Позабытый бриллиант: Xenoblade Chronicles X, большие боевые роботы и эмулятор CEMU

Мнение и личные впечатления о JRPG от Monolith Soft.

Позабытый бриллиант: Xenoblade Chronicles X, большие боевые роботы и эмулятор CEMU

Текст написал Василий Кондрашкин, а я — отредактировал. С оригиналом можно ознакомиться тут. Статья опубликована с согласия автора.

На самом деле, этот текст должен был выйти через месяц после моего поста о Xenoblade Chronicles DE, ведь именно тогда почти всё было уже написано. На деле же прошёл почти год. Всё это время я ждал анонса ремейка или, хотя бы, ремастера для Nintendo Switch, но чуда не произошло. Возможно, что-то анонсируют после запуска Switch Pro.

Когда-то вновь поверить в жанр JRPG мне помогла Xenoblade Chronicles. Игра вышла в 2011 году на Wii. К сожалению, ни самой приставки, ни диска с игрой, у меня не было. Приобщиться к Xenoblade мне помог эмулятор Dolphin, а сильно позже — переиздание игры для Nintendo Switch.

Где-то в промежутке между этими двумя событиями вышел CEMU — эмулятор WiiU. Я не сразу обратил на него внимание. В новостях и специализированных источниках стала часто появляться информация о том, что эмулятор поддерживает всё больше и больше игр, в том числе и Xenoblade Chronicles X — ответвление и непрямое продолжение первой игры.

Позабытый бриллиант: Xenoblade Chronicles X, большие боевые роботы и эмулятор CEMU

Тогда я подписался на Patreon эмулятора и стал получать самые новые версии CEMU с подробными описаниями билдов. После нашёл образ и запустил игру.

По словам разработчиков, они хотели создать игру с огромным открытым миром, где сама планета и её исследование были бы основой геймплея. Чуть забегая вперёд, скажу, что у них получилось, но не без шероховатостей. После релиза Xenoblade Chronicles X основатель и глава Monolith Soft Тэцуя Такахаси в одном из интервью сказал, что в дальнейшем серия Xenoblade будет разделена на две ветви. С припиской «X» будут выходить игры про большой открытый мир и исследование, а номерные части останутся более камерными и сюжетно-ориентированными.

По сюжету Xenoblade Chronicles X человечество оказалось вовлечено в масштабный конфликт двух высокотехнологичных рас пришельцев. Несмотря на то, что земляне организовали оборону, планету всё равно ждала неминуемая гибель. Люди решили бросить все ресурсы на так называемый проект «Исход» — последний шанс человечества спастись и обрести новый дом на просторах галактики. Десятки гигантских кораблей-ковчегов отправились в космос, но пробиться сквозь космическую мясорубку смогли лишь единицы. Вокруг судьбы одного из уцелевших кораблей и будет строиться повествование Xenoblade Chronicles X.

Позабытый бриллиант: Xenoblade Chronicles X, большие боевые роботы и эмулятор CEMU

Прежде чем начать путешествие, нужно создать аватар. Местный дизайн персонажей и обмундирования отсылает к другой серии игр Monolith Soft — Xenosaga. Подробный редактор позволяет создать 3D-куна или вайфу на любой вкус. И хоть персонажу позволяют выбрать голос, услышать его можно только во время битв. Вне боя аватар хранит абсолютное молчание и лишь кивками реагирует на вопросы и происходящее вокруг. Ещё огорчает то, что в европейской и американской версиях нет возможности выбрать японскую озвучку, хотя в первой части такая возможность была.

Как я уже писал выше, основным персонажем игры является огромный, открытый и полностью бесшовный мир. Планета Мира, на которой разворачиваются события Xenoblade Chronicles X, поделена на огромные сектора-континенты. Каждый такой континент, будь то пустынная Обливия или тропический Ноктилум, обладает своими фауной и флорой. Причём Мира – планета далеко не гостеприимная: иногда гигантский камень может оказаться огромным монстром-черепахой, милые с виду бутоны цветов — группой насекомых-убийц, а свисающие с местных скал и деревьев тёмные гроздья – пауками-бомбами. Плюс, несмотря на то, что мир полностью открытый — высокоуровневые монстры не дадут сильно разгуляться.

Позабытый бриллиант: Xenoblade Chronicles X, большие боевые роботы и эмулятор CEMU

Сама планета как бы намекает игроку: «Ты тут чужой!» Враждебную обстановку подкрепляет и погода: ливни, грозовые бури, ветер с вредными спорами и многое другое. Погодные условия влияют на геймплей, а ещё от них зависит поведение монстров.

