Почему Матрица: воскрешение — крутой фильм

да да, вы не ослышались, так и есть, и в этом тексте я собираюсь это доказать.

Почему Матрица: воскрешение — крутой фильм

Примитивный взгляд

Если кратко резюмировать поверхностный взгляд на матрицу, то выглядеть он будет приблизительно так: Нео и Тринити были воскрешены в матрице чтобы использовать их как источник энергии для машин, а для лучшего контроля за ними им стерли память и подсадили на синие пилюли, которые не дают раскрыться их способностям. Но ситуация меняется когда за поиски Нео берется персонаж по имени Багз, она находит Морфеуса, а с помощью него и Нео, потом Морфеус убеждает Нео принять красную пилюлю, Нео оказывается в реальном мире и, конечно, отправляется на спасение Тринити, в конце идет экшен сцена, где враги будут побеждены и унижены, а главные персонажи под крутую музыку взлетают в небо как супермены.

На первый взгляд может сложиться впечатление, что суровую киберпанковую матрицу подменили на слащавую романтическую комедию, поэтому не стоит удивляться разочарованным рассказам зрителей и рассказам о том, как люди покидали сеанс, не досмотрев фильм. Но на самом деле фильм ни разу не оптимистичен, а более того имеет депрессивную концовку.

Если быть внимательнее

Начать нужно вот с какого тезиса: весь фильм нас пытаются убедить в том, что Нео хочет покинуть матрицу, но злой психо-аналитик мешает ему это сделать. Он пытается удержать Нео в матрице грубо шантажируя тем что убьет Тринити, если тот не вернется. Для машин важно удержать Нео в матрице любой ценой, но на самом деле. Нео не покидает матрицу приняв красную пилюлю, потому что выбор пилюль иллюзорен, Нео просто переходит на другой уровень матрицы, где ему кажется, что отсюда он может бороться непосредственно с машинами. Это теория довольно хорошо объясняется в видеоэссе с канала ЧБУ «Морфеус не человек», где последовательно приводятся факты, доказывающие, что Морфеус программа, задача которой поиск «избранных» которые возглавят борьбу людей против машин. И в самом фильме эта теория подтверждается.

Поэтому когда Нео «покидает» матрицу с помощью красной пилюли Морфеуса он оказывается на следующем уровне матрицы откуда спасает Тринити. Для машин важно удержать Нео и Тринити в матрице и для этого они создают для них иллюзию их победы над собой. Нео и Тринити думают, что свободны и фильм заканчивается на приторно пафосной ноте.

Про Багз

Почему Матрица: воскрешение — крутой фильм

Тогда возникает вопрос зачем в фильме нужна Багз? Ответ прост. Багз - это новая версия Оракула, которая в предыдущих частях всегда предлагала Нео красные леденцы, потому что она знала что выбора нет, т.к люди уже знают что выберут еще до того как услышат какие у них есть варианты. Нео прямо говорит Багз, что та разговаривает как Пифия, но та уклоняется от этого изобличения уверяя, что ту стерли. Теперь же Багз — это синяя пилюля во плоти. Вы наверняка обратили внимание на тот факт, что волосы Багз в зависимости от версии матрицы разного цвета. В верхней симуляции они синего цвета и это не случайно, так же как синие очки психоаналитика и синие пилюли. Вы, конечно, заявите, погодите, но Багз же весь фильм пыталась вытянуть Нео из матрицы, и это было бы так если бы не знали, что нижняя матрица такая же симуляция как и верхняя. В фильме есть две сцены, в которой Багз откровенно предлагает Нео не бросаться сразу на спасение Тринити, которая лежит в красной капсуле в окружении красного света. Первая, где Багз утверждает, что они не знают как спасти Тринити, а число попыток они потратили на спасение Нео, но когда вмешивается Лекси, она меняет свое мнение.

