Коллекция Nintendo: Dual Screen

В этой части я хочу, чтоб вы окунулись в историю консоли, которая многое определила в будущем компании Nintendo.

Коллекция Nintendo: Dual Screen

Эпоха Game Boy длилась целых 15 лет с 1989 по 2004 год. Эти прекрасные карманные консоли существовали на стыке времён, что заставило их пройти долгий путь от простых монохромных игрушек, до самых настоящих карманных версий домашней приставки SNES. Эта серия портативных консолей от Nintendo настолько плотно вошла в повседневную жизнь геймеров, а сами консоли стали настолько популярны, что не было каких-либо очевидных причин для её конца.

За время своего существования серия Game Boy пережила множество конкурентов. Sega Game Gear, Atari Lynx, Turbo Express, WonderSwan и множество других портативных консолей пытались сместить Game Boy с пьедестала лидера рынка, но в итоге лишь сами стали бледным воспоминанием эпохи Game Boy.

Всё рано или поздно кончается и эпоху непобедимой портативной консоли окончила сама Nintendo. Я постараюсь рассказать, что из этого вышло.

2004: Nintendo DS

Прошло уже почти 20 лет, как вышла первая консоль семейства Nintendo DS, но я до сих пор помню свои противоречивые чувства от впервые увиденного мной устройства.

Нет, этого не может быть. Nintendo не могла выпустить этот странный китайский телевизор. Это какая-то подделка!

Скольки-то-там летний я, Диалог с самим собой
Коллекция Nintendo: Dual Screen

Сейчас моя реакция может показаться смешной, глупой, а кому-то и вовсе захочется меня упрекнуть за такое пренебрежение к родоначальнице великого семейства, но позвольте мне объясниться.

Представьте, что вы подросток из довольно небогатой семьи. Всё, что вы видели это оригинальный Game Boy Advance, который за много лет прошёл с вами огонь, воду и драки на переменах с одноклассниками. Естественно, родители вам не покупают игровых журналов и все новости об играх вы узнаёте либо от продавцов в магазинчиках с играми, либо от друзей, которые узнали что-то от продавцов раньше вас.

И вдруг ваш друг из соседней школы показывает это пузатое чудо в формате раскладушки, сделанное из тонюсенького мягкого пластика, имеющее крайне сомнительную из-за своей конструкции прочность. Да ещё и тачскрин со стилусом, как на старом КПК вашего учителя по физике. Только интерфейса Windows Mobile не хватает для полноты картины. Естественно, вы будете в шоке.

Перейдём от моих чувств к самому устройству. Сам формат раскладушки не был новым для Nintendo. Примерно за год до выхода первой DS, Nintendo применила его на консоли Game Boy Advance SP. Даже петля корпуса у них схожа по конструкции.

Оттуда же взялся и корпус из тончайшего крашенного пластика, совершенно не устойчивый к износу и небрежному подростковому обращению. Вы можете посмотреть на фото выше и обратить внимание, как протёрты до пластика все грани моего экземпляра, купленного на европейском eBay. Кстати, первые две ревизии Nintendo DS не имеют никакой региональной блокировки.

Что касается «железной» части, то тут всё было одновременно и просто, и по-нинтендовски странно. Например, у любой Nintendo DS есть WiFi, но вот в интернет с консоли вы выйти не могли. Изначально он использовался только для переписки с консолями неподалёку или сетевой игры. При этом игра могла быть только у одного человека на одной консоли, а остальные просто скачивали необходимую часть игры с первой и могли играть, пока была сеть. Таким образом с одной копии игры могло играть до 16 человек.

Картридж Nintendo DS сверху и картридж Game Boy Advance снизу<br />
Картридж Nintendo DS сверху и картридж Game Boy Advance снизу

По старой доброй традиции, которую Nintendo практиковала с давних времён, Nintendo DS имела обратную совместимость с Game Boy Advance. Причём она обеспечивалась не какими-нибудь эмуляторами или повторной продажей игр на новом носителе — Nintendo DS имела полноценный встроенный процессор от GBA и дополнительный разъём снизу для картриджей от предыдущей консоли.

