Дорога к «Оскару»: как The Game Awards стала главной премией в игровой индустрии

Джефф Кейли шёл к мечте с самого детства.

12 декабря пройдёт шестая по счёту церемония награждения видеоигр The Game Awards. На шоу выступит оркестр и Green Day c CHVRCHES (уже во второй раз), а трансляцию мероприятия будут показывать в 53 кинотеатрах США.

И пока зрители и жюри выбирают лучшие игры года, вспомним, какой путь прошли Джефф Кейли и игровая индустрия к собственному аналогу «Оскара».

Дорога к «Оскару»: как The Game Awards стала главной премией в игровой индустрии

«Киберпоколение»

Первой попыткой создать церемонию награждения видеоигр стало мероприятие Cybermania’94 — его организовала Академия интерактивных искусств и наук. Сейчас Академия ежегодно собирает D.I.C.E. Summit — конференцию для разработчиков игр, на которой также выбирают лучшие игры года.

Вот как это выглядело в 94-м

Но «первый блин» Эндрю Цукера (не имеет отношения к режиссёрам, братьям Цукерам), можно сказать, «вышел комом» — специфика игровой индустрии тогда никак не учитывалась. Прошедшую в студии Universal в Лас-Вегасе Cybermania’94 вели Джонатан Тейлор Томас (голос Симбы из «Короля Льва») и Лесли Нильсен.

Канал TBS хотел сделать свой «Оскар», поэтому выбрал похожую схему: ведущие в смокингах, номинантов объявляли актёры (ещё неизвестные тогда Мэттью Перри из «Друзей», Сара Чок из «Клиники» и другие), а между наградами показывали различные юмористические и музыкальные номера.

Были и карлики-жонглёры, и реслинг на сцене, а Лесли Нильсен даже успел оказаться на Диком Западе. Но лучшим номером можно смело назвать танец под композицию «Cybergeneration» — концентрированные 90-е.

Не забудьте включить звук

Всё это, конечно, сильно контрастировало с играми и геймерской тематикой в целом. В шоу были ролики о том, что «игры взрывают мозг», об их роли в образовании, о хакерах — одним словом, авторы всеми силами пытались объяснить среднестатистическому зрителю, почему это интересно и вообще стоит смотреть.

Да и в номинациях тоже был диссонанс: DOOM попал в категорию «Лучший приключенческий экшен» и боролся там за победу с интерактивными фильмами Return to Zork и Critical Path, а также Super Metroid. Вообще, кино было много: присутствовала номинация «Лучшая комедия», а на лучшую роль одновременно выдвинули и актёров озвучивания, и артистов, снявшихся для FMV-игр. Даже победившая актриса назвала свой проект фильмом. Было заметно, что профессионалам киноиндустрии более близки знакомые им темы, поэтому игры терялись на их фоне.

Зато об играх вспоминали во время прямых включений из игровых залов, где толпа детей кричала название своей любимой игры, а репортёр читал с бумажки «эксклюзивы шоу» — чит-коды или секреты к играм.

Но всё-таки, Cybermania’94, при всей своей неказистости, стала для индустрии этакой пробой пера, а на 14-летнего Джеффа Кейли, который значится в титрах как «специалист по интерактивному продукту» (он писал тексты для игр-номинантов, которые читал сам Уильям Шетнер — Кирк из Star Trek), произвела неизгладимое впечатление и определила его будущее.

Представьте себя 14-летним ребёнком… На одном шоу с создателями DOOM, Myst и других крутых игр начала 90-х… Это произвело на меня большое впечатление. Я почувствовал, что это начало чего-то большего. И так я познакомился с людьми, стоящими за играми.

Джефф Кейли, игровой журналист и ведущий

Тернистый путь к The Game Awards

Следующая телевизионная премия награждения игр состоялась через девять лет — на американском канале для мужской аудитории Spike TV. Шоу прошло в Лас-Вегасе на стадионе развлекательного комплекса MGM Grand, а посетили его именитые гости вроде DMX.

Гвоздём программы — по заветам Cybermania’94 — стал матч по реслингу между тогдашними звёздами Крисом Джерико и Рэем Мистерио. Только вот с «виновниками торжества» — видеоиграми — вышла проблемка: игрой года стала Madden NFL 2004, а лучшим экшеном — True Crime: Streets of LA. И это в год выхода GTA: Vice City.

Зато в 2007-м игры-победители красовались в виде боди-арта на моделях

Упор на «шоу», а не игры сохранился и в следующие годы. Ведущими церемонии были, к примеру, Снуп Дог и Нил Патрик Харрис, а Сэмюэл Л. Джексон провёл аж четыре мероприятия.

Награды вручали Чарли Шин, Джессика Альба, Норман Ридус и Кармен Электра. На сцене выступали Foo Fighters, 50 Cent, Linkin Park и даже остатки The Doors. «Комедийность» Cybermania’94 канула в Лету, но за пафосом новой премии, звёздами не вполне понимающими, куда они попали, и растерянными разработчиками игры всё ещё терялись.

