Худший фильм по «Звёздным войнам»: почему Джордж Лукас попытался стереть все упоминания о «Праздничном спецвыпуске»

История одного провала.

Худший фильм по «Звёздным войнам»: почему Джордж Лукас попытался стереть все упоминания о «Праздничном спецвыпуске»

В конце 2019-го девятый эпизод «Звёздных войн» поставил точку в сорокалетней истории саги о Скайуокерах. Фильм удостоился удивительно низких оценок журналистов, собрал противоречивые отзывы фанатов. Некоторые уже поспешили окрестить «Скайуокер. Восход» худшим фильмом за всю историю «Звёздных войн», но на деле это звание вот уже сорок лет принадлежит совсем другой картине. О ней сегодня и поговорим.

«Праздничный спецвыпуск» выходил в эфир всего однажды — 17 ноября 1978 года. Он собрал настолько негативные отзывы прессы и зрителей, что Джордж Лукас, который и допустил создание «Спецвыпуска», приложил все усилия, чтобы стереть саму память о существовании картины.

Худший фильм по «Звёздным войнам»: почему Джордж Лукас попытался стереть все упоминания о «Праздничном спецвыпуске»

Разумеется, когда кто-то пытается стереть сам факт существования чего-то, вокруг этого формируется настоящий культ. «Праздничный спецвыпуск» уцелел благодаря видеомагнитофонам с функцией записи трансляций, пиратским копиям и подпольным показам на конвентах.

До повсеместного распространения интернета «Спецвыпуск» был своеобразным городским мифом, меткой, отличающих настоящих фанатов Саги, нашедших способ его посмотреть, от всех остальных. С развитием интернета «Спецвыпуск» разошёлся по торрентам, видеохостингам и социальным сетям, аура таинственности вокруг него рассеялась, и теперь с его помощью можно было испытывать разве что терпение и усидчивость любопытных зрителей.

Трейлер

Появление монстра

В 1978 году представители канала CBS и руководители 20th Century Fox, владевших правами на кинотеатральный прокат «Звёздных войн», обратились к Лукасу с предложением снять праздничный телевизионный фильм-варьете по мотивам «Звёздных войн».

Мотивы киношников и телевизионщиков понятны: в CBS надеялись, что кассовый успех «Звёздных войн» трансформируется в высокие рейтинги. А в Fox в свою очередь ожидали, что появление популярных персонажей в ещё одном телевизионном шоу снова подстегнёт кассовые сборы — так уже случалось в прошлом, когда несколько инопланетян из кантины в Мос-Айсли заглянули на шоу Донни и Мэри Осмондов. Но почему согласился Лукас?

В конце семидесятых больше всего на свете Джордж Лукас стремился к независимости от голливудской системы. Он присмотрел себе участок земли вдали от Голливуда и уже собирался строить там собственную киностудию, но на это нужны были деньги, а со средствами было туго. Всю свою долю прибыли с проката «Звёздных войн» Лукас вложил в производство сиквела — он был обязан начать съёмки в течение двух лет, в противном случае права на все продолжения франшизы перешли бы в руки Fox.

Худший фильм по «Звёздным войнам»: почему Джордж Лукас попытался стереть все упоминания о «Праздничном спецвыпуске»

Постановщик не сомневался, что выход «Империи» окупит все затраты, но до премьеры сиквела оставалось ещё два года, а до этого момента единственным источником денег компании оставались сделки по продаже игрушек и других сопутствующих товаров.

И именно поэтому Лукас и согласился на предложение CBS — в «Праздничном спецвыпуске» он увидел возможность продать больше игрушек, поддержать интерес к франшизе и, возможно, даже найти новых фанатов. Однако уделять хоть какое-то внимание производству картины Лукас не хотел. Максимум, на что его хватило — это уделить целый день сценаристам фильма и рассказать им обо всём, что он бы хотел туда включить.

Мы с Пэтом [Профтом, вторым сценаристом] провели с Лукасом целый день. Он взял блокнот и спросил, какой хронометраж у фильма. Затем он написал цифры от 1 до 90. Он был очень последователен. У Лукаса уже был наготове как минимум десяток различных историй, так что мы просто помогали ему заполнять белые пятна в мире, о котором он уже и так всё знал. И он хотел рассказать про вукийский Рош ха-Шана (еврейский Новый год — DTF). Мохнатый День Земли.

