«Мы просто хотим играть»: как живут геймеры в Иране, Китае и Северной Корее
VPN, общие аккаунты и пиратство не всегда помогают обойти ограничения.
В последние дни Россия столкнулась с новыми экономическими санкциями из-за «спецоперации» в Украине, которые повлияли и на игровую индустрию. Издатели и разработчики приостанавливают продажи своих тайтлов, и пока неясно, вернётся ли всё на круги своя.
Но Россия далеко не первая страна, в которой возникли проблемы с играми из-за ограничений. Так, издатели не рискуют выходить на рынок многих территорий Среднего Востока, а власти Китая сами ограничивают геймеров, занимаясь цензурой.
В связи с последними событиями рассказываем, как живут геймеры в самых закрытых и санкционных странах мира.
Иран
Количество игроков в Иране стремительно растёт. В 2013-м там было порядка 13 миллионов геймеров, а через шесть лет цифра увеличилась до 28. Казалось бы, такой огромный рынок должен привлекать мировых издателей и толкать местную индустрию вперёд. Но на деле всё не так просто.
У властей Ирана сложные отношения с западными странами, что приводит к постоянным санкциям. Однако в 2015 году всем им удалось договориться об ограничении ядерной программы.
Тогда игровые журналисты и геймеры надеялись, что санкции ослабят, а индустрия в стране будет развиваться. В Иране уже появлялись заметные игры, проводились выставки и работал Национальный институт игровой разработки. Всё могло стать намного лучше.
Но скоро стало понятно, что послаблений ждать не стоит: в 2018-м Дональд Трамп ввёл ещё больше санкций против Ирана. Разумеется, эти ограничения повлияли на игровую индустрию страны.
Долгое время из платформ среди местных геймеров были популярны ПК. Причина проста — свободный доступ к пиратским дискам. В местных сетях можно было найти практически любую игру для ПК. Самые популярные тайтлы (Pro Evolution Soccer, Call of Duty) переводили и продавали в аккуратных упаковках.
За распространением игр следила организация Bonyad, которую спонсировало Министерство культуры Ирана. Она также поддерживала местных разработчиков и несколько раз проводила в стране игровые выставки.
В 2016-м пиратские игры в магазинах стоили порядка полутора долларов. Разумеется, до зарубежных разработчиков выручка не доходила, так как власти Ирана не особо заботились об авторских правах. Главные хиты продавались неплохо: к примеру, игроки могли скупить около пяти миллионов копий новой части Pro Evolution Soccer.
Однако продажи физических копий начали снижаться ещё в середине 2010-х. Представитель иранского видеоигрового магазина AsreBazi тогда говорил, что очень удивится, если в 2018-м кто-то ещё будет покупать диски. Всему виной — рост популярности смартфонов.
В Иране живёт 80 миллионов человек, и у половины из них есть Android-смартфоны. Игры для них распространяются через местный магазин приложений Cafe Bazaar, у которого более 40 миллионов пользователей. С ним работают и зарубежные издатели.
Среди лидеров загрузок в разные годы были карточная игра Fruitcraft, экшен от местных разработчиков Rooster Wars и знаменитая Clash of Clans. Правда, авторы последней закрыли доступ к игре в 2020-м, так как не стали продлевать сделку с Cafe Bazaar. Подобные ситуации происходят всё чаще.
ПК и консольные геймеры, которые любят FIFA или PUBG, вынуждены пользоваться VPN, чтобы создавать рабочие учётные записи. Некоторые иранские игроки прибегают к помощи посредников из других стран для покупки игр или берут за небольшую плату доступ к общему аккаунту у местных магазинов.
Последний вариант используется всё чаще, так как геймеры хотят поощрять труд разработчиков, а доступа к популярным способам оплаты у них нет.
Кроме того, геймеры из Ирана вынуждены скрывать своё местоположение, потому что их могут забанить в любой момент. Просто за то, что они играют с территории страны под санкциями. Игроки признаются, что это обидно: по их мнению, простые люди, которые не могут повлиять на ситуацию, страдают из-за того, что политики не могут договориться.
Тем не менее, игроки не унывают. Некоторые вступают в консольные фан-клубы, а другие обсуждают новинки на местных форумах.
Проблемы у властей, а страдают потребители. У нас нет политических требований, и мы просто хотим играть.
Что касается разработчиков, то им тоже не позавидуешь. Из-за санкций у них нет доступа к популярным рабочим инструментам. К примеру, Slack забанил все иранские учётные записи, хоть программа и не запрещена в стране.
В Иране есть проблемы даже с бесплатной версией движка Unity, а разработчики не могут выпускать свои творения в Steam, App Store и Google Play. В стране также не работают Google tools и GitHub.
