Как смотреть Dota 2: подробный обзор для зрителей

​Герои, термины и стратегии.

Введение

Это не гайд для мамкиных чемпионов. Это обзор для простых смертных, которые может даже и никогда игру не установят, но хотят понять и с удовольствием по-болеть за наших на нынешнем и последующих The International и других крупных турнирах. Многие правильно утверждают и для того чтобы понять такую игру как Dota необходимо поиграть в неё хотя бы пять часов, но если вы не школьник или студент, у вас есть личная жизнь, работа, семья, дети, обязательства, ответственность или хотя бы кот, то, пожалуй, данный обзор поможет сделать первые шаги к пониманию игры. Уж точно прочтение данного материала займёт куда меньше чем установка игры и один матч в Dota 2. А возможно данный обзор заинтересует вас на столько что вы сами захотите поиграть, но в отличии от многих других новичков придёте в игру с ясным пониманием происходящего.

Особенно полезна эта статья будет для тех, кто хочет объяснить своему другу, коллеге, девушке или даже маме: "Что такое Dota?". И втянуть их в осмысленный просмотр матчей вашей любимой команды.

В Dоta 2 много терминов, как и в любом другом спорте. Они не так сложны, как может показаться на первый взгляд. Запоминать их не обязательно, в самом конце, последним разделом, приведен словарь основных терминов, которые часто используются комментаторами. И словарём этим можно и нужно пользоваться во время просмотра первых игр. Все запомнится и уложится в процессе. По большому счету все термины - просто английские слова, не считая специфических названий предметов и героев. Нужно ли знать всех героев и те самые предметы? Желательно, но не обязательно. Чтобы получать удовольствие от матчей профессиональных команд, не нужно знать все тонкости игры, такое знание усилит впечатления от восприятия игры, но и сам по себе просмотр крупного спортивного состязания принесет много эмоций.

Что такое Dota 2 и что о ней стоит знать

Defense of the Ancients (Защита Древних) – так расшифровывается название игры. В нем кроется суть происходящего, о ней чуть позже. Dota – это командная тактическая игра, с емкой стратегической составляющей. В игре принимают участие две команды, которые сражаются на одной карте. В каждой команде по 5 игроков. Каждый игрок управляет одним из ста тринадцати (на данный момент) героев. В процессе игры течением герои получают золото и опыт.

С накоплением очков опыта повышается уровень (всего уровней 25) героя, а с ростом уровня герой развивает свои способности. За золото покупаются специальные предметы (артефакты) улучшающие характеристики героя и дающие дополнительные активные и пассивные способности. Герои получают опыт за счёт уничтожения вражеских крипов (крипами называют существ, управляемых компьютером), вражеских героев и за нейтральных крипов, обитающих в лесу. Если погибает крип противника, то все союзные герои в определенном радиусе получают опыт. Опыт от гибели нейтральных лесных крипов, делится между всеми героями в радиусе. Золото за убийство крипа получает тот герой, который нанес ему последний удар (Last Hit). Награда же за убийство вражеского героя распределяется несколько иначе. Герою, нанесшему последний удар, достается большая часть золота, тем кто помогал в убийстве чуть меньше, а также очень маленькая часть тем, кто просто оказался в определенном радиусе от убийства. Убитый же герой теряет часть своих денег и некоторое время не участвует в сражении.

<i>Крипы.</i>
Крипы.
<i>Крипы во время игры.</i>
Крипы во время игры.

И тут возникает самый главный вопрос! Зачем вся эта прокачка, золото, предметы, герои, артефакты?

Ответ кроется в названии игры. Защита Древних (Defense of the Ancients) или как их называют русскоязычное комьюнити - Тронов. Команда сломавшая Трон противника становится победителем. Троны расположены на базах команд, под защитой из четырех рядов башен и появляющих каждый тридцать секунд волн крипов от каждой из сторон. Главными же действующими лицами являются герои.

<i>Трон команды "Светлых" (Radiant).</i>
Трон команды "Светлых" (Radiant).

Карта диагонально разделена рекой на две части (от верхнего левого угла к правому нижнему углу). В верхнем левом углу расположена база команды «темных» (Dire). В нижнем правом команда «светлых» (Radiant).

