Assassin's Creed 2 — Вечно молодой
Год назад марафонил по ассасинам и перед выходом AC:Shadows хочу поделиться своими заметками. Это не полноценные обзоры, я не буду разбирать всё по косточкам. Моя цель — уловить посыл авторов и понять, о чем была каждая игра.
Предыдущая статья здесь: Assassin's Creed 1 — не про убийства
А сегодня на рассмотрении: Assassin's Creed 2. Игра, которую я ждал как Второе Пришествие. Ну а как не ждать, если в рамках рекламной кампании для неё сняли целый фильм Assassin's Creed Lineage? И в своё время AC2 поразила своей красотой, эстетикой, ярким сюжетом и харизматичным Эцио. По сравнению с AC1 был большой скачок вперед: можно было по-настоящему смешаться с толпой, убивать двумя скрытыми клинками, стягивать врагов с уступов, и т.д.
Но теперь AC2 совсем не впечатляет. И не потому что она устарела или я её задрочил до дыр, ведь с AC1 и ACB до сих пор местами ловлю мурашки. Будем разбираться.
SPOILER ALERT!
Убийства целей
Что было в первой части и чего нет во второй? Мы приходим в город, встречаемся с рафиком в местном бюро и выполняем квесты с информаторами, в результате которых получаем первое впечатление о цели: насколько он опасен, чем нагрешил. Идём на задание и собственными глазами видим злодеяния — с этого момента мы максимально настроены на убийство. Испытываем нереальное напряжение пока скрытно подбираемся к жертве. Убийство, с характерным звуком скрытого клинка. Белая комната: анимус удаляет всё лишнее, слушаем откровения жертвы — и тут наступает катарсис, разрядка, высвобождение наших эмоций.
В AC2 нет расследования, нет информаторов. В коротких катсценах мы узнаём от наших друзей кого надо убить. Затем нам показывают слайд-шоу с закадровым текстом — где накосячил этот чел в реальной истории, — то есть этого нет в самой игре, а было когда-то там давно, и мы этого не видели и никак эмоционально к этому не привязаны. Перед устранением цели добавили экшон типа игрищ на карнавале или полёта на машине Леонардо, что конечно же разнообразило игру, но сбивает настрой на убийство. В большинстве миссий даже музыки почти нет, а та что есть — не задает тон. Во время убийства не испытываешь никакого азарта, а длинные разговоры в белой комнате уступили место простому «Покойся с миром». Даже звук скрытого клинка заменили на мягкое, почти незаметное скольжение. Теперь мы не тамплиера убиваем, а обнимаемся с плюшевым мишкой.
Такой подход работал пока мы устраняли предателя и семейку Пацци, поскольку там мы и так горели желанием отомстить за казнь отца и братьев Эцио. Но остальные тамплиеры просто сменяются один за другим и совершенно ничем не запоминаются. «Ну умер и умер». В итоге основной компонент игры — убийства — совсем перестал впечатлять. Я не пытаюсь ругать разрабов или учить их чему-то. Они профессионалы своего дела и отлично знали что делают. Значит, это не ошибка дизайна, а намеренное смещение акцента с убийств на что-то другое.
Ассасины vs Тамплиеры
Противостояние двух философий также было сведено на нет. Сюжет вообще не поднимает вопросов о власти, порядке, свободе выбора. Тамплиеры ведут свою борьбу не ради какой-то великой цели, не озвучивают каких-либо идеалов. Они просто хотят захватить власть. Соответственно, и ассасины всего лишь защищают себя и свои семьи, мстят за убитых и т.д. Выглядит всё это как разборки двух бандитских группировок, в которых ассасины — хорошие только потому, что они — наши, а по большому счёту разницы между ними и нет вовсе.
Ближе к концу оказывается, что Родриго считал себя пророком, но и это обесценивается в финальном махаче:
Я стал Папой, потому что мне нужна ВЛАСТЬ. Неужели ты думаешь, что я верю хоть единому слову из этой глупой книжонки?
Таким образом, ему нужна власть как самоцель. Тогда как в остальных играх серии тамплиеры подчеркивают, что власть им нужна не просто так, а для установления порядка, для прекращения хаоса и войн, для наступления мира. Тамплиеры в AC2 не идейные, а корыстные. Обычные исторические персонажи, а не часть ордена, ведущего многовековую борьбу.
Путь Эцио
Так может всё это — фон для личной истории Эцио? Ведь его путь начинается с желания мстить, и заканчивается отказом от мести:
Твоя смерть не воскресит моих родных... С меня довольно.
В таком случае, мы должны были видеть, как месть разрушает жизнь Эцио, и горечь от потери близких превращается в ненависть к врагам. Пока окружающие радуются жизни, развлекаются, женятся, рожают детей, наш герой влачит жалкое существование, посвящая всё своё время плану расправы над врагом. Но этого не происходит, он всю игру заводит друзей, шутки шутит, флиртует с девушками. Внутренний конфликт вообще никак не выражен, Эцио ни секунды не сомневается в своем пути. Поэтому отказ убивать Родриго в финальной схватке — скорее импульсивный жест, чем результат глубокого внутреннего выбора. К этому решению не было никаких предпосылок.
Так что месть в этой истории — лишь завязка, отправная точка, но не центральная тема. Но и впоследствии он также не совершает выборов, сиюминутно следуя своим эмоциям, советам друзей, двигаясь по сюжету под влиянием внешних обстоятельств.
