Yomawari: японские ужасы для детей
Милые хорроры о потерявшихся девочках.
Я долго думала о чём написать. Dark Souls? Что нового могу я о нём рассказать? Resident Evil? Хм, тоже не знаю. Начинаю думать о подборке в стиле «неизвестный японский геймдев», но оказалось что инди-индустрия в Японии не так хорошо прокачана как, например, в Китае, и для этого нужно неделями ковыряться в самых глубинах трэш-раздела Steam, чего мне ситуация не позволяла. Окей, давайте искать дальше.
Дело ещё в том что мне хотелось бы охватить что-то, охватывающее какой-то элемент японской культуры и имело какую-то ярко выраженную японскую черту. Не знаю ка я вспомнила о двух играх — Yomawari: Night Alone и Yomawari: Midnight Shadows. В процессе поиска игр я ещё наткнулась что у студии-разработчика Nippon Ichi Software есть целый набор игр хоррор-направления, объединённых парой общих черт — противопоставление милого и ужасного и маленькие девочки в главных ролях. Охватывать все эти игры я не стала (хоть их и всего 4 штуки), а решила сосредоточиться именно на данной дилогии.
Что ж, радостно вижу что обе игры займут у меня в сумме не более 10 часов, ставлю и погружаюсь. Параллельно вижу что у обоих игр крайне мало отзывов, нет русского, да ещё и кол-во платформ, на которых они вышли ограничено. В общем, вниманием обе игры явно обделены. Заслуживают ли они чего то большего — в этом я попробую разобраться ниже по тексту. Но для начала…
Немного о тематике и вдохновении
Обе игры — истории про детей, противопоставленных злу. Как много подобных игр мы знаем? Ну…есть дилогия Little Nightmares, в которой всё выглядит стилизованно под детские кошмарики, и какой то откровенной жести детишки не подвергаются. А есть игры от Playdead, которые наоборот берут мелких пацанов и подвергают их максимально жёстким фаталити. Yomawariкак раз при милой стилистике скорее ближе к какой-то жести, особенно во второй игре.
После прохождения игры я попыталась загуглить её название, Yomawari, в надежде найти какую то расшифровку или узнать о каком-то явлении из японской культуры, называемом этим словом. К сожалению, это всего лишь имя одного из призраков в игре, который хоть и играет важную роль в сюжете обеих игр, но на какие то источники вдохновения нас не наталкивает.
Маленькие девочки встречаются с недружелюбными духами, населяющими их родной город, и по некоторым причинам они вынуждены ходить ночью по улицам одни. Монстры оригинальные, но во многом вдохновлены духами из японской мифологии. Разберём мы это чуть позже. Теперь давайте об играх.
Первая часть дилогии, Night Alone вышла только на ПК и PS Vita под Хэллоуин в 2016 году. Сиквел Midnight Shadows вышел год спустя и помимо двух вышеназванных платформ посетил ещё и PS4. Вскоре вышел сборник Long Night Collection на Switch. Игры не сыскали особой популярности, как я уже писала, и, пожалуй, они заслуживают большего.
Обе игры повествуют о маленьких девочках, которые кого-то теряют и отправляются на поиски посреди ночи, по пути сталкиваясь со злыми духами. Первая часть, Night Alone, в какой то степени детская игра. Начинается всё с того что безымянная девочка во время прогулки теряет свою собаку и бежит к сестре за помощью. Сестра, разумеется, тоже пропадает. И на поиски выходит уже главная героиня.
К сожалению, вся история это «ищу сестру и собачку». Здесь нет вообще никакого развития сюжета, кроме слегка неожиданного финала. Девочка просто молча бродит по коридорам, никак не реагирует на происходящее, никого не встречает. Тут просто нет событий. Зато в сиквеле, Midnight Shadows, произошёл резкий прогресс.
Здесь появляется сразу три героини. Девочка из первой части уходит на второй план, но при этом лучше раскрывается во взаимодействии с другими. Но в центре сюжета теперь две лучшие подруги — Юи и Хару. Одной ночью девочки пошли посмотреть на фейерверки, но домой вернулась только Хару. Юи куда-то отошла и пропала.
Два центральных персонажа сильно сыграли на пользу. Здесь есть ощущение что ты играешь за живых детей, а не просто нарисованного человечка. Они активно реагируют на происходящее, нервничают, боятся, плачут. За них переживаешь и их хочешь защитить от всех напастей. Их отношения это не просто детская дружба, а главный конфликт страшен даже для взрослого человека.
