О преданности делу и сложностях в работе японских аниматоров
Маленькие зарплаты и нечеловеческие перегрузки — реалии японских аниматоров. Даже Ghibli не обошли слухи и скандалы. Поговорим о главных проблемах аниме-индустрии и их причинах.
Культура переработок — часть японского менталитета. Но ситуация с графиком аниматоров будоражит даже японские умы, породив отдельный термин — аниме-синдром. Состояние, при котором художник настолько истощен работой по ночам, нерегулярным и нездоровым питанием, что дело доходит до госпитализации.
В 2015 году Японская ассоциация создателей анимации (JAniCA) опубликовала результаты опроса 759 аниматоров. Оказалось, что 84% респондентов работают больше восьми часов в день, из них 15,9% — более 350 часов в месяц: в среднем это больше 14 часов в день при шестидневной рабочей неделе.
Компенсируются ли такие жертвы деньгами?
Увы, но нет. В связке с переработками стоит вторая проблема — маленькие зарплаты. На конец 2018 года средняя зарплата аниматора в Японии составила ~ 100 000 иен в месяц — около $900.
Стандартная ставка японских аниматоров за рисунок — всего 200 иен, это около $1,78. Поскольку художники обычно создают не больше двух рисунков в час, это составляет всего $3,56.
По данным JAniCA, среднегодовые зарплаты в аниме-индустрии выглядят так:
- Директор — 6,486 млн иен или $53 960,
- Главный директор анимации — 5,683 млн иен или $46 900,
- Продюсер — 5,420 млн иен или $45 174,
- Дизайнер персонажей — 5,104 млн иен или $42 602,
- Руководитель анимации — 3 933 млн иен или $32 776,
- Аниматор 3D CG — 3,839 млн иен или $31 982,
- Художник-раскадровщик — 3,723 млн иен или $31 030,
- Основной художник по цвету — 3,335 млн иен или $27 790,
- Ключевой аниматор — 2,817 млн иен или $23 513,
- Аниматор промежуточных кадров — 2 607 млн иен или $21 726,
- Ретушер — 1,949 млн иен или $16 268,
- Помощник ключевого аниматора — 1,127 млн иен или $9 392.
Учитывая, что центр производства базируется на западе Токио, где стоимость жизни одна из самых высоких в мире, младшим сотрудникам приходится работать на нескольких проектах сразу и пользоваться поддержкой родителей до зрелого возраста. И это касается не только маленьких компаний, но и студий с мировой известностью.
MAPPA
Студия известна работой над последним сезоном «Атаки титанов», The God of High School и многими другими проектами. 14 мая 2021 года старший аниматор студии под ником Mushiyo опубликовал серию твитов, где обвинил MAPPA в фабричном отношении к художникам низшего звена и нездоровых условиях труда [К сожалению, на момент написания статьи аккаунт автора удален. Мы ссылаемся на интернет-издание animenewsnetwork].
По его словам, работа младших художников MAPPA сводилась к бесконечному исправлению рисунков снова и снова, в том числе и по ночам. Mushiyo утверждает, что студия работает над четырьмя проектами одновременно. И добавил, что вместо такой загрузки можно было бы потратить ресурсы на должное обучение команды, чтобы необходимость исправлять рисунки попросту не появлялась. Он уверяет, что не единственный так думает:
Насколько мне известно, подобные жалобы были примерно у 80% сотрудников.
Примерно в это же время MAPPA объявила о наборе сотрудников, поклонники быстро связали это с недавним скандалом и массовыми увольнениями.
Практически сразу после заявления Mushiyo другой аниматор, Ippei Ichii, рассказал, что в студии ему предлагают 3800 йен ($34) за кадр. Художник утверждает, что эта ставка ниже общепринятого минимума, и призывает студию платить больше.
MAPPA быстро опровергла информацию, указав на то, что проект находится только в стадии обсуждения, а утечка информации не соответствует действительности.
Madhouse
Еще одна крупная аниме-студия, известная по сериалам «Пираты Черной лагуны», «Тетрадь смерти» и первому сезону «Ванпанчмена», стала участницей скандала с госпитализацией сотрудника в 2019 году. В апреле ассистент продакшена, пожелавший остаться анонимным, вступил в профсоюз Black Company Union и потребовал компенсацию за сверхурочную работу.