С каждой из баз по трем дорожками (линиям/лайнам) идут крипы. Линии имеют свои специальные названия. Верхняя – Топ (Top/Toplane), центральная – Мид (Mid/Middlelane) и нижняя – Бот (Bot/Bottomlane). Так же верхнюю и нижнюю линию разделяют и на сложную и легкую. Для стороны Dire сложная нижняя, лёгкая верхняя. Для Radiant наоборот легкая нижняя, сложная верхняя. Такое разделение связано с двумя факторами. На легкой линии перед первой вышкой есть союзный лес, из которого можно организовать нападение на вражеского героя, пришедшего на линию (для которого данная линия является сложной), и крипы боковых линий встречаются как раз в районе леса. Вышка на сложной линии расположена как раз у границы с вражеской территорией у самого спуска к реке, в то время как вышка легкой линии находится чуть в глубине союзной территории.

<i>Карта Dota 2.</i>
Карта Dota 2.

Дойти до по линии до вражеского Трона и убить его, помимо крипов? мешают четыре ряда вышек/башен(Towers). Каждый следующий ряд чуть сильнее предыдущего. Атаковать следующий на линии башню можно лишь «снеся» предыдущую. Каждый ряд пронумерован, а комментаторы и игроки называют ряды Tier. - Tier 1, самые слабые башни, расположены ближе всего к центру, на концах линий. - Tier 2, значительно сильнее и укреплённее Tier 1, расположены посредине каждой линии/ - Tier 3, сильнее чем Tier 2, расположены на 3-х возвышенностях(рампах, ХГ, хайграунде; ramps, HG, high ground) каждой базы. - Tier 4, имеют ещё большую защиту, чем предыдущие и расположены непосредственно перед Троном.

Башня "Темных"(Dire)
Башня "Темных"(Dire)
Башня "Светлых" (Radiant)
Башня "Светлых" (Radiant)

На каждой из баз есть специальные здания Бараки (barracks), по два на каждой из линий/сторон. Уничтожения вражеского барака усиливает союзных крипов до супер-крипов. Уничтожение всех шести вражеских бараков превращает супер-крипов в мега-крипов. Мега и супер крипы мощнее обычных, и команда, уничтожившая бараки, существенно повышает свои шансы на победу.

<i>Бараки "Светлых" (Radiant)</i>
Бараки "Светлых" (Radiant)
Барака "Темных" (Dire)
Барака "Темных" (Dire)

Для того чтобы снести базу противника игрокам на выбор предоставляются сто тринадцать героев с разным видом способностей и характеристик. Нужно ли знать всех героев? Если играешь, то да. Если собираешься смотреть, то нужно понимать лишь принципы работы этих героев. Эти принципы будут изложены чуть ниже. Сейчас же подведем общий итог и резюмируем главная задача и суть игры.

Основная цель в Dota - уничтожить башни противника, уничтожить вражеские бараки, прорваться на вражескую базу и разрушить главное здание - Трон. Все так просто. Герои — это лишь средства достижения данной цели.

Типы стратегий в Dota 2

Исходя из понятной и достаточно простой цели игры можно выделить три основных стратегии:

1.Пуш (Push) - упор на персонажей хорошо бьющих здания на ранних стадиях, либо способных к так называемому сплит пушу.

2.Лейт (Late game) - упор на персонажей или даже одного персонажа который при наборе критической массы становиться фактически неостановим.

3. Доминация или сноубол(snowball) - стратегия с упором на победу во всех драках, тем самым создание себе постоянного преимущества.

Реализуется та или иная стратегия набором персонажей, битва за которых разворачивается на стадии пика (pick phase)/выбора.

При прочих равных от пика (пиком называют не только саму стадию выбора, но и уже готовый набор героев в данной игре) - это минимум 50% победы. Остальные 50% уровень игры команды и личные способности отдельных игроков. И именно умелая и не очень умелая реализации пика создаёт острые моменты и яркие непредсказуемые ситуации, за которые многие так любят доту. Каждая игра по сути уникальна хоть и во многом предсказуема уже на стадии пика, но все всегда может пойти "не так" благодаря грамотной игре или ошибкам. Среди аналитиков даже есть формула: "Кто меньше всех ошибся тот и победитель." А из-за разнообразия сочетаний героев и тактических маневров возможностей ошибиться хватает.

Важным тактическим аспектом, о котором необходимо знать является расстановка героев по линиям. Расстановка зависит от выбранных командой героев, исходя из того каких героев выбрал противник и общей стратегии команды. Чаще всего в профессиональных играх встречается расстановка 1-1-3(один герой на сложной линии, один в центре и три на лёгкой линии). Вариант 2-1-2 тоже весьма распространен. В редких случаях можно встретить расстановку 1-2-2.

Герои и что они умеют

Всего в Dota 2 сто тринадцать героев.