Во второй сцене после драки с изгнанниками Меровингера, она говорит, что пока они слишком слабы чтобы двигаться, но Нео не отступает и она тут же меняет мнение, для того чтобы помочь ему. Багз действует как флюгер, она подстраивается под решения главного героя, как бы Нео не поступил, какое решение он бы не принял, он все равно останется в матрице.

Нас пытаются убедить, что Багз это реальный человек с реальной историей, но она всего лишь программа, которая и сама не подозревает кем является. Её имя отсылает нас к Багзу Банни, кролику, за которым Нео послушно следует весь фильм, также как в первом фильме Тринити предложила ему следовать за кроликом, которого он обнаружил на плече девушки в виде тату. Что интересно, у Багз тоже есть аналогичная татуировка.

Про Ио

Зион был еще одним уровнем матрицы, где Нео обладал своими суперспособностями, Зион был городом, куда отправляли бунтарей, чтобы канализировать протест людей, чтобы они не разрушали матрицу, но Ио - полная противоположность Зиона. Ио — город, где люди, машины и программы примирились и сотрудничают. В первых трех фильмах сама матрица и Зион радикально отличались друг от друга, но в Ио эта грань стерлась практически донельзя: машины живут бок о бок с людьми, программы получили парамагнитные интерфейсы, даже люди могут присутствовать в матрице без подключения к ней и координировать действия своих партнеров, как это делает тот же Сэк. Больше не нужно никаких телефонных будок, эти условности ушли в прошлое. В Ио героев встречает Фрейя, в скандинавской мифологии, богиня плодородия, которая кормит клубникой Нео. Если раньше Пифия потчевала Нео красными леденцами, то теперь этой задачей занимается Фрейя, втюхивая свои красные пилюли по видом клубники в промышленных масштабах всем людям. Если раньше вкус еды «реальности», которая была еще одним уровнем матрицы были сопли с привкусом ржавчины, то теперь это вкус красных ягод.

Про кошку

Почему Матрица: воскрешение — крутой фильм

В фильме присутствует кошка по кличке Дежавю. Сначала может показаться, что она является еще одной фансервисной отсылкой к предыдущей части, но эта тварь не так проста. Дело в том что кошка — это включатель блокировки и активатор ботов в матрице. Вы конечно заявите, что употреблял автор, но если вы вспомните сцену фильм, где психоаналитик тянулся к кошке когда его миньоны сражались с Нео, Тринити и их союзниками, то тогда почему он тянулся к своему питомцу, вместо того, чтобы отдавать приказы или еще как то бороться с героями?. И идея о том, что кошка - это всего лишь замысловатый пульт, объясняет эту странную деталь. Это также подтверждается в тот момент, когда кошка оказывается на руках аналитика, а он произносит фразу об активации блокировки и активации ботов. Тогда возникает вопрос, зачем машинам такой пульт, который может повести себя максимально хаотично в самый неподходящий момент? Ответ кроется сценах фильма где показаны брифинги игровой студии: один из разработчиков заявляет, что матрица должна быть непредсказуемой, она должна взрывать мозг, а кошка-пульт это как минимум непредсказуемо.

А Нео то ненастоящий

Есть еще один момент который нужно объяснить. Нео в фильме — это симулякр — копию того, чего на самом деле не существует. Вы опять можете заявить, ну что за бред, автор совсем поехавший, но и этот момент я тоже постараюсь доказать.

С момента исчезновения Нео прошло 60 лет, но постарел он не сильно в сравнении с той же Необи, что вызывает вопросы. За фильм мы видим несколько сцен, в которых Нео не выглядит как Нео, а выглядит как раз как 60-летние старик, то как лысый старикан, то как бородатый бомж. В сцене, когда Нео готовится принять красную пилюлю от Морфеуса в кинотеатре , его подводят к зеркалу и показывают ему, как его видят окружающие, кроме тех кто ее покинул, но это всего лишь обман. В зеркале нам показывают настоящую внешность героя, но дело в том что Багз нужна для того чтобы убеждать простого смертного, что он избранный, для этого также вокруг героя собираются его небольшой фанкружок в роли Берка, Лекси, Элстера и т.д. Та же ситуация с Тринити, ее нам показывают глазами героя, но в сцене в кафе Симуляция, она прямо заявляет Нео: я — это не она. ПсевдоТринити практически покинула кафе с мужем, но изощренная манипуляция со стороны мужа вызывает у нее чувство сопротивления этому психологическому давления. И вот стареющая мать двоих детей уже не хочет возвращаться домой, а превращается в воинственную Тринити.

