Моя коллекция

Кто-то коллекционирует приставки, кто-то игры, а я видеокарты

Моя коллекция

На вполне закономерный вопрос «Зачем?», могу ответить, что затем же, зачем коллекционируют те же приставки или, например, марки. В случае с видеокартами есть практический интерес – их можно воткнуть в какой-нибудь старый компьютер и проверить, на что они способны. К тому же некоторые видяхи имеют свои особенности в плане поддержки устаревших технологий, например, ускорители от 3dfx поддерживают API Glide. Конечно, сейчас многое из этого можно успешно эмулировать, но с реальным железом ковыряться интереснее.

Моя коллекция
Моя коллекция

Начиналось всё довольно просто: мы с коллегой на работе году этак в 2009 обсуждали старые списанные компьютеры, которые пылились на складе. Обнаружив в одном из таких компов ATI Rage, начали вспоминать, какие у кого были видеокарты, и тут выяснилось, что никто из нас не застал вживую GeForce 3 и ускорителей 3dfx Voodoo. После этого я полез в интернет поискать про эти железки информацию, открыл для себя мир ebay да и купил там GeForce 3 за 9 долларов. Буквально через несколько дней в так называемой городской конференции (были такие новостные группы по протоколу NNTP, открывались, например, через Outlook Express) нашел объявление о продаже ускорителя 3dfx Voodoo II за каких-то 100 рублей. Из списанных компьютеров на работе вытащил с самой дальней полки старичка на базе Pentium I c 2D-картой S3 Trio64+, соединил с ней 3D-ускоритель Voodoo II с помощью метрового VGA удлинителя (другого под рукой не нашлось), установил Carmageddon II и наконец-то увидел Glide во всей красе. С этого момента, пожалуй, и начинается зарождение коллекции.

<p>Та самая Voodoo II за 100 рублей. Качество телефонной фотографии с 2010 года заметно шагнуло вперёд (снято на Nokia 6120 Classic)</p>

Та самая Voodoo II за 100 рублей. Качество телефонной фотографии с 2010 года заметно шагнуло вперёд (снято на Nokia 6120 Classic)

Накопив, некоторое количество видеокарт, в 2011 году решено было отказаться от систематизации с помощью файлика Excel в пользу полноценного сайта (честно говоря, сайт давно не обновлялся и может работать криво – http://vgamuseum.ru). Разработкой занялся мой брат, который как раз в тот момент изучал это дело в свободное от учебы время (зато теперь он программист, зарабатывающий 300к/наносек). Но для сайта нужен был контент в виде фотографий, пришлось взяться за фотоаппарат. С рук был куплен Canon EOS 550D, а также лайткуб и 4 прожектора. Ушло какое-то время на тренировку, в итоге стало получаться что-то типа такого:

<p>Dynamic Pictures V192, 16МБ, 1995 г.</p>

Dynamic Pictures V192, 16МБ, 1995 г.

<p>3dfx Voodoo 5 5500 AGP, 32МБ, 2000 г.</p>

3dfx Voodoo 5 5500 AGP, 32МБ, 2000 г.

XGI Volari V8 Duo Ultra, 256 MБ, 2003 г
XGI Volari V8 Duo Ultra, 256 MБ, 2003 г

Самая активная фаза коллекционирования была где-то в 2011-2014 годах, потом свадьба, новая работа, развод, переезды, строительство дома и как-то было всё не до коллекции, к тому же в 2014 году что-то случилось, доллар подскочил минимум в 2 раза, с ибея покупать стало накладно. Коллекция медленно пополнялась, но без особого энтузиазма, редкие экземпляры попадались от силы раз в год. Но этим летом я, наконец-то, перевёз всю коллекцию под одну крышу, провёл ревизию и заново рассортировал. Перебирая видеокарточки, неистово захотелось вновь погрузится с головой в коллекционирование. Но ebay теперь, похоже, можно окончательно вычеркнуть (опять что-то случилось), цены на ретрожелезяки сильно взлетели, а свободного времени всё так же не хватает. Тем не менее, за последний месяц пополнил коллекцию новыми видеокартами, например, вот такой 3dfx Voodoo Rush от I-O Data (в коробке с полным комплектом):

<p>Пожалуй, самый компактный 3dfx Voodoo Rush</p>

Пожалуй, самый компактный 3dfx Voodoo Rush

Кстати, по поводу хранения – хранится всё в коробках из-под пиццы, рассортировано по производителю в алфавитном порядке от более старых видях к более новым.

<p>Коробки новые, если что)</p>

Коробки новые, если что)

Не могу сказать, что коллекция самая крутая или самая большая по количеству видеокарт (всего у меня их чуть больше 300 шт), много чего не хватает, в том числе довольно рядовых позиций, но есть и действительно редкие экземляры, типа Intel Larrabee или VideoLogic Apocalypse 5D Sonic:

VideoLogic Apocalypse 5D Sonic, (2+4 МБ), 1997 г.
VideoLogic Apocalypse 5D Sonic, (2+4 МБ), 1997 г.

Эта необычная плата соединила в себе 2D-видеокарту Tseng Labs ET6100 (2 Мегабайта MDRAM памяти, можно расширить до 4-х Мегабайт), 3D-ускоритель PowerVR PCX2 (4 Мегабайта SDRAM) и аудиокарту ESS Agogo-XP.