Ну а про наличие двух экранов, из-за которых консоль и получила своё название «DS» — «Dual Screen», вы и так все в курсе. Качество этих экранов у первой версии далеко не самое лучшее. Например, у GBA SP версии AGS-101 (2005 г.) или у ближайшего конкурента — PSP-1000 (2004 г.) экран чётче и ярче.

AGS-101 и Nintendo DS в сравнении. В реальности разница ещё больше.<br />
AGS-101 и Nintendo DS в сравнении. В реальности разница ещё больше.

Нижний экран имеет резистивную тач-панель, которой можно пользоваться как с помощью пальцев, так и стилуса. Однако из-за низкой чувствительности пользоваться ей с помощью пальцев не очень-то удобно. При этом многие игры используют тачскрин для управления камерой вместо отсутствующего стика, что ну совсем уж не удобно и попросту неестественно.

Зато тачскрин удобен в играх, где необходимо рисовать или писать. Например, я не представляю, как бы я играл в «Dr. Kawashima’s Brain Training» на стике. Поэтому я не скажу, что тачскрин это плохая идея, просто это решение было предназначено для своих специфических игр, которые Nintendo DS реализовала в полной мере.

Также в консоли имелся микрофон. Конечно же голосового чата не было, зато он использовался в играх. Например, в «Phoenix Wright» с помощью тачскрина вы наносили пудру на отпечатки пальцев, а затем как бы сдували её, дуя на экран и на микрофон, который находился рядом с ним. Можно ли это было реализовать без микрофона? Конечно же можно, но это была бы не консоль Nintendo, если бы из таких мелочей не рождался новый игровой опыт.

2006: Nintendo DS Lite

Пошло полтора года и стало очевидно, что новое семейство портативных консолей нравится людям. Однако потребительские устройства на рынке эволюционировали и потребитель становился более требовательным. Nintendo не отставала и представила обновлённую версию — Nintendo DS Lite.

Коллекция Nintendo: Dual Screen

Хоть DS Lite концептуально ничем не отличалась от своей предшественницы, но в качественном исполнении изменила многое. Дешёвый крашенный пластик был заменён на очень качественный глянцевый, а неказистый «пузатый» дизайн сменился более строгим и минималистичным.

В железном плане мало поменялось. Всё та же обратная совместимость, всё те же два экрана, один из которых с тачскрином. Всё тот же WiFi, который можо было использовать лишь для переписки и сетевой игры.

И всё же Nintendo понимала, что это странно имея встроенный WiFi не давать возможности выйти в интернет. Поэтому, спустя 4 месяца после выхода DS Lite, Nintendo при сотрудничестве с Opera выпустила DS Browser! На картридже!

При этом, из-за ограниченности железа Nintendo DS, инженерам пришлось ухищряться. Помимо картриджа с самой программой, в комплекте лежал картридж для слота GBA, единственная задача которого была в расширении оперативной памяти консоли с 4 до 12 Мегабайт.

За всю последующую жизнь консоли ни одна лицензионная игра или программа не требовала расширения памяти. Лишь homebrew-сообщество нашло применение для этого картриджа.

Ведём переписку по WiFi и заодно сравниваем экраны<br />
Ведём переписку по WiFi и заодно сравниваем экраны

Приятное улучшение DS Lite было не только в новом дизайне и качестве материалов, также значительно улучшился экран. Оба экрана стали ярче, чётче и насыщеннее. Улучшилась чувствительность и точность тачскрина, что особенно заметно в играх с выбором мелких объектов и в чате.

В целом DS Lite была как раз тем проявлением новой ревизии, о которой мечтают игроки. Не просто удешевление с мелким исправлением недочётов, а качественный скачок на новый уровень. Насколько я помню, именно этот аккуратненький кирпичик был у большинства и это явно не просто так.

2008: Nintendo DSi

На мой взгляд, DS Lite уже была идеальной для семейства DS и на ней можно было остановиться. Но видимо в Nintendo вспомнили поговорку «Нет предела совершенству» и решили выпустить ещё одну ревизию. Встречайте — DSi!

