Три грани ужаса: обзор «Грации: Посмертное желание»

Три грани ужаса: обзор «Грации: Посмертное желание»

Проклятье... оно чёрное, оно под кожей... оно сжирает меня... оно везде, везде, везде...

Жизнь Аки – главной героини – наполнена неудачами. То стакан с соком разобьётся, то особенно неудачно споткнётся, то мама домой в очередной раз не вернётся. Лишь смартфон и сон помогают сохранить бодрость духа и не обращать внимание на полосу невезения. Однако однажды дождливым днем Аки встречает Мицуки – то ли подругу, то ли одноклассницу – которая как в бреду говорит о некоем проклятии, коснувшемся всех. Затем оказывается, что Мицуки загадочным образом погибла и в этом виновата неизвестная девочка. В страхе перед проклятием Аки решается отправиться на поиски загадочного цветка анокориса, который, по слухам, может исполнить желание. Аромат и образы этого мистического цветка ведут нас с главной героиней через тёмные ритуалы, обнажающие зловещую сущность как людей, так и самого мира, наполненного загадочным проклятием.

Новый проект от «TomoToro» является переосмыслением «Трёх граций» – одной из самых удачных отечественных ВН середины прошлого десятилетия. И это переосмысление заметно подняло уровень игры – отличная музыка, полноценная заставка с вокалом, обилие иллюстраций. Всё на уровне серьёзных японских коммерческих проектов.

Анатомия страха

Игра не скрывает, что относится к жанру ужасов. С самого начала музыка и графика погружают нас в давящую атмосферу. История главной героини, с которой происходит что-то мистическое, также способствует заданию нужного фона повествования. И чем дальше мы погружаемся в игру, тем более явным становится специфика жанра.

Однако каким же образом пугает игра? Ведь если бы она это делала через банальные «скримеры», то и обсуждать это не было бы нужды. Подход к читателю здесь гораздо глубже. Для человека страх является той эмоцией, которая предупреждает об опасности. То, что является опасностью, зависит, в первую очередь, от индивидуального опыта. Так, для одного страх публичного выступления будет гораздо более сильным, чем для другого. Поэтому универсального способа напугать игрока, а тем более поддерживать состояние страха на протяжении всей истории, нет.

Автор подходит к страхам читателей через раскрытие множества персонажей, у каждого из которых свои «тараканы в голове». У одного персонажа это будут экзистенциальный страхи о будущем и своём месте в нём, у другого – социальные страхи о том, что о нём подумают родители и одноклассники.

Иллюстрация из визуальной новеллы "Грации: Посмертное желание"
Иллюстрация из визуальной новеллы "Грации: Посмертное желание"

Поэтому разные фрагменты игры могут восприниматься разными читателями по-разному. Если в начале игра не смогла вас увлечь, то дайте ей шанс. Продолжение если не испугает, то, как минимум, даст почувствовать дискомфорт.

Дополняет атмосферу отчаяния прекраснейшая работа с графикой и музыкой. В хорошей ВН текст должен сочетаться с остальными особенностями формата, и игра это делает как надо. В ней есть и подбор нужной палитры фонов и изображений, и умелая игра со звуком в напряжённые моменты. При этом визуальная составляющая сочетается с общим повествовательным подходом. У нас здесь не просто «страшные» монстры, а отражение кошмаров отдельных героев. Поэтому если в одном случае мы почти не увидим никаких ярких визуальных «пугалок», то в другом они могут бросаться в глаза гораздо больше.

Осознание

Однако для чего же нужно играть на эмоциях читателей? Второсортные ужастики тоже могут нагнать чернухи, от которой появляется неприятное давящее чувство на душе. Чувство того, что нас вместе с персонажами затянули в «чёрный омут» лишь для того, чтобы «пострадать». «Грации» же выделяется в этом плане за счет того, что игра на чувствах читателей и героев происходит не просто так, а является необходимой эмоциональной заготовкой для душевного «освобождения».

В ходе истории персонажи не просто переживают травмирующие для них события, но и обнажают свою «потаённую тёмную сущность». Постоянное развитие героев в ходе повествования само по себе является важной составляющей хорошо написанной истории. Это позволяет читателю оценить вес тех решений, что принимали герои, а также самому дать моральную оценку их поступкам.

Иллюстрация из визуальной новеллы "Грации: Посмертное желание"
Иллюстрация из визуальной новеллы "Грации: Посмертное желание"

В итоге к концу повествования мы подходим с крайне неоднозначным представлением обо всём произошедшем. Разные герои нам раскрываются с разных сторон, при этом оставляя давящее чувство тревоги за их будущее. И на этом моменте «Грации» раскрываются с лучшей своей стороны. Весь тот опыт, что мы вместе героями пережили был нужен не для страдания ради страдания, а для того, чтобы снять эти моральные противоречия.

Если первая часть повествования – гнетущая и давящая, то кульминация истории снимает эти чувства, позволяя читателям вместе с персонажами преодолеть страхи и взглянуть на ситуацию шире. При этом у нас здесь не банальные «хорошие концовки», где все жили долго и счастливо, а поиск компромиссов в сложном мире противоречий. Поиск, в который читатель может поверить. Пусть это и не полноценный катарсис, финал все же позволяет снять напряжение и принять мир игры таким, какой он есть. И даже страшный цветок анокорис уже и не кажется таким злом.

