Комиксы про Эльрика из Мельнибонэ
Сагу Майкла Муркока про мага-альбиноса Эльрика из Мельнибонэ, который убивает врагов говорящим мечом, обещают экранизировать с 2019-го. Недавно анонсировали дарк-фэнтези игру, но в целом живописным приключениям меланхоличного изгнанника с появлением на экранах не везет. Однако оказалось, что по книгам нарисовали добрую кучу комиксов - от комичных до психоделических, от суровых боевых до откровенно кислотных. Давайте же посмотрим!
Кто такой Эльрик
Если Роберт Говард создал канон воина в фэнтези своим Конаном-варваром, который затем многократно перерабатывался другими авторами, то Муркок создал одного из самых впечатляющих магов, повлиявших на дальнейшую традицию.
Физическая слабость Эльрика из Мельнибонэ заставила его обратиться за помощью к Лорду Хаоса Ариоху, который дал альбиносу злой и наделенный собственной волей черный меч Stormbringer. Меч постоянно требует крови и душ во славу Лорда Хаоса, а взамен наделяет носителя физической силой, которой так не хватало умному Эльрику. Но совладать с мечом очень непросто - он любит убивать близких носителю людей. Сага про Эльрика - это история потерь, изгнания, тоски, поиска несбыточного и, конечно, мести.
Дэвид Дженнисон
Влюбленный в сестру Каймориль Эльрик вступает в битву за власть с предавшим его братом, побеждает, но не получает награды - своенравный меч убивает возлюбленную, выпивая ее душу. Так император Мельнибонэ теряет любовь, власть и земли и отправляется в неизведанный мир, полный чудовищ. Эльрик - идеальный изгнанник, отступник, полный тоски и сожалений, а его сомнения сделали сагу об Эльрике особенной. Муркок повлиял на всех, оставив отпечаток на немалом количестве текстов - от историй Стивена Кинга про Темную Башню или подвигов темного эльфа Дриззта до комиксов Нила Геймана.
"Dreaming City" рассказывает о возвращении Эльрика в Имрирр, чтобы победить предателя-брата и освободить возлюбленную-сестру. Стиль изображения напоминает мне иллюстрации к книгам Кира Булычева или русским сказкам, но при этом там, где красочность отступает перед экспрессией, выглядит все довольно круто. Song of sorcery!
Вот, например, Эльрик вызывает элементалов:
Окрестности Имрирра предстают в виде красочных лесов:
Но мне больше нравится вот этот кадр с братом Эльрика:
Рой Томас, Майкл Гилберт и Крэйг Рассел участвовали в работе над немалым количеством комиксов по Муркоку. Это произведение, наверное, - самая классика, хотя сейчас так комиксы уже никто не рисует. Жизнерадостные цвета вступают в контраст со зловещим содержанием. Также бросается в глаза непривычное обилие деталей - их так много, что начинает ехать крыша.
Коварный брат Эльрика Йиркун (Йиркан) похож на рыжую обезьяну, а Каймориль постоянно плачет и прячется за Эльрика. У Йиркуна внешность и повадки карикатурного злодея, у Эльрика - байронического лорда, у Каймориль - беззащитной испуганной женщины.
Здесь присутствует мечтательный романтизм, ведь история Эльрика - это история человека, потерявшего все, и пока он находится в хрупком равновесии, которое вскоре будет сломано, художник изображает его прозрачным, словно в каких-то "Алых парусах".
А вот что касается деталей:
Еще мне очень нравится, как здесь изображено предательство Йиркуна. Пользуясь слабостью Эльрика после битвы, он скидывает его в море, и Эльрик тонет, теряя сознание:
По сути первая история Эльрика - это история человека, который продал душу Дьяволу (Ариоху, который в этом комиксе появляется с нимбом), чтобы победить, но не смог получить ровным счетом ничего из того, что желал. Эльрик интересен в фэнтези тем, что это глубоко трагический герой, тогда как прежде в моде были варвары, Тарзаны, Джоны Картеры с Марса.
В общем, весьма интересная и заслуживающая внимания интерпретация, хотя мальца устаревшая и чрезмерно театральная.
Эльрик из Мельнибонэ спасся от смерти, изгнан из Имрирра и загнан в угол в Молодых Королевствах. Сидя на берегу моря и ожидая прибытия погони, а с ней - вероятной смерти, Эльрик видит корабль, на котором его ждут другие манифестации Вечного Героя Муркока - Корум, Хокмун и Эрикезе. Вместе они должны плывут между планами, параллельными мирами, чтобы поразить очередных могущественных врагов, которых зовут Агак и Гагак. Да, ребята, это олдовое фэнтези, тут все сурово.
В истории полно гигантомании, но чем выше уровень абстракций и чем больше участвующие фигуры, тем более нелепым, в конечном счете, все выглядит. Схватки напоминают ЛСД-арт.
Это, наверное, самая суть ощущений Эльрика, который потерял все, что мог, и еще немного больше:
Колдун Телеб Каарна осаждает Танелорн, и Эльрик борется с ним, а заодно спасает красивую королеву, напомнившую ему Каймориль. Комикс полон страданий, варварства и безумия. В общем, ок. Вот вам проклятые многоцветные лебеди Хаоса!
Как и большинство супергероев, Эльрик проходит период отчаяния, когда не видит разницы между демонами и собой:
Авторы комикса почти не поменялись, поэтому общая канва понятна.
