И он выбирает свой метод... метод ядерного сдерживания со всех сторон, и как вы понимаете.. да, с помощью Metal Gear.

Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше

Вот так поступок с точки зрения одного человека из ужасного и бесчеловечного может воспринимается как весьма логичный и "правильный" для другого, что и ставит игроку важный вопрос, а что на его взгляд более правильно.

Я хотел, чтобы игроки задумались о том, какую роль играют войска и ядерное оружие для страны, у которой нет военной мощи. Если ядерное оружие может уничтожить мир, то почему обладание им является сдерживающим фактором? В конце концов, герой Снейк решает оставить ядерное оружие на Mother Base как раз таки по этой причине.

Хидео Кодзима

В MGS5 мы можем создать свое ядерное оружие. Когда наша база становится все больше, довольно эффективным средством защиты являются ядерные боеголовки. С нами тогда точно никто не будет связываться и игроки не смогут напасть на нас, но вот мы можем. Что ставит серьезный вопрос другим. Стоит ли так же заняться его разработкой?

Интересен и тот момент что запускать ядерное оружие можно только в игроков что им так же обладают, и тогда все время что они потратили на постройку базы и вербовку персонала, будет утрачено в пустую. Стоит ли это того? Во многом это интересная реализация идеи важности обладания ядерного оружия, на примере достаточно простого концептуально, мультиплеера.

Разработчик так же провел ивент, целью которого было всеобщее разоружения. Игроки работают сообща чтобы очистить мир, сделать его свободным от ядерного оружия. А принять участия в нем или нет, выбор каждого игрока.

Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше

В этом и суть Metal Gear, эти игры позволяют тебе быть свободным, принимать свои собственные решения, а после.. столкнутся с их последствиями, вместо того чтобы просто давать простые, прямые ответы, которые к тому же не затронут большинство, а воспримутся как повторяющаяся мантра без эмоциональной привязки.

Онлайн режим позволяет игрокам вообще избавить весь мир от ядерного оружия. Насколько я знаю, этого ещё не произошло, но если мы не можем сделать это в реальном мире, пусть хотя бы в игре мы дадим человечеству выбор испытать неповторимый опыт принятия осознанного решения создать безъядерный мир. Испытав всё это, игроки на самом деле поймут, что значит быть против войны и ядерного оружия.

Хидео Кодзима

Ты волен использовать огнестрел(а не нелетальное оружие), разносить всех из пулемета(а не ловко избегать внимания врага), и уничтожать целые базы ядерными бомбами(вместо спасения заложников и разминирования зарядов), выбор и последствия будут лишь твоими.

Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше

Хоть Кодзима и поднимает тему важности оружия для людей, для существования государств, он делает это с помощью поднятия других интересующих себя вопросов и рефлексии над ними. А именно роль человеческого выбора, контроля информации, культурных мемах и конечно свободы выбора человека.

Гены и свободный выбор. Ч1. Metal Gear Solid

В Metal Gear Solid, управляя персонажем Солид Снейком(одним из клонов величайшего наемника Биг Боса), игрок должен помешать Ликвиду Снейку активировать Metal Gear. Устройство использующаяся для запуска ядерного оружия и которое в силу своей мобильности и компактности невозможно обнаружить привычными системами наблюдения, что представляет огромную угрозу мировой безопасности.

Ликвид Снейк как и Солид, является клоном. Он противопоставляется не только с точки зрения своих взглядов на использование ядерного Metal Gear, но и с точки зрения своих генов. И именно из генов, точнее помешательства Ликвида ими, его зацикленности и росла его мотивация к действию.

Ликвид стал враждебен ко всему, когда узнал что является всего лишь клоном и исходя из этого, он построил свои цели.. исходя из этого, он на протяжении всей игры говорил себе и Снейку о бессмысленности их существования. Он получил все рецессивные гены, напротив Солид получил все доминантные гены. На этом во многом и строится их конфликт, в их происхождение и как следствие взглядах.

Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше

Солид всю игру борется и упорно выполняет задание, он идет к своей цели. Зная что он всего лишь солдат, машина для убийств для беспрекословного выполнения заданий.

Но несмотря на то кто он и для чего он был создан, приходит к другим выводам. Проходя через все испытания и трудности, сталкиваясь своими взглядами и общаясь с другими людьми, навязывается вопрос: а на сколько происхождение определяет будущие решения?