Как смотреть Dota 2: подробный обзор для зрителей
Как смотреть Dota 2: подробный обзор для зрителей
Как смотреть Dota 2: подробный обзор для зрителей

Запомнить их всех новичку не представляется возможным. Но именно при просмотре игры есть шанс быстро ознакомиться с некоторыми из них. На стадии пиков, пока команды выбирают героев, есть возможность быстро найти в гугле героя по его названию. Название достаточно крупно видно и не заметить его невозможно.

Как смотреть Dota 2: подробный обзор для зрителей

На данном же этапе абстрагируемся от разнообразия героев, их характеристик, внешнего вида и прочих сопутствующих особенностей. И поговорим о том что их объединяет. У каждого из героев есть ряд способностей которые тем или иным образом воплощают игровую механику. Большая часть способностей создается комбинацией этих механик. Список всех базовых механик слишком обширный, так что в рамках данной статьи приведем краткий список наглядного демонстрирующий что один герой может сделать другому герою или юниту:

1. Нанести урон. Ударом (авто атакой/с руки) или способностью. Урон бывает трёх типов: физический, магический, чистый.

2. Обездвижить. Задизейблить. Тут есть три варианта эффектов: Stun, Root, Hex.

- Stun(Стан/Застанить) обездвиживает цель полностью запрещая всякие действия.

- Root же только обездвиживает цель запрещая ей лишь способности мгновенного перемещения типа Блинк/Блинковать/Блинкается/Блинковаться. Но герой, попавший в под действия Root по-прежнему может произносить заклинания, применять способности и предметы.

- Hex(Захектить/Захексил/Хексанул). Этот эффект превращает героя или юнита в животное, запрещает использовать любые способности и предметы и снижает скорость передвижения до минимальных значений.

Дизейблы можно блокировать или снимать специальными предметами и способностями героев. Но также есть ряд способностей, которые невозможно заблокировать.

3. Замедлить. Тут всё просто и очевидно, замедлить значит снизить скорость перемещения. Комментарии излишни.

4. Толкнуть, стянуть и переместить. Эти способности столь же очевидны, как и замедление. Стоит отметить лишь то, что есть несколько героев с уникальными механиками, завязанными на стяжке и перемещении. Останавливаться на этих отдельных способностях в рамках данной статьи мы не будем.

Основные роли в игре. Черты героев

Роль в Dota 2 определяет основной стиль игры героя в команде. Роль определяется набором атрибутов и способностей героя.

Для простоты понимания назовем эти роли чертами, функциями или особенностями героя. Или ещё проще: «То-что-герой-может-делать-исходя-из-его-характеристик». Проведя аналогию с ККИ герой — это карта которая разыграна командой и выполняет определенную функцию. Или по аналогии с футболом, тот кто сильнее и точнее всех пинает мяч, тот форвард, тот кто дальше всех и выше всех прыгает, тот вратарь.

Каждый герой как правило сочетает в себе несколько таких черт/функций.

Ниже приведу их список. Запоминать его не обязательно. Он скорее для того чтобы уяснить концепцию игровых механик из которых состоит тот или иной герой.

Фарм (Carry) — герои, которые «принесут» команде победу. Их потенциал зависит от собранных предметов. В начале игры такие герои, как правило слабы на начальном этапе игры и поэтому выступают под защитой героев способных гораздо успешнее сражаться в начале. Накопив же критическую массу эти герои, при правильном использовании игроком, становятся ключом к победе команды.

Контроль (Disabler) — герои, способности которых направлены на выведение из строя одного или нескольких героев противника. По своей сути дизейблеры — это герои поддержки, они помогают Core/Carry/Ключевым персонажам делать свою грязную работу: убивать и рушить.

Инициация (Initiator) — герои, предназначенные для командных сражений. Либо для быстрых убийств в компании с другими героями. Как ясно из названия инициаторы начинают драки. У таких героев способности, как правило, воздействуют на некоторою область внося сумятицу в ряды противника выключая нескольких сразу, не дает применять способности, стягивает в одну точку и т.п. Или же присутствует способность, выводящая из строя одного из ключевых героев противника.

Лес (Jungler) — такие герои имеют способности, позволяющие им с первых минут игры спокойно убивать монстров в лесу, давая тем самым одному из игроков возможность развиваться, стоя на линии в одиночку. Либо это герой способный получить в лесу много больше чем на линии в рамках выбранной командой стратегии.

Поддержка (Support) — герои, которые помогают союзникам зарабатывать больше золота и опыта. У героев с этой чертой есть способности, которые, как правило, полезны на всех стадиях игры и не требуют дополнительных предметов для максимальной реализации потенциала. Такие герои практически не зависят от предметов, поэтому часть золота тратиться на расходуемые предметы: Smoke of Deceit, Courier, Observer Ward, Sentry Ward и другие. Героям с данной чертой как правило поручают задачу защитить своих Керри(Core)-героев на начальной стадии игры, когда те они не особо сильны. И помогать своими способностями на протяжении всей остальной игры.

