«Рэдволл»: история о случайности
Вступление
Возможно, сейчас не многие вспомнят замечательный мультсериал «Рэдволл», действие которого происходит в средневековом мире, главными героями которого являются антропоморфные животные, населяющие этот мир.
Ещё меньше людей вспомнят замечательные романы, на основе которых был снят этот мультсериал. В России данные романы впервые были выпущены издательством «Азбука» в период с 1997 по 1998 год. В 2003 году вышло переиздание с обложками русского художника-иллюстратора Антона Ломаева, которые выходили до 2008 года и в рамках которого вышло 19 книг.
В 2014 году начался выпуск серии с новым переводом и иллюстрациями от издательского дома «Эксмо», а в 2015 издательство без объяснения причин заявило о закрытии серии романов «Хроники Рэдволла», выпустив лишь три книги: «Меч Рэдволла» (Воин Рэдволла), «Война с замком Катир» и «Сын воина» (Поход Матиаса). Другим сериям Книги в переиздании от «Эксмо» не было суждено выйти.
История создания
Куда интересней само зарождение романа. Его появлению обязаны случайность и Джеймс Брайан Джейкс.
Брайан родился 15 июня 1939 года в Ливерпуле. Увлекался чтением романов Артура Конона Дойля и Роберта Луи Стивенсона. Посещал католическую школу имени Святого Джона, где в 10 лет учитель впервые отметил его авторский потенциал.
Когда дети получили задание написать о животных, молодой Брайан написал рассказ о птице, которая помогала чистить зубы крокодилу. Преподаватель и предположить не мог, что 10 летний ребёнок способен так хорошо прописать историю. Позже, в этой же школе Брайан встретил преподавателя Алана Дербанда, который так же преподавал двум участникам британской группы «The Beatles», Полу Маккартни и Джорджу Харрисону. Именно эта встреча перевернет жизнь Брайана аж через целых 30 лет.
В 15 лет он окончил школу, после чего моряком ушёл в путешествие с торговым судном, посетив: Нью-Йорк, Вальпараисо, Сан-Франциско и Иокогаму. Вернувшись в Ливерпуль, он сменил множество профессий, в том числе он был: моряком, почтальоном и полицейским; портовым грузчиком, клоуном и водителем грузовика, а так же занимался боксом. В 1960х он организовал со своим братьями фолк-группу «Ливерпульские рыбаки», которая выпустила несколько пластинок.
Начал Брайан свою литературную карьеру как драматург, будучи резидентом в Театре обывателя. Написанную им пьесу «Brown Bitter, Wet Nellies and Scouse» даже представляли на сцене.
До написания Рэдволла, Брайан издавал множество различных книг с юмористической поэзией и рассказами, подписываясь такими псевдонимами как “J.B. Jaques” и “J. Brian Jaques”. Первая такая книга была выпущена им под названием «Get Yer Wack: A Liverpool Anthology» в 1971 году, после чего он опубликовал ещё несколько сборников, последний из которых вышел в 1979 году.
Работая водителем грузовика в середине 1980х, Брайан часто навещал детей из Королевской Школы для Слепых в Уэвертри. Вдохновившись, он написал для них на 800 листах из вторсырья рассказ, который хранился в продуктовой сумке для воспитанников школы и который он читал им когда приезжал. Окружение, персонажей и образы Брайану приходилось придумывать максимально красочно и детально, что бы дети, у которых нет возможности видеть, достаточно четко смогли себе представить историю.
Позже, его лучший друг, который работал учителем в той самой школе, которую Брайан посещал, обнаружил творчество друга и отправил его издательству, которое начало выпуск «Рэдволла» в 1986 году и заказало целую серию романов.
Леса Цветущих мхов
Волшебный мир Леса Цветущих мхов и древнего аббатства населяют гостеприимные звери, живущие в мире и всегда готовые видеть любого путника, забредшего на огонёк. Они встречают гостей столами, ломящимися от яств. Однако, если же кто то решит нарушить мир и гармонию в аббатстве, на его защиту поднимутся отважные воины, благословленные духом Мартина Воителя. Сами Рэдволльцы не придерживаются никакой религии, однако главой общины является Аббат — самый мудрый по мнению остальных обитателей зверь, которого они же и выбирают.
Помимо аббата местные обитатели почитают основателя Рэдволла и героя о котором ходят легенды — Мартина Воителя. По легендам, он освободил жителей Северных земель от покровительства горностая Бадранга, а потом пришёл в Леса Цветущих мхов и одолел дикую кошку Цармину, которая держала в страхе всех обитателей этой страны. Позже, на месте замка Цармины, жители страны вместе с Мартином возвели Рэдволл.
Дальнейшая судьба аббатства описывается в 22 книгах, посвящённых этому циклу. Практически в каждой книге жителям аббатства приходится отражать атаки хищников и прочих недругов, прознавших о местном богатстве и мощи Рэдволла и пытающихся его захватить. Не редко, в самых тяжелых ситуациях, с героями на защиту встаёт сам дух Мартина Воителя. Помимо всего этого, произведения наполнены разными событиями, сюжетными линиями и интересными поворотами. Нередко героям приходиться сталкиваться с разными тайнами и загадками, которые читателю предстоит раскрыть вместе с персонажами книг.
Адаптация на ТВ
Мультсериал состоит из 3х сезонов, включает в каждый сезон по 13 серий длинною в 22 минуты, выполнен в традиционном стиле рисовки и описывает события романов «Воин Рэдволла», «Поход Матиаса» и «Мартин Воитель». Снял его режиссёр Реймонд Джэфелис по запросу студии «Nelvana», ставивший ранее в 1995 году сериал «Медвежонок». Работали над адаптацией в трёх странах: Канаде, Франции и Германии. В России изначально транслировался на телеканале «ТНТ» с 25 мая 2002 года.
Главный герой сериала, мышонок Матиас, ищет легендарный меч Мартина Воителя, с помощью которого он хочет помешать злобной крысе Клуни Хлысту со своей армией захватить власть в Рэдволле, которые считают что в аббатстве хранятся сокровища. Матиасу приходится пройти через множество трудностей что бы пройти путь от обычного пугливого мышонка до надежды всего Рэдволла и стать истинным наследником меча Мартина Воителя. Дальнейшие события отправляют Матиаса в большой поход на поиски похищенных детей из аббатства и его собственного сына лисом-работорговцем Слагаром.
Заключение
Бывает, что автор хочет рассказать о чем то масштабном, интригующем и затягивающим, но прорисовка образов, художественные детали и стиль не дотягивают до уровня задумки. В данном случае все совершенно наоборот: автор задумывал рассказ как детское фэнтези, но характеры персонажей, детальность и логика построения иерархий внутри данного произведения тянут на куда более масштабное высказывание.
5 февраля 2011 года Брайан Джейкс умер от сердечного приступа в возрасте 71 года.