«Работа не останавливалась ночью и даже в отпусках», — заявляют представители профсоюза.
По словам госпитализированного сотрудника, он работал почти 400 часов в месяц. В Японии правительством установлена «линия риска смерти от переработок» в 80-100 внеурочных часов в месяц. При восьмичасовом рабочем дне сотрудники Madhouse перерабатывают больше 200 часов. Это существенно выше установленного порога. Фактически, сотрудник жил на работе и приходил домой три раза в неделю, чтобы принять душ.
Однажды утром по дороге домой он потерял сознание. Мужчину госпитализировали и диагностировали функциональное неврологическое расстройство (Functional Neurological Disorder), вызванное переутомлением. Он потребовал полностью выплатить сверхурочные, сократить рабочий день, а заодно обвинил компанию в харрасменте персонала.
В конце апреля 2019 года профсоюз Black Company Union рассказал в своем твиттере, что готовит коллективное соглашение с представителями Madhouse. К сожалению, детали соглашения профсоюз не уточнил.
И Pierrot туда же
В 2015 году на KOTAKU вышло интервью с художником из Нью-Йорка Генри Терлоу, который поделился опытом работы в японских студиях, в том числе Pierrot.
Прежде, чем попасть в желаемую студию, Генри проработал восемь месяцев в Nakamura pro, где зарабатывал всего $300 в месяц: $1 за рисунок, от 5 до 25 штук в день. В Pierrot ситуация получше, но все равно плохая: $2-4 за рисунок, поэтому выходило около $1000 в месяц.
В резюме аниматора впечатляющие проекты: Akatsuki no Yona, Tokyo Ghoul и The Last-Naruto. Но, по его собственному признанию, работа отнимала у него абсолютно все время.
Нормой считается шестидневная рабочая неделя по десять часов в день. Люди здесь перегружены настолько, что их просто рвет на рабочем месте от переутомления. С другой стороны, в Нью-Йорке у меня было много свободного времени, но не очень нравилась работа. Здесь же художник во мне полностью удовлетворен.
К чему приводит такая отдача работе
В марте 2017 года режиссер Кадзунори Мидзуно, который сотрудничал с Pierrot около 30 лет, умер в 52 года.
Его уход прошел тихо: ни студия, ни близкие режиссера не давали официальных комментариев о его кончине. Но в скором времени в Твиттере начали появляться заявления коллег Мидзуно с предположениями о том, что тот сгорел на работе.
Pierrot в свою очередь не подтвердила, но и не опровергла эти слухи.
Трагедии студии Ghibli
Пожалуй, одна из самых громких историй аниме-синдрома связана с именем Гибли. Ручная отрисовка, перфекционизм и тотальный контроль Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты принесли им не только успех у зрителей, но и истощение сотрудников.
В 2018 году один из основателей студии Тошио Судзуки выпустил книгу, в которой прямо утверждает, что работа с Такахатой «уничтожила много людей». В частности — Ёсифуми Кондо, который умер в 1998 году в 47 лет, через год после работы над «Принцессой Мононоке». Причина трагедии — переработки и недосыпания, которые спровоцировали расслоение аорты.
Ёсифуми Кондо был другом Хаяо Миядзаки. Он выступал старшим аниматором в «Могиле светлячков», «Ведьминой службе доставки» и «Только вчера», а в «Шепоте сердца» дебютировал режиссером.
«Вы будете перегружены работой и истощены. Готовьтесь к тому, чтобы сломаться», — так Судзуки описал мрачную перспективу работы в одном из самых известных анимационных домов Японии.
Попытка передать бразды правления молодому поколению
«Здесь слышен океан» — первая работа студии, продакшн которой не курировал Хаяо Миядзаки или Исао Такахата. Эту картину поручили молодым сотрудникам студии в возрасте 20-30 лет, а ее постановщиком стал 34-летний Томоми Мотидзуки.
По словам Миядзаки, этот проект был нацелен на раскрытие молодых талантов. Чтобы уменьшить давление на команду, фильм анонсировали в телевизионном формате. Это позволило бы уменьшить бюджет и сократить сроки. Даже девиз у этого проекта звучал многообещающе — «быстро, дешево, качественно». Но изменение формата не означало упрощение арта или каких-либо послаблений, поэтому уже на этапе раскадровок стало понятно: план срывается, а работа приобрела характер цейтнота.
