Сравнение Xbox Series X|S и PlayStation 5: чем отличаются консоли нового поколения и какие характеристики важны
Габариты: Xbox компактнее, но PS5 не крупнее DVD-плеера
Размеры PS5 c дисководом составляют 390 x 104 x 260 мм.
Версия без привода для дисков — 390 x 92 x 260 мм.
Консоли PlayStation поставляются в комплекте с подставкой, на которой консоль можно расположить как вертикально, так и горизонтально. Предпочтительного варианта размещения нет, так как система охлаждения забирает свежий воздух через щели по краям и выбрасывает сзади — главное, чтобы консоль не упиралась в глухую стенку шкафа.
Проблем с габаритами при горизонтальном размещении быть не должно — несмотря на сравнительно крупные габариты, PS5 не шире и не выше, чем Hi-Fi Blu-Ray плеер.
«Цифровая» версия не имеет привода — если у вас есть игры для PS4 на дисках, то для запуска на новой консоли их придётся покупать заново в PlayStation Store.
Размеры Xbox Series X — 301 x 151 x 151 мм.
Series S ещё компактнее — 275 х 150 х 65 мм.
Консоли Microsoft оснащены двумя комплектами ножек на нижней и левой боковой гранях, их можно устанавливать в вертикальное или горизонтальное положение без дополнительных аксессуаров.
Xbox Series X предпочтительнее ставить вертикально. Система охлаждения забирает прохладный воздух снизу и выбрасывает горячий сверху — в стойке под телевизором может быть недостаточно места по бокам для эффективного охлаждения. К тому же, так слева будет заметна круглая платформа-подставка (она несъёмная).
Series S можно ставить любой стороной. Однако выброс горячего воздуха производится через решётки справа и слева (в основном слева, через блок питания), поэтому в горизонтальной ориентации тепло будет рассеиваться эффективнее.
У Series S нет дисковода — консоль поддерживает только игры, купленные в «цифре». Если у вас есть диски для Xbox One, на новой консоли эти игры вы запустить не сможете, и их придётся заново покупать в цифровом магазине.
Системы охлаждения — башенный продув против двусторонней турбины
Sony и Microsoft показали очень разный подход к системам охлаждения своих консолей.
Xbox Series X представляет собой трубу, через которую огромный (по меркам консолей) вентилятор прогоняет воздух снизу вверху.
Материнская плата разделена на две части и как бы сложена пополам. На основной части расположен единый чип процессора и видеокарты, модули оперативной памяти GDDR6 и подсистема питания, а на задней (вспомогательной) — чипсет, аудиочип и внешние порты. Также со стороны вспомогательной платы расположен блок питания на 315 Вт и дисковод.
Более чем половину основной платы покрывает большая испарительная камера, которая передаёт тепло массивному радиатору.
Дизайн системы охлаждения PlayStation 5 также двусторонний, но материнская плата одна. Большая двусторонняя турбина засасывает воздух через щели между корпусом и боковыми панелями консоли и прогоняет его через радиатор сложной формы, который занимает большую площадь с правой стороны.
С «изнаночной» стороны расположены чипы оперативной памяти, подсистема питания и три из шести чипов встроенного SSD-накопителя — к ней плотно прилегает металлическая пластина, которая одновременно служит для изоляции от электро-магнитных наводок и отводит лишнее тепло от компонентов. Для зоны VRM отведена отдельная тепловая трубка с медной контактной площадкой, а чипы GDDR6 соединены с бекплейтом напрямую при помощи термопасты.
На «лицевой» стороне платы расположен объединённый чип процессора и материнской платы, ещё три чипа встроенного SSD и контроллер памяти Kraken.
Радиатор состоит из нескольких блоков алюминиевых пластин и тепловых трубок, закреплённых на медном основании. Sony отмечает, что не стала использовать испарительную камеру, так как в этом не было необходимости. Вместо этого инженеры позаботились о более эффективном отводе тепла от самой горячей части — процессора.
Кристалл напрямую соединяется с медным основанием кулера слоем жидкого металла. Смесь галлия, индия и олова проводит тепло намного эффективнее минеральных паст, а при нанесении специальной машиной слой ЖМ в теории может служить десятилетиями.
