Age of Conan, или феникс на мече

Age of Conan, или феникс на мече

Исторически сложилось, что мир Хайбории ассоциируется только с Конаном. Понятно, что следить за приключениями самого крутого мужика в истории крайне занимательно, однако не в последнюю роль играет сам континент. И это, как по мне, одна из главных несправедливостей не только в последующих книгах, но и в играх.

Краткий экскурс в историю

В 30х годах прошлого века, задолго до этих Warhammer'ов и Колес Времени существовал такой писатель, Роберт Ирвин Говард. Я не буду останавливаться на его жизни, ибо она одновременно и впечатляет, и ужасает, поэтому ограничусь несколькими деталями. Его лучшим другом (по переписке) был король ужаса Лавкрафт, в совместных трудах с которым и были заложены основы всяких Ктулху. Помимо фентези, Говард творил в массе жанров: тут и вестерн, и детектив, и ужасы, и стихи и даже исторические драмы в духе Дюма. Come on, в его арсенале найдутся даже эротические рассказы и пародии. В общем, за свои 30 лет Говард написал столько, сколько не напишет какой-нибудь хайпо-мартин за всю жизнь. Говард создал не только Конана, но и Соломона Кейна, ту самую Шляпу. Этому персонажу вообще не везет вне книжных страниц. Так что если будет интересно, когда-нибудь расскажу подробнее.

В общем, если Толкина считают отцом жанра фентези, то Говард выступает Крестным Отцом. Именно с его пера сошло множество образов современного фентези, начиная от грудастых воительниц и заканчивая магией DnD.

Подлинным каноном Конана единогласно принято считать только рассказы самого Говарда, часть которых опубликована посмертно, и Л. Спрэг де Кампа, который перерабатывал эти самые записи. Остальные авторы, увы, творили дикую отсебятину, коверкая образ Киммерийца. О 127 русских книжках скромно умолчу, ибо там Конан побеждает даже Смерть.

Privighetoare, Зануда

Мир Хайбории

Главный же Magnum Opus писателя - Хайборийская Эра. Это уникальный мир, созданный за счет смутно узнаваемых образов. Словно заправский алхимик, Говард смешивал реальную Гондвану с платоновой Атлантидой, а древнеиндийского Митру с египетским Сетом. Именно такна этой "Пангее" расположились все известные нам типы культур, взятые напрямую из земной истории, удобренной мифами.

Начнем с севера, ведь именно отсюда "спустился с гор" Конан. Мерзнут здесь преимущественно черноволосые киммерийцы (атланты) и рыжеволосые варвары Асгарда (кельты). Чуть выше живут такие же варварские страны Ванахейм (викинги) и Гиперборея, правят которой колдуны ужасающей мощи. И никаких намеков на древних руссов и укров, которые мирно живут на реке Запорожке. Каждому народу Говард скупулезно прописывает особенности, будь то ярость ванов, любовь к свободе киммерийцев или идолопоклонничество гипербореев. Между прочим, голубые глаза киммерийцев достались тем от исчезнувших атлантов. Объединяет варварские племена лишь одно - жестокость и презрение к внешнему миру.

А вот во внешнем мире царит настоящая эклектика. Морское королевство Зингара (Испания) соседствует с кровожадными пиктами (Шотландия). Однако Хайбория не ограничена только лишь варварами, привет Конану от Шварценеггера. Нашлось место и для развитого феодализма с крестьянами и рыцарями - Аквилония (империя Карла Великого и Римского), Немедия(Франция) и Бриттуния, возникшая из Речи Посполитой. Не забыт греческий пафос, поэтому гоплиты проживают в Аргосе, причем воюют они с Офиром (Персия). Иронично, не находите? А если внимательно приглядеться, то можно увидеть даже цыган под личиной Заморы.

Традиционный Восток традиционно делят между собой Туран (османский кавказ), Гиркания (монголы) и Кхитай. Да, именно Говард запатентовал это слово, а вовсе не Games Workshop.

Типично-нетипичный Египет можно найти в песках юга, в зловещей Стигии с Черными Пирамидами и культом Сета. Ах да, и негры, куда же без негров. Черные Королевства и Куш созданы в 30х годах, просто напоминаю.

Черная Пирамида. Автор не Нагаш.
Черная Пирамида. Автор не Нагаш.