Стойкость/Танк (Durable) — герои, способные впитать в себя много урона от вражеской команды. У таких героев много здоровья и защиты, либо способности, позволяющие выживать в драках и впитывать. Их основная задача наводить ужас на противника и провоцировать на то чтобы били именно их.

Быстрый урон (Nuke, Nuker, Burst) — герои, имеющие сильные способности с относительно небольшим временем перезарядки либо очень сильным мгновенным уроном. Такие герои в основном полагаются на силу своих заклинаний, чем на силу обычных атак.

Осада (Pusher) — герои с данной чертой обладают способностями, позволяющими им быстро уничтожать здания противника. Либо быстро уничтожать вражеских крипов на линии.

Побег (Escape) — герои, у которых есть способности, позволяющие им быстро убежать из драки или до драки, или подальше от драки. Или же наоборот мгновенно оказаться в центре битвы и даже её спровоцировать неожиданным своим появлением.

Данный классификация отражает отдельные черты, из которых состоят герои, и является официальной .

Есть так же ряд иных классификаций.

1. Core-герои. Ключевые-герои. Этот тип героев, которые набирая массу становятся сильнее. И максимальной эффективностью начинают обладать к поздним стадиям игры. Эти герои в большинстве случаев являются ключом к победи и основой стратегии команды. На них и от них строится игра. Как правило, это герой с Мида(mid, центральная линия) и Кэри(Carry).

2. Midgame-герои. То есть герои набирают пик своей полезности к середине игры, но по ряду особенностей начинают уступать Core-героев на поздних стадиях. Как правило это герой со сложной линии, Offlaner (офлэйнер). Часто герой с центральной линии тоже относится к этому типу.

3. Early game-герои. Герои сильные в начале игры благодаря различным дизейблам, замедлениям, лечениями и пр. Как правило, имеют полезную ультимативную способность, которая эффективна очень эффективна на раннем этапе и в середине игры, а у ряда героев и поздней стадии. Герои данного типа мало зависят от предметов, или же просто получают не такой ощутимый бонус от предметов как герои Core типа.

«Неофициальные роли»:

1. Hard-Carry – герои, которые очень сильны в поздних этапах игры, имея при этом нужный комплект артефактов. Но слабы в начала и требуют поддержки команды на ранних стадиях. Hard-Carry герои способны убить чуть ли не в одиночку уничтожить вражескую команду.

2. Semi-Carry (полу-керри) –герои, которые обычно сильны в начале и среднем этапах игры, и при наличии нужных предметов и уровня, могут также быть серьезной и на поздних этапах игры. Обычно это герои с центральной (Mid) линии или боковой (offlane).

3. Ganker (от Gank - нападение) – герои, специализирующиеся на быстром убийстве соперника. Они не дают врагу должным образом получать опыт и золото за убийство крипов. Ганкеры, как правило, играют в агрессивном стиле, и их главная цель — останавливать прокачку героев противника, оставляя их беспомощными перед союзниками.

4. Roamer (Roamer - бродяга, бродящий) – герои, которые на ранних этапах игры могут вместо прокачки на линии активно перемещаться по карте, внезапно появляясь на разных линиях с целью убийства вражеских героев.

5. Offlaner или Hard-Line – герои, которые способны стоять в одиночку на сложной линии (для стороны Света(Radiant) – верхняя линия, для стороны Тьмы(Dire) – нижняя). Такие герои могут спокойно стоять на таких линиях в одиночку, зарабатывая быстрый опыт.

Теперь вы готовы "Топить за наших на Инте!". По крайней мере понимаете о Dota 2 больше чем до прочтения данной статьи. Приятного просмотра! GL HF.

Словарь приведенный далее будет крайне полезен при просмотре первых матчей.

Словарь. Русско-Дотерский.

В этом разделе специально выписаны самые распространенные термины и специфические названия предметов с расшифровкой. Всё отсортировано в алфавитном порядке. Самые распространенные предметы внесены в общий список терминов. Остальные предметы идут отдельным списком.

Термины приведены в транскрипции (то есть как их произносят так они и написаны), в квадратных скобках производный глагол и/или вариант произнесения, в круглых скобках английский эквивалент.

Аегис, аега, щит (aegis, aegis of immortal) – специальный предмет, падающий с «босса» Рошана (самый сильный нейтральный крип на карте), дающий владельцу одну дополнительную жизнь. После одной смерти пропадает, возрождая героя на месте смерти.

АоЕ (Area of Effect) – радиус/область поражения/действия способностей.