Поворотным моментом в данном вопросе ставит инцидент с Грей Фоксом. В результате которого, Снейк узнает что заражен вирусом и он не знает когда тот убьет его. В этот момент он приходит к совершенно другой мысли, мысли что несмотря на свое происхождение, он может прожить жизнь для себя и именно его поступки, а не его происхождение, решат будущую жизнь. Поэтому Снейк решает продолжать жить, не заботясь о своем происхождении, о своем прошлом и сделать все чтобы одолеть своего противника здесь и сейчас.

Жизнь - это не только передача ваших генов. Мы можем оставить после себя гораздо больше, чем просто ДНК. Через речь, музыку, литературу и фильмы ... то, что мы видели, слышали, чувствовали ... гнев, радость и печаль ... это то, что я передам. Для этого я живу. Нам нужно передать факел и позволить нашим детям прочитать в его свете нашу запутанную и печальную историю. У нас есть для этого все волшебство цифровой эпохи. Человеческая раса, вероятно, когда-нибудь исчезнет, и на этой планете могут править новые виды. Земля не может быть вечной, но мы все еще несем ответственность за то, чтобы оставить все следы жизни, которые мы можем. Строить будущее и сохранять прошлое

Солид Снейк, Крутой чувак

После победы над Ликвидом, Солид говорит об этом, а после отправляется на Аляску. Но главное здесь другое, Снейк победил не благодаря своим генам "супер солдата", он победил благодаря своим навыкам, своему интеллекту и что самое главное, благодаря своей свободе выбора и как следствие мотивации. После финала, нам дается на это окончательный ответ.

После титров игрок узнает, что все было с точностью наоборот. Именно Ликвид был солдатом с доминантными генами, но ему было суждено проиграть, ведь его взгляды и его мотивы были во многом внушены фактом зацикленности на генах и происхождении, а не своим собственным свободным выбором.

Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше

Я прошел Metal Gear Solid не так давно, уже после Death Stranding, второй и третьей части MGS и могу сказать что после каждой игры Хидео, есть своего рода неплохой мотивационный подъем. Несмотря на все одиночество DS, игра прекрасно подает свои темы, вдохновляет и дает своего рода буст двигаться дальше и налаживать связи. А MGS показывает что независимо от нашего происхождения, именно мы в первую очередь решаем свою судьбу, своими поступками.

Гены и свободный выбор. Ч2. Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty

Первые два Metal Gear Solid очень сильно связанны, не только геймплейно, но и в плане тех наративов которые Хидео поднимает в этих играх. Темы контроля и свободы выбора, поступков человека.

Когда Кодзима создавал вторую часть, для повествования главной идеи Солид Снейк не особо подходил как персонаж(так как он уже имел определенный характер и этот трюк с ним не сработал), поэтому главным героем второй части решили сделать Райдена. Он молод, во многом менее опытен и на его модели игра демонстрирует манипуляции и контроль.

Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше

На самом деле, говорить об этой игре сложно. С одной стороны, ВСЕ что есть в этой игре, работает на раскрытие её основной мысли. С другой, многие игроки которые ждали новые похождения Солида Снейка, были не на шутку расстроены, когда рекламная компания оказалась обманом, чтобы донести до игрока идею манипуляции человеческим сознанием.

Мы идем покупать игру, так как мы как покупатель послушали маркетологов. Мы как игрок проходим игру исходя из тех целей что поставили разработчики создавая её. Протагонист игры, выполняет приказы, действует исходя из целей которые ему поставили. Все происходит как и раньше, мы просто выполняем приказ, это наш долг как солдата.

Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше

Но это не совсем правда. Поэтому Райден когда узнает что на самом деле все его действия контролировались, а он выступал лишь в роли марионетки. Он и начинает испытывать кризис идентичности.

Райден, им манипулировали с детства. Обстоятельства заставили его еще в детстве взять в руки оружия, воевать за чужие интересы, убивать и служить другим. Патриоты с детства навязывали таким людям как Райден свои цели и лгали ему.

Кодзима во многих проектах отсылается на реальный мир и его политику, на мой взгляд тут аллюзия на некоторые современные государства и их общества. С детства навязывают свою точку зрения, приучают детей с ранних лет к войне за интересы абстрактного общества или нации, к оружию и к своим принципам(не всегда это плохие принципы, но и не всегда хорошие). Патриоты представляют из себя идею несвободы и контроля. Солид Снейк наоборот, как раз противопоставляется им как человек, который несмотря на все делает свой собственный выбор.

Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше

Поэтому Райдена это так и ломает, ведь он как человек своего общества, теряет веру в идеалы построенные с детства. А так же факт того что человек которому он доверял служил Патриотам, это заставляет его полностью пересмотреть свои взгляды и усомнится в том, что реально, а что нет.

Где правда, а где лишь обман и манипуляции?

Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше

Все это вместе начинает сводить парня с ума, игрока же наоборот вторая половина игры дезориентирует. Разработчик всю игру давал нам указания, ликвидируй цель, доберись до точки Б, найди чертежи, подерись с этими противниками, а на сколько этого хотел игрок, насколько это были его желания и что самое главное на сколько это все было реальным для нас ?

Кодзима через ИИ задает этот вопрос, каждый может задать его себе и найти свою вариант ответа. В игре же, Кодзима поведает свой вариант размышления на этот вопрос через Солида Снейка, как для персонажа Райдена так и для игрока.

Не важно что было реальным, а что нет. Важно кто ты есть, что ты пережил, что ты испытал, важны твои эмоции. Снейк говорит о том, что не имея знаний о происходящим вокруг и не осознавая своей роли, человек не является по-настоящему свободным, но теперь он знает это и теперь у него есть выбор. Для Райдена, это важно с точки зрения его жизненного пути и взглядов.

Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше

Для игрока же это может быть многозначным. Лично я склоняюсь к такой интерпретации и немного дополняю её своими мыслями: Снейк говорит игроку что произведения искусства и все те истории что мы прочитали, что посмотрели и прошли, были настоящими.

Не важно, было ли это в игре или в реальности, это часть нас самих и эти произведения так же создают нашу реальность. Они расширяют наши знания и опыт, дают нам возможность дополнить нашу картину мира знаниями других людей, тем самым делая человека, по-настоящему свободным.

Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше

Кульминацией этих идей становится финал МГС 5. Если MGS2 не дает игроку окончательно понять, где реальность игры, где ложь, а где метакомментарий Кодзимы, но в сути своей общаясь с игроком отдельно от персонажа, задавая вопросы, и предлагая игроку рефлексировать над этим. То MGS5 делает несколько иначе и скорее отвечает на главный вопрос о выборе и реальности происходящего по своему.

Я, как и Веном Снейк не Биг Бос, я лишь примерил на себя его роль. Строил базу, спасал пленников, утилизировал ядерное оружие и помогал другим людям. Но все те приключения, все те эмоции, прекрасные моменты общения с товарищами, все те утраты, были настоящими. Кодзима в итоге говорит, все те выборы, помощь другим и разоружение, все эти приключения были твоими.. были твоим выбором. Веном Снейк, как и сам игрок. Ты и есть Биг Босс.

Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше
Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше
Серия Metal Gear - антимилитаристская история Кодзимы о людях, чтобы сделать мир чуточку лучше

Сказать об этой серии можно очень много. Но на мой взгляд, главный вывод заключается в том, что она помимо прекрасного геймплея, дает чувства совсем нетипичные для индустрии видеоигр(особенно девяностых и начала двухтысячных).

Каждый может поиграть в эти игры и получить что-то свое, то что зацепит именно его, и возможно даст почву для своих собственных размышлений.

Пускай они странные, может даже долбанутые и иногда ты можешь очень долго смеяться над специфичным юмором, но я могу сказать точно одно, они навсегда останутся в сердцах и воспоминаниях игроков, ведь они и есть часть нашей реальности.

Спасибо за прочтение :З

Контент для взрослых
352352
114 комментария

Он НАПИСАЛ в Виабу, а не запостил картинки.
Зачем он это сделал?

25

Комментарий недоступен

15

Комментарий недоступен

29

Ну они не собирались делать мир лучше. Да и побеждать милитаризм. Это конкретно Босс (не Биг Босс) хотела сделать. Хотя изначально они развивали её идею. Они просто хотели сделать свою собственную страну.

1

У меня на часах было 22.59, я поздно осознал что у нас часовые пояса разные. Еще и часы отстают((
В общем поздно я сел за написание, если я пролетел, то ничего страшного. Я рад что просто дописал этот материал.

15