Коллекция Nintendo: Dual Screen

В дизайне DSi мало что изменилось по сравнению с DS Lite. Даже размеры консоли остались практически такими же. Изменился пластик — качественный глянец поменялся на такой же качественный, но уже матовый пластик. Также изменились некоторые кнопки, вроде громкости и питания. И в общем-то, на этом всё.

А вот в железном плане изменилось очень многое. В первую очередь убрали обратную совместимость с GBA. Соответственно, исчез и второй разъём для картриджей. Зато с правой стороны появился разъём для SDHC карт памяти до 32 Гб и ещё 256 Мб встроенной памяти. Также немного увеличили экраны.

Значительно улучшилась и аппаратная база консоли. Тактовая частота основного процессора увеличилась с 67 до 133 МГц, а оперативная память до 16 Мб без всяких плат расширения.

Небольшое лирическое отступление. Сопроцессор, который отвечал за обратную совместимость с GBA никуда не делся. Nintendo никак не смогла бы его убрать не поломав всю архитектуру консоли. Ведь помимо обратной совместимости он отвечал за большинство операций ввода-вывода, таких как звук, тачскрин, разъёмы для картриджей и тд. Более подробно можно узнать в этой статье: Nintendo DS Architecture, либо просто посмотрев на схему:

ARM946E-S — основной, ARM7TDMI — дополнительный, Цветные линии — шины данных<br />
ARM946E-S — основной, ARM7TDMI — дополнительный, Цветные линии — шины данных

Для своего времени это была уникальная архитектура, не похожая ни на одно многопроцессорное решение того времени. Сейчас нам привычно, что в каждом смартфоне есть отдельные ядра, работающие независимо и снимающие нагрузку с основного процессора, но тогда ARM Holdings ещё только вела свои разработки в этом направлении.

Ранее я уже упоминал Nintendo DS Browser, который требовал расширения ОЗУ через слот GBA. В DSi уже была расширенная память и не требовалось каких-то дополнительных модулей. Теперь даже не требовалось покупать эту программу на картридже, потому что владельцы DSi могли бесплатно скачать браузер на свою консоль из Nintendo DSi Shop.

Но определённые проблемы из-за убранного разъёма всё же имелись. За четыре года для Nintendo DS было выпущено несколько дополнительных аксессуаров. Например, Rumble Pack, добавляющий вибрацию, или Guitar Hero Grip, который добавлял кнопки для игры на гитаре. Все расширения для слота GBA были несовместимы с DSi и ничего с этим поделать нельзя.

Коллекция Nintendo: Dual Screen

Последним значимым нововведением стали две встроенные камеры по 0,3 мегапикселя. Хотя значимым оно скорее является только номинально, так как появилось слишком поздно.

Разработчики выпускали свои игры для всего семейства Dual Screen и совсем не хотели делать эксклюзивы под одну конкретную DSi. Поэтому большинство игр или не поддерживали камеры вовсе, либо имели номинальные дополнительные фишки вроде возможности установить своё фото вместо аватара.

Хотя всё же вышло несколько эксклюзивных игр, которые использовали камеру DSi. Но это были единицы, не оставившие значимого следа в истории Dual Screen. Это дополнение имело бы смысл если бы камеры в DS были изначально, а не когда продано уже несколько десятков миллионов консолей.

2009: Nintendo DSi XL / LL

Через год после DSi была представлена и её увеличенная версия — Nintendo DSi XL, которая в Японии называлась Nintendo DSi LL.

Стоит отметить, что помимо названия увеличенной версии, у всех DSi, как обычной, так и XL, имелись базовые региональные ограничения. Например, взяв DSi из Японии, вы не могли сменить язык и вынуждены были пользоваться консолью на японском. Также региональные ограничения распространялись на игры и софт, загружаемые через сервис Nintendo DSi Shop. Однако это не было сколь-либо большой проблемой, потому что игры, распространяемые на картриджах, не имели региональной защиты и работали на любой консоли.

