Поиграли во все настолки? «Dungeons and Dragons» – ваше спасение. Что это и почему вам обязательно стоит в неё поиграть

Вы перепробовали все настолки и вас уже ничем не удивить? Видимо, вы не слышали о «Dungeon and Dragons». Сейчас это исправим.

Поиграли во все настолки? «Dungeons and Dragons» – ваше спасение. Что это и почему вам обязательно стоит в неё поиграть

«Dungeon and Dragons» (D&D, DnD) – это легендарная настольная ролевая игра, впервые изданная в 1974 году в США. Несмотря на её возраст, она до сих пор безумно популярна и является частью современной культуры. Её можно увидеть в фильмах, сериалах и комиксах, некоторые из которых полностью посвящены этой игре. Многие значимые настольные игры, вроде «Vampire» и «Cyberpunk», а также современные компьютерные RPG игры появились именно благодаря D&D. В этой статье наша команда заядлых игроков в «Dungeon and Dragons» расскажет вам о её истории, основах игрового процесса и секретах успеха. Также постараемся развеять главный миф об этой игре: «D&D это очень сложная игра, в которую играют одни гики».

Как появились «Подземелья и драконы»?

В былые времена существовал и был популярен жанр настольных игр «варгейм», в котором имитировались крупные военные сражения. Одной из таких игр была «Chainmail» (Кольчуга), созданная в 1971 году Гэри Гайгэксом и Джеффом Перреном. Её игровой процесс представлял собой отыгрыш масштабной средневековой битвы, где одна фигурка на столе обозначала отряд определенного вида из 20 человек. Позднее Гайгэксу надоели обычные сражения и он, вдохновившись творчеством Толкина и Роберта Говарда, ввёл в игру фэнтезийных существ, что очень порадовало игроков. Однако, Chainmail всё ещё оставалась стратегической игрой, где главная цель игрока – одержать победу. Это изменилось, когда Гайгэкс сыграл со своим знакомым Дэйвом Арнесоном в «Кольчугу». Действие происходило в выдуманном Дэйвом мире, а игровой процесс, как позже заметил Гэри, ушёл от стратегии к ролевому отыгрышу одного конкретного персонажа и развитию его истории, что их очень вдохновило. Так возникла идея, из которой и родилась Dungeon and Dragons, созданная на основе Chainmail. D&D быстро стала очень популярной, а Гайгэкса до сих пор называют отцом ролевых игр.

Гэри Гайгэкс, один из создателей Dungeon and Dragons на Gen Con'e, ежегодном фестивале настольных игр, проходящем в США. (2007 год)
Гэри Гайгэкс, один из создателей Dungeon and Dragons на Gen Con'e, ежегодном фестивале настольных игр, проходящем в США. (2007 год)

Ролевая игра – это не то, о чём вы могли подумать

Сейчас ролевые игры ассоциируются в основном с компьютерными RPG или «взрослыми утехами», но вообще-то существует целый жанр настольных ролевых игр. Их главный принцип заключается в том, что вы вживаетесь в своего персонажа и отыгрываете его, будто готовитесь к роли в большом кино. То есть если вы в жизни открытый экстраверт, но ваш персонаж очень стеснительный и боится общения, то и играть вы должны соответствующее. Жанр настольных ролевых игр приобрёл новую жизнь в компьютерных RPG, но у них есть одно главное преимущество перед современными играми – практически бесконечная вариативность и полный контроль над происходящим. Представьте, что у вас есть возможность попасть в мир Властелина колец или Игры престолов и пережить такое же интересное приключение, как и главные герои. Или же создать свой собственный мир и погрузить в него ваших друзей, подарив им невероятные эмоции и новый опыт игры в настолки. Некоторые AAA проекты хороши в погружении и в них интересно играть, но они никогда не подарят вам персональный игровой опыт и неограниченную свободу действий. Это потребовало бы огромных затрат на разработку, а получавшаяся игра вышла бы требовательной к вычислительной мощности и очень дорогостоящей. В D&D можно начать играть совершенно бесплатно.

Да, вам не кажется. Справа на этом кадре Вин Дизель, голивудский кино-актёр, играющий в D&D. Кадр из видео YouTube канала «Geek & Sundry».
Да, вам не кажется. Справа на этом кадре Вин Дизель, голивудский кино-актёр, играющий в D&D. Кадр из видео YouTube канала «Geek & Sundry».