От всех неприятностей игрок может укрыться в городе-хабе. Новый Лос-Анджелес — местный уголок спокойствия, который находится внутри корабля-ковчега. Город поделён на районы: деловой, спальный, и так далее. Тут даже есть казармы с личными апартаментами героя и его команды. Внутреннее убранство можно кастомизировать: перекрасить стены, добавить новое освещение и расставить голограммы с монстрами. Главную башню Нового Лос-Анджелеса, местный командный пункт, можно увидеть практически из любой части первого континента Миры — Примордии.

Город живёт своей жизнью: ездят футуристичные машины, ходят пешеходы. В целом, Новый Лос-Анджелес оказался куда более проработанным, чем поселения из первой Xenoblade Chronicles. В локацию разработчики вложили много сил и средств, но пожертвовали детализацией других поселений, которые игрок посетит по мере прохождения (есть ещё маленькое тайное поселение существ из первой игры, но его лучше поискать самостоятельно).

Позабытый бриллиант: Xenoblade Chronicles X, большие боевые роботы и эмулятор CEMU

Чтобы путешествия по огромным локациям быстро не наскучили, разработчики добавили в игру дополнительные исследования. Например, в специальный атлас нужно заносить разнообразные предметы, которые герои найдут в процессе прохождения. Выглядят эти предметы как светящиеся ромбовидные кристаллы и по форме напоминают сферы из первой Xenoblade. На вид они все выглядят одинаково, но имеют разные свойства и эффекты. Пока не возьмёшь – не узнаешь, что именно взял.

Как и в Xenoblade Chronicles, в игре многие элементы подчинены рандому, который, на мой взгляд, стал беспощаднее. Ещё по всей игре разбросаны предметы, с которыми можно взаимодействовать. За это отвечают навыки «механика», «биология» и «археология». Плюс ко всему, на карте полно секретов: специальные пещеры с данжами и живописные места, которые показывают местную природу во всей красе.

Позабытый бриллиант: Xenoblade Chronicles X, большие боевые роботы и эмулятор CEMU

Дополнительным стимулом для исследования открытого мира служит система нодов. Каждый из континентов поделён на гексы (правильные шестиугольники). Поставив в определённом месте специальный модуль, можно открыть дополнительные задания: убийство особо сильных монстров, осмотр предмета или выполнение побочной миссии. На специальном экране каждый установленный модуль можно объединить с другим и таким образом создать цепочку, повышая их эффективность. Благодаря этой системе добывается местная валюта и один из важнейших ресурсов в игре – мираниум.

Боевая система Xenoblade Chronicles X поначалу немного пугает и даже кажется слишком громоздкой. Даже я, человек, который наиграл в предыдущую часть не один десяток часов, чувствовал себя немного обескураженным. Дело в том, что в игре практически нет обучения. Чтобы более-менее разобраться в геймплейных тонкостях, нужно прочесть увесистый мануал. Он есть в главном меню игры, но эмулятор CEMU наотрез отказывался его загрузить, поэтому мне пришлось искать PDF-копию в интернете. Подробного обучения с картинками и объяснением всех механик (как в первой части) тут нет. Вернее, картинки есть, но не слишком помогают.

Бои здесь проходят в реальном времени, а основная атака у персонажа автоматическая. Есть оружие ближнего боя и стрелковое. Их можно свободно переключать прямо на ходу. А вот за всё остальное отвечают специальные способности, знакомые по первой части — так называемые арты. Каждый приём имеет свой откат. Это зависит от оружия, которым персонаж в данный момент пользуется. Если дождаться повторного заполнения шкалы, то можно усилить навык.

Позабытый бриллиант: Xenoblade Chronicles X, большие боевые роботы и эмулятор CEMU

Время от времени персонажи выкрикивают специальные команды, названные тут Soul Voice. Например, персонаж только что провёл оглушающую атаку и теперь даёт понять, что неплохо бы провести ещё одну, на этот раз оружием ближнего боя. Подходящие арты начинают мигать и если успеть их прожать, то герой сможет нанести не только повышенный урон, но и немного подлечить всю партию.

Плюс здесь есть особая система «морали». В определённые моменты на экране появляется QTE: необходимо нажать кнопку B, когда шкала окажется в специальном круге. Всего морали три уровня и с каждым успешным выполнением QTE персонажи получают прибавку к урону. Позже по сюжету ещё и откроется шкала овердрайва — это режим, в котором откаты способностей ускоряются и можно нанести врагам больше урона.