Сам Мотидзуки позже заявил, что из-за стрессовых условий работы в Гибли он сильно подорвал здоровье. Напряженный график привел к тому, что режиссер упал в обморок по дороге в собственную ванную. Позже врачи диагностировали у мужчины язву двенадцатиперстной кишки, вызванную стрессом. К сожалению, его жертва не принесла желаемых результатов. «Здесь слышен океан» не вызвал восторга зрителей и в списке всех работ студии находится в тени культовых проектов Гибли.
Какие причины у такого положения аниматоров?
Возникает вопрос: почему аниматоры работают сверхурочно и за копейки, если последние 20 лет индустрия аниме растет и богатеет? В период с 2002 по 2017 год японская анимационная индустрия увеличилась вдвое достигла $19 миллиардов в год.
Почему же это происходит?
Структурные проблемы
Каждый кадр аниме обычно прорабатывают очень детально, поэтому он отнимает много времени и сил. Синго Адачи, аниматор и дизайнер персонажей Sword Art Online, рассказал, что в Японии каждый год производят около 200 аниме, и найти достаточное количество квалифицированных художников практически невозможно. Вместо этого студии работают с большим количеством низкооплачиваемых фрилансеров.
На старте карьеры художник скорее всего работает на фрилансе. Он рисует промежуточные кадры после того, как руководители создадут раскадровки, а художники среднего звена нарисуют ключевые кадры. На этом этапе аниматор не заработает больше $2 за рисунок, а учитывая внимание к деталям в аниме, на один кадр художник потратит не меньше часа.
При сотрудничестве с фрилансерами студиям не нужно беспокоиться о соблюдении трудового законодательства. Фрилансер — независимый подрядчик, поэтому можно сохранять высокие темпы работы и экономить деньги. А так как желающих заполучить в портфолио культовое аниме всегда много, нет смысла менять условия.
Создание аниме — очень дотошный процесс, и это его основная проблема. Над одной сценой работает 3-4 аниматора. Я делаю наброски, потом их проверяет еще два человека: старший аниматор и режиссер. Затем их возвращают мне для исправления и чистки. И только после этого они приходят посреднику, который делает финальные рисунки»
Кстати, у нас вышло интервью с аниматором-фрилансером из Петербурга, где он рассказывает о его опыте работы с Pierrot и условиях сотрудничества.
Устаревшие нормы
И речь здесь не столько о культурологических аспектах, сколько об экономике. Структурное становление аниматорской среды случилось в 1950-е годы. Создатель манги «Астробой», Осама Тэдзуке, параллельно с сериалом запустил линию игрушек и конфет, чтобы поддержать производство в случае провала сериала.
Аниме недооценили, но продажи мерчендайза принесли еще большую прибыль. Этот прецедент положил начало традиции раздельных бюджетов на телевизионные сети, создание манги, производство игрушек и анимацию. В последнее тогда закладывали меньше денег, чем на остальные направления, так как оно приносило меньше всего доходов.
Сегодня сложность одного кадра аниме намного выше, чем в 50-х. Но принципы распределения бюджета остались прежними.
При этом прибыль от фильмов заметно возросла, особенно с увеличившейся востребованностью аниме за рубежом. Но, выходя на рынок, западные компании вынуждены играть по правилам японского рынка, поэтому они уходят с хорошим заработком, а простые аниматоры и даже целые студии остаются не у дел.
Отчет Teikoku Databank за 2016 год показал, что выручка 230 основных японских анимационных студий за 10 лет снизилась на 40%.
«Чтобы добиться дальнейшего развития индустрии анимации, необходимо срочно улучшить экономическое положение аниматоров и реформировать структуру прибыли всей индустрии», — говорится в отчете.
Генри Терлоу считает, что просто повысить зарплаты аниматорам не выход:
Без глобальных изменений это приведет к банкротству большинства студий из-за финансовых ограничений. Студии должны объединиться в большой мир и производить картины голливудского уровня, с массовым маркетингом и контентом, адаптированным для среднего зрителя.
Текст написала Юлия Хлебко, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.