За какие эмоции фильмы получают «Оскары»
Почти каждый фильм находит своего зрителя. Одни картины выстреливают лучше, другие не заходят от слова совсем.
Буквально месяц назад Американская киноакадемия разработала стандарты, которым будут соответствовать все номинанты на «Лучший фильм» с 2024 года. Намерения самые благие: вовлечь в кино самые разные категории людей – как в съемочную команду, так и на главные роли. Не будем осуждать их, просто примем как данность, что их точка зрения – надо больше давать возможностей менее «защищенным» группам людей: женщинам, представителям расовых или этнических групп, ЛГБТ, людям с ограниченными возможностями.
Со съемочной командой всё понятно, а вот второе может стать настоящим вызовом для кинорежиссеров. Допустим, «среднестатистический» светлокожий американец / европеец традиционной ориентации в главной роли – всё мы это уже видели миллиарды раз. А не про таких ли снимается большинство блокбастеров, и все они до жути похожи друг на друга?
Это, скорее, этический вопрос, нежели вопрос ограничения киноискусства. Изменится ли от этого качество фильмов – покажет только время. Ну или давайте обсудим это в комментариях ;)
Как по мне, если уметь снимать кино, можно снять про что и про кого угодно так, что это будет интересно смотреть самому широкому кругу людей. А такой плюрализм можно использовать как источник новых идей, новых сюжетов, новых героев.
Вообще когда людям нравится какой-то фильм, они вряд ли задумываются, соблюдены ли в нем какие-то стандарты, учтены ли чьи-либо интересы. Они просто смеются, плачут, вдохновляются и испытывают другие эмоции.
Вообще несколько недель назад я копался у нас на сайте Emotional Rating, который задумывался как фильм для быстрого поиска фильма под настроение (сначала я честно не ставил ссылку, но в комментах попросили, добавляю emotionalrating.com ) и пытался выяснить, какие эмоции должен вызывать фильм, чтобы получить «Оскар».
Для этого за основу взял эмоциональные оценки по самым успешным фильмам 2018-2020 года.
На данный момент у нас больше 12К фильмов с эмоциональным рейтингом. Это значит, что фильм оценивают не по критерию «понравился – не понравился» условно от 1 до 10 звёзд, как все привыкли видеть на киносайтах. Эмоциональная оценка фильма выставляется по 10-бальной шкале по таким характеристикам, как, допустим, грустный на 8, жестокий на 7 и вдохновляющий на 6.
Итак, какое настроение чаще всего аудитория стремится получить от кино, если судить по фильмам, которые получили «Оскар» в номинации «Лучший фильм»?
Сначала посмотрим отдельно по новым фильмам.
Фильм «Паразиты», в основе сюжета которого заложена история о социальном неравенстве, оценили как странный на 7,1, волнительный на 6,5 и жестокий на 5,4.
«Кролик Джоджо», наоборот, пришелся по душе тем, кто любит смотреть добрые, смешные и волнительные фильмы. Несмотря на сюрреалистичный, на первый взгляд, сюжет. Оценки по нему: 6,8 за доброту, 5,7 за смех (юмор) и 5,3 за трогательность.
Фильм «Джокер» зацепил зрителей тем, что он атмосферный на 7,8 баллов, жестокий на 6,8 и странный на 5,4. И с этим трудно не согласиться.
Из криминального жанра – фильм «Ирландец». Его люди оценили как волнительный (7,4), атмосферный (6,6) и жестокий (4,9).
Трогательные и романтичные фильмы – это «Брачная история» (4,2 и 5,7) и «Маленькие женщины» (7,7 и 7,7).
В двух разных фильмах большинство пользователей отметили одни и те же базовые эмоции. Это военный «1917» и байопик «Ford против Ferrari». Оба этих фильма, по мнению зрителей, можно назвать вдохновляющими, волнительными и атмосферными.
Фильму «1917» достается 7,5 баллов за вдохновение, 7,4 – за волнение и 6,7 – за атмосферность.
Соответствующие оценки у «Ford против Ferrari»: вдохновляющий на 8,5, волнительный на 6,9 и атмосферный на 6,5.
Фильм комедия / драма «Однажды… в Голливуде» также получился атмосферным на 7,7 баллов и вдохновляющим на 6,3, но при этом ещё и умным на 6,5.
Что получаем в итоге?
Людям нужна «атмосферность» – её отметили в 5 фильмах. Далее идут волнение, затем – вдохновение, трогательность, доброта и жестокость.
Чуть менее «востребованы» романтичные и, как ни странно, смешные фильмы. Ну и скорее на киногурмана, чем на рядового зрителя – странные, страшные и умные фильмы.
Уточню, во-первых, что я брал для анализа 3 самые выраженные характеристики по фильмам. Во-вторых, эмоциональный рейтинг формируется и дополняется в режиме реального времени, поэтому со временем расклад может поменяться, в зависимости от того, какие оценки будут ставить другие пользователи этим же картинам.
Теперь смотрим на эмоции по оскароносным фильмам 2019 и 2018 года, чтобы знать, можно ли по ним сделать такие же выводы.
Фильмы 2019 года:
Звезда родилась
Черная пантера
Черный клановец
Богемская рапсодия
Фаворитка
Власть
Фильмы 2018 года:
Назови меня своим именем
Темные времена
Дюнкерк
Прочь
Леди Бёрд
Призрачная нить
Секретное досье
Три билборда на границе Эббинга, Миссури
По текущим оценкам можно сделать такой вывод. Как правило, киноманы ожидают волнительных зрелищ, атмосферности, вдохновляющего сюжета и трогательных историй.
В наибольшей степени эти особенности удалось выразить авторам следующих фильмов:
- 1917 (драма, боевик);
- Ford против Ferrari (драма, биография);
- Черная пантера (боевик, приключения);
- Богемская рапсодия (драма, музыка);
- Дюнкерк (драма, боевик);
- Леди Бёрд (драма, комедия);
- Три билборда на границе Эббинга, Миссури (драма, криминал).
В список попали в основном фильмы драматического жанра, но с разными историями – от музыкальной до приключенческой. Несмотря на такое разнообразие, в них ярко выражены самые «востребованные» для зрителей эмоции: волнительный, атмосферный, вдохновляющий, трогательный.
Безупречная игра актёров, работа режиссера и прочее – конечно, хорошо и, скорее, влияет на общий рейтинг. Но в конечном счёте, кажется, что эмоции и впечатления от просмотра – это то, чем запоминается фильм. Это то, почему его хочется пересматривать и рекомендовать друзьям.
Вообще, с победителями 2018-2020 я согласен. И эмоции от них, как по мне, правильные. Что будет дальше с премией? - загадка