Авто атака [атака с руки/бьет с руки/ с руки] (Auto attack) – атака обычными ударами.

Байбэк [байбекаться] (bayback) – специальная опция, позволяющая возродить умершего героя раньше за определенную плату. После применения данная опция перезаряжается в течении 7 минут.

Байт [байтить/байтит/забайтил] (Bait) – в переводе наживка. Так называют тактический прием по заманиваю вражеской команды или отдельного вражеского героя в ловушку. В типичной ситуации в роли наживки[байтит] выступает одиночная цель.

Баунти, баунтос (bounty rune) – руна богатства/награды, дает герою, её подобравшему немного золота и опыта.

Баш [башить/забашить/забашил, застанить] (bash) – эффект, обездвиживающий противника, накладываемый ударом или способностью.

Блинк [блиноваться/блинконулся] (blink) – способность, позволяющая мгновенно переместиться на небольшое расстояние.

Бот [ботом/ на боте] (bottom, bot) – нижняя линия на карте. Сложная для Даер, легка для Рэдиант.

Бэкдор [бэкдорить/забэкдорил] (Backdoor) – Атака башен с защитой от обхода. Защита включается если вы атакуете вражеское строение, рядом с которым нет союзных крипов. Когда вы атакуете башню с бэекдором, защита автоматически восстанавливают здоровье на определенную величину.

Бурст/бёрст, бурст демедж [забёрстить/забурстить] – нанесение большого количества урона за очень короткий промежуток времени (1-3 секунды).

Вард [вардить/завардил/заваржено] (ward) – специальный предмет дающий обзор на карте, той команде, которая его поставила. Варды невидимы для противников. Увидеть их помогают предметы, обладающие способность True Sight которая ракрывает невидимое. Варды бывают двух видов: Обсервер варды [обс, обсы](observer ward) – дают обзор на карте в определённом радиусе. Сентри варды [сентряки, сентри, инвизные варды] (sentry ward) - после установки позволяют видеть невидимых противников и чужие варды в определенном радиусе.

Вижин [нет вижина] (vision) – радиус в котором отсутствует туман войны на карте или в пределах экрана.

Ганк [ганг, гангать] (gank) – тактический маневр, когда группа героев объединяет для убийства одного или нескольких героев противника.

ГГ [это гг, тут гг, ггэшечка] (GG, Good Game) – как правило фраза которой обозначают конец матча. Команда, написавшая в общий чат GG, признает таким образом своё поражение. Комментаторы, произнося фразы типа: «Ну тут гг», имеют ввиду что конец матча уже предрешен и победитель ясен.

Гем (gem) –предмет, раскрывающий невидимых врагов и вражеские варды в определенном радиусе от героя который этот предмет, носит. Данный предмет выпадает из инвентаря героя если тот погиб в драке.

Глиф (glyph) – специальная глобальная способность, активирующая на 5 секунд неуязвимость для всех союзных зданий. Включить глиф может любой член команды. Перезаряжается глиф в течении 5 минут после активации.

Даер (Dire) – силы тьмы. Команда, расположенная в верней части карты. Их территория визуально темная. Здания и башни темные с красным оттенком.

Деф [дефенд, на дефе, от дефа] (defend, def) – защита определенного объекта на карте, вышки или здания.

Даст [дасты, парашок, просветка, пыль] (dust) – специальный расходуемый предмет, раскрывающий невидимых врагов в определенном радиусе.

ДД (double damage) – обозначение руны дающей герою двойной урон при авто атаках.

Детекшин (detection) – так обозначают категорию предметов способных раскрыть варды и невидимых врагов. К ним относится гем, сентри варды и даст.

Денай[заденаить/заденаил, добить] (deny) – так называют механику добивания союзных крипов, башен или героев. Добивания союзных героев не дают получить вражеским героям опыт и золото. Добивание союзных крипов снижает опыт, получаемый героем противника. Добивание вышки снижает награду за вышки.

Дизейбл [задизейблить] (disable) – дизейплом называют способности которые тем или иным способом останавливают вражеских героев, обездвиживают, не дают им применять способности, замедляют и т.п.

Замес – драка 5 на 5 или несколько героев.

Итем [предмет, артефакт] (item) – так называют предметы, которые герои покупают.

Ивиз (invisible) – способность, делающая героя невидимым. Так же этим термином обозначают руну дающую эту способность.

Инт, ТИ (The International, TI) - чемпионат мира по Dota 2, с призовым фондом более 20 миллионов долларов.