В этой же сцене агент Смит заявляет герою в чем их отличие друг от друга: для героя важно стать избранным, для Смита — кем угодно, что символизирует нам как отличается понимание свободы у антагонистов.

Почему Матрица: воскрешение — крутой фильм

Вы спросите зачем машинам так изощрятся? Ответ кроется в том что все люди хотят быть особенными, все люди хотят быть главными героями в крутых приключениях. Но самая главная причина кроется в том, что когда пара мужчина и женщина верят, в то что они те самые Нео и Тринити, между ними возникает чувство, из которого можно черпать огромную энергию, которая так важна для машин. И самое главное — таких пар можно создать миллиарды, а значит энергии будет еще больше. Аналитик объясняет Нео, что чем больше манипулировать сознанием Нео и истязать его разум, то тем больше энергии на выходе. Он хвастает своими показателями перед героями и сообщает, что его начальство им довольно. Благодаря этому машинам удалось превратить каждую человеческую батарейку в ядерный реактор.

Кадры в которых нам показывают якобы воскрешение Нео — это не его воспоминания, это лишь рассказ самого аналитика, задача которого убедить в том, что герои являются особенными. Настоящие Нео и Тринити на самом деле мертвы. Машины изощрено подошли к процессу убеждения людей в том, что они избранные: главный герой — это разработчик игры «матрица», ее кадры он видит так, как будто сам был участником событий, герою постоянно мерещатся странные глюки, а сцена с перестрелкой на работе призвана усомниться героя в своей реальности и в своих ощущениях. Одна из реплик нового Морфеуса: «Осторожнее не сломай голову. Воспоминания в твоей интерпретации не менее реальны, хотя реальность из воспоминаний есть интепретация»

Почему матрица это на самом деле не фильм, а игра?

Думаю вы согласитесь с таким сравнением матрицы, что она по сути является экранизацией игры про Марио, который спасает Принцессу Пич. В фильме есть главный герой, что иронично сам являющийся геймдизайнером, в фильме есть персонажи дающие герою квесты, которые он послушно выполняет, есть помощники, в роли того же Морфиуса, которые аппают уровень в додзё, есть антагонист в роли Смита, цель которого не навредить Нео, а лишь поднять его уровень, чтобы тот обрел уверенность в своих силах, а потом помочь в самый неожиданный момент, есть даже уровень с тремя боссами-вертолетами. Связка Морфеус-Смит формирует героя, а точнее его боевые навыки. В драке с Морфеусом у героя появляется сила, отбрасывающая противников, а в драке со Смитом — силовой щит, которым герой будет защищаться от пуль, ботов и вертолетов во время погони. Причем обратите внимание, что в первых матрицах Нео побеждал в основном при помощи своего кунг-фу, именно его высокий уровень делал Нео таким непобедимым, но щит и отбрасывание, к которому герой часто прибегает в течении всего фильма — это максимальный примитив. Прям как в играх: выучи одну комбинацию и нагибай врагов.

Сидя на толчке, главный герой читает надпись на двери: "гораздо проще похоронить реальность, чем оказаться от своих грез". Матрица: воскрешение — это именно игра по канонам разработчиков компании «Деус машина»: она тупая, в ней много экшена и не заставляют сидеть с блокнотом и ручкой. Игра, в которой есть кооператив с персонажем, в которого влюблен, игра которую ты не хочешь покидать, потому что ты думаешь, что одержав победу в финале над главгадом, ты ее покинул, но на деле ты остался внутри этого цикла.