Система прокачки также получилась громоздкой. К примеру, персонаж вступает в элитную организацию BLADE. Она делится на несколько подразделений, выполняющих различные функции. Допустим, одни исследуют фауну и флору, а другие сражаются с монстрами. За выполнение действий этих подразделений выдаются очки, с помощью которых можно повышать уровень BLADE. Это даёт возможность прокачать навыки «механики», «археологии» или «биологии», о которых я упоминал выше.

Позабытый бриллиант: Xenoblade Chronicles X, большие боевые роботы и эмулятор CEMU

В битвах, помимо очков BLADE, выдается опыт для достижения нового уровня, опыт для класса и очки битвы. И если с повышением уровня всё просто и понятно, то вот классовое развитие таит в себе много нюансов. Каждый класс имеет десять уровней, по достижении которых даётся новый арт. После того, как вы упрётесь в потолк, никто не мешает сменить профессию и получить доступ к оружию, артам и скиллам другого класса. В результате, можно открыть все профессии полностью.

Очки битвы начисляются за убийство монстров, заполнение атласа и исследование предметов на карте. Их можно тратить на развитие артов и способностей, характерных для определённого класса, но остающихся при смене.

Увлекательнее игровой процесс делают Скеллы — гигантские шагающие роботы. Правда, для получения лицензии пилота сперва придётся побегать по континентам, выполняя не самые интересные поручения подразделений BLADE. Но оно того стоит, поверьте. Скеллы – это мощь в чистом виде, да ещё и с классным дизайном. Их внешний вид рисовал человек, который приложил руку к роботам в сериях Armored Core и Metal Gear Solid. Вместо привычных артов, которые открываются при повышении уровня или смене класса, у Скеллов всё зависит от оружия и предметов, которыми вы их экипируете. Повышенное количество брони, здоровье и возросшая огневая мощь дают возможность тягаться с чудовищами на 5-7 уровней выше и даже побеждать.

Позабытый бриллиант: Xenoblade Chronicles X, большие боевые роботы и эмулятор CEMU

К сожалению, у Скеллов есть одно ограничение — топливо. Оно тратится на все действия робота во время боя. Немного оттянуть опустошение баков помогает овердрайв, который копится так же, как и при пеших сражениях. Топливо со временем начинает восстанавливаться. Скорость восстановления привязана к реальному времени. То есть можно спокойно выключить игру, а спустя два-три часа зайти и обнаружить, что баки заполнены.

Ещё Скелл может трансформироваться в наземный транспорт и воздушный. Так можно быстрее преодолевать огромные расстояния и исследовать планету. Однако боевые роботы в игре не бессмертны. Скелл можно потерять в бою. В первый раз вам отдадут его в городе бесплатно, но в дальнейшем придётся платить крупные суммы за восстановление меха. А вот Скеллы сопартийцев после уничтожения всегда восстанавливают бесплатно. Приятным бонусом после приобретения робота окажется и то, что все члены партии, которые сражаются на своих двоих, получают весомый бонус к защите. Он позволяет им выживать, мельтеша между ног вашего гигантского меха.

В Xenoblade Chronicles X осталась и система Affinity Grid, знакомая по прошлым играм серии Персонажи связаны между собой отношениями, которые со временем могут меняться, открывая особые задания. Даже несмотря на то, что система стала чуть глубже, сильного влияния на геймплей, как и в первой части, она не оказывает. Просто пара-тройка новых квестов и лут.

Позабытый бриллиант: Xenoblade Chronicles X, большие боевые роботы и эмулятор CEMU

Чтобы получить доступ к сюжетной миссии, зачастую необходимо выполнить ряд условий. Это не идёт игре на пользу, ведь исследовать 25% Ноктилума насильно — так себе решение. Плюс, многое из того, что я перечислил выше, открывается только после прохождения сюжетных миссий и никак иначе. По сути, игра как бы говорит: «Вот тебе мир, большой и открытый, но в нём есть условные рамки и всё сразу открыть и исследовать я тебе не дам. Будь добр следовать по тому пути, который за тебя уже выбрали».