Как проходит игра в D&D?

В Dungeon and Dragons есть две роли: ведущий, его также называют Dungeon Master (мастер подземелий, ГМ), и игрок. ГМ очень важная роль в игре, ведь именно он отвечает за окружающий игроков мир и его реакцию на их действия. Он также отыгрывает всех встретившихся игрокам существ и персонажей. Если это ваша первая игра, вам так или иначе предстоит пройти небольшой подготовительный этап перед игрой. Ведущему предстоит создать и подготовить приключение, а игрокам создать персонажей. О том, как создать персонажа и подготовить классное приключение, мы напишем, а может, уже написали, отдельные статьи, так что подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить их, а пока двинемся дальше.

У каждого игрока есть лист персонажа, где содержится вся необходимая информация вроде количества жизней, опыта, снаряжения и 7 игральных костей с разным количеством граней (4, 6, 8, 10, 12, 20). Каждая кость для удобства записывается и озвучивается в формате «количество бросков+d+количество граней». То есть, если вам говорят: «Брось 2d8», вы должны будете дважды кинуть восьмигранник. Многие игроки ведут различные записи, что полезно, но совсем не обязательно.

Примерно так выглядят игральные кости (дайсы) для D&D.
Примерно так выглядят игральные кости (дайсы) для D&D.

Перед игрой, обычно, ведущий знакомит игроков, а точнее их персонажей, друг с другом и рассказывает о мире, куда они попали. Во время игры он рассказывает игрокам, что видят и слышат их персонажи и «обрабатывает» их дальнейшие действия. Да, в D&D нет точно расписанного поведения и алгоритма игры, как в той же монополии, что и позволяет делать в игре то, что захотите. Точного порядка ходов тоже нет, но ведущий старается уделять всем равное количество времени.

Если игрок хочет совершить действие, то ГМ может попросить совершить проверку характеристики, для чего вы должны будете бросить d20. К примеру, если вы хотите осмотреться и найти подозрительных персонажей в таверне, скажите об этом ведущему и бросьте d20 на внимательность. Успех и количество полученной информации определит выпавшее число и модификатор характеристики. Считается, что чем больше выпавшее число, тем лучше. При этом 1 – это критическая неудача, а 20 – критический успех. В D&D много характеристик, но все они интуитивно понятны для применения, да и не все из них постоянно используются. У некоторых действий может быть конкретная сложность, не перебросив которую персонаж проваливает действие. Допустим, вы решили взломать сейф хозяина таверны. Скажите об этом ведущему и он объявит вам сложность броска, к примеру 12. Если вам выпало 12 и больше, вы справились с действием, а если меньше – нет. При этом ведущему не стоит забывать о критическом провале и успехе. Дайте дополнительную награду, если выпало 20, а если выпала 1 – поднимите тревогу. Так проходит игра, пока дело не дойдёт до сражения.

Просто посмотрите, что бывает, когда вам выпадает критическая неудача.

Перед схваткой все её участники бросают d20 на инициативу, чтобы узнать очерёдность. За действия и броски врагов отвечает ГМ, который после того, как все совершили броски, объявляет порядок ходов от персонажа с наибольшим выпавшим значением к наименьшему. Во время хода у каждого есть два действия, которые можно потратить на перемещение или атаку. Озвучьте ведущему то, что вы хотите сделать и слушайте его инструкции. В некоторых ситуациях, вроде атаки из западни, вам будет доступно сразу три действия. Используйте весь свой арсенал и смекалку, чтобы одолеть соперника. Помните, битва в D&D это не только про «подойти, ударить, отойти». Используйте окружение, обговаривайте с игроками дальнейшие действия, будьте оригинальными. Это подарит максимум эмоций от схватки. Более того, некоторых битв и вовсе можно избежать, придумав способ обойти или обхитрить противника. Если дело дошло до атаки, она будет состоять из двух этапов. Сначала вам нужно пробить броню соперника, кинув d20, где сложность броска равна классу доспеха (КД) противника. Если вы попали, киньте нужную кость для определения урона.

