Путеводитель по вселенной Sunless Sea (почти без спойлеров)

Как устроен странный мир Павшего Лондона.

Путеводитель по вселенной Sunless Sea (почти без спойлеров)

Sunless Sea — исследовательская ролевая игра c элементами roguelike. Большýю долю очарования игровому процессу придают неожиданные и невозможные ситуации, в которые попадает ваш капитан в безумном мире Unterzee.

Однако иногда неофиту, незнакомому со вселенной, проникнуться историей мешает банальное непонимание происходящего. Чего ожидать от Drownie? Кто такие Rubbery Men? Перед вами путеводитель молодого капитана, призванный помочь именно в такой ситуации.

Гайд касается только Sunless Sea (и, конечно, Fallen London), поскольку в Sunless Skies я ещё не играл. Он включает в себя информацию, которая является общеизвестной для практически любого лондонца. Это то, что знал бы ваш капитан в начале вашей игры.

Имена собственные (например, Neath) в гайде приводятся на английском, поскольку я понятия не имеею, как они выглядят в локализации. Имена нарицательные (например, devils — дьяволы) я переводил в случае, когда считал это уместным.

Большая часть гайда — перевод поста на Reddit, в котором опущены некоторые вещи, несущественные для Sunless Sea.

Путеводитель по вселенной Sunless Sea (почти без спойлеров)

1. Падение Лондона

В 1861 году Альберт Саксен-Кобург-Готский, принц-консорт Великобритании, скончался от брюшного тифа. В нашей реальности его скорбящая вдова, королева Виктория, носила траур до конца своей жизни.

Однако в мире Fallen London ей дали шанс всё изменить. Спустя год после смерти Альберта у неё состоялась встреча с загадочными личностями, закутанными в длинные мантии, и разговаривающими пронзительными, высокими голосами. Они представились торговцами, и предложили ей сделку — Лондон в обмен на жизнь её возлюбленного. Она согласилась.

Той же ночью туча летучих мышей поглотила город. Детали туманны, однако известно, что они каким-то образом затянули его под землю, в гигантскую пещеру на глубине примерно мили. Лондон приземлился на западном берегу огромного подземного моря, раздавив собой предыдущий город, находившийся на этом месте.

Одно здание предыдущего города пережило падение в полной сохранности — громадное, монструозное скопление чёрных шпилей, покрытых странными красными символами. Существа в мантиях объяснили, что это здание — Echo Bazaar, а сами назвались The Masters.

2. The Neath

Место, куда попал Лондон, представляет собой огромную подземную пещеру примерно в миле под Средиземноморьем. Большая часть этой пещеры покрыта солёным морем, the Unterzee. Помимо островов в море, суша представлена двумя континентами — западным (на восточном берегу которого и приземлился Лондон) и южным, который называют the Elder Continent. Можно взглянуть на карту, однако следует помнить, что позиции островов в Neath изменчивы.

Путеводитель по вселенной Sunless Sea (почти без спойлеров)

The Neath — необычное место, которое живёт по несколько иным законам, чем мир наверху. Пространство и время там менее стабильны. Умереть также гораздо сложнее — рано или поздно вы оправитесь от практически любых ранений, кроме разве что расчленения. Люди всё ещё могут умереть от болезней и чрезвычайно большого возраста. Также можно утонуть в море, после чего люди возвращаются в виде Drownie — чего-то вроде морского зомби. Drownie считают, что они мертвы, несмотря на то, что ходят и разговаривают как обычные люди.

Для «оживших» и тех, кто провёл внизу слишком много времени, опасен прямой солнечный свет, который прекращает их существование.

3. Лондон под землёй

Формально Лондон всё ещё является столицей Британской империи. Королева со своей семьей теперь не выходит из Кенсингтонского дворца, и запретила всем называть её по имени. Правительство величает её «Her Enduring Majesty», а простые люди пренебрежительно зовут её «the Traitor Empress».

Официально империей по-прежнему правит парламент, однако всем известно, что Masters держат город в кулаке (если таковые у них вообще имеются), а парламент примет любой нужный им закон. К счастью, их требования не так многочисленны, и касаются в основном торговли потенциально опасными товарами и цензуры политических материалов. Также они почему-то установили высокий тариф на экспорт любовных романов и запретили пользоваться старыми названиями улиц и других мест в Лондоне.