Такой сценарий тоже имеет право на жизнь, получилась бы история крутого противостояния, за которой интересно следить как за шахматной партией: враги загнали наших в ловушку, герой оказался находчивым и смог выкрутиться, на это у темпларов есть чем ответить, и пошло-поехало. И вроде бы даже какая-то партейка намечается, когда в ответ на устранение семьи Пацци, глава тамплиеров чуть не схватил Эцио в Тоскане. Но в Венеции ответки прекращаются и мы просто выносим одного тамплиера за другим, не ощущая никаких последствий. Непонятно, зачем мы вообще освобождали дворец дожей и наводили остальную суету. Поэтому в сюжете и отсутствуют какие-либо твисты, мы просто линейно движемся от начала до конца. Единственное, что меняется — это Монтереджони, и именно к нему мы эмоционально привязываемся, т.к. вкладываемся туда всю игру и видим плоды своих действий.
В этом сюжете вообще не надо искать каких-либо смыслов. Он состоит из массы ярких сцен, которые впечатляют в процессе, но не вносят вклада в общее повествование. Вот мы полетали на машине Леонардо, потанцевали на карнавале, попрыгали по крышам над венецианскими каналами, помогли спасти Розу когда она поймала стрелу, и т.д. Это аттракцион, где нас развлекают и нам хорошо в моменте, мы получаем фан от того как это происходит, а не от того, что это было.
Ренессанс
С одной стороны, у нас заявлены максимально серьезные темы: месть и заговор с целью захвата власти. Что требует серьезной подачи материала и сцен с хорошей режиссурой. Например, могла быть такая сцена: на званом ужине Эцио ловит косые взгляды и начинает подозревать, что сидящий перед ним господин — не тот, за кого себя выдает. И что всё устроено куда сложнее чем он себе представлял, а власть тамплиеров проникает во все сферы общества, что наводит подозрения даже на ближайших друзей героя. Тем временем, в AC2 тайный орден устраивает большинство встреч под открытым небом на людных улицах, где их благополучно подслушивают. Абсурд.
С другой стороны, мы находимся в одном из самых красивейших мест на свете — в Италии эпохи Возрождения. Великолепно воссозданны улицы Флоренции и Венеции, где стоят архитектурные шедевры залитые солнечным светом. И на этих улицах отлично передана жизнь того времени: днем кипит рабочая жизнь, по вечерам люди танцуют на карнавалах, молодые куртизанки стоят на каждом углу. И все герои одеты в элегантные костюмы, сделанные с высочайшим вкусом — глаз не оторвать! Музыка прекрасна, звучит как колыбельная. И речь не столько про то как игра выглядит, сколько про то, как она ощущается. Ведь это было время, когда люди вышли из тьмы средних веков и смогли открыться новому, когда Европа обрела вторую молодость. И дух этой молодости игра смогла выразить в полной мере.
И именно молодость — центральная тема Assassin's Creed 2. Только при взгляде с этой точки зрения становится понятно, зачем разработчики отодвинули на второй план противостояние ассасинов и тамплиеров, не стали углубляться в темы мести, намеренно сгладили углы и убрали всё что может напрягать. Именно в юности ты окружен заботой, взрослые сами рвутся тебе помочь и выражают безусловное принятие в любых твоих начинаниях, а все проблемы исходят от других, но не от тебя. Потому в игре целенаправленно сделан акцент на том, что Эцио заводит друзей и флиртует с девушками, кайфует от происходящего здесь и сейчас пока он молод. Для раскрытия этой темы авторы подарили нам множество харизматичных персонажей: Леонардо, дядя Марио, Роза, Бартоломео. И тем печальнее, что главную сюжетную линию молодости — первую любовь Эцио и Кристины, — раскрыть не успели и её концовку пришлось перенести в AC:Brotherhood.
Assassin's Creed 2 — это именно начало пути ассасина, а не самостоятельная история. Нас вводят в курс дела, в комфортных безопасных условиях обучая базовым навыкам стелса и ближнего боя. Не надо ожидать от этой игры каких-то глубоких геймплейных механик, она не про это. Она про молодость и для молодых, поэтому я и перестал понимать её, когда повзрослел и стал искать в ней взрослой истории.
А что, если бы всё было совсем по другому?
Хотел закончить пост на высокой ноте, но невозможно пройти мимо главы про Савонаролу. Проходя игру, у меня то и дело врубался синдром Туретта и у себя в заметках я оставил километры записей о том, как разрабы накосячили и как им стоило сделать. И только сев писать статью и проанализировав всё с холодной головой, я понял их реальный замысел. Однако, в Форли и в новом квартале Флоренции всё именно так, как мне хотелось: картинка стала контрастнее и создает атмосферу темных времен, Эцио стал взрослее и серьезнее, а после казни Савонаролы он произносит свою знаменитую речь:
Двадцать два года назад я стоял здесь и смотрел, как погибают мои родные. Их предали те, кого я звал друзьями. Месть затмила мой разум. Она погубила бы меня, если бы не мудрость тех, кто научил меня управлять своими инстинктами. Они не давали мне ответов, но помогли мне учиться. Нам не нужны хозяева — ни Медичи, ни Савонарола. Мы сами вольны выбирать свой путь. Многие хотят отобрать у нас свободу, и многие из вас подчиняются им. Но именно способность выбирать то, что для нас истинно, и делает нас людьми... Ни одна книга, ни один учитель не даст вам ответов, не откроет путь. Выберите свою дорогу! Не идите за мной... и ни за кем еще.
После чего игра издевательски вырубает цветокоррекцию и возвращает развеселую музыку, а в финальной главе Эцио вновь превращается в пылкого юношу. Если бы в основном сюжете нам показали переломные моменты, которые повлияли на переход от юношества к тому Эцио который появляется в Форли, история заиграла бы совсем другими красками.
А на сегодня всё!