Да, отправиться куда угодно реально, но в таком случае можно будет лишь истреблять монстров, взаимодействовать с предметами, да исследовать местность в попытках найти очередную скрытую пещеру. Не стоит забывать и о том, что частенько, для продвижения вперёд, нужно будет ещё и выполнять миссии по повышению отношений. В первой части такие задания были опциональными и позволяли лучше узнать героев, а также повысить их эффективность в бою. В Xenoblade Chronicles X такие задания фиксируются лишь на внутриигровом компасе, да и то без названия. Чтобы найти конкретное задание, которое необходимо для продвижения по сюжету — придётся обежать весь Новый Лос-Анджелес. При этом вы заранее не будете знать, куда вас направят, а отказаться от такой миссии, если вы её взяли, уже не получится. Да и перезагрузиться тоже не выйдет. В игре всего один слот для сохранений, который перезаписывается автоматически.

Помимо основного сюжета в Xenoblade Chronicles X есть и побочные задания. Их раздают либо внутриигровых персонажи, либо заказчики на доске. Если вы играли в первую часть, то примерно представляете, что вас ждёт. По моим ощущениям заданий стало гораздо больше, чем в Xenoblade Chronicles, но они стали слишком однотипными. Везде одна и та же последовательность: берём квест, приходим на место и говорим, говорим, говорим. Есть ещё задания с поиском предметов и убийством монстров.

Позабытый бриллиант: Xenoblade Chronicles X, большие боевые роботы и эмулятор CEMU

Мне лично понравилось, что теперь некоторые цепочки заданий влияют на окружающий мир. Например, в одном из квестов нас просят помочь построить завод по изучению и очистке воды на берегу одного из водоёмов, недалеко от города. По мере прохождения этого побочного задания сперва появятся сваи, а потом возникнет и само здание. И это, в свою очередь, отрывает доступ к новым заданиям. Ещё есть побочные квесты, которые, как и в первой части, разделены сюжетными главами.

В игре глубокая система кастомизации главного героя и его напарников. Помимо большого списка оружия можно выбрать доспехи на голову, торс, ноги и руки. Есть и несколько бонусных костюмов, вроде школьной формы, костюма для дайвинга или костюма кролика (да, фансервиса в игре хватает). Новое обмундирование можно получить за выполнение поручений, убийство монстров или просто купить в магазине. Также можно купить Скеллов и улучшения для них.

Зато в Xenoblade Chronicles X впервые в серии появились онлайн-элементы. К сожалению, эмулятор не позволил их оценить, поэтому сказать тут ничего интересного не могу. Постоянного подключения к сети игра не требует и можно вполне комфортно играть в оффлайн-режиме.

Позабытый бриллиант: Xenoblade Chronicles X, большие боевые роботы и эмулятор CEMU

Однако в игре, как и в прошлых частях, есть гринд и облегчить его можно как раз при помощи онлайна. Например, появляется возможность купить боевые билеты, с помощью которых можно приобрести различные предметы для крафта или исследований, без бесконечного убийства монстров. К тому же онлайн необходим для полного закрытия всех активностей в игре.

Также хотелось рассказать про музыкальное оформление. После прекрасного саундтрека первой Xenoblade Chronicles (и его новой аранжировки из переиздания для Switch) здешняя музыка вызвала у меня смешанные чувства. Я понимаю, что фэнтезийные мелодии, вкупе с хоровым пением и органом, не очень сочетаются с сай-фай антуражем игры и роботами, но их действительно не хватает. Та музыка, что есть в X, скупа на эмоции и служит, разве что, фоновой заглушкой. Разумеется, кому-то придутся по вкусу композиции с вокалом, но я не оценил. Лишь две мелодии мне понравились и запомнились: дневная музыкальная тема Ноктилума и тема сражения с элитными монстрами. Но опять же, всё вышесказанное — вкусовщина, моё личное мнение.

Позабытый бриллиант: Xenoblade Chronicles X, большие боевые роботы и эмулятор CEMU

Сейчас, глядя на это полотно текста, я понимаю, насколько же комплексной получилась Xenoblade Chronicles X. Уверен, что о многом я забыл, а на что-то не обратил внимания в процессе прохождения. Я сам не журналист и не претендую на объективность, просто рассказываю о своих впечатлениях и личном опыте.

При всех минусах и оговорках я полюбил Xenoblade Chronicles X и прошёл её несколько раз, в разных изданиях. Это приятная, тёплая игра, а также отличный игровой опыт, особенно если вы, как и я, любите старые JRPG. По крайней мере, попробовать точно стоит, а там вы уже решите, хотите ли отдавать Xenoblade так много времени.

Я вот отдал и не пожалел. Игр, которые дарят схожие ощущения просто нет.

170170
102 комментария