Yomawari: японские ужасы для детей

Милые хорроры о потерявшихся девочках.

Yomawari: японские ужасы для детей
Yomawari: японские ужасы для детей

Я долго думала о чём написать. Dark Souls? Что нового могу я о нём рассказать? Resident Evil? Хм, тоже не знаю. Начинаю думать о подборке в стиле «неизвестный японский геймдев», но оказалось что инди-индустрия в Японии не так хорошо прокачана как, например, в Китае, и для этого нужно неделями ковыряться в самых глубинах трэш-раздела Steam, чего мне ситуация не позволяла. Окей, давайте искать дальше.

Дело ещё в том что мне хотелось бы охватить что-то, охватывающее какой-то элемент японской культуры и имело какую-то ярко выраженную японскую черту. Не знаю ка я вспомнила о двух играх — Yomawari: Night Alone и Yomawari: Midnight Shadows. В процессе поиска игр я ещё наткнулась что у студии-разработчика Nippon Ichi Software есть целый набор игр хоррор-направления, объединённых парой общих черт — противопоставление милого и ужасного и маленькие девочки в главных ролях. Охватывать все эти игры я не стала (хоть их и всего 4 штуки), а решила сосредоточиться именно на данной дилогии.

Yomawari: японские ужасы для детей

Что ж, радостно вижу что обе игры займут у меня в сумме не более 10 часов, ставлю и погружаюсь. Параллельно вижу что у обоих игр крайне мало отзывов, нет русского, да ещё и кол-во платформ, на которых они вышли ограничено. В общем, вниманием обе игры явно обделены. Заслуживают ли они чего то большего — в этом я попробую разобраться ниже по тексту. Но для начала…

Немного о тематике и вдохновении

Обе игры — истории про детей, противопоставленных злу. Как много подобных игр мы знаем? Ну…есть дилогия Little Nightmares, в которой всё выглядит стилизованно под детские кошмарики, и какой то откровенной жести детишки не подвергаются. А есть игры от Playdead, которые наоборот берут мелких пацанов и подвергают их максимально жёстким фаталити. Yomawariкак раз при милой стилистике скорее ближе к какой-то жести, особенно во второй игре.

Yomawari: японские ужасы для детей

После прохождения игры я попыталась загуглить её название, Yomawari, в надежде найти какую то расшифровку или узнать о каком-то явлении из японской культуры, называемом этим словом. К сожалению, это всего лишь имя одного из призраков в игре, который хоть и играет важную роль в сюжете обеих игр, но на какие то источники вдохновения нас не наталкивает.

Маленькие девочки встречаются с недружелюбными духами, населяющими их родной город, и по некоторым причинам они вынуждены ходить ночью по улицам одни. Монстры оригинальные, но во многом вдохновлены духами из японской мифологии. Разберём мы это чуть позже. Теперь давайте об играх.

Yomawari: японские ужасы для детей

Первая часть дилогии, Night Alone вышла только на ПК и PS Vita под Хэллоуин в 2016 году. Сиквел Midnight Shadows вышел год спустя и помимо двух вышеназванных платформ посетил ещё и PS4. Вскоре вышел сборник Long Night Collection на Switch. Игры не сыскали особой популярности, как я уже писала, и, пожалуй, они заслуживают большего.

Yomawari: японские ужасы для детей

Обе игры повествуют о маленьких девочках, которые кого-то теряют и отправляются на поиски посреди ночи, по пути сталкиваясь со злыми духами. Первая часть, Night Alone, в какой то степени детская игра. Начинается всё с того что безымянная девочка во время прогулки теряет свою собаку и бежит к сестре за помощью. Сестра, разумеется, тоже пропадает. И на поиски выходит уже главная героиня.

Yomawari: японские ужасы для детей

К сожалению, вся история это «ищу сестру и собачку». Здесь нет вообще никакого развития сюжета, кроме слегка неожиданного финала. Девочка просто молча бродит по коридорам, никак не реагирует на происходящее, никого не встречает. Тут просто нет событий. Зато в сиквеле, Midnight Shadows, произошёл резкий прогресс.

Здесь появляется сразу три героини. Девочка из первой части уходит на второй план, но при этом лучше раскрывается во взаимодействии с другими. Но в центре сюжета теперь две лучшие подруги — Юи и Хару. Одной ночью девочки пошли посмотреть на фейерверки, но домой вернулась только Хару. Юи куда-то отошла и пропала.

Yomawari: японские ужасы для детей

Два центральных персонажа сильно сыграли на пользу. Здесь есть ощущение что ты играешь за живых детей, а не просто нарисованного человечка. Они активно реагируют на происходящее, нервничают, боятся, плачут. За них переживаешь и их хочешь защитить от всех напастей. Их отношения это не просто детская дружба, а главный конфликт страшен даже для взрослого человека.