Леонард Риппс, сценарист

Идея снять фильм про вуки была для Джорджа Лукаса не новой: ещё в рамках промо-кампании «Звёздных войн» он говорил, что хотел бы сделать фильм только про дроидов или только про вуки, так что определённые сюжетные заготовки у него были. Лукас был для сценаристов просто кладезем полезной информации, однако далеко не все его откровения можно было включить в сценарий. Тем более, что сценаристы не всегда понимали, когда Джордж шутит, а когда говорит серьёзно.

Джордж сказал нам, что Хан Соло женат на вуки, но нам нельзя касаться этой темы, потому что она вызовет слишком много споров.

Леонард Риппс, сценарист

Риппс и Профт сразу поняли основную проблему фильма: больше половины времени зритель будет следить за приключениями семейства вуки, которые общаются друг с другом посредством рычания и скулежа, соответственно, аудитория должна понимать происходящее, не понимая разговоров героев.

Причём мимику вуки нельзя назвать выразительной, а на субтитры Лукас не соглашался. Задачка сложная, но не невыполнимая. В конце концов, Риппс и Профт писали много сценариев для мимов Шилдса и Ярнелла. Как считает сам Риппс, именно поэтому их и пригласили для работы над этим фильмом.

Худший фильм по «Звёздным войнам»: почему Джордж Лукас попытался стереть все упоминания о «Праздничном спецвыпуске»

Получив указания от Лукаса, сценаристы приступили к работе и через несколько недель представили свой вариант сценария. По сюжету, Хан Соло и Чубакка спешили попасть на Кашиик, где семья Чуи — его жена Малла, сын Лампи и отец Итчи — готовилась отметить День Жизни. Это общегалактический праздник наподобие земного Рождества, который в этот раз проходил на родной планете вуки.

Сценарий предусмотрительно содержал лакуны, которые исполнительные продюсеры Дуайт Хемион и Гэри Смит должны были заполнить звёздными камео и музыкальными номерами. Последние должны были быть созданы Кеном и Митци Уэлшами — легендарными композиторами, которые десятилетиями писали музыку как для телевизионных шоу, так и для культовых американских исполнителей, начиная от Барбары Стрейзанд и заканчивая Джули Эндрюс.

Культурная пропасть

Риппсу и Профту показалось, что им удалось ухватить идеи Лукаса, но к лету 1978 года, когда начались съёмки, сценарий «Праздничного спецвыпуска» был серьёзно переработан ветеранами телевизионных варьете-шоу Брюсом Виланчем, Родом Уорреном и Митци Уэлш чтобы лучше отражать видение продюсеров. Вот в этом и заключалась проблема.

«Праздничный спецвыпуск» с самого начала планировался как фильм в формате варьете — то есть фильм, в котором обычный повествовательный стиль перемежается музыкальными и акробатическими номерами, комедийными скетчами и прочими подобными приёмами.

Варьете-шоу были очень популярны на американском телевидении в шестидесятые и первую половину семидесятых, и продюсеры «Праздничного спецвыпуска» Дуайт Хэмион и Гэри Смит как раз специализировались на производстве подобных программ. Но к концу семидесятых формат изжил себя и стремительно терял популярность.

Смит и Хэмион специализировались на музыкальных программах, в частности, именно они спродюсировали «Элвиса» — большой телевизионный концерт 1968 года, перезапустивший карьеру Элвиса Прэсли
Смит и Хэмион специализировались на музыкальных программах, в частности, именно они спродюсировали «Элвиса» — большой телевизионный концерт 1968 года, перезапустивший карьеру Элвиса Прэсли

К тому же, Смит и Хэмион перестали успевать за запросами меняющейся телевизионной аудитории, поэтому приглашённые ими звезды — Бо Артур, Дайан Кэролл, Харви Корман и Арт Кертни — для фанатов «Звёздных войн» не значили ровным счётом ничего.

Хуже того, 1978 год выдался для продюсеров очень насыщенным, они одновременно следили за производством восьми разных проектов, поэтому у них не было времени присутствовать на съёмочной площадке «Спецвыпуска». Функции исполнительных продюсеров приняли на себя композиторы картины — Кен и Митци Уэлши.