Несмотря на недавние неудачные военные активности, у Лондона есть более-менее функционирующая армия, хотя империя определённо видала лучшие дни. Связь с поверхностью затруднена, большая часть заморских колоний потеряны. По какой-то причине, вместо того, чтобы заниматься поддержкой империи, Адмиралтейство решило, что весь королевский флот должен сконцентрироваться над каким-то таинственным проектом на юге, а всё остальное подождёт.

4. The Bazaar и The Masters

Несмотря на то, что в Sunless Sea они фигурируют нечасто, Masters очень важны в жизни Лондона, и без хотя бы краткого их описания гайд был бы неполным.

The Masters of the Bazaar представляют собой группу примерно из дюжины странных, практически наверняка нечеловеческого происхождения индивидов, которые контролируют всю торговлю на территории Bazaar, и, следовательно, всего Лондона. Они носят массивные мантии, скрывающие их внешний вид, а разговаривают высокими, даже визгливыми голосами. Некоторые из них торгуют под разными именами одновременно. Каждый заведует торговлей определённой группой товаров, и называет себя соответственно:

  • Mr Wines — вино, кофе, прочие напитки. Также считает, что распоряжается торговлей снами, что оспаривается Mr Spices. Приветлив и общителен, устраивает вечеринки.
  • Mr Apples — фрукты, овощи, древесина. Заведует торговлей Hesperidean Cider, то есть бессмертием. Тоже добродушен и дружелюбен.
  • Mr Spices — специи и наркотики. Считает, что владеет торговлей снами, что оспаривается Mr Wines. Серьёзен, деловит, раздражителен.
  • Mr Stones — камни, строительные и драгоценные, соль, порох. Жаден, меркантилен, и либо не знает английского, либо не желает им пользоваться.
  • Mr Fires — уголь, газ, свечи. Отвечает за торговлю в Wolfstack Docks. Самоуверен, ведет себя как заправский бизнесмен.
  • Mr Iron — оружие, инструменты, двигатели, печатные станки. Строг, мрачноват, общается только письменно.
  • Mr Cups — гончарные изделия, скульптура, прочие вещи для дома. Также заведует старьёвщиками.
  • Mr Pages — бумага, книги, чернила, письменные принадлежности, легкодоступные секреты. Заведует the Ministry of Public Decency, которое следит за тем, чтобы все не одобренные государством книги были надлежащим образом преданы огню. Дружелюбен, отзывчив, впечатлителен, любит длинные, часто выдуманные им лично слова.
  • Mr Hearts — мясо, шкуры, кости, животные. Приветлив, бесцеремонен (даже снисходителен), любит шутить.
  • Mr Veils — одежда и ткани. Безукоризненно вежлив и формален.
  • Mr Mirrors — стекло, зеркала, высококачественные секреты. Вежлив, но сдержан и даже отчуждён.

Помимо тех Masters, которые торгуют в Bazaar, есть ещё некоторые личности, которые явно относятся к тому же классу существ:

  • Masters заведуют VIP-клубом House of Chimes в руинах Биг Бена. В каждый момент времени один из них является его председателем, и занимает пост Mr Chimes.
  • Mr Sacks, он же Crimson Beast of Winter. Это Master, одетый Санта-Клаусом, который ходит по Лондону в Рождество (после «Sacksmas»). В отличие от Санты, он не дарит вещи, а забирает их себе. Иногда это может быть полезно (например, он может забрать себе ваш недуг), однако в целом его стоит опасаться.
  • Ходят слухи о существующем (или когда-то существовавшем) Mr Eaten. Задавать вопросы о нём — верный способ нажить себе массу проблем.

Революционеры

Не все жители Павшего Лондона довольны сложившимся статусом кво. Revolutionaries, они же Dynamite faction — это разжигатели, пропагандисты, анархисты и социалисты, которые сговорились низложить режим парламента и Masters.

Есть несколько революционных группировок, однако наибольшая и самая известная — это Calendar Council, группа анархистов, состоящая, по слухам, из двенадцати, каждый член которой использует название одного из месяцев как псевдоним.

Сны и Parabola

Сны — это не просто вспышки мозговой активности во время отдыха, а видения из отдельного реально существующего измерения, которое называется Parabola. Граница между нашим миром и Parabola под землей гораздо тоньше, с чем связаны многие странности Neath.