Некоторые иранские авторы пользуются VPN, чтобы скрывать своё местоположение, а другие передают права на игры зарубежным знакомым, которые договариваются с издателями. Но в этом случае разработчики лишаются большей части дохода.
Любопытно, что власти США не запрещают игровым студиям вести бизнес в Иране. Более того, американские компании могут предоставлять иранским пользователям доступ к некоторым приложениям для общения.
Однако американское правительство не даёт инструкций касательно игр и соответствующего софта. По идее, игровым студиям нужно получить лицензию на работу в Иране. Но этим никто не занимается из-за боязни нечаянно нарушить закон: за проступок можно даже лишиться бизнеса.
Иранские разработчики сталкиваются с проблемами каждый день. По сути, они могут построить карьеру в индустрии только за рубежом, и многие действительно переезжают в США или Европу. Те, кто остаются, опасаются, что однажды в стране вообще отключат электричество.
Думаю, что всё может быть ещё хуже. По крайней мере я пока могу купить продукты и погулять с родными. Возможно, в какой-то момент нам отключат электричество или интернет.
Упадок индустрии в Иране начался в 2019 году, когда в стране разгорелся финансовый кризис из-за санкций. Институт по разработке игр закрыт, в магазинах продаётся намного меньше дисков, а у разработчиков почти нет денег и желания заниматься любимым делом. Далеко не факт, что ситуация наладится в будущем.
Китай
У Китая сложные отношения с видеоиграми. В 80-х страна развивала экономику, а у населения был спрос на консоли. Но их почти не завозили в Китай из-за высокой стоимости, тарифов и налогов. В результате игровая культура развивалась благодаря серому рынку игровых устройств и пиратству.
В 1990-х игры стали настолько популярны в Китае, что СМИ и власти начали опасаться распространения зависимости. Журналисты называли видеоигры «цифровым героином», которому особенно подвержены дети. Как итог, в 2000 году правительство запретило производство, импорт и продажу консолей и аркадных автоматов.
Конечно, запрет касался не всех устройств. К примеру, Sony удалось запустить в Китае PlayStation 2, но особого успеха консоль не сыскала из-за строгой цензуры игр и пиратства. Главное последствие многолетнего бана — возросшая популярность ПК и F2P-проектов, которые начали делать местные разработчики, борясь с пиратством.
К слову, китайские геймеры охотно донатили в любимых онлайн-играх, а компании, связанные с этим рынком, быстро богатели (Tencent). В Китае выпускали и западные MMORPG, но все они проходили через цензуру. Так, Blizzard пришлось изменить внешность персонажей и избавиться от крови в World of Warcraft.
Игровой рынок Китая рос, и уже к 2007-му в стране насчитывалось более 40 миллионов геймеров. Тогда правительство вновь озаботилось проблемой зависимости среди детей. Они начали заставлять разработчиков ограничивать игровое время подростков.
К примеру, власти хотели, чтобы люди играли не больше трёх часов в день. Если те игнорировали лимит, то лишались половины или всей заработанной игровой валюты. Но далеко не все студии создали подобные инструменты, да и сами геймеры быстро научились обходить ограничения. К примеру, некоторые использовали учётные записи родителей для авторизации, и система не могла понять, что за монитором сидит несовершеннолетний.
К 2013-му в Китае насчитывалось уже 490 миллионов ПК-игроков, которые приносили миллиардные прибыли. Удивительно, но в то время Steam работал в Китае почти без ограничений, поэтому у геймеров была возможность ознакомиться с играми, которые были бы наверняка забанены на консолях — например, GTA V.
В 2015 году власти Китая сняли запрет на консоли, и в страну пришли PlayStation 4, Xbox One и Nintendo Switch. Однако особого успеха они не добились. Одни по-прежнему предпочитали ПК из-за их универсальности, а другие брали консоли на сером рынке.
Показательна ситуация со Switch. Nintendo запустила устройство в Китае в конце 2019-го с региональным локом и другими ограничениями. За год компании удалось продать всего миллион копий этой версии консоли. Однако в стране было как минимум в два раза больше Switch, так как геймеры покупали на сером рынке импортные версии без ограничений.
В 2018-м правительство Китая вновь обратило внимание на игры и здоровье нации. Теперь речь шла не только об игромании, но и о близорукости среди детей. Под этим предлогом оно замедлило выдачу лицензий на продажу видеоигр в стране и придумало более строгие правила для их получения. Из-за этого в Китае опять выросла популярность Steam.
Но лицензиями дело не ограничилось. С 2021 года несовершеннолетние могут играть в онлайне лишь один час в день по выходным и праздникам, а в будние дни доступ запрещён. Правительство вновь обязало разработчиков контролировать игровое время, и на этот раз инициатива идёт намного успешнее.