Иллюстрация из визуальной новеллы "Грации: Посмертное желание"
Иллюстрация из визуальной новеллы "Грации: Посмертное желание"

Оружейный арсенал разработчиков

Помимо развития главных героев, хорошую историю отличает то, как отдельные её повествовательные элементы переплетаются друг с другом. Проще говоря, информация, которую нам предоставляет игра, не должна уходить в пустоту и на автомате пропускаться мозгом, а должна помогать игрокам обращать внимание на элементы важные для сюжета и мира игры. Если в истории возникло хронологическое противоречие, то для решения этих вопросов должна даваться исчерпывающая информация.

И в решении этих повествовательных проблем «Грации» также раскрываются с хорошей стороны. «Чеховские ружья», которые игра так старательно развешивает большую часть сюжета, в конце концов выстреливают канонадой, которая освещает игрокам покрытые мраком фрагменты сюжета.

Иллюстрация из визуальной новеллы "Грации: Посмертное желание"
Иллюстрация из визуальной новеллы "Грации: Посмертное желание"

Однако, справедливости ради стоит заметить, что не всегда сюжетные загадки решаются грациозно. Иногда «чеховское ружьё» стреляет конфетти. Например, сюжетное противоречие может разрешиться внезапным уточнением правил зловещих ритуалов. В результате оказывается, что эффект от самого ритуала был совсем иной, а узнаём мы это постфактум практически за кадром. Тем не менее, подобные моменты хоть и могут несколько разрушить погружение и «веру» в историю, но на общем фоне они выглядят не столь заметно. Разработчики добились того эффекта, когда раскрытие деталей и осознание игроком обмана ожиданий захватывают его с головой.

С точки зрения жанра визуальных новелл, необходимо отметить, что хотя выборы действий в игре и присутствуют, они, скорее, нужны не для решения возникающих игровых задач, а для перебора плохих концовок. Доходит до такой степени, что один вариант выбора может давать несколько разных плохих концовок. Игроку приходится для получения новой концовки возвращаться к предыдущей «развилке» и снова выбирать тот же вариант.

Каркас игры

Отдельно стоит отметить техническую реализацию игры. Она выполнена на Ren'Py и содержит в себе всё то, что нужно для подобного типа истории. В ней имеется сюжетная «карта», с помощью которой мы можем выбрать нужную сцену, имеется список концовок и т.д., однако к интерфейсу основного диалогового окна имеются вопросы. Его внешний вид несколько напоминает мобильные игры, а не то, что свойственно жанру. Само диалоговое окно очень большое, но функциями его снабдили крайне скупо. Нам доступно только автоматическое прочтение текста, быстрый пропуск текста и меню настроек. Это бы не звучало как нечто плохое, если бы в игре это не приводило к регулярной необходимости скрыть диалоговое окно, чтобы разглядеть скрытые этим же самым окном детали многочисленных иллюстраций. Обычно в ВН для этого на панели интерфейса имеется кнопка для скрытия текста, однако тут эта функция доступна только по горячей клавише, которую можно узнать только из настроек управления. При этом новичок в жанре о существовании такой функции может в принципе не догадываться.

Скриншот из визуальной новеллы "Грации: Посмертное желание"
Скриншот из визуальной новеллы "Грации: Посмертное желание"

Помимо этого, необходимо отметить, что действие игры происходит в Японии и видно, что разработчики ей активно вдохновлялись. Отсюда и упор на культуру «маскотов», различных ритуалов, да и саму игру можно назвать кайдансю – сборником различных страшилок, которые в Японии крайне популярны. Однако под всем этим, как минимум для автора обзора, скрывалась некоторая фальшь. Мы видим на иллюстрациях и фонах множество вполне знакомых образов Японии: маленькие детские площадки, классические набережные, традиционные дома, интерьер старых деревянных японских школ и т.д. И хотя ко внешнему их облику нет претензий, в целом это всё выглядит словно самураи в американском кино – экзотический элемент, вырванный из естественной среды, а, значит, потерявший целостность для того, кому эта эстетическая и дискурсивная среда является родной.

Заключение

Иллюстрация из визуальной новеллы "Грации: Посмертное желание"
Иллюстрация из визуальной новеллы "Грации: Посмертное желание"

Несмотря на эти небольшие недостатки, красноречивее оказывается то, что игра погружает в атмосферу и персонажей настолько, что оставляет после своего прохождения лёгкую грусть. И грусть эта не только от расставания с полюбившимися персонажами, но и от естественного понимания сложности жизни, наполненной как плохими, так и хорошими моментами.

Видео версия статьи

Под редакцией — Новости визуальных новелл
Редактор — Richard Turner
Сценарий — Mlegion
Монтаж видео — Summertime Sadness
Озвучка — Павел Елисеев и Kanade EU

Три грани ужаса: обзор «Грации: Посмертное желание»
33
Начать дискуссию