В Parabola можно попасть физически, а не только получать оттуда видения. Теоретически существует много способов это сделать, однако самый известный и доступный — Prisoner's Honey, производящийся из нектара белого цветка exile's rose. Он физически телепортирует вас в один из ваших снов.

Умеренное его употребление приятно и безвредно, однако чрезмерное может привести к honey-mazing — феномену, когда ваше тело возвращается в реальность до того, как это сделает ваше сознание, что может вылиться в массу проблем.

Предыдущие города

Лондон был не первым городом, попавшим под землю. До него такая участь постигла ещё четыре города, все из которых находились вокруг Bazaar — четвёртый город Лондон раздавил собой. Информации о них немного:

  • Первый город был, конечно, самым старым. Всё, что сейчас от него осталось — серебряные монеты.
  • После второго города остались гипсовые бюсты и глиняные таблички с непонятными письменами. Masters не любят о нём вспоминать, и в их обществе от его упоминания стоит воздержаться.
  • Реликвии третьего города — это киноварные бусы и квадратные гранитные идолы.

Про четвёртый город известно больше. Он был монгольским, и одна его часть осталась относительно целой после падения. Это Forgotten Quarter, Мекка лондонских археологов и расхитителей гробниц.

Четвёртый город погиб, погребённый под Лондоном, однако у монголов была морская колония, которая уцелела. Испещрённый каналами, как Венеция,The New Khanate находится посреди Unterzee, и является одним из самых могущественных соперников Лондона за владычество над морскими территориями.

Zailors и Unterzee

Большая часть Neath занята просторным, безмятежным солёным морем, the Unterzee. Своё название оно получило от группы знаменитых голландских первооткрывателей, установивших контакт с Tomb-Colony of Venderbight, и именно так в морскую тематику пришли «zailors», «zee-ztories», и «zubmarines», хотя слишком частое употребление «z» — верный признак того, что перед вами сухопутный житель.

Море нестабильно, и время от времени острова в нём каким-то образом дрейфуют, меняя своё положение и добавляя работы картографам. Находясь в гигантской пещере оно, как следствие, бессолнечно и в основном беспогодно.

На нём редко дует что-то сильнее лёгкого бриза, и поэтому большинство кораблей, бороздящих его просторы — пароходы, хотя Polythreme и Chelonate предпочитают использовать галеры с гребцами. Горстка людей владеет подводными лодками, однако моряки относятся к этому новомодному изобретению с опаской, а официально правительства большинства наций постановили, что «под водой нет ничего интересного».

Моряки чрезвычайно суеверны, и большинство их поверий в конечном счёте относятся к кому-то из трёх «морских богов»:

  • Stone, богиня исцеления и домашнего очага. Она связана с Elder Continent и Mountain of Light.
  • Storm, бог ярости, доблести и ревущих волн. Как утверждается, живёт на потолке пещеры.
  • Salt, бог горизонтов, расставаний, слёз и тяги к путешествиям. Связан с самым дальним востоком.

Никто из богов не является ни абсолютно дружественным, ни полностью враждебным. Как правило, большинство моряков пытаются как минимум избежать их гнева.

Hell и the Devils

Через реку от Лондона находится Hell (Ад).

Населён Ад, естественно, devils (дьяволами). Внешне они выглядят как люди, хотя иногда у них встречаются очевидно демонические черты, вроде красных глаз и рогов. На ощупь они горячие, а их телесные жидкости — это кислоты. Дьяволы несколько опережают остальной мир, и одеваются скорее по моде 1920-х, а не 1880-х, в которые происходит действие игры. Дьяволы могут казаться вежливыми, учтивыми и располагающими, однако каждый знает, что на самом деле все они без исключения социопаты, желающие только одного — заполучить вашу душу.

До недавнего времени Ад управлялся монархом, однако когда Европу захлестнула волна республиканских революций, Ад решил не отставать от веселья, в результате чего аристократы была свергнуты и отправлены в изгнание, а их место заняла громадная махина безжалостной бюрократии. Аристократия же бежала на остров Mount Palmerston, где сформировала правительство в изгнании: the Brimstone Convention.