Но самое плохое заключалось в том, что видение Смита, Хемиона и Уэлшей не совпадало ни с мнением Лукаса, ни с видением режиссёра, нанятого Star Wars Corp. Лукас рассматривал «Спецвыпуск» как трогательную историю о семействе вуки, Смит, Хэмион и Уэлши хотели разбавить повествование напыщенными музыкальными номерами, пародией и китчем.

Лукас хотел снять фильм о семейном празднике. Виланч и остальные, они чудесные сценаристы, но они привыкли писать шутки для «Шоу Кэрол Бёрнетт» (известное комедийное шоу на американском телевидении, как раз закрытое весной 1978 года — DTF), они привыкли полагаться на пародию и китч. А в работах Джорджа никогда не было китча, он всегда снимал предельно искренне.

Леонард Риппс, сценарист

Лукас видел в режиссёрском кресле «Спецвыпуска» канадца Дэвида Акомбу. Тот учился в Университете Южной Калифорнии одновременно с Лукасом. И хотя в университетские годы их пути не пересекались, Акомба разделял презрение Лукаса к голливудской системе. Однако он плохо подходил для этой работы.

Дэвид Акомба
Дэвид Акомба

Акомба был сыном мятежных семидесятых, рок-н-ролла и независимого кино, он хотел быть в центре событий и был в восторге от работы с Jefferson Starship. Уэлши и все остальные застряли в пятидесятых, для них режиссёр был подобен оператору в пульте управления, а популярные во времена Великой Депрессии композиторы Курт Вайль и Эрик Сати по-прежнему оставались самым писком музыкальной моды.

Классический ростер Jefferson Starship успел развалиться за время между съёмками клипа и премьерой фильма. Совпадение?

Из подобного противостояния просто не могло выйти ничего дельного. Собственно, и не вышло. Акомба уволился, завершив лишь несколько сцен.

Спасение утопающих

Продюсерам необходимо было в кратчайшие сроки (буквально за выходные) найти замену — в противном случае на «Праздничном спецвыпуске» можно было ставить крест. Запаниковавший Гэри Смит позвонил Стиву Байндеру, опытному телевизионному режиссёру, специализировавшемуся на музыкальных шоу и работавшему вместе со Смитом над «Элвисом».

Байндер попал в непростую ситуацию: он был вынужден практически с нуля включаться в ситуацию и спасать тонущее, выбившееся из графика и превысившее бюджет производство в разгар съёмок. У него не было времени переписывать сценарий, перестраивать декорации или делать что-либо ещё. Ему даже не сообщили, что для съёмок последней торжественной сцены с отмечанием самого Дня Жизни нет ни декораций, ни костюмов, ни денег.

Мне никто даже не сказал, что у нас нет декораций для съёмок финальной сцены. Художественный директор сообщил, что в бюджете не осталось денег. Тогда я ответил: «Не проблема, просто идите и купите все свечи, какие только найдёте в магазине». Мы заставили пустую сцену свечами. Я уже делал что-то подобное прежде и знал, что зажженные свечи в темноте способны дать невероятно зрелищный эффект.

Стив Байндер, режиссёр

Байндер справился. Он довёл производство до конца, а затем сразу же отправился на съёмки очередного проекта, оставив финальный монтаж «Спецвыпуска» в руках Уэлшей. Это картину и добило.

Как только я закончил съёмки, то тут же занялся другими проектами. «Праздничный спецвыпуск» — единственное шоу во всей моей карьере, в монтаже которого я не принимал никакого участия. Весь отснятый материал достался Уэлшам. На самом деле, я сразу сомневался, что у них хватит опыта справиться с монтажом, учитывая, что они прежде всего композиторы.

Стив Байндер, режиссёр

Полное фиаско

Премьера «Спецвыпуска» обернулась таким провалом, что Лукасу ещё долго аукалось его решение снять трогательную историю о семейном празднике толпы вуки без какого-либо контроля со своей стороны.

Потом режиссёр всячески открещивался от своего участия в «Спецвыпуске», но и актёры, и продюсер оригинальной трилогии Гэри Курц заявляли, что тот был в курсе всего, что происходило на съёмочной площадке и ежедневно получал отчеты о происходящем. Просто ему до этого не было никакого дела, он был слишком занят другими вещами.