Воздушный поток циркулирует внутри корпуса, проходит через радиаторы и выбрасывается наружу через решётку сзади. Часть воздушного потока проходит через угловой БП на 350 Вт и также выходит сзади.
На данный момент не существует достоверных тестов шумности и температурных показателей PS5 и Xbox Series X, поэтому сравнивать системы охлаждения трудно. Однако на первый взгляд оба варианта выглядят продуманными и достаточно эффективными.
Однако Xbox Series X проще разбирается и легче поддаётся сервисному обслуживанию. Дело в том, что разбирать систему охлаждения PS5 строго не рекомендуется — один раз нарушив целостность слоя жидкого металла, можно дестабилизировать состав, в результате чего он прикипит к кристаллу и не только потеряет свои свойства, но и может вовсе вывести всю консоль из строя.
Разъёмы и подключения — у PlayStation 5 есть Wi-Fi 6
Список разъёмов у консолей практически идентичен, отличается разве что дополнительный USB-С у PS5.
Xbox Series X|S
- HDMI 2.1
- 3 USB-A 3.1 (два спереди, один сзади)
- Гигабитный Ethernet-разъём
- Разъём для проприетарных карт памяти
- Wi-Fi 5 ГГц (802.11ac)
PlayStation 5
- HDMI 2.1
- 3 USB-A 3.1 (два спереди, один сзади)
- USB-C 3.1 на передней панели
- Гигабитный Ethernet-разъём
- Внутренний слот для NVMe SSD
- Wi-Fi 6
- Bluetooth 5.1
Зато по части поддержки беспроводных протоколов PS5 серьёзно вырывается вперёд благодаря поддержке Wi-Fi 6 и Bluetooth 5.1.
Wi-Fi 6 в PS5 работает в диапазонах 2,4ГГЦ и 5 ГГц. При использовании соответствующего роутера, он обеспечивает значительно более высокую стабильность подключения и более широкий канал связи для каждого устройства в сети. Номинально, по скорости он мало отличается от Wi-Fi 5 ГГц (802.11aс), но фактически скорость увеличивается благодаря уменьшению помех и конфликтов при передаче данных между роутером и устройством.
Главная отличительная черта Bluetooth 5.1 — упрощённое взаимораспознавание устройств и точное (до пары сантиметров) позиционирование подключённой периферии. Теоретически, PS5 сможет точно определять, где находится контроллер или быстро автоматически распознавать фирменную беспроводную периферию и подключаться к ней.
Также наличие Bluetooth может означать поддержку беспроводных наушников и саундбаров, однако задержка при таком типе соединения может оказаться слишком высока для комфортной игры.
Особенности и удобство контроллеров
Sony и Microsoft по-разному подошли к контроллерам. Новый Xbox Сontroller мало отличается от старого — как отмечают журналисты и инсайдеры, он стал немного меньше и легче.
Изменилась форма крестовины, на переднюю панель добавили кнопку для скриншотов и записи игровых клипов, а курки и бамперы получили матовое текстурированное покрытие. Геймпад всё так же работает от двух батареек типа AA.
Но единственным технологическим улучшением стало снижение задержки ввода — раньше оно составляло порядка 8 мс при беспроводном подключении, а теперь стало «намного ниже».
PlayStation значительно переработала свой контроллер и даже дала ему новое название — DualSense. Мы в подробностях рассматривали все нововведения в отдельном материале, в их числе виброотклик, встроенные микрофоны (в дополнение к динамику), переменное сопротивление курков.
Геймпад стал более «тактильным». Разработчики использовали продвинутые вибромоторы наподобие тех, которые применяются в смартфонах и Joy-Con для Nintendo Switch. Кроме того, курки поддерживают переменную силу сопротивления и могут реалистично симулировать натяжение тетивы, плавное нажатие на педаль газа или разницу между спусковыми крючками разных видов оружия.
По словам журналистов, комбинация детализированного виброотклика и динамических курков создаёт чувство более глубокого погружения в игру — например, можно почувствовать разницу между передвижением персонажа по песку, по грязи и по снегу. В Spider-Man: Miles Morales вибрация привязана к «паучьему чутью» и по ней можно будет легко определять направление вражеской атаки.
Удобство контроллеров субъективно и нам ещё только предстоит опробовать их в деле. Несмотря на то, что DualSense выглядит более инновационным, надёжность сложной конструкции может оказаться ниже, чем у более примитивного Xbox Controller.
