Алан Мур, автор «Хранителей» и «Убийственной шутки»: «Комиксы не повзрослели, это аудитория стала более инфантильной»
А инфантилизация и «стремление к простым временам и простым реалиям» — предвестник фашизма, считает писатель.
Мур неоднократно выражал свою неприязнь к современной индустрии комиксов и вновь критически высказался о ней — как и в целом о нынешних тенденциях и интересах аудитории — в интервью The Guardian.
Автор «Хранителей» заявил, что сам не планирует возвращаться к комиксам. При этом ненависти к форме комикса он вовсе не испытывает.
С комиксами я определённо покончил. Я не писал их уже почти пять лет. Я всегда буду горячо любить формат комикса как таковой, но индустрия комиксов и всё, что связано с ней, стало для меня просто невыносимым.
Мур считает, что целевой аудиторией комикса всегда были в первую очередь дети, и изменения в тематике произведений, происходившие в течение последних десятилетий, он не считает «взрослением комиксов». В его понимании, всё наоборот: массовая аудитория стала стремиться к чему-то простому и понятному. Об этом говорит и растущая популярность экранизаций историй о супергероях.
Сотни тысяч взрослых людей выстраиваются в очереди, чтобы увидеть персонажей и ситуации, которые придумали, чтобы развлекать 12-летних мальчиков — именно мальчиков — где-то лет 50 тому назад.
Я не считал, что супергерои — это что-то взрослое. Думаю, что всё выросло из недопонимания, родившегося ещё в восьмидесятые годы, когда начали выходить произведения вроде «Хранителей». Должен отметить, что всё это в значительной степени и моя вина, пусть и непреднамеренная.
Тогда в прессе было много заголовков, гласивших: «Комиксы повзрослели». Мне же кажется, что они отнюдь не повзрослели. Да, был целый ряд книг, больше ориентировавшихся на взрослых. Но большинство комиксов остались прежними. Комиксы не повзрослели. Я считаю, что они пошли навстречу эмоциональному возрасту аудитории, которая двигалась в обратном направлении.
Писатель отметил, что повышенный интерес общества к простоте и упрощениям, свойственным детским произведениям — отнюдь не добрый знак.
Ещё где-то в 2011 году я говорил об этом. Мне кажется, что если миллионы взрослых строем идут смотреть фильмы о Бэтмене, это может иметь тревожные последствия.
Ведь такого рода инфантилизация, эта тяга к более простым временам и реалиям, очень часто может быть предвестником фашизма.
Писателя, однако, несколько обнадёживает то, как отдельные образы из комиксов используют некоторые протестные движения — как в случае с маской Гая Фокса из его графического романа «V — значит вендетта». Тем не менее Мур подчеркнул, что не станет «поддерживать всё то, чем в будущем могут заняться люди, взявшие эту маску в качестве символа».
В целом же Мур с большим недоверием относится к современным трендам и технологиям — к примеру, он отказывается пользоваться интернетом, доверяя это своему ассистенту.
Я решил для себя, что если общество действительно превратится в огромный социальный эксперимент, то будет неплохо, если кто-то всё-таки останется за пределами этой чашки Петри. […]
А мой помощник может передавать мне порнографию, милые фото с котятами и оскорбительные сообщения от читателей.
По словам писателя, ему всю жизнь была близка идея просвещения людей при помощи искусства. К этому он стремился всю свою карьеру, хоть и признал, что удачно у него получалось далеко не всегда.
Думаю, что всё искусство должно погружать нас в некое изменённое состояние сознания. Наверное, во многом я — так и не исправившийся член левого психоделического течения из семидесятых. Цель которого была такова: давайте добавим ЛСД в резервуары с водой и таким образом всех просветим.
К счастью, до того, как мне удалось воплотить это в жизнь, я успел как следует, ***** [чёрт побери], повзрослеть и понять, что это отвратительная идея.
Но мысль о том, что просвещение людей — это способ изменить общество, так и осталась моим самым сильным ориентиром.
На данный момент одним из последних комиксов, который написал Мур, остаётся четвёртый и заключительный том «Лиги выдающихся джентльменов» под названием «Буря». Возможно, в дальнейшем писатель будет заниматься исключительно прозой, которая стала привлекать его куда больше, чем что-либо ещё.
Просто мне очень нравится писать художественную прозу. Ведь в некотором смысле она кажется мне самой «чистой» из форм искусства.
У вас есть лишь 26 букв английского алфавита и приправа из знаков препинания. И с помощью них можно описать всю вселенную, что вы только можете себе представить.