Это две самые базовые и основные механики D&D. По правде говоря полная версия правил называется «Книга игрока» и занимает больше 300 страниц. Однако вам не стоит бояться, ведь мы прочитали их и знаем, какие вам понадобятся в самых первых играх, а какие сделают её более живой и захватывающей. Обязательно посвятим им отдельные статьи, чтобы вам не пришлось лишний раз тратить своё время. Существует также отдельно выпущенная книжка «Правила игры для начинающих игроков», которая занимает чуть больше 30 страниц, но в ней слишком много воды и справочной информации. Если вы хотите быть ведущим, можете прочитать её, но лучше дождитесь выхода наших статей. Все официальные материалы о D&D доступны бесплатно в интернете, а самыми крупными и популярными ресурсами являются «dnd5» и «dungeon.su».

Каждую игровую партию в D&D можно сравнить с интерактивным кино, причём вы одновременно зритель, режиссёр и актёр. По сути вы просто рассказываете о своих действиях и слушаете, как мир реагирует на них, но при этом это дарит вам безумное количество эмоций. Если вы решили стать dungeon master-ом, вы сможете почувствовать себя писателем фантастом и в итоге увидеть ваш оживший мир. Да, придётся постараться при создании своего приключения, но эти труды окупятся многократно. Чего только стоят возгласы удивлённых очередным сюжетным поворотом игроков или их улыбки после разгаданных загадок. Мы также напишем статьи, которые помогут вам стать крутым ведущим и не совершать наших ошибок.

Интересный факт – таверна, наверное, самое частое место для начала приключений. Это удобно для быстрого погружения в мир и знакомства персонажей. Не бойтесь использовать её в своих играх. Главное не засиживайтесь в ней на долго.
Интересный факт – таверна, наверное, самое частое место для начала приключений. Это удобно для быстрого погружения в мир и знакомства персонажей. Не бойтесь использовать её в своих играх. Главное не засиживайтесь в ней на долго.

Напоследок ответим на вопросы, которые могли у вас возникнуть после прочтения

В чём главная цель игры?

Мы привыкли, что у игр есть конкретная цель, вроде «стань самым богатым», «раскрой преступление», «убей всех мирных жителей», но какая главная цель в D&D? Её нет. Да, вы всё верно прочитали. Вам нужно сего лишь играть и получать удовольствие, а цели сами найдут вас, в чём им поможет ведущий. Приключение может быть о поисках потерянного артефакта или убийстве главного злодея ради награды, но всё это лишь обстоятельства, которые двигают повествование и историю ваших персонажей дальше. Законченное приключение не означает конец жизни ваших персонажей и окружающего их мира. ГМ в следующей игре может продолжить историю из первой или придумать абсолютно новые сюжеты. И в отличие от кино и сериалов, вам не придётся ждать пол года, а иногда и несколько лет, чтобы узнать, что случилось дальше. Конечно, ваши персонажи могут погибнуть и тогда их история будет закончена, но это тоже часть игрового процесса в D&D. Иногда смерть может быть обыграна ведущим как важный сюжетный поворот, словно в смелом кино или литературном произведении, и это подарит вам даже более сильные эмоции, чем в случае обычной победы над противником. Так что просто получайте удовольствие от игры, а если вы ГМ, ещё и от подготовки к ней.

D&D это только про фэнтези? А если мне нравится киберпанк?

Главный секрет успеха D&D не только в её жанре, но и в том, что это не совсем игра. В первую очередь это набор правил и механик, которые вы можете использовать так, как считаете нужным. Можете и вовсе не использовать больше половины из них или создавать собственные условия игры. Главное – сохранять здравый баланс и удовольствие игроков. Сеттинг не играет особой роли. Можете заменить драконов на огромных летающих роботов, а магию высокими технологиями, или же вовсе совместить привычное фэнтези и футуристичный киберпанк. Помните лишь то, что ваше приключение должно принести игрокам удовольствие. Однако советуем в первых играх держаться привычного сеттинга и использовать уже описанных в бестиарии существ, чтобы привыкнуть к механикам и правилам.

Если D&D такая крутая игра, почему о ней никто не говорит?