DualSense весит 278 грамм — на 60 грамм тяжелее DualShock 4. Но при этом он всё ещё легче, чем Xbox One Controller (289 грамм с учётом батареек).
Сниженная задержка на Xbox будет работать во всех играх и пригодится фанатам онлайн-шутеров. Особенности DualSense требуют дополнительной работы со стороны разработчиков, но в значительной мере улучшают игровой опыт в одиночных проектах, ориентированных на погружение и атмосферу (если их будут задействовать где-то кроме эксклюзивов, конечно).
Производительность и SSD
Сравнивать терафлопсы и заявленные скорости накопителей сейчас можно только теоретически, и здесь очень многое зависит от качества оптимизации конкретных игр.
Номинально Xbox Series X мощнее PlayStation 5 по части процессора и графической системы. Xbox Series S в 2-3 раза отстаёт от «старших» консолей по производительности и оптимизирован для Full HD и 1440p, а не для 4K.
Какими будут результаты на деле — узнаем после релиза, так как «мощность» можно измерять различными способами. Здесь и роль играют и эффекты графики, которые разработчики будут активировать на разных платформах (фильтрация, тесселляция, сглаживание, тени, отражения, дальность прорисовки), и качество апскейлинга, если он будет применяться, и стабильность частоты кадров.
После выхода первых мультиплатформенных игр можно будет провести прямое сравнение и вынести вердикт — а пока любые догадки и спекуляции не имеют под собой достаточных доказательств.
Например, несмотря на отличия в скорости SSD, скорость загрузки уровней может на практике оказаться одинаковой или отличаться на некритичные значения вроде долей секунды. Кроме того, использование потенциала системы компрессии и быстрой подгрузки текстур требует знаний и вложений со стороны разработчиков, поэтому задействовать этот инструмент буду не все и не везде.
На PS5, например, разработчики могут активировать меньше эффектов, связанных с трассировкой лучей, и в результате фреймрейт будет выше и стабильнее, чем на более мощной Xbox Series X. И как тут выбрать «лучшую» платформу?
Апгрейд SSD
Xbox Series X поставляется со встроенным SSD на 1 ТБ, Series S — на 500 ГБ. Для расширения этого объёма потребуется проприетарная карта памяти объёмом 1 ТБ. В США она стоит 220 долларов, региональная цена для России неизвестна.
PlayStation 5 поставляется в 825 ГБ встроенной памяти, для расширения которой можно использовать «обычные» SSD для ПК. Впрочем, подойдут только модели топового уровня — SSD форм-фактора M.2 и стандарта NVMe с интерфейсом PCIe 4.0. И даже здесь подойдёт не каждый, так как далеко не все существующие модели накопителей NVMe Gen4 соответствуют требованиям к скорости передачи данных (более 5,5 ГБ/с на чтение).
На момент написания статьи требованиям соответствует всего несколько моделей накопителей: Samsung 980 Pro, Sabrent Rocket 4 Plus, WD SN850 и ADATA XPG Indigo/Sage, большинство из которых ещё не поступили в продажу.
Вариант SSD от Western Digitаl на 1 ТБ, который подойдёт для PS5 стоит 220 долларов — столько же, сколько карта памяти для Xbox Series X|S. Но со временем цены на компьютерные компоненты начнут снижаться, тогда как проприетарные аксессуары для консолей обычно сохраняют стоимость на всём протяжении жизненного цикла.
Объёмный звук и поддержка стандартов изображения
Здесь между консолями, кажется, паритет. И Sony, и Microsoft с гордостью рассказывают и о синхронизации частоты кадров (VRR), и о поддержке разрешения 8K, и о «рейтрейсинге звука», который каждая из компаний называет по-своему.
У Sony за звук отвечает отдельный чип Tempest Engine — он отслеживает звуки, производимые более чем сотней объектов вокруг игрока и рассчитывает физически корректное распространение, отражение и искажение звуковых волн с учётом положения персонажа и геометрии уровня.
То же самое способна делать система на основе Project Triton от Microsoft — в Xbox Series X|S у неё нет особого названия, но в разработке участвовала компания Dolby.
Обе системы не только отслеживают распространение звуков, но и корректно распределяют их по каналам для каждого уха, создавая эффект объёма при помощи бинаурального звука.