Иллюзии (illusion) – способность, создающая копии героя. Копии обладают весьма сниженными характеристиками, получают повышенный урон, не могут использовать способности и исчезают через определенны промежуток времени. Так же этим термином обозначают руну, создающую две копии персонажа активировавшего эту руну.

Кайтить [закайтили] (kite) – провокация на использование противником предмета или способности в никуда. Например, заставить противника использовать способность имеющею долгую перезарядку или критичную для данной конкретной драки.

Кери (Carry) – роль героя в команде. Задача этого героя заработать большое количество золота, купить нужные предметы и наносить большое количество урона в средней и поздней стадии игры.

Кура/курьер [апнуть куру/курьера] (courier) – курьер, специальный юнит, который доставляет купленные игроком предметы из магазина с базы прямо на поле битвы.

Кулдаун, КД. (cooldown, CD) – перезарядка предмета, способности. Пример: «Ульта на КД» - означает что ультимативная способность героя ещё перезаряжается.

Кэмп (сamp) – иногда этим термином обозначают точки возрождения лесных крипов.

Крип (creep) – существа, управляемые компьютером. Есть два типа крипов: крипы с линии и нейтральные крипы. За убийство крипов игроки получают золото и опыт. Союзных крипов с низким уровнем здоровья можно добить(денай/заденаить) чтобы уменьшить награду врагам.

Ластхит [ластхитить/заластхитить] (lasthit) – нанесение последнего удара по крипу, герою или зданию.

Лайн (Lane) – обозначение одной из трех линий в игре.

Лайнинг (Laning) – расстановка героев по линиям, а также начальная стадия игры в которой герои стоят каждый на своей линии набирая первоначальную массу.

Мид – центральная линия на карте.

Мидер – роль в команде, герой стоящий на центральной линии.

Милишник (melee) – герои ближнего боя.

Мансы [мансовать, джукать] (juking) – процесс запутывания противника, путем непредсказуемых движение, используя игрового окружения, например, в лесу среди деревьев.

Нейтралы – лесные крипы.

Нюк [нюкать/занюкать, нюкер] (nuke) – способность, наносящая большой мгновенный урон. Героев, обладающих большим количеством таких способностей, называют нюкером.

Обсервер, обс (observer ward) – обозначение вардов дающих обзор на карте.

Патч (patch) – так называют те особенности игрового баланса, которые были внесены в игру последним обновлением. От комментаторов и аналитиков можно услышать фразу вроде: «В текущем патче… то-то то-то». Данная фраза означает что в контексте нынешних изменений к примеру, тот или герой сильнее или слабее в рамках выбранной командой стратегии.

Пик, стадия пика [пикать/пикнули/напикали/понапикали] – данный термин имеет два значения. Первое - процесс выбора героев. Второе – уже готовый набор героев.

Прокаст – применение нескольких наносящих урон способностей одним героем в очень короткий промежуток времени.

Пул, отвод. [пулить] (pull) – тактический маневр с использование игровой механики при котором союзные крипы стравливаются с нейтральными.

Рампа (ramp) – так называют уклон перед базой, на вершине рампы рассоложен третий ряд вышек. «Зайти на рампу/хайграунд» означает подняться на территорию базы противника.

Раскастоваться – применить все способности героя в бою за короткий промежуток времени.

Рошан (Roshan) - самый сильный нейтральный крип в Dota 2. Важный в плане

Роумить (roam) – тактический прием при котором один или пара героев на ранних этапах игры перемещается по карте с линии на линию помогая союзникам в различных ситуациях.

Рендж (range) – дальность применения способности, либо дальность атаки героев дальнего боя [рендживиков].

Реген (regeneration) – используют для обозначения руны, которая за короткий промежуток времени восстанавливает здоровье и ману герою её применившему. А также для обозначения скорости восстановления маны и здоровья героя. *Чаще все-таки для обозначения руны.

Руны (rune) - это усилители, которые появляются на карте в определенных местах. Есть руны бывают нескольких видов. Усиливающие руны (реген, дд, хаста, ивиз, иллюзии) дают героям различные положительные эффекты на краткий промежуток времени. Руна богатства (bounty rune) дающая немного денег и опыта герою её подобравшему.

Руна волшебства (arcane rune) – руна дающая снижающая затраты маны и время перезарядки способностей.

Рэдиант (Radiant) – силы света. Команда, расположенная в нижней части карты. Их территория визуально светлая. Здания и башни белые.

Сало [сайленс, засалить] (silens) – Способность, которая запрещает использование способностей или предметов.

Суппорт – роль в команде, герой, который оказывает поддержку, покупает расходуемые предметы на команду и помогает по игре. (Подробнее в разделе про роли героев)

Скилл (skill) – способность героя.