Отношения Лондона с Адом, как и следовало ожидать, оставляют желать лучшего. Один раз они воевали — в 1868-м Лондон попытался вторгнуться в Ад. Эта кампания тоже оставляла желать много лучшего для Лондона... собственно, это была тотальная и абсолютная катастрофа. Оказалось, что Ад имел более развитые технологии и, по-видимому, бесконечное число дьяволов, так что к моменту когда британская армия отступила их потери уже были недопустимо большими.

После войны Лондону пришлось, несмотря на недовольство населения, принять требования Ада и установить с ним цивилизованные дипломатические отношения. Дьяволы построили своё консульство на Бейкер-стрит (ныне Молох-стрит) и провели прямую ветку железной дороги прямо в Ад. Они принудили Лондон легализовать торговлю человеческими душами, пусть она и строго контролируется. Ад активно торгует с Лондоном, импортируя души и экспортируя уголь, серу, nevercold brass и devilbone.

Polythreme и the Clay Men

Polythreme — остров в Unterzee, которым правит King with a Hundred Hearts. Утверждается, что на нём всё живое: монеты, кровати, здания, посуда — если вы можете показать на это пальцем, то вы можете с этим поговорить.

Polythreme экспортирует в Лондон Clay Men — живые человекообразные статуи, которые часто с радостью выполняют любой ручной труд. Будучи статуями, они не едят, не пьют, не устают, и отличаются неукоснительной верностью, исполняя любые данные им указания до самой смерти. В Лондоне большинство из них живут в подземном гетто Clay Quarters.

Большинство из них исключительно надёжны и законопослушны, однако среди них также имеется опасная группа Unfinished Men. Их создание не было завершено, и у них что-то отсутствует — зрение, рука, голос, послушание, сострадание. Unfinished Men могут быть чрезвычайно опасными, и им не стоит доверять.

The Tomb-Colonies

В отличие от смерти, являющейся скорее неудобством, чем окончательным концом, шрамы, полученные внизу, остаются с вами навсегда. Люди, копившие шрамы несколько столетий превращаются в довольно неприглядное зрелище. Поэтому, по крайней мере с третьего города, в Neath появились Tomb-Colonies. Слишком старые или изувеченные, чтобы находиться в приличном обществе люди закутываются в бинты и отплывают в один из прибрежных городов к северу от Лондона. Крупнейшими такими поселениями являются Venderbight и Xibalba, хотя есть немало колоний поменьше.

Впрочем, колонисты не обязаны находиться в колонии вечно, и вы можете повстречать их в своих путешествиях. Не стоит их недооценивать — они гораздо старше и в разы опытнее, чем вы.

The Elder Continent

Расположенный на юге чёрного Unterzee, Elder Continent — загадочная часть Neath. Лондонские исследователи не продвинулись дальше прибрежной зоны — Carnelian Coast, знаменитой своими грибными джунглями, говорящими тиграми, умеренными запасами сердолика и большими запасами сапфиров (путешественница, которая назвала её «Сердоликовое побережье» была знатно сконфужена). Наиболее примечательным географическим объектом на континенте является Mountain of Light, видимая даже с моря. Ни один лондонец ни разу не добирался до неё.

Большая часть континента находится под контролем Presbyterate, могущественной империи людей, которая, в частности, запрещает чужеземцам путешествовать вглубь континента, к горе. Сведения о Presbyterate крайне скудны, что их полностью устраивает, однако известно, что у них есть корабли из живого дерева, а также ходят слухи, что эти выскочки имеют наглость владеть секретом вечной молодости.

За некоторое время до событий игры Лондон попытался основать Port Carnelian, колонию на Carnelian Coast. Несмотря на агрессивное противодействие Presbyterate, Лондон преуспел, и в настоящее время Port Carnelian является последним бриллиантом в короне Британской империи, и крупнейшим же её поставщиком сапфиров.

Примечательные места

Это — список известных островов, которые по какой-то причине ещё не были упомянуты.