Проблема только в том, что в погоне за метафоричностью и закрученностью в конце авторы перемудрили с повествованием, и здесь получилось не столько неожиданно, сколько раздражающе. Не хватаешься за голову с криком «вот это поворот!», а с недоумением бьешь себе рукой по лицу. Но это мелочь, которая не сильно портит впечатление от ставшей комплексной и серьёзной историей.
Я хотела здесь как то расписать главных героинь, но по сути они…обычные девочки. Героиню первой части зовут Котомо от слова «кодомо», что означает «ребёнок», и при этом рассказывают об этом в отрыве от игры. Вот такая проработка. Но при этом во второй части она выступает уже как дитё, слишком много повидавшее для столь юного возраста, знающее местные улицы и раздающее советы. И живо реагирующее на вокруг происходящее.
Юи и Хару…тоже обычные девочки, но благодаря их естественному поведению и диалогам к ним быстро привязываешься. Они мило обещают быть рядом навсегда, сталкиваются с трудностями и ужасами. Они реагируют на каждый шорох, иногда отказываются идти дальше ибо им слишком страшно, но потом набираются смелости и всё таки идут. Им умиляешься, сопереживаешь и грустишь.
А ещё хотелось бы рассказать о монстрах.
Немного о местных духах
Дело в том, что как я писала выше, я пыталась найти какую-то информацию: реальные события, явления, что-то из мифологии, что вдохновляло разработчиков. Построить какие-то аналогии. Скажем так, мне как человеку слабо шарящему было сложно понять. Зато узнала что в мире самой игры куча интересных деталей, ниже я приведу пару примеров в виде местных духов и этих самых деталей.
Мистер Йомавари — талисман игры, похищающий и охотящийся за детьми. Он имеет две формы, в одной он тихо и спокойно отлавливает детишек, в другой — принимает форму непонятной мясной хтони, бегает и рушит всё на своём пути. Есть теории, что он похищает непослушных детей, которые бродят по ночам по улице, и это вполне логично — героиня Night Alone вышла ночью искать сестру и собаку, девочки в Midnight Shadows допоздна смотрели фейерверк.
Мистер Котовари — это огромная хтонь в форме руки с зубами и ножницами, которую мы встречаем в Midnight Shadows. Мы встречаем его несколько раз в качестве босса, но по итогу узнаём что он не такой уж и опасный. «Котовари» означает «отказ/непринятие», и по итогу оказывается что он скорее хранитель города и его цель — отгонять людей от опасных мест.
А вот есть Ханако — дух из японской истории, призрак девочки, погибшей во время войны. Говорят если позвать её в школьной ванной, она отзовётся, но в игре этого не проверить =)
И таких ещё много, но текст явно затянется.
Обе части — самые обыкновенные бродилки с видом сверху. Весь игровой процесс построен так, чтобы не раздражать и просто плавно вести по истории. Хотя игра на деле оказывается на такой простой и рассказы о том что вы будете по N раз помирать в отдельных местах правдивы.
Сначала вы спокойно изучаете город, но спустя 20 минут начинают просыпаться первые монстры. Убивают они нас разумеется с первого же тычка, поэтому долго побегать от них не получится. Их появление обозначается звуком учащённого сердцебиения, усиливающегося с приближением.
В первой части многие монстры неподвижны и зачастую не представляют особой опасности, а те что патрулируют территорию движутся в нашу сторону ну оооооочень медленно. В основном мы будем просто обходить их, но есть загвоздка. Увидеть монстра поблизости можно только посветив на него фонариком. В свете не самого удобного управления найти монстра бывает проблематично и периодически вы…просто глупо налетаете на него.
Вторая проблема — некоторые монстры периодически просто резко налетают на игрока по скрипту и отбрасывают вас к последнему сохранению. Но таких моментов немного. Главная проблема в обеих частях в том что монстров слишком много и напряжение со временем сходит на нет.
Звук учащённого сердцебиения звучит постоянно и спустя некоторое время начинает раздражать. Игра вообще не даёт передышки и просто постоянно натравливает на тебя чудовищ, не даёт каких то спокойных моментов чтобы игрок расслабился, а потом испугался с двойной силой. В Midnight Shadows монстры становятся более агрессивными и приставучими, но и это к сожалению ненадолго спасает ситуацию.
Лично меня ещё покоробил один момент — прятаться от монстров можно в кустах и за вывесками и делать это позволяют прямо под носом у бяки! Когда она тебя видит и несётся к тебе! Это…это странно!
А квестовая часть — ну, нашли предмет, отнесли. Как я уже говорила, это обычные бродилки, в которых упор скорее на визуал и атмосферу. И это скорее плюс.