Стак [стакнуть/застакать] (stack) – операция при которой нейтральных крипов уводят от точки возрождения за несколько секунд до обновления точки, игра думает, что крипов на данном месте нет и создает новую пачку. Таким образом образуется стак из двух пачек нейтральных крипов.

Сентри (sentry ward) – обозначение вардов, которые позволяют видеть невидимое.

Талант (talent) – пассивный бонус из специальной ветки талантов. Такая ветка есть у каждого героя и содержит свой уникальный набор.

Таверна, «сидит в таверне» - так говорят про героев, которые ожидают своего возрождения после смерти. «Отправить в таверну» - означает убить героя. Эта терминалогия происходит из WarCraft 3. В оригинальной DotA герои в начале матча выбирались в специальных зданиях, тавернах, так же героя можно было мгновенно выкупить в случае смерти.

ТП, Телепорт – предмет, позволяющий телепортироваться к союзным зданиям. После использования исчезает.

Товер/тавер (Tower) – башни. К башням так же добавляют приставку «тиер» (tier) «тиер 1-2-3-4» в зависимости от того как близко они расположены к трону. Тиер 1 самые дальние. Тиер 4 самые ближние.

Топ (top) – верхняя линия на карте. Сложная для рэдиант, легкая для даер.

«Топить за…» – болеть за то или иную команду.

Трон (Ancient) – главное здание. Команда убившая Трон противника – побеждает. Трон

Тычка – удар по герою противника, крипу или зданию. «Осталась последняя тычка» означает что у героя осталось здоровья на один удар.

Ульта, ультимейт – коронная, ключевая способность героя. Сказать, что это самая сильная способность героя будет неправильно, но большинство тактических маневров во время матча строиться вокруг этих ультимейтов тех или иных героев. Эти способности уникальны и различны по своей механике. Разбор каждой из них дело многих страниц текста.

Фарм [фармить/нафармить] (farm, farming) – процесс получения золота героем. Так же термином «фарм» часто обознают текущее экономическое состояние героя непример: «У героя недостаточный фарм для этой стадии игры».

Фёстблад, фб (First Blood, FB) – первое убийство в матче, которое награждается дополнительным золотом.

Фидер, фид [фидить/нафидил] (feeder, feed) - игрок, который "кормит" вражескую команду золотом и опытом, умирая от вражеских героев.

Хайграунд (high ground) – возвышенность. Обычно этим термином называют территорию базы. «Зайти на хайграунд» означает зайти на базу к противнику. Так же это одна из механик. Герои, стоящие на любой возвышенности, имеют больший обзор. Те же что находятся ниже не видят того что расположено на возвышенностях.

Харасить – процесс нанесения урона врагу. Как правило применяется к ситуациям на начальных этапах игры, в стадии лайнига.

Хардлайнер – роль в команде, герой, который стоит в сложной линии, как правило против нескольких противников.

Хаста (Haste) – обозначение руны дающей герою максимальную скорость передвижения на короткий промежуток времени.

Эвейд [заэвейдить] (evasion) – обозначает маневр при котором герой уворачивается от способности противника. Так же обозначение способности, позволяющей укорачиваться от обычных ударов противника.

Шрайн, святыня (shrine) – здания на карте обладающие способностью, которая создает вокруг себя восстанавливающую здоровье и ману находящихся рядом союзных героев. Таких строений всего пять. 3 на базе. И два в лесу.

Фонтан (fountain) - сооружение, которое находится в зоне возрождения героев каждой из фракций и дает им ауру восстановления здоровья и маны. Также фонтан защищает героев от вражеских юнитов, зашедших в зону его досягаемости.

Экспа (exp, experience) – опыт который получают герои за убийство крипов и героей. Ресурс, накопление которого повышает уровень героя давая ему доступ к более сильным способностям и повышает характеристики.

Эншенты (ancients creeps) – сильные нейтральный крипы. Они сильнее других лесных, но и награда за них больше. Всего на карте четыре точки с такими крипами.

Сленговые названия предметов.

Здесь приведен перечень, популярных предметов, которые оказывают существенное влияние на игровой процесс. Полный список предметов можно найти на специальных посвящённых доте ресурсах.

Арканы –улучшенные ботинки, дающие способность применение, которой дает восстанавливает определенный объем манны союзникам в радиусе.

БКБ [бэкабэшка] (Black King Bar) – предмет дающий способность, при активации которой герой становится неуязвим к магии и большинству негативных эффектов в течении короткого времени.

Гривсы (Guardian Greaves) – предмет дающий активную способность, которая восстанавливает союзникам в радиусе немного маны и здоровья, а также снимает большую часть негативных эффектов. Собирается из Меки и Аркан.