Вот мы и затронули тему главного заблуждения о D&D, в которое и мы сами когда-то верили. Его можно сформулировать так: «Dungeon and Dragons это очень сложная игра, в которую играют одни гики». Частично это правда, ведь правила записаны аж на 300 страницах, но давайте честно – это лишь полная версия сложной системы, которую необязательно использовать. Для первых игр вам нужно знать лишь несколько базовых механик, да и лист персонажа можно сделать куда проще, но об этом мало кто говорит. Это логично, ведь те, кто осилил всю книгу игрока и используют все механики, скорее всего уже имеют серьёзно заинтересованных друзей, которым они смогут лично всё объяснить при необходимости. В итоге бесценный опыт не доходит до тех, кто только начинает играть и не готов тратить огромное количество времени на изучение обычной настолки. Это печальная участь всех сложных ролевых систем, вроде D&D. Однако, если создать большое и насыщенное сообщество игроков, её можно избежать и сделать легендарную игру более открытой и дружелюбной для всех желающих в неё сыграть.

Так всё же, почему я должен поиграть в DND?

Давайте тезисно подведём итоги:

  • D&D бесконечно вариативна. Делайте во время игры, что пожелаете, лишь бы ГМ был не против.
  • Создайте свой мир и смотрите, как он оживает. Станьте ведущим и реализуйте свои самые смелые фантазии.
  • Ролевой отыгрыш. Для того чтобы стать актёром, требуются годы обучения, а в D&D вы сможете перевоплотиться в своего персонажа за считаные минуты.
  • Эмоции и впечатления. Испытайте на себе невообразимые чувства от сражений, решения загадок и обычных повседневных действий в новом для вас мире, который по-настоящему оживает благодаря вам.
  • Времяпрепровождение с друзьями. Объедините игру в D&D с обычными посиделками, что позволит вам не только общаться, но и испытывать эмоции, которые не подарит вам ни один фильм или компьютерная игра.
  • Эксперименты. D&D открыта вашим идеям и задумкам и даже приветствует их. Постепенно с каждой новой игрой пробуйте вводить что-нибудь новое, будь то механика или способ повествования. Это сделает ваши приключения разнообразными и непредсказуемыми даже после нескольких сыгранных партий.

Зачем вы всё это пишете?

Наш проект создан, чтобы передать вам необходимые для старта игры знания, а в конечном итоге мы планируем создать полноценную платформу для обмена опытом, материалами, сюжетами и возможностью автоматизировать некоторые процессы, вроде создания персонажей. В этом нам помогут наши знания и вы. Подписывайтесь и не стесняйтесь писать комментарии и напрямую нам на почту dndfans@ya.ru. Если вы уже играете в D&D, оставьте свои контактные данные. В дальнейшем мы планируем проведение интервью, чтобы точнее понимать, о чём писать и ваш опыт нам очень поможет. Мы учтём ваши отзывы и постараемся стать самым дружелюбным сообществом о D&D на русском языке.

Да, эта статья написана в октябре 2021 года, когда мемы про Скалу, почему-то стали безумно популярными.
127127
345 комментариев

Как то странно перепробовать все настолки и не слышать о D&D

44
Ответить

Кстати, автор, там подземельЯ и драконы, если что, а не
Dungeon and Dragons

7
Ответить

не путай TTG и TTRPG

Ответить

D&D бесконечно вариативна(нет, особенно 5е)
Создайте свой мир и смотрите, как он оживаетОчередной квантово-рельсовый китченсинк? Или свой мир- это Фаэрун с розовыми, а не зелеными кобольдами?
Ролевой отыгрышСводится к кринж/10
Эмоции и впечатления.Окей
Времяпрепровождение с друзьями.Окей
Эксперименты.Билдодроч уже весь оптимизирован, остальное экспериментом не является.

20
Ответить

D&D бесконечно вариативна(нет, особенно 5е)
Тут было не билды, а про геймплей, если что
Лучше пятерки для входа в НРИ еще ничего не придумали
Да и в конце концов, играбельные все классы (почти) - это достижение для DnD (-like) систем.

23
Ответить

китченсинкЭто чего такое?

Билдодроч уже весь оптимизирован, остальное экспериментом не является.Сейчас бы билдами из интернета играть (я бы играл, но мне лень их искать)

1
Ответить

Сводится к кринж/10Как со стороны на эти посиделки в днд не гляну, всегда так и кажется.

Ответить