Проблема только в том, что в погоне за метафоричностью и закрученностью в конце авторы перемудрили с повествованием, и здесь получилось не столько неожиданно, сколько раздражающе. Не хватаешься за голову с криком «вот это поворот!», а с недоумением бьешь себе рукой по лицу. Но это мелочь, которая не сильно портит впечатление от ставшей комплексной и серьёзной историей.

Yomawari: японские ужасы для детей

Я хотела здесь как то расписать главных героинь, но по сути они…обычные девочки. Героиню первой части зовут Котомо от слова «кодомо», что означает «ребёнок», и при этом рассказывают об этом в отрыве от игры. Вот такая проработка. Но при этом во второй части она выступает уже как дитё, слишком много повидавшее для столь юного возраста, знающее местные улицы и раздающее советы. И живо реагирующее на вокруг происходящее.

Yomawari: японские ужасы для детей

Юи и Хару…тоже обычные девочки, но благодаря их естественному поведению и диалогам к ним быстро привязываешься. Они мило обещают быть рядом навсегда, сталкиваются с трудностями и ужасами. Они реагируют на каждый шорох, иногда отказываются идти дальше ибо им слишком страшно, но потом набираются смелости и всё таки идут. Им умиляешься, сопереживаешь и грустишь.

Юи
Юи
Хару
Хару

А ещё хотелось бы рассказать о монстрах.

Немного о местных духах

Дело в том, что как я писала выше, я пыталась найти какую-то информацию: реальные события, явления, что-то из мифологии, что вдохновляло разработчиков. Построить какие-то аналогии. Скажем так, мне как человеку слабо шарящему было сложно понять. Зато узнала что в мире самой игры куча интересных деталей, ниже я приведу пару примеров в виде местных духов и этих самых деталей.

Мистер Йомавари — талисман игры, похищающий и охотящийся за детьми. Он имеет две формы, в одной он тихо и спокойно отлавливает детишек, в другой — принимает форму непонятной мясной хтони, бегает и рушит всё на своём пути. Есть теории, что он похищает непослушных детей, которые бродят по ночам по улице, и это вполне логично — героиня Night Alone вышла ночью искать сестру и собаку, девочки в Midnight Shadows допоздна смотрели фейерверк.

Yomawari: японские ужасы для детей

Мистер Котовари — это огромная хтонь в форме руки с зубами и ножницами, которую мы встречаем в Midnight Shadows. Мы встречаем его несколько раз в качестве босса, но по итогу узнаём что он не такой уж и опасный. «Котовари» означает «отказ/непринятие», и по итогу оказывается что он скорее хранитель города и его цель — отгонять людей от опасных мест.

Yomawari: японские ужасы для детей

А вот есть Ханако — дух из японской истории, призрак девочки, погибшей во время войны. Говорят если позвать её в школьной ванной, она отзовётся, но в игре этого не проверить =)

Yomawari: японские ужасы для детей

И таких ещё много, но текст явно затянется.

Yomawari: японские ужасы для детей

Обе части — самые обыкновенные бродилки с видом сверху. Весь игровой процесс построен так, чтобы не раздражать и просто плавно вести по истории. Хотя игра на деле оказывается на такой простой и рассказы о том что вы будете по N раз помирать в отдельных местах правдивы.

Сначала вы спокойно изучаете город, но спустя 20 минут начинают просыпаться первые монстры. Убивают они нас разумеется с первого же тычка, поэтому долго побегать от них не получится. Их появление обозначается звуком учащённого сердцебиения, усиливающегося с приближением.

Yomawari: японские ужасы для детей

В первой части многие монстры неподвижны и зачастую не представляют особой опасности, а те что патрулируют территорию движутся в нашу сторону ну оооооочень медленно. В основном мы будем просто обходить их, но есть загвоздка. Увидеть монстра поблизости можно только посветив на него фонариком. В свете не самого удобного управления найти монстра бывает проблематично и периодически вы…просто глупо налетаете на него.

Вторая проблема — некоторые монстры периодически просто резко налетают на игрока по скрипту и отбрасывают вас к последнему сохранению. Но таких моментов немного. Главная проблема в обеих частях в том что монстров слишком много и напряжение со временем сходит на нет.

Yomawari: японские ужасы для детей

Звук учащённого сердцебиения звучит постоянно и спустя некоторое время начинает раздражать. Игра вообще не даёт передышки и просто постоянно натравливает на тебя чудовищ, не даёт каких то спокойных моментов чтобы игрок расслабился, а потом испугался с двойной силой. В Midnight Shadows монстры становятся более агрессивными и приставучими, но и это к сожалению ненадолго спасает ситуацию.

Лично меня ещё покоробил один момент — прятаться от монстров можно в кустах и за вывесками и делать это позволяют прямо под носом у бяки! Когда она тебя видит и несётся к тебе! Это…это странно!

Yomawari: японские ужасы для детей

А квестовая часть — ну, нашли предмет, отнесли. Как я уже говорила, это обычные бродилки, в которых упор скорее на визуал и атмосферу. И это скорее плюс.

