Почему НРИ не умрут или Pathfinder
С недавних пор на отечественных просторах всё больше подтягиваются к НРИ. Многие увлечённо проводили часы за D&D, некоторые приобщались к другим системам, пока на фоне гремели скандалы вокруг Wizard of the Cost. Что же всё-таки происходило с любимым нами хобби и чего ожидать в ближайшее время?
Пятая редакция Dungeons and Dragons больше 10 лет удерживает лидерство по популярности и продажам на рынке настольно-ролевых игр. Проверенная система, большое сообщество, колоссальное количество официального и хоумбрю контента делают её как отличным стартом для новичков, так и проверенным выбором для мастеров. Во многом эта заслуга Open Game License 1.0 (OGL) — особой лицензии, разработанной Wizrads of the Coast (далее WotC) в 2000-м году. Её суть сводится к легальному созданию и распространению контента совместимого с D&D без необходимости платить WotC. Она по-прежнему действует применительно к D&D 3E, 3.5E и 5E.
Какая история приключилась с четвёртой редакцией? Зачем Paizo и другим компаниями создавать свою лицензию? Почему новое — хорошо забытое старое?
Ответом на эти вопросы станет "Лучшая игра" Gen Con 2010-го (крупнейшая конференция по настольным играм), получившая известные видеоигры по своим официальным приключениям и не раз перегнавшая по продажам D&D вплоть до выхода пятой редакции - Pathfinder от Paizo.
Part 1. Лиза Стивенс и Paizo
Первым переломным этапом в нашей истории станет приобретение WotC компанией Hasbro в сентябре 1999-го, которое повлечёт уход Лизы Стивенс.
Начав свой путь в Lion Rampant, она была вовлечена во все сферы производства НРИ, среди прочих исполняя обязанности арт-директора, наборщика текста и дизайнера. На своём посту в WotC Лиза также принесёт немало пользы и будет на посту вице-президента по маркетингу, когда компания выпустит Magic: The Gathering.
За время своего становления и развития Paizo ожидает множество испытаний, многие из которых будут сопряжены с особенностями производства и продажи журналов. Несмотря на это, компания окажется на хорошем счету, среди прочего публикуя экспериментальные и полюбившиеся многим "adventure path" — серия поделённых на части ежемесячных приключений. Например, “The Shackled City” потом переиздадут 410-ти страничной книгой.
Part 2. Джейсон Булман
Задолго до этого, с НРИ познакомится и начнёт бросать свои первые кубы будущий ведущий разработчик Pathfinder — Джейсон Булман.
Когда я рос в Милуоки, в начале 80-х, настольные ролевые игры были повсюду. Как и многие тогда, я познакомился с ними через друга, которому не терпелось взять меня с собой в захватывающие приключения. ... Не прошло и года, как я начал вести свои собственные игры и у меня были билеты на мой первый Gen Con.
Джейсон быстро осваивался, проводил длительные кампании и участвовал в соревнованиях 1996 Pro Tour season по Magic: The Gathering. Свои первые шаги в индустрии он сделал волонтёром в RPGA (Ассоциация ролевых игр), где спустя два года случится "Living Greyhawk Campaign" - масштабное мероприятие с особым игровым форматом, где одним персонажем ты можешь пройти путь через несколько мастеров в рамках общей игровой вселенной. Вспоминая как о тяжёлой работе, Джейсон отмечает, что получил ценные навыки в разработке приключений и уже в 2004-м станет управляющим редактором (managing editor - лицо, ответственное за отдельное издание или медийный бренд, может управлять штатными и внештатными редакторами) уже знакомого нам журнала "Dragon" в Paizo Publishing, где работал над ним вплоть до публикации последнего номера в августе 2007-го года.
Part 3. Pathfinder RPG
К концу 2007-го наступит второй важный этап, когда WotC впервые попытаются "закрутить гайки" и к выходу четвёртой редакции D&D откажутся от Open Game License (OGL) в попытке перейти к Game System License (GSL). В отличие от старшего брата, эта лицензия имеет ряд удушающих ограничений:
- Отказ от любых OGL-продуктов, если издатель хочет работать с GSL.
- Полный контроль WotC: они могли менять условия в любой момент.
- Нельзя публиковать несовместимые с D&D 4E произведения (то есть никаких альтернативных механик).
Тогда об этом ещё не было известно и Джейсон Булман по-прежнему трудится в Paizo, в тайне работая над хоумбрю версией 3.5, где упрощает и меняет большую часть правил, намереваясь опубликовать это как побочный проект.