Травела (Boots of Travel) – улучшенный ботинок с активной способностью телепорта к союзным зданиям и юнитам.

МКБ (Monkey King Bar) – предмет который дает владельцу урон для авто атак и пассивную способность никогда не промахиваться по цели.

Мидас (Hand of Midas) – предмет, обладающий способностью превращать нейтральных и вражеских крипов в золото и опыт для владельца предмета.

Мека (Mekansm) – предмет с активной способностью, которая лечит союзников в определённом радиусе.

Танго, тангус (Tango) – расходуемый предмет который при поедании дерева восстанавливает герою немного здоровья.

Смоук, Дым (Smoke) – расходуемый предмер, при использовании делает союзных героев невидимыми на карте, эффект спадает если по близости оказывается герой противника. Используется для тактических маневров под название «Смоук-ганк».

Ботл, Бутылка (Bottle) – предмет, имеющий 3 заряда каждый из которых восстанавливает немного маны и здоровья, используется для хранения одной подобранной руны в течении 2х минут. Заряды восстанавливаются либо на фонтане, либо если герой подбирает руну и использует её.

Стики (Magic Stick, Magic Wand) – предмет который накапливает заряды, когда вражеские герои использую свои способности. Каждый заряд при использовании восстанавливает очень малое количество маны и здоровья, все накопленные заряды поглощаются разом.

Ботинок, Тапок, Тапки (Boots of Speed) – предмет повышающий скорость передвижения героя.

Фейзы, Фазы (Phase Boots) – улучшенные ботинки с активной способность. При применении дает небольшое кратковременное ускорение и возможность проходить сквозь юниты и героев.

ПТ, Костыль (Power Treads) – улучшенный ботинок улучшающий одну из выбранных характеристик и скорость атаки героя.

Владимир, Владик, Владмир (Vladmir's Offering) – предмет дающий ауру вампиризма, немного брони, и восстановления маны.

Аганим (Aghanim's Scepter) – предмет улучшающий ультимативную способность ряда героев.

Орчид, Оршид, Оркид (Orchid Malevolence) – предмет, обладающий активной способностью, которая накладывает сайленс на героев противника.

Хекс (Scythe of Vyse) – предмет дающий активную способность, которая накладывает на противника проклятье превращающее его в животное. (подробнее см. Хекс в списке терминов и/или в разделе «Что могут делать герои»).

Глиммер (Glimmer Cape) – предмет, накладывающий на героя или союзника кратковременную невидимость.

Башер (Skull Basher) – предмет дающий пассивную способность с определенной вероятностью забашить/застанить противника.

Шадоублэйд, Лотар (Shadow Blade) – предмет с активной способность позволяющей герою стать невидимым на короткий промежуток времени.

БФ, сплэш (Battle Fury) – предмет с пассивной способностью позволяющий героям ближнего боя атаковать по области. Урон по области примерно на 2/3 меньше урона по основной цели.

Радик (Radiance) – предмет дающий пассивную способность, которая наносит небольшой, но ежесекундный урон врагам в определенном радиусе, так же с небольшой вероятность заставляет противника промахиваться при авто атаках.

Бабочка (Butterfly) – предмет серьезно улучшающий скорость атаки героя, и дающий пассивную способность, которая позволяет уворачиваться от авто атак противников.

Рапира (Divine Rapier) – предмет который дает огромное по меркам игры количество урона при авто атаках. Но при смерти героя этот предмет падает на землю и поднять его может любой другой герой, как союзник, так и противник.

Линка (Linken's Sphere) – предмет со способностью, позволяющей отразить раз в 13 секунд одну направленную способность.

Кираса, Рёбра (Assault Cuirass) – предмет дающий пассивное улучшение брони героя, и ауру, которая повышает уровень брони союзников и снижет броню противникам.

Тараска, Сердце (Heart of Tarrasque) – предмет дающий большое количество здоровья герою, и пассивную способность к очень быстрой регенерации здоровья (7% от максимального значения в секунду) вне боя.

Сыр (Cheese) – предмет, падающий с Рошана при втором его убийстве. При использовании восстанавливает большое количество здоровья и маны. После применения исчезает.

66
4 комментария

Ни фига себе стена текста.

1

Давно мечтал о подобном материале. В доту играл только когда она была картой для варкрафта, во вторую так и не смог вкатиться. А соревнования подобного уровня посмотреть все-таки хочется.

Наконец нормальный гайд для новичков, а то обычно это на уровне "красные враги, нужно бить!"

есть конечно некоторые ошибки(1-2, не в понятиях), но в основном для новичков и игроков среднего уровня самое то!