Обычно карты на PCX1 и PCX2 (такие как VideoLogic Apocalypse 3Dx и Matrox m3D) – это 3D-ускорители на отдельной PCI плате, без видеовыходов, сами по себе они уже являются довольно редкими. Для вывода на экран требуется 2D-видеокарта. Используемый для этого на плате Tseng Labs ET6100 является весьма неплохим решением. Этот 128-битный чип работает в связке с MDRAM памятью (Multibank DRAM), отличающейся высокой пропускной способностью (до 800 МБ/сек), кроме того имеется встроенный RAMDAC (Tseng Labs называло это LUT-DAC) с тактовой частотой 175 МГц, что позволяет использовать такие режимы, как, например, 1280х1024@75Гц при 16-битном цвете.

<p>Ускорители VideoLogic 3D и 3Dx, 1996 и 1997 г.</p>

Ускорители VideoLogic 3D и 3Dx, 1996 и 1997 г.

3D-чип PCX2 основан на архитектуре PowerVR, разработанной компанией VideoLogic. Первый коммерческий продукт на этой архитектуре Midas 3 увидел свет в 1995 году, продавался только в составе некоторых топовых комплектаций компьютеров Compaq Presario. Так как VideoLogic являлась бесфабричной (fabless) компанией, за выпуск графических процессоров в «железе» отвечала компания NEC. На карте VideoLogic Apocalypse 5D Sonic используется чип PCX2 (кодовое имя Midas 5) в связке 4 МБ SDRAM памяти, и чип, и память работают на частоте 66МГц. PCX2 поддерживает свой собственный 3D API PowerSGL Direct, для которого существует несколько десятков игр, таких как Mechwarrior 2: PowerVR Edition или Moon Racer (эксклюзив для PowerSGL). Кроме того, имеется поддержка Direct3D 3.0, но из-за особенности реализации может работать с ошибками. Поддержка OpenGL реализована через SGL miniGL wrapper, тем самым можно поиграть в некоторые старые OpenGL игры (Quake, Half-Life, Hexen II и др.)

В основе PowerVR лежит технология Tile-Based Deffered Rendering, которая, если вкратце, позволяла рендерить только то, что видимо в кадре, тем самым снижая нагрузку на пропускную способность памяти.

<p>Графоний тех лет (из рекламных материалов VideoLogic)</p>

Графоний тех лет (из рекламных материалов VideoLogic)

Сам чип позиционировался как конкурент 3dfx Voodoo Graphics, и хотя в большинстве тестов он был слабее, но при этом и стоил дешевле. Так, обычный Apocalypse 3Dx в октябре 1997 года стоил $129, 3dfx Voodoo Graphics к тому времени уже предлагался со скидкой по цене примерно в $199. В свою очередь, Apocalypse 5D Sonic, вышедший только в 1997 году, стоил $315, Apocalypse 5D (без встроенной звуковой карты) – $249. По идее, конкурентом такому комбайну должен был быть 3dfx Voodoo Rush, который аналогично объединял 2D+3D карты на одной плате, он на момент релиза стоил $299. В комплекте со всеми картами VideoLogic также шло 5 игр (Ultim@te Race, Tomb Raider, WipeOt 2097/XL, Terracide и MechWarrior 2) – хороший такой бонус. В играх, которые были заточены под PowerSGL, PCX2 показывал действительно неплохую производительность (хоть и был весьма процессорозависим), позволяя играть в некоторые игры в разрешении 1024х768 (например в Tomb Raider).

Однако к выходу Voodoo II VideoLogic оказалась не готова. Их следующая карта на чипе Neon250 не смогла составить достойной конкуренции и была продана весьма ограниченным тиражом. Настолько ограниченным, что теперь эту карту очень тяжело найти (увы, у меня такой нет).

Некоторое время спустя VideoLogic переименовались в Imagination Technologies, а бренд PowerVR после серии видеокарт KYRO полностью перешёл в мобильный сегмент. Но ходят слухи, что в недавно вышедшей китайской видеокарте MTT S80 в основе архитектуры использованы как раз таки наработки PowerVR.

Коллекционирование – это довольно увлекательный процесс, хоть и недешёвый. Да, некоторые старые железяки могут стоить очень дорого. На удивление, спрос на ретро-железо до сих пор остаётся довольно высоким. Например, недавно прототип 3dfx Voodoo 5 6000 был продан на ebay за $15,000, хотя у 3dfx существует свой отдельный культ.

Вот такая история получилась. Надеюсь, кому-то было интересно. И надеюсь, нигде не наврал в техническо-исторической части, но поправьте если что😊

652652
155 комментариев

Блин реально круто. хороший рассказ. прям диву даюсь что по среди той жести что сейчас тут творится. есть светочь в числе такого автора. респект. кинул бы косарик, но ЗП в понедельник

66
Ответить

Комментарий недоступен

16
Ответить

Соглы, виртуальный музей к слову ТОП🙏.

4
Ответить

Блин, это очень круто. Лет через 20 - 30 будешь 4090 собирать и рассказывать всем про это в кибер пространстве

16
Ответить

..."Представляете, раньше не нужно было выделять под видеокарту отдельную кладовку, весила всего килограмма 3, и поговаривают можно было играть без мыла, но сам я уже не помню"

16
Ответить

Кошмар автора по среди ночи: кто-то пришел и переложил карты по разным коробкам

19
Ответить

Нда, цены, конечно, скакнули. Вот это я десять лет назад за 300 рублей покупал.

14
Ответить