Однако это мир вовсе не юн. Десять тысяч лет назад море еще не поглотило Атлантиду и Лемурию, а на континенте безраздельно правили могучие империи Грондар с Валузией. И правили ими не стереотипные предтечи, а вполне обычные люди, освоившие магию. Однако все они оказались бессильны перед катаклизмом, уничтожившим привычный мир, а Кулл, король Валузии и первый герой Говарда, канул в небытие. Уцелевшие народы перемешались, вновь скатились в пучины варварства и вновь вернулись к цивилизации. А о прошлом напоминают лишь древние мифы о страшном Ахероне и Атлантиде, родине полубогов. Да и сама Хайборийская Эра уже стоит на краю гибели. Спустя всего-лишь 100 лет с гибели Конана, дикари пикты пронесутся по миру, уничтожая всякую цивилизацию, а Пангея расколется на те самые континенты, которые мы можем видеть прямо сейчас...

Однажды я спустился с гор(С)

Собственно, а кто такой этот Конан вообще? Если коротко, то это здоровенный двухметровый мужик с черными волосами и голубыми глазами. Его мускулатура заставляет Аполлона прятаться в хитоне, а грации позавидует матерый тигр. Киммериец хитрее Агента 007, выносливее Джейсона Стейтема и харизматичен, как "Скала" Джонсон. Конан прекрасный фехтовальщик, бесстрашный воин и обаятельный любовник. Кхм, хотел покороче...

Age of Conan, или феникс на мече

Конан успел побыть и вором, и пиратом, и наемником, и даже королем. И как же он дошел до жизни такой? Конан Говарда являет собой необычный для фентези прием психологического реализма. Это когда человек, живший только ради себя, и фактически узурпировав власть, меняется под ее гнетом. "Узурпатор" становится справедливым королем, помня о своем не всегда благородном прошлом. И все это в 12 рассказах и аж в 30е годы!!

В трудах Говарда Конан уже носит на бедре меч, уже победил множество врагов и пережил множество приключений. Рассказы разрозненны и посвящены разным отрывкам жизни варвара, окромя встреч с Тот-Амоном. Между прочим, если в играх колдун выступает главным антагонистом киммерийца, то на страницах рассказов эти двое вообще не пересекались!!!

Фильмы о Конане довольно неплохие, поэтому останавливаться на них сильно не будем. Да, все они весьма вольно обходятся с первоисточником, но это не делает их хуже. Конан-Шварценеггер не обладает грацией, излишне молчалив и слишком серьезен. Да еще и молится Крому!

Конан версии Момоа выглядел бы идеальным, если бы не неуловимые гавайские черты с черными глазами. Но это мелочи. Главный минус фильма заключается в настолько слабом сюжете, что вызывает только зевоту. О качестве сюжета свидетельствует обязательное наличие девственницы для темного ритуала. Вот только чуть раньше на Конан успешно провел свой "ритуал" для отмены этого ритуала. Ну вы понимаете, эта магия... Еще веселее отсылка для фанатов об успешной краже "Сердца Слона". Вот только Конан не только не крал это сердце, но и не камень это вовсе. Почитайте "Башню Слона", крайне рекомендую.

Еще стоит упомянуть сериал, снимавшийся вместе с "Зеной" и "Геркулесом". На сей раз за Конана отдувается Ральф Меллер, еще один могучий мужик. Ужасный образ, и даже меховые труселя не спасают положение. Как и расово верная команда, в чей состав вошел забавный толстячок и всамделишный боевой карлик. Господи, боевой карлик!!! Вот откуда растут ноги у гномов ведьмака с Кавиллом, не иначе.

Где играть и куда воевать?

С играми по вселенной сложилась двоякая ситуация. С одной стороны, это весьма крепкие середнячки, которые имеют свою фанатскую базу. С другой стороны, их очень мало, что для такой большой и развитой вселенной даже странно. И все они возводят в Абсолют только одну часть историй о голубоглазом варваре - жестокость. Тем не менее, я приготовил для вас небольшой список.