  • The Iron Republic, город-государство к югу от Лондона, союзник Ада. Недавно его жители решили, что они устали от законов — и избавились от них. Вообще от всех. Если вы испытываете тёплые чувства, скажем, к закону всемирного тяготения, вам там может не понравиться.
  • Irem, далёкий остров, который импортирует нечеловеческое количество кофе, а экспортирует экзотическую ткань из снов — Parabola-linen. Время в этом месте ведёт себя очень причудливо.
  • The Fathomking's Hold. His Complexity — правитель Drownies.
  • The Chelonate, народ охотников и китобоев, живущих на панцире гигантского давно умершего морского монстра. Превыше всего ценят воинскую доблесть, очень гордятся убийством их предками монстра, на останках которого живут.
  • The Cumaean Canal, соединяющий через изобретательную систему каналов Neath с поверхностью, выход на которую находится в пещере возле Неаполя.
  • The Roof. Neath — исполинская пещера у которой, естественно, есть потолок, покрытый громадными сталактитами. Некоторые из них выдолбили и превратили в жилища Starving Men, воины и философы, которые редко контактируют с миром под или над ними.

Примечательные существа

  • Rubbery Men — странные, покрытые слизью гуманоидные существа с лицами осьминогов. Не умеют разговаривать, по какой-то причине обожают янтарь.
  • Sorrow-spiders. Говорят, что обычные пауки пьют наши слёзы, пока мы спим. Sorrow-spiders забирают весь глаз.
  • Rattus Fabers, они же L.B.s — говорящие крысы. Известны своими ремесленными навыками.
  • Также все кошачьи под землёй по какой-то причине разговаривают.
  • Drownies, которые получаются из утопленников в море. Они считают, что мертвы, хотя это очевидно не так. Обычно живут в море, любят петь и топить других людей.
  • Pentecost Apes, которые с биологической точки зрения не приматы, а обезьяны, хотя при них этого лучше не упоминать. Способны похищать и поглощать души людей. На их родине, the Empire of Hands, социальный статус обезьяны зависит от количества имеющихся у неё душ. Адмиралтейство находится с ними в чрезвычайно плохих отношениях по неизвестным причинам («они знают, что они сделали»), и строго-настрого запретило кому бы то ни было продавать им души.
  • Blemmigans, хищная фиолетовая смесь гриба и осьминога, родиной которых является исполинский гриб в центре Unterzee.
  • Snuffers, монстры из Elder Continent. Питаются свечами, способны воровать человеческие лица и носить их как маски, причём распознать самозванца довольно непросто.
  • The Vake, ужас ночных улиц Лондона, долговязая, одетая в чёрное личность, погубившая бесчисленное количество охотников на монстров.

Конечно, вселенная Fallen London слишком обширна, чтобы поместиться в один небольшой гайд. Однако я надеюсь, что сделал её для кого-то понятнее, насколько это возможно без спойлеров.

Удачного плавания.

#sunlesssea #гайды

157157
42 комментария

О, коллега! Я тоже как-то переводил этот же самый пост. (Срублю ли я еще плюсиков, если заново опубликую его на DTF через годик-другой?)
https://games.d3.ru/putevoditel-po-miru-fallen-london-i-sunless-sea-1237413/?sorting=rating

26

Вот это да! Отличный перевод, заметно качественнее моего. И с классными картинками! Уверен, что срубите массу плюсиков : ) Извините, что опубликовал здесь пост перед вами.

3

Все никак не доходили руки, но после прочтения загорелся желанием погрузиться в этот мир.
Спасибо!

13

То же самое. Игра давно пылится в библиотеке стима, но после этого материала прям захотелось наконец-то до неё добраться

2

Вот спасибо тебе, добрый человек, за твой труд. Кое-чего даже не знал, хотя вроде давненько шатаюсь по Fallen London'у, да и в Unterzee поплескался немало. 

Если не секрет, из каких конкретно источников черпался материал для статьи?

6

Ссылка на исходный пост на Reddit есть в начале гайда. Из других полезных источников могу рекомендовать Lore Collection, составленную пользователями того же сабреддита u/Spacemarine9 и u/Valian.
Конечно, она чрезвычайно спойлерная, но если вы давно играете, то что могли вы уже разгадали, поэтому изучайте на здоровье.

2

Спасибо за статью, мой вкусный друг. Играю с 2016 года и до сих пор мечтаю, чтобы этот шедевр получил то признание, которого заслуживает. К слову, для Sunless Sea есть неплохой-таки перевод. Сравнивал с английским, переведено всё вполне корректно, хотя на русском и выглядит слишком абсурдно.

4