Yomawari: японские ужасы для детей

Night Alone начинается с пропажи собачки и сестры, вполне себе сюжет мрачноватой детской сказки и до финала практически остаётся такой же. Спустя какое-то время мы узнаём что чудища не желают нам зла, а хотят защитить. Или кому-то нужна наша помощь. И в итоге большую часть игры мы будем делать всякие добрые дела для призраков и даровать им покой. Всё прохождение у меня были ассоциации с…«Унесёнными призраками» Миядзаки. Только, возможно, более мрачной такой версией. Да и, уж простите за спойлеры, заканчивается история хорошо.

Yomawari: японские ужасы для детей

Midnight Shadows сходу начинается с какой-то жести. Чего только стоит вступительный туториал:

Девочка выгуливает свою собаку. Ничто не предвещает беды, но вдруг мостик через речку сломался. Мы подходим к дереву, игра говорит нам нажать кнопку чтобы взаимодействовать с ним и…девочка на нём вешается.

Сюжет стал мрачнее и от этого контраст между главными героями-детьми и окружающими их ужасами стал сильнее. Вся история пронизана какой-то безысходностью — тут дети никому не могут помочь ибо ситуации у призраков сложнее, остаётся только наблюдать. Центральный конфликт шокирует и под финал игры я хваталась за голову с криком «ЭТО ЖЕ ДЕТИ!!!». Подскочивший c Teen у первой части до Mature рейтинг пошёл на пользу — и жестокости стало в кадре больше, и дизайн монстров более безумный. О них кстати ниже.

Yomawari: японские ужасы для детей

Перед нами в общем то оживший мультик. Вся игра держится на сочетании няшных девочек и жутких жутиков. Интерфейс выполнен в виде детских рисунков и записок, и это придаёт аутентичности. Нарисовано всё приятно, но к сожалению про окружение сказать нечего. Оно довольно однообразное, хоть и ко второй игре становится более детализованным. Глазу не за что уцепиться. Ну и героини — ну просто милые девочки.

Гораздо примечательнее местные духи — есть вполне стандартные и уже знакомые нам по другим хоррор-произведениям страшилы, а есть совершенно безумные и уникальные. Ну сами посмотрите:

И вот такой красоты там сполна.

Yomawari: японские ужасы для детей

Тут всё не очень однозначно. С одной стороны, здесь прекрасная работа со звуком. Каждый шорох и стук сердца, шаг чудовища, шелест кустов и прочие звуки заставляют нервно подскакивать на стуле и шугаться от всего. Но на другой стороны медали есть музыка, которой здесь…нет. Все музыкальные темы обеих игр вы могли услышать в трейлерах и…Всё.

Ну ладно, в Night Alone ближе к финалу в одной локации звучит жутковатый эмбиент, а в Midnight Shadows даже его кажется нигде нет, либо он был совсем незапоминающийся. А хотелось бы побольше! Плюс к атмосфере был бы!

Yomawari: японские ужасы для детей

Ладно, кажется я проговорила всё что хотела, но вот тут ещё кое-что интересное. Минутка сухой фактики, так сказать. Последующие путешествия по ресурсам в поисках инфы об игре привели меня к тому, что либо игры были популярны у себя на родине в Японии, либо разработчики просто целую вселенную делали.

Например, у обеих игр есть новеллизация, которая правда не выходила даже на английском. А по Midnight Shadows есть даже кола! Ещё были кажется даже кафе, но там я вообще никакой информации кроме какой то мыльной картинки не нашла.: (

Yomawari: японские ужасы для детей

В начале игры я задавалась вопросом — заслужили ли эти игры больше внимания, чем по итогу получили? Скорее, да. Вряд ли эти игры надолго запомнятся, особенно Night Alone, но в её дизайне есть капелька самобытности, за маленьких героинь хочется переживать, а по настоящему пугают тут не так часто, зато хорошо.

Ссылки на игры в Steam:

Не гуляйте по ночам и спасибо за прочтение.

Контент для взрослых
141141
23 комментария

Оформление конечно мда как и текст. Я явно затянула ибо прохождение двух крохотных игр сожрало больше времени чем надо и в итоге под конец уже начали эмоции выветриваться.
В целом заметила за собой что пишу очень сухо и даже если испытываю какие то сильные эмоции описать их адекватно не могу. Возможно, это не слабость, а особенность.

11
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Отличный текст, легко и понятно читается. Правда не совсем понял предложение

А по Midnight Shadows есть даже кола!

Речь про напиток или что?

10
Ответить

Да :D (не сообразила как в текст впихнуть)

8
Ответить

Ссылочка на игры в конце не помешала бы, но сам текст отличный, захотелось поиграть)

6
Ответить

В отличие от большей части хорроров, кои мне в принципе не привлекают, это я даже частично «прошёл». На стриме Фубуки. Милый визуал под милые песцовые звуки зашел даже без перевода.
Спасибо за текст.

5
Ответить