Night Alone начинается с пропажи собачки и сестры, вполне себе сюжет мрачноватой детской сказки и до финала практически остаётся такой же. Спустя какое-то время мы узнаём что чудища не желают нам зла, а хотят защитить. Или кому-то нужна наша помощь. И в итоге большую часть игры мы будем делать всякие добрые дела для призраков и даровать им покой. Всё прохождение у меня были ассоциации с…«Унесёнными призраками» Миядзаки. Только, возможно, более мрачной такой версией. Да и, уж простите за спойлеры, заканчивается история хорошо.
Midnight Shadows сходу начинается с какой-то жести. Чего только стоит вступительный туториал:
Девочка выгуливает свою собаку. Ничто не предвещает беды, но вдруг мостик через речку сломался. Мы подходим к дереву, игра говорит нам нажать кнопку чтобы взаимодействовать с ним и…девочка на нём вешается.
Сюжет стал мрачнее и от этого контраст между главными героями-детьми и окружающими их ужасами стал сильнее. Вся история пронизана какой-то безысходностью — тут дети никому не могут помочь ибо ситуации у призраков сложнее, остаётся только наблюдать. Центральный конфликт шокирует и под финал игры я хваталась за голову с криком «ЭТО ЖЕ ДЕТИ!!!». Подскочивший c Teen у первой части до Mature рейтинг пошёл на пользу — и жестокости стало в кадре больше, и дизайн монстров более безумный. О них кстати ниже.
Перед нами в общем то оживший мультик. Вся игра держится на сочетании няшных девочек и жутких жутиков. Интерфейс выполнен в виде детских рисунков и записок, и это придаёт аутентичности. Нарисовано всё приятно, но к сожалению про окружение сказать нечего. Оно довольно однообразное, хоть и ко второй игре становится более детализованным. Глазу не за что уцепиться. Ну и героини — ну просто милые девочки.
Гораздо примечательнее местные духи — есть вполне стандартные и уже знакомые нам по другим хоррор-произведениям страшилы, а есть совершенно безумные и уникальные. Ну сами посмотрите:
И вот такой красоты там сполна.
Тут всё не очень однозначно. С одной стороны, здесь прекрасная работа со звуком. Каждый шорох и стук сердца, шаг чудовища, шелест кустов и прочие звуки заставляют нервно подскакивать на стуле и шугаться от всего. Но на другой стороны медали есть музыка, которой здесь…нет. Все музыкальные темы обеих игр вы могли услышать в трейлерах и…Всё.
Ну ладно, в Night Alone ближе к финалу в одной локации звучит жутковатый эмбиент, а в Midnight Shadows даже его кажется нигде нет, либо он был совсем незапоминающийся. А хотелось бы побольше! Плюс к атмосфере был бы!
Ладно, кажется я проговорила всё что хотела, но вот тут ещё кое-что интересное. Минутка сухой фактики, так сказать. Последующие путешествия по ресурсам в поисках инфы об игре привели меня к тому, что либо игры были популярны у себя на родине в Японии, либо разработчики просто целую вселенную делали.
Например, у обеих игр есть новеллизация, которая правда не выходила даже на английском. А по Midnight Shadows есть даже кола! Ещё были кажется даже кафе, но там я вообще никакой информации кроме какой то мыльной картинки не нашла.: (
В начале игры я задавалась вопросом — заслужили ли эти игры больше внимания, чем по итогу получили? Скорее, да. Вряд ли эти игры надолго запомнятся, особенно Night Alone, но в её дизайне есть капелька самобытности, за маленьких героинь хочется переживать, а по настоящему пугают тут не так часто, зато хорошо.
Ссылки на игры в Steam:
Не гуляйте по ночам и спасибо за прочтение.
Оформление конечно мда как и текст. Я явно затянула ибо прохождение двух крохотных игр сожрало больше времени чем надо и в итоге под конец уже начали эмоции выветриваться.
В целом заметила за собой что пишу очень сухо и даже если испытываю какие то сильные эмоции описать их адекватно не могу. Возможно, это не слабость, а особенность.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Отличный текст, легко и понятно читается. Правда не совсем понял предложение
А по Midnight Shadows есть даже кола!
Речь про напиток или что?
Да :D (не сообразила как в текст впихнуть)
Ссылочка на игры в конце не помешала бы, но сам текст отличный, захотелось поиграть)
В отличие от большей части хорроров, кои мне в принципе не привлекают, это я даже частично «прошёл». На стриме Фубуки. Милый визуал под милые песцовые звуки зашел даже без перевода.
Спасибо за текст.