Антиигровая риторика усилилась во второй половине 2021-го. СМИ называли видеоигры «опиумом для сознания», а выдача лицензий остановилась. Попутно власти придумывали ещё больше требований для разработчиков.
Так, в Китае видеоигры считаются формой искусства, которая должна прививать национальные ценности. Поэтому властям не нравятся проекты, в которых даётся выбор между добром и злом: все геймеры должны идти по одному пути. Кроме того, они не одобряют видеоигры, в которых есть жестокость, однополые отношения, «женственные мужчины», а также упоминается история страны.
Конечно, ограничения и проблемы с выдачей лицензий наносят серьёзный ущерб местным компаниям. Корпорации Tencent и NetEase теряют миллиарды, а тысячи игровых студий закрываются. Правда, властям Китая до этого нет дела.
Сейчас китайские геймеры тоже используют VPN или обращаются к серому рынку видеоигр, который никуда не исчез. Эксперты уверены, что игроки найдут выход из ситуации, как бы власти не увлекались цензурой.
Северная Корея
В самой закрытой стране мира с играми всё просто: они недоступны большей части населения. Но есть нюансы.
Самые зажиточные граждане Северной Кореи живут в столице Пхеньяне. У многих из них есть доступ к компьютеру, а некоторые иногда ездят в заграничные командировки. Бывает, что они даже привозят с собой иностранную технику, вроде ПК или игровой консоли. Из последних в страну точно попадали настоящие и поддельные устройства Nintendo с пиратскими играми.
Но всё же счастливчики познакомились с индустрией благодаря ПК. По словам одного из эмигрантов, в конце 1990-х он и его друзья играли в Age of Empires, Command & Conquer: Red Alert и Counter-Strike. Они даже устраивали LAN-посиделки в мультиплеере, собираясь у кого-то дома, пока власти не начали пресекать подобное.
В 2000-х в Северной Корее появились аркадные автоматы, которые остаются актуальными до сих пор. Самые шикарные из них используют для съёмок постановочных роликов для ТВ, чтобы показать счастливых людей.
Интересно, что Terminator: Salvation — одна из доступных игр для аркадных автоматов. Никто не знает, почему правительство одобрило её: возможно, из-за сеттинга разрушенной Америки. Кроме неё, в стране разрешены Super Mario Kart для Super Nintendo, футбольный симулятор Tecmo World Cup ’98, Let’s Go Jungle и Alpine Surfer.
В последние годы популярность видеоигр в Северной Корее увеличилась. Эмигранты всё чаще отмечают, что молодёжь находит способ скрывать свои увлечения от властей. По их словам, северокорейские подростки знакомы даже с GTA V.
Подобные игры распространяются на USB-носителях, а геймеры обычно меняют расширения игровых файлов на jpg, doc или avi, чтобы обмануть проверяющих. Те, в свою очередь, охотнее ищут запрещённые фильмы, чем видеоигры.
Власти Северной Кореи понимают, что игры могут быть полезны пропаганде, которая захватила все сферы жизни в стране. Поэтому в последние годы в КНДР активно разрабатываются собственные проекты. К примеру, там можно встретить патриотические Hunting Yankee, Goguryeo Battlefield и Pyongyang Racer, собственные копии хитов Angry Birds и Bejeweled, а также простенькие головоломки.
Правитель страны Ким Чен Ын — один из немногих, кому доступен интернет без ограничений. По слухам, он проводит 65% свободного времени в World of Tanks, Left 4 Dead 2 и других онлайн-играх. Неудивительно, что под его руководством в стране началась разработка собственных проектов.
Большинство местных игр доступны на смартфонах, чья популярность увеличилась даже в самой закрытой стране мира. Разумеется, на них нет доступа к интернету, поэтому людям нужно идти в ближайший мобильный центр, чтобы установить новое приложение.
Однако подобные услуги доступны лишь тем, кто живёт в столице или в пригороде. Остальным жителям явно не до игр: им хватает проблем с электричеством и поиском еды.
Конечно, мы рассказали не обо всех странах мира, где есть проблемы с играми. Так, в Ираке геймеры спасаются от проблем в мобильной PUBG, которая запрещена властями. Развитию индустрии в Сирии мешают военные конфликты, санкции и плохой интернет. Но некоторые геймеры всё равно участвуют в арабских игровых турнирах, надеясь выиграть денежные призы.
Однако ситуация понятна. В подобных странах геймеры используют VPN и другие хитрости, а также массово переходят на мобильные платформы. Но эти меры не помогают, если речь идёт о государственной цензуре или масштабных санкциях.