Коллекция Nintendo: Dual Screen

Основной фишкой DSi XL был, конечно же, размер. Это была самая большая и тяжёлая консоль в линейке, но только так в неё можно было уместить два экрана с диагональю по 4,2 дюйма. Для сравнения, экраны обычной DSi и DS составляют всего 3,25 и 3 дюйма соответственно.

Кто-то скажет: «Подумаешь, ну увеличили размер экрана, ну и что в этом такого?». Однако Сатору Ивата видел в этом нечто большее. Вот что он сказал на брифинге для инвесторов в 2009 году:

Когда люди играют в портативные видеоигры со своими друзьями, им, как правило, необходимо иметь несколько портативных игровых систем и подключать их по беспроводной сети.

… но Nintendo DSi LL собирается предложить новый стиль игры, в котором окружающие игрока люди, также могут тем или иным образом присоединиться к игре.

Четвёртый президент Nintendo не видел смысла в простом увеличении экрана ради увеличения экрана, он видел в этом возможность предложить игрокам и их друзьям новый опыт. Для этого в шарнир Nintendo DSi XL даже добавили дополнительную фиксацию крышки на угле 120°, в то время как остальные Nintendo DS открывались только на 155°, а также увеличили углы обзора. Это позволяло удобнее использовать консоль, установив на стол, что очень актуально, когда играют несколько человек.

В остальном же, Nintendo DSi XL не отличалась от обычной Nintendo DSi. Разве что корпус был не целиком матовым, а имел красивую глянцевую верхнюю плоскость.

Пожалуй, за всё моё время увлечения игровыми устройствами, я не знаю наиболее наглядного примера предоставления игрокам нового игрового опыта через совершенно обычные, на первый взгляд, вещи. И хотя Саторы Иваты больше нет, его подход до сих пор используется Nintendo при создании своих продуктов. Думаю, вы сходу вспомните, какая современная консоль имеет схожую концепцию.

Если вы ещё помните, я начал эту статью с дани уважения непобедимости и долгой истории Game Boy, а затем я рассказал о своём недоумении и даже непринятии новой концепции, которую предлагало семейство Dual Screen. Я полностью уверен, что сходные чувства испытывали в то время многие.

Проведём мысленный эксперимент. Представьте себя на месте инвестора Nintendo в 2004 году. У компании всё более-менее хорошо на портативном рынке. У неё есть сильный бренд, который можно использовать ещё десятки лет и вдруг вы узнаёте, что этого бренда больше нет. Как бы вы себя чувствовали?

Вот что в далёком 2004 году сказал Рэджи Фис-Эме, бывший президент Nintendo of America:

В Nintendo знали, что сила бренда хоть и важна, но не является основополагающей частью успеха. В первую очередь для игровой компании должны быть важны игры и тот игровой опыт, который она предоставляет игрокам.

Поколение Nintendo DS продлилось 7 лет, а последняя известная консоль была продана в 2016 году. На данный момент это вторая самая продаваемая консоль и самая продаваемая портативка в мире. Общие продажи составили более 154 миллиона штук и вряд ли в мире есть консоль, которая лучше демонстрирует правильность подхода Nintendo, чем Nintendo DS.

Всем спасибо.

Если вам понравилось, вы можете прочитать другие статьи о консолях в моей коллекции по ссылкам ниже:

212212
67 комментариев

Отличная консоль. Ни разу не пожалел о покупке.

Я кстати тот самый страдалец, прошедший все части Call of Duty, выходившие на ней.

30
Ответить

Больной ублюдок джепег

11
Ответить

Nintendo: Dual Screenтак у этого еще и название есть

14
Ответить

Не трудно догадаться, правда? ( ͡° ͜ʖ ͡°)
Есть ещё вариант "Developers System":

3
Ответить

Одна из любимых консолей
Всегда найдется, во что поиграть

12
Ответить

После DSi XL всегда удивляло почему 3DS не имела XL версию на старте продаж консоли, а появилась только через год или два.

8
Ответить

Почему-то в то время Нинтендо добавляли новые фишки к уже существующему поколению. Наверно, они думали, что так продлевают жизнь консоли в информационном поле.
Только начиная с Сыча они сделали всё и сразу в первой же ревизии.

2
Ответить