Elric. The bane of the black sword, 1988
Сюжет этого комикса - битва Эльрика с колдуном Телебом Каарной и обретение новой возлюбленной Зарозинии. Эльрик здесь выглядит усталым, измученным, сухощавым старцем. Мне комикс не кажется выдающимся, но роскошные кислотные картины схваток не оставляют равнодушным:
Куча цвета, крови, соплей, красота:
Но вот в изображении секса художник откровенно схалявил. Интересно, что в сознании современного геймера образ Эльрика отсюда будет плотно ассоциироваться с ведьмаком из Witcher.
На обложке Эльрик похож на Эльвиру, повелительницу тьмы, но внутри он, скорее, симфонический рокер и уже гораздо ближе к мужскому идеалу наших дней. По хронологии это большой скачок вперед - трагедия с Каймориль в прошлом, Эльрик живет в далеких краях со своей женой Зарозинией, но ее похищают злобные монстры, что дает начало новому витку трагической жизни мага-альбиноса. Герой должен страдать, и у Муркока Эльрик страдает постоянно. Но в комиксе он красавчик:
Про Зарозинию, кстати, старики Hawkwind записали печальную песню, в которой участвовал и сам Муркок:
Надеюсь, печаль этой песни заставит вас понять, что чувствовал Эльрик, когда вынужден был снова взяться за проклятый меч Ариоха, выпивающий души. Он дал обещание больше не прикасаться к оружию, убившему его возлюбленную сестру, но теперь ради любви он опять должен взяться за проклятый меч. Сопровождаются эти муки выбора довольно любопытными рисунками:
Сюжетная линия Stormbringer'а гораздо менее цельная, чем каноническая история Эльрика, в ней много изъянов старого фэнтези - снова огромные армии дикарей, монстров и чудовищ нападают друг на друга в бесконечном цикле. Эльрик здесь бросает вызов лордам Хаоса, снова становится жертвой предательства и снова убивает собственную возлюбленную, как будто он проклят. Нарисовано все неплохо, местами трагический мрак окутывает читателя, но погрузиться в это не дает исходный материал.
Ну а это, наверное, одна из самых жутковатых сцен и одновременно сцена, получающая приз за издевательство автора над своим героем. Эльрик находит Зарозинию:
Возможно, тут Эльрик напоминает кельта в лифчике только мне:
Это история о молодых годах Эльрика, почти полностью состоящая из графического экшна, который без подложки крутой истории быстро надоедает. Но самое страшное, что здесь Каймориль - блондинка. Бррр.
Зато тут много чудовищ и мужиков, похожих на хэви-металлистов:
Чудовищ много, но они не слишком оригинальны. Скука.
Помпезное возвращение Эльрика на его сорокалетие, опять история о Мультиверсуме, об объединении героев разных романов, только в этот раз внимание Эльрика привлекает потеря баланса между Хаосом и Порядком, в результате чего равновесие нарушается и начинается полное безумие. Как выясняется позже, это космическая игра между неугомонными братьями-богами Куллом (который, оказывается, Kwll) и Ринном, которые превратили в своих пешек все вокруг. Понятное дело, Вечный Воитель не может этого допустить. На обложки можно посмотреть тут: http://www.multiverse.org/wiki/index.php?title=Elric:_The_Balance_Lost.
Как и в любых ориентированных на праздник фэндома вещах, в ней полностью отсутствует фирменный трагизм истории Эльрика из Мельнибонэ. Для меня это значительно уменьшает интерес в целом, т.к. превращается в туповатую мясорубку. Но Кулл и Ринн отличные, их первое появление в романах про Корума жутко мне нравилось.
Еще здесь есть любопытный корабль, гигантский Ариох, собирающийся откладывать яйца, и женщина, которая дерется с помощью электрической гитары:
Не то, чтобы очень увлекательно, но нормально.
Ну а теперь можно приступить к очередной перезагрузке комикса про Эльрика Джулиеном Блонделем и Дидье Поли.
Первый же выпуск Ruby Throne наглухо снес мне крышу своей тревожной красотой, потому что впервые изображение приблизилось к тексту, сделав Имрирр подлинно страшным городом. Опять перед нами классическая история Эльрика: он император, великий маг, но он слаб физически, что дает возможность его брату Йиркуну посягать на его власть. Эльрик влюблен в сестру Каймориль, но принадлежать и трон, и сестра ему будут недолго, потому что по меркам Имрирра, купающегося в крови, Эльрик слишком великодушен.
В комиксе умопомрачительные панорамы-развороты, а у Каймориль появился характер, это гордая дочь Имрирра, приносящего в жертву тысячи рабов, тогда как Эльрик более мягок. Именно Каймориль требует смерти Йиркуна, но Эльрик ей отказывает, не желая походить на тиранов прошлого. К чему это приведет, мы уже знаем. Из мягкого книгочея Эльрик превратится в вечного мстителя.
Надеюсь, им удастся продолжить с таким же вниманием как к характерам, так и к окружению. Битва с армией Молодых Королевств нарисована очень впечатляюще. Мрачный, тиранический Имрирр, декадентство и милитаризм в одном флаконе. Здесь чужие жизни ничего не значат, их обещают лордам Хаоса в оплату будущих злодейств.
Конечно, это не все комиксы про Эльрика, их гораздо больше, но основная идея ясна. Очень интересно, как один и тот же сюжет изменяется в зависимости от исполнителя, от года создания, но главное - не изображение, а трагедия могущественного изгнанника, всецело пронизывающая судьбу Эльрика из Мельнибонэ. На нее хочется смотреть снова и снова.