Даже авторы оригинального сценария были удивлены тем, что в конечном счёте вышло из «Спецвыпуска».

Понятия не имею, что с ним приключилось, но когда «Спецвыпуск» показывали по телевизору, в моём доме проходила вечеринка. Я заказал еду, позвал всех смотреть фильм, всё-таки не каждый день я пишу сценарии к «Звёздным войнам», но когда началась первая рекламная пауза, я выключил телевизор и сказал: «А давайте поедим».

Леонард Риппс, сценарист

Опасения Байндера оправдались на все сто процентов: не имеющие никакого опыта монтажа Уэлши слишком затянули некоторые эпизоды, а вступительная десятиминутная сцена с буднями семейства рычащих друг на друга вуки и вовсе способна прикончить любого неподготовленного зрителя.

С другой стороны, неужели кто-то ждал чего-то иного от фильма, где Дайан Кэролл соблазняла престарелую обезьяну, вуки носили передники и учились готовить по программам четырёхрукой Джулии Чайлдс, Бо Артур наливала выпивку существу с воронкой вместо макушки, а величайший грех местных имперцев заключался в том, что они... навели беспорядок в комнате малыша Лампи и сломали все его игрушки?

Никто не рассказал зрителям, что им собираются показать не продолжение «Звёздных войн», а телевизионный музыкальный фильм, предназначенный для продажи игрушек. Реклама игрушек, вот что это, только и всего. У нас и бюджета нормального не было.

Стив Байндер, режиссеёр
Худший фильм по «Звёздным войнам»: почему Джордж Лукас попытался стереть все упоминания о «Праздничном спецвыпуске»

Звёзды в деле

Учитывая весь царивший вокруг съёмок «Праздничного спецвыпуска» хаос, а также расхожее в семидесятые годы мнение, что работа на телевидении ниже достоинства кинозвёзд, кажется чудом, что Лукасу удалось уговорить Харрисона Форда, Кэрри Фишер и Марка Хэмилла принять участие в этом безумии.

Они и не хотели — и даже не скрывали своей неохоты на съёмочной площадке — но каждый из них чувствовал себя в долгу перед Лукасом за свалившуюся на них популярность. Никто не посмел отказать. Правда, с оговорками.

К примеру, Кэрри Фишер согласилась сниматься только при условии, что ей позволят исполнить музыкальный номер, Марк Хэмилл хотел попробовать себя в озвучке мультипликационных персонажей. А Форд в принципе не хотел появляться ни в чём, что хоть как-то было связано со «Звёздными войнами».

В 2010 году на шоу Times Talk Кэрри Фишер призналась, что выторговала у Джорджа Лукаса копию «Спецвыпуска» в обмен на запись аудиокомментария для очередного издания оригинальной трилогии. «Я собираюсь включать его на вечеринках, — пошутила актриса, — в тот момент, когда мне будет нужно, чтобы гости ушли».

Насколько всё плохо на самом деле

«Праздничный спецвыпуск» — это невообразимо скучный, безжалостно затянутый фильм, который, кажется, идёт гораздо дольше заявленных полутора часов.

Беды начинаются с крайне затянутой десятиминутной сцены, в которой мы знакомимся с семейством Чуи. И проблема вуки кроется не в том, что они все десять минут переговариваются друг с другом исключительно рычанием и скулёжом, а в том, что они слишком похожи на людей: смотрят телевизор, готовят праздничный ужин, играют с плюшевыми игрушками и игрушечными истребителями.

Но когда кажется, что «знакомство с вуки» продлится целую вечность, сцены с семейством Чуи начинают разбавляться теми самыми акробатическими и музыкальными номерами, которые (за исключением Jefferson Starship) никак не вписываются в атмосферу далёкой-далёкой галактики. На этом фоне будни семейки вуки становятся меньшей из проблем «Спецвыпуска».

Сложно сказать, какой из музыкальных номеров получился хуже всех. В сцене с Бо Артур, которая с лиричной песенкой «Доброй ночи, но не до свидания» выгоняет из кантины толпу посетителей после введения комендантского часа даже есть своё очарование. Кулинарный номер Харви Кормана забавен, а вот существование номера с Дайан Кэролл оправдать невозможно.