У 3.5 была открытая игровая лицензия на публикацию материалов, совместимых с 3.5. ... В ней говорилось: «Вы можете использовать эти материалы, указывать, что они совместимы, и мы не будем подавать на вас в суд». Но мы понятия не имели, будет ли такая лицензия существовать для четвёртого издания, а времени уже не оставалось.
Так, именно попытки WotC подмять под себя НРИ вынудят Paizo отказаться от дальнейшего сотрудничества, не переходить на GSL и заняться своим собственным проектом. Джейсон станет ведущим дизайнером концепта, основанного на собственных наработках, а Paizo Publishing ждёт перерождение в Paizo Inc.
В 2008 году вышла основная книга правил. Мы все затаили дыхание и не знали, чего ожидать. У нас на руках будущий хит? Хорошо ли его примут? Или вся эта история быстро сойдёт на нет?
Несмотря на все опасения, Pathfinder RPG, за глаза прозванный DnD 3.75, быстро завоевал популярность и ожидаемо уживался с 3.5, хоть и имел значительные отличия в классах, системе навыков и боевой механике.
Попутным ветром для него так же станут неудача четвёртой редакции D&D и тепло принятое продолжение рубрики "adventure path". Будут способствовать этому и регулярные дополнения к системе, например Advanced Player's Guide (2010) и Ultimate Magic (2011).
Спустя года, механики первой редакции начнут казаться громоздкими, особенно для новичков. Paizo всячески намекала на грядущие изменения и тестировала концепты, а в 2018-м анонсировала вторую редакцию Pathfinder, которая учтёт все наработки за предыдущие годы. После открытого тестирования, в августе 2019-го была выпущена книга правил для героев 1-20 уровней. Изменения коснулись всего: иная система действий, критические удары при броске выше КД цели на 10 и более, пересмотрены механики взаимодействия с магическими предметами и многое другое.
Part 4. Наше время
Казалось, WotC осознали свою ошибку на фоне успеха Pathfinder и к пятой редакции вновь прилагалась OGL 1.0, позволяющая всем желающим свободно творить в рамках механик "всемирно известной ролевой игры". К сожалению, уже в 2016-м вышел документ, регулирующий создание контента в рамках 5E, который вызывал вопросы, а в декабре 2022 года из утечки стало известно, что WotC готовит GSL 2.0:
- Обязательное согласование – любые продукты, создаваемые по D&D, должны были регистрироваться у WotC.
- Роялти-платежи – разработчики, зарабатывающие более $750 000 в год, должны платить WotC до 25% дохода.
- Отзыв прошлой OGL – она должна была стать недействительной. Это означало, что все существующие проекты на её основе, включая Pathfinder 1e, 13th Age и другие, юридически зависели бы от новой лицензии.
- Права на контент сторонних разработчиков – по условиям новой лицензии WotC могли использовать материалы, сделанные по OGL, без выплаты роялти.
Это спровоцировало не только бойкот продукции WotC, но и третий переломный этап: Paizo начали делать ремастер второй редакции Pathfinder, чтобы полностью выйти из OGL и заявили о создании своей ORC License, которая теперь является стандартом для всех независимых издателей и находится под контролем некоммерческой организации.
Стоит отметить, что после массовой критики WotC всё же назвали ситуацию "плохой коммуникацией", а 27 января 2023-го заявили, что OGL 1.0 останется. Конечно, от подорванного доверия это уже мало помогло.
Позиция автора
Не стоит забывать, что культурный феномен из популярной игры сделали простые игроки, создавая огромный пласт контента, домашние правила и свои, оригинальные приключения. И всё же, D&D — интеллектуальная собственность WotC, и компания вправе делать с ней всё, что сочтёт нужным.
Меня эта история по-своему трогает. Я с удовольствием вожу кампании и каждый раз создаю нового героя, как в первый. В мире, где индустрия развлечений всё чаще заточена на подписки и агрессивную монетизацию, приятно видеть, когда сообщество не отдаёт своё без боя.
Таким получился первый пост. Я активно вожу и играю, но, как и многие, толком не разобрал, из-за чего была вся тряска вокруг WotC и что там вообще происходит.
Если вам интересны другие эпизоды в истории НРИ, слышали про необычные события или хотите разобраться в чём-то, отпишите в комментарии, будет вдохновение для других постов.