В реальной жизни мы ориентируемся в пространстве при помощи двух ушей — поэтому для того, чтобы создать реалистичный эффект окружающего звучания нет необходимости использовать много динамиков — достаточно модулировать частоты звуков в обычных стереонаушниках так, чтобы они соответствовали тому, как звук изменяется, когда исходит из разных направлений.
Для ощущения присутствия в сцене и точного позиционирования врагов будет достаточно любых обычных стереонаушников — но разработчики должны корректно интегрировать поддержку Tempest Engine и аналога от Microsoft.
Консоли следующего поколения поддерживают вывод частоты кадров до 120 fps одновременно с HDR и адаптивной синхронизацией (и всё это, в теории, в 4К). Все три функции требуют поддержки на стороне телевизора — панель должна быть достаточно быстрой (120 Гц), иметь расширенный цветовой охват и высокую яркость (не менее 400 нит) и поддерживать FreeSync (он же Adaptive Sync).
Последний снижает частоту обновления экрана, подстраиваясь под частоту кадров, которую выдаёт консоль. Если эти значения не совпадают, игрок может замечать «разрывы» и подлагивания («статтер»).
Эти функции даже по отдельности есть на у всех современных телевизоров, но для того, чтобы все они работали вместе, необходимо убедиться, что панель имеет разъёмы HDMI 2.1. Более ранние стандарты не допускают одновременную работу HDR и VRR при разрешении 4K из-за ограниченной полосы пропускания данных.
Обратная совместимость
Обе платформы будут поддерживать обратную совместимость, но на разных условиях.
Xbox Series X|S поддерживает полную библиотеку игр с Xbox, Xbox 360 и Xbox One, которые сейчас доступны на One, One X и One S. Некоторые проекты с текущего поколения получат патчи-улучшения, но далеко не все — это называется Smart Delivery (список игр).
Для Xbox Series X|S доступна подписка Game Pass с играми для актуальных и прошлых поколений консолей Microsoft. Большинство консольных эксклюзивов, в том числе новинки, входят в подписку и будут доступны в день релиза без дополнительной платы.
PS5 будет обратно совместима только с играми PS4. При этом к релизу точно будет доступно около 100 «наиболее популярных» игр — если они уже есть в вашей библиотеке, их достаточно скачать на новую консоль без дополнительной платы.
Что касается патчей с оптимизацией для железа нового поколения, у каждого издателя разная политика. Например, все владельцы The Witcher 3 для Xbox One и PS4 смогут играть на новых консолях с патчем, который добавляет трассировку лучей и более качественные текстуры. В то же время для того, чтобы пройти улучшенную Control, придётся заново купить игру в Ultimate-издании для консолей следующего поколения со всеми DLC.
Для владельцев PlayStation 5 будет доступна подписка PlayStation Plus Collection — в неё войдут 18 игр, включая крупные эксклюзивы PS4 и другие крупные релизы (Monster Hunter: World, Persona 5, Resident Evil 7, Bloodborne, Uncharted 4).
Цены и сроки выхода
PlayStation 5 выйдет в России 19 ноября — старшая модель стоит 46 999 рублей, а версия без дисковода — 37 999 рублей. Предзаказы открылись 17 сентября, необходимо внести предоплату 5 тысяч рублей.
Xbox Series X и S поступят в продажу 10 ноября. Старшая версия консоли стоит 45 590 рублей, а младшая — 26 990. Старт предзаказов — 22 сентября.
Выбрать однозначно лучшую консоль нового поколения до релиза невозможно — каждая имеет свои сильные и слабые стороны.
Xbox Series X заточена для игр в высоком разрешении с красивой графикой и низкой задержкой ввода, а её «младшая сестра», предположительно, делает примерно то же самое, но в более низком разрешении. Кроме того, Microsoft обещает добавлять в подписку Game Pass большинство новинок от собственных студий.
PlayStation 5, в свою очередь, пытается привлечь любителей одиночных приключений — для этого консоль предоставляет библиотеку эксклюзивных игр и более технологичный геймпад, который усиливает чувство погружения.
При этом набор портов, технологии вывода видео и объёмного звучания находятся в паритете, а особенности дизайна и габаритов остаются делом вкуса.