По сюжету этого номера, отец Чуи надевает прибор виртуальной реальности под названием «Взрыв мозга», и явившаяся его взору Дайан Кэролл откровенно соблазняет старого извращенца. «Я твоя фантазия, испытай меня», «Ой-ой, смотрите, кто у нас возбудился». И нет, здесь нет какого-то второго дна, композитор Митци Уэлш прямо призналась, что эта сцена задумывалась как подобие «софт-порно, способного проскользнуть мимо цензоров».

Не все музыкальные номера не связаны с далёкой-далёкой галактикой, но все они не оказывают никакого влияния на сюжет. Так, например, в сцене с Бо Артур певица играет Алкмену, владелицу ещё одной кантины на Татуине, которая вынуждена выставить всю свою клиентуру на улицу после того, как Империя ввела комендантский час.

Светлые моменты

Впрочем, даже в таком плохом фильме есть место удачным мелочам. Например, «Праздничный спецвыпуск» впервые коснулся темы Кашиика и семьи Чуи. И хотя сам фильм был вычеркнут из канона очень быстро, всё что касалось планеты вуки, включая имена домочадцев Чубакки, осталось с нами и по сей день. Разве что смешные для вуки имена Малла, Лампи и Итчи были признаны сокращениями от Маллотобак, Лампаваррум и Аттичиткук.

Кроме того, в этом фильме на экране впервые появился охотник за головами Боба Фетт, второстепенный персонаж «Империи», которому была суждена долгая и насыщенная жизнь в произведениях Расширенной вселенной. Короткий анимационный сегмент, в котором и появляется Фетт, в принципе является единственной частью фильма, которую, по мнению фанатов, стоит смотреть.

Созданием девятиминутного мультфильма занималась канадская компания Nelvana, на неё Лукаса перед уходом вывел Дэвид Акомба. Для новооткрытой студии, только-только выпустившей свою первую телевизионную короткометражку «Космическое рождество», возможность заняться «Звёздными войнами» была работой мечты.

Лукас лично написал сценарий, после чего у художников Nelvana было около месяца, чтобы сделать раскадровку и анимацию персонажей. Затем один из основателей студии Клайв Смит загрузил все раскадровки на слайды, запрыгнул в самолёт и вылетел в Сан-Франциско. Презентация прошла в абсолютной тишине, но в конце Лукас захлопал в ладоши.

Кого-то могут смутить вытянутые физиономии главных персонажей, но художники Nelvana разработали этот стиль специально, по просьбе Лукаса — тот хотел, чтобы мультфильм походил на работы культового французского художника Мёбиуса.

В итоге мультфильм стал одной из визитных карточек Nelvana, а их сотрудничество с Лукасом продолжилось и дальше: когда в середине восьмидесятых режиссёр решил впервые заняться телевизионной анимацией, производством двух мультсериалов — «Дроидов» и «Эвоков» — занималась именно Nelvana.

С мультфильмом про Бобу Фетта связан ещё один светлый момент. Свои партии для него записывал весь основной актёрский состав «Звёздных войн». И если Фишер, Форд и Энтони Дэниелс просто записали свои реплики, то Марк Хэмилл горел желанием поэкспериментировать и попробовать самые разные вещи. Вполне возможно, что его любовь к озвучке игр и мультфильмов началась именно здесь.

«Праздничный спецвыпуск» навсегда останется тёмным пятном в истории «Звёздных войн» — как бы Джордж Лукас ни хотел забыть о его существовании. С другой стороны, можно сказать, что благодаря ему у нас есть Боба Фетт, а также Марк Хэмилл как актёр озвучки.

Фильм сложно посоветовать смотреть даже в образовательных целях. Но если всё же решитесь — приводим полную версию. Не говорите только потом, что вас не предупреждали.

388388
117 комментариев

Не волнуйся, Лукас. Теперь это, возможно, уже не самый худший эпизод.

294
Ответить

Всё ещё

41
Ответить

Уже жду комментарии в духе "Даже это лучше того что снял Дисней". А блин уже. Быстро вы.

124
Ответить

Скайуокер Восход добротный фильм, если забыть про восьмой эпизод, что я в общем то и сделал.

9
Ответить

Че под пивко норм, да?

Ответить

Комментарий недоступен

73
Ответить

Не оскорбляй Ганна

33
Ответить