В итоге

Первая матрица была шедевром — утопичной и идеальной, в ней не было страданий и нищеты, но она рухнула, потому что у людей не было выбора в ней, осознав что он отсутствует люди разрушили ее. Во второй и последующей версиях матрицы был воссоздан пик цивилизации человечества и выбор появился, появились избранные - идеальные бунтари на примере, которых машины пытались понять как им лучше научится контролировать людей. В 6 версии матрицы появляется Нео, который принимает судьбу, принимает тот факт что выбора нет, а сопротивление бесполезно, жертвуя собой, он внедряет код в матрицу, который будет подталкивать людей к выбору системы, а не к сопротивлению ей.

В 7 версии матрице каждый человек может стать избранным, каждый может стать Нео и Тринити, которые могут менять матрицу так как им угодно. 7 версия матрица лучшая из всех созданных: она дает иллюзию выбора при этом контролируя результат. Машины победили в войне, об этом нам сообщил еще Сайфер в первой части матрицы. Как я и сказал за пафосной концовкой под крутой саунд прячется мрачная антиутопия.

Если вы покинули сеанс разочарованными, если вы ждали, что вам покажут крутой экшен с отточенными драками и перестрелками, если вы ждали псевдозаумных разговоров о философии, о том что человечество вирус в теле планеты, а машины это лекарство и т. д., то поздравляю, вы хотели быть особенными так же как главные герои фильма, и к сожалению для вас вы этого не получили. Если бы все было так, как вы хотели бы, то вы так бы и остались в мире иллюзий, ведь именно это эта идея декларируется весь фильм: “люди не хотят реальности, свободы, потому что они рождают ответственность, люди не хотят отказываться от своих грез». Вачовски фильма задал\задала задачку для зрителей, которую к сожалению большинство не смогло решить, некоторые пошли дальше и начали рассуждать, что фильм — это одна большая постироничная меташутка, но на деле Воскрешение является прямым идейным и смысловым продолжение предыдущих трех частей.

1515
5 комментариев

Комментарий недоступен

8
Ответить

Блин, опять «народ не тот», ну что такое-то, а :(

Ответить

Спасибо за интересный вариант.

Лана в интервью сама сказала, что она не хотела копировать или улучшать экшн сцены, тк этим занимались все после выхода первой части. И хотела лишь выйти из депрессии и потусить с близкими ей людьми.

ВБ каждый год ей предлагали грузовики денег за следующий фильм, но они все время отказывались, тк все точка, трилогия закончилась.

И вот им пришлось туго, транс переход, потери в семье и тп. И тогда она решилась. Лили как раз по этой причине и не хотела ввязываться в создание фильма, а просто рисует картины и тп.

Все что в фильме показано, это желание Ланы выйти из депрессии и рассказать историю которая ей лично показалась интересной.

Ожидания или сверх ожидания зрителей ее не сильно то тревожили. У нее авторский подход. Нафиг экшен, нафиг прошлый стиль, нафиг сложные конструкции это все не так важно, ка то что этот фильм про любовь и воскрешение близких. Кому то понравится, а кому то нет.

Ответить

Спасибо!
У тебя заголовок плохой - за это тебя и заминусили.

Для того, чтобы на тебя обратили внимание, нужно либо аппелировать к авторитету:
Разбор Матрицы 4 с точки зрения философии от зануды,
либо к иронии:
Все говорят Матрица 4 говно, но я как фанат нашел в ней определенные смыслы, давайте покопаемся в этом мусоре!

Почитать было очень интересно в любом случае. Я вышел с сеанса с чувством отвращения, но уже четвёртый час сижу и рассуждаю над принятыми Ланой Вачовски решениями в этом кино.

Ответить

согласен, заголовки явно не мое, когда вышел с сеанса, думал, что я только что посмотрел, но вот нестыковки с персонажами и некоторыми моментами заставили думать, поэтому и изложил свои мысли

Ответить