Conan:The Cimmerian

Age of Conan, или феникс на мече

Начну практически с самой первой, и на удивление, дико крутой игры. Удивление усиливается, если сыграть сейчас, в 2021 году. Действие игры проходит в Шадизаре, Тарантии и куче пещер. Управляя Конаном, мы вольны шататься по канализации, бить боссов, собирать всевозможное оружие и т.д. Никаких подсказок, никакого обучения и полная свобода действий. Вплоть до того, что к боссу можно прийти с мечом, заточенным именно на этого босса. К тому же в игре нет карты, поэтому можно рисовать ее самостоятельно, а можно положиться на русско-киммерийское "авось". По ходу дела можно собирать разнообразное оружие, обходить препятствия и решать головоломки. Эта вещь способна вылечить любую игровую апатию, серьезно.

Conan:The Dark Age

Age of Conan, или феникс на мече

Здесь нас ожидает типичный слешер двухтысячных. Глупый сюжет под видом очередной "страшной мести" ведет варвара через пустыни Стигии, Пустоши Пиктов и джунгли Дарфара. Есть еще Кордова, столица самой Зингары, но выглядит она совершенно не так, как описывал старина Говард. В целом, ничего о ней сказать нельзя, это самый обычный продукт своего времени.

Conan (2007)

Age of Conan, или феникс на мече

И вновь слешер, на сей раз от авторов VTM:Redemption. Музыкой занимался автор музыки God of War. И получилось довольно неоднозначно. От местного сюжета хочется плакать - Конан случайно™ освобождает злобного волшебника, который проклинает доспехи киммерийца и разбрасывает их по всему свету. Что ты несешь, автор? Однако если вытереть слезы и поиграть дальше, игра окажется вполне себе крепким слешером. QTE, куча оружия, кровавые добивания. В общем, это своеобразный God of War. Единственное, что покоробило - применение магии. Ненавидящий чары Конан вполне себе кидается огненными шарами благодаря волшебной броне. Но главный минус игры лично для меня - бессмысленная жестокость. Если Кратос отрывает руки потому что он поехавший берсеркер, то Конан никогда таким не был.

Age of Conan:Hyborian Adventures - Unchained

Age of Conan, или феникс на мече

Funcom замахнулась на целое ММО, которое... получилось. Игра была сверхпопулярна на старте, однако за ним последовало такое же стремительное падение под градом багов. Мир Хайбории здесь выступает прекрасной декорацией, словно сошедшей со страниц Говарда и Дэ Кэмпа. До скрупулёзности Lotro далеко, но погружению это не мешает. Хронологически игра ближе к финалу саги о Конане, поэтому уже-царь Аквилонии взирает на город с высоты своего трона. И дает квесты, разумеется. В игре красивая графика, симпатичная стилизация и мощный звуковое сопровождение. Однако в ней не было чего то нового, такого, что могло бы стать фишкой игры для всех. Ремесла, замки и прочий стандартный набор можно встретить в любой ММО. Но вот Unchained слишком хардкорна, слишком требовательна к игроку и наказывает за ошибки. Здешние подземелья проходятся настолько основательно, что малейшая нехватка в экипировке или тактике безальтернативно позволит боссу вбить вас в землю. Вкупе с боевой системой получается вдвойне сложно. Кстати о ней. Признаюсь, я слукавил, это действительно то, чего никто не смог повторить и поныне. Именно здесь "Target" смешивается с "non-target". Мало поймать противника в цель, нужно умудриться выполнить комбо из 3-5 клавиш. Добавьте перекаты, блоки, уклонения и систему щитов, которые сейчас красуются в "For Honor", и получите дичайшую адреналиновую смесь ураганной боевки, заставляющей молниеносно думать и сражаться. Вот о чем эта ММО - битва, и все в ней работает именно на нее.

Conan Exiles

Age of Conan, или феникс на мече

Сразу скажу, что я не люблю жанр "Выживание", поэтому постараюсь быть как можно более беспристрастным. Обжегшись с Unchained, Funcom решили пойти ва-банк и сделали упор на реалистичность. Завязка проста, протагониста снимает с креста мимо проходящий Конан. Все. Дальше вы один, и вам надо выживать. Наверное, стандартная схема, поправьте если что не так. Однако Хайбория и ее атмосфера переданы на все 200%. Свобода действий действительно поражает - можно исследовать руины, можно заниматься охотой, а когда надоест - строить настоящий замок. А можно поймать себе раба и посадить того в колесо боли. Так что скучно тут точно не будет. Минус от меня только переводчикам, ибо за "Пиктляндию" надо бить словарем!

Conan Unconquered

Age of Conan, или феникс на мече

Очень странная игра, попросту эксплуатирующая популярную вселенную. Смесь RTS с отстройкой базы, которую нужно будет защищать на протяжении аж 25 волн. Tower Defense - спросите вы, и будете правы. Ни внятного сюжета, ни разнообразного геймплея тут явно нету, при условии что вы не любитель подобных игр. Однако в игре очень приятная графика, расслабляющий геймплей и очень простые механики. Не обошлось без самого Конана, владеющего мечом, и Валерии, отвечающей за фансервис. По итогу Petroglyph сделали очень нишевую игру на пару десятков часов. Если истосковались по Конану - Welcome!

Именно с клинка Конана сорвался феникс, давший начало множеству авторов и миров. А Говард и Спрэг де Камп дали все, чтобы сделать хорошую игру - дух приключений, романтику и уникальный мир. Однако ни одну интерпретацию нельзя пока назвать идеальной. У некоторых отличные идеи, другие трепетно переносят миф, а третьи торопятся занять нишу, но всем им чего-то не хватает. Надежда на появление интересной, глубокой и большой игры, потому что мир Хайбории заслуживает этого как никто другой. Что же Конан? Конан (Говарда, книжный) будет актуальным всегда. Потому что это рассказы не о герое в мохнатых труселях. Это рассказы о силе, уме, ловкости, умении преодолевать все неприятности, и БЫТЬ СИЛЬНЕЕ СУДЬБЫ. И о СВОБОДЕ.

161161
86 комментариев

Age of Conan - ван лав.

18

Да, дико жаль сотни скриншотов) То лучшая боевка, лучшее ПВП и..Господи это было великолепно... Вспоминаю Кром и своего стража)) как никак топ 100 задротов, эхх, молодость))

6

Помню удивление от диалогов после Тортажа: цепляющие сюжеты, озвучка атмосферная — и внезапное молчание неписей в "большом мире". Жаль, такая игра не добрала бюджета (+ удачи).

So, you're not quite dead yet. Эх

1

Так Говард оказывается был знаком с Лавкрафтом. Я то думал, откуда в Conan Exiles появился тот самый Дагон.

Из всех игр играл только в Conan Exiles. Безумно понравился сам мир игры. С одной стороны у нас тут выживач. С другой стороны тут очень крутой мир, подземелья, боссы, города, куча всяких записок, проясняющие лор и вообще происходящее. Интересно даже просто с друзьями пойти проходить подземелья и исследовать все новые и новые уголки мира.

4

Да, они переписывались, помогали друг другу писать книги, и делились разными сущностями. Причем Лавкрафт умер ровно через девять месяцев после Говарда. Есть мнение, что потеря единственного друга очень сильно подкосила его и без того ушатанное здоровье)

7

Отличный, кстати, кооп, чтоб и повыживать, и поприключениться с друзьями. Ну и положу ссылку на любимую рецензию, после которой Чимде года два писали в комментариях к любым его статьям "Олег, верни колёса". Да и до сих пор, бывает, пишут.
https://dtf.ru/games/22526-conan-exiles-novye-priklyucheniya-kannibala-olega-varvara-bez-shtanov

2

Пытался пару лет назад найти самый полный сборник с хорошим переводчиком и даже иллюстрациями но тщетно. Издательство владеющее правами забило на автора, предпочитая издавать разрозненные куски из мелких книжонок.

Age of Conan одна из любимых ММО, после WoW:TBC. На момент выхода казалась дико красивой. Свободное ПвП всех против всех добавляло миру первобытной дикости, где свернув не на ту дорогу можно было лишиться головы. Это было жестокое, неприветливое, опасное место, даже на начальном острове. Современным игрокам ММО безусловно оторвёт жопу. Игру загубил кривой движок, баги, и лютый хардкор, что вкупе с боевкой помахали ручкой широкой аудитории которая так необходима массовым играм. В целом я не жалею времени, дух Хайбории влюбил в меня эту вселенную.

Предпочитаю думать что Golden Axe на СЕГУ и Аркадные машины тоже относится к Конану, просто из-за прав и лицензий выглядит чуть иначе. За перечень игр спасибо. Сохранил, попробую.

4