Кен Левин явно не понимает, что происходит

Многих победителей представляли, что называется, одной строкой: лауреатов в непопулярных в США ролевых играх показывали в нарезке, зато «Лучшей спортивной игре» всегда уделяли достаточно эфирного времени — долгое время было аж две отдельные категории: «Лучшая командная спортивная игра» и «Лучшая индивидуальная спортивная игра».

​Мишель Ансель косплеит Кинг-Конга

Это было совсем не то. Я относился к церемонии серьёзно, но, на мой взгляд, на первом плане у них было шоу. Я всё понимаю, но для меня не было важно, какого комика позвать ведущим. Если вы хотите посмотреть комедию, вы можете посмотреть её в другом месте.

Наше шоу посвящено чествованию создателей игр… Если вы посмотрите на ранние выпуски, то они даже не пускали разработчиков на сцену. Дженна Джеймсон приняла награду за Grand Theft Auto.

Джефф Кейли, игровой журналист и ведущий

Впрочем, после прихода в команду телеканала Джеффа Кейли, ситуация стала меняться к лучшему. Стали показывать трейлеры действительно интересных игрокам игр вроде Gran Turismo 5 и GTA IV: Lost and Damned вместо всяких Spy Hunter с Дуэйном Джонсоном и 24: The Game с Кифером Сазерлендом. Да и анонсы The Last of Us и будущей MGS V состоялись именно на этой церемонии.

​Продолжая традиции Cybermania’94, в эфире называли чит-коды. Только теперь это делала привлекательная модель

Стали уделять больше внимания и разработчикам: The Legend of Zelda ввёл в местный «зал славы» сам Сигеру Миямото, Клифф Блежински анонсировал в 2011-м никому тогда не понятный Fortnite, а Хидео Кодзима без переводчика объявил, что Platinum Games работает над Metal Gear Rising: Revengeance (тогда ещё Metal Gear Solid: Rising). До идеала ещё было далеко, но прогресс был заметен.

Но затем случилась VGX.

Смена названия означала «переход на новое поколение»: как раз вышли Xbox One и PS4. Разгорячённые фанаты ждали больших анонсов и умопомрачительного шоу, но церемония сменила формат с яркого сценического представления на задушевные беседы с разработчиками в небольшой студии.

МакХэйл («Сообщество») явно скучает, но при этом делает вид, что разбирается в индустрии игр

Новый ведущий Джоэл МакХэйл («Сообщество») всем своим видом показывал, что игры ему не интересны, и будто считал в голове секунды до окончания трансляции. Его тандем с Джеффом Кейли явно не удался: в то время как Джефф искренне радовался разработчикам, Джоэл хмурил брови и не особо пытался разобраться в том, о чём говорят гости.

Игру года назвали мимоходом в начале второго часа — GTA 5, а на награждении лучшей инди, Gone Home, послышались лишь жиденькие хлопки.

​Ну же, народ!

Ещё были непонятные прямые включения со странными темнокожими парнями, которые потом исполнили в живую треки из GTA V, постоянно подтягивая спадающие штаны.

Словом, первая трансляция церемонии на всех популярных стриминговых площадках, а не только на сайте канала и ТВ, вышла не слишком удачной. МакХэйл подмочил репутацию в глазах геймеров, а Кейли заявил, что сделает своё шоу — с анонсами и Кодзимой.

Двое человек посоветовали мне сделать The Game Awards. Первым был Сэм Хаузер из Rockstar Games. Он сказал мне, как важно иметь подобное шоу. Я помню, как разговаривал с ним на вечеринке после вручения наград VGX, когда Rockstar выиграла «Игру года» с Grand Theft Auto IV (здесь Кейли ошибся, тогда победила GTA V — DTF).

Он подошел ко мне и сказал: «Джефф, я знаю, что это был тяжёлый год, но вы сделали это, и я хочу, чтобы вы знали, что очень важно, чтобы в нашей индустрии было это шоу. Мы с тобой в любом случае». Это заставило меня задуматься, и, когда я поговорил с Кодзимой о моей идее, он сказал, что поддержит меня.

Джефф Кейли, игровой журналист и ведущий

В начале декабря 2014-го в Лос-Анджелесе состоялась первая The Game Awards. Из студии VGX шоу вернулось на большую сцену, непричастные к индустрии люди пропали — даже музыкальные номера теперь были связаны с играми. Оркестр играл попурри по играм-номинантам, выступала Линдси Стирлинг, известная по каверам саундтреков к играм. Либо же звучала музыка авторов, интересовавшихся играми вроде Imagine Dragons, выступивших в том же году на чемпионате мира по League of Legends.

Но кое-какие старые проблемы остались: некоторые номинации, вроде «Лучшей ролевой игры» и «Лучшего саундтрека» давали в предварительной части программы одной строкой, а «Лучшую спортивную игру» соединили с «Лучшей гоночной игрой» — что иронично, там всегда побеждали гонки.

На первой церемонии громких анонсов не было, но после катастрофической VGX даже это было пределом мечтаний. Даже реклама теперь была сосредоточена на играх. Были, конечно, и бритвенные станки, и антиреклама курения, но воспринималось это уже гораздо лучше чем назойливое продвижение Doritos и Mountain Dew.

С годами стало интереснее: представлявшего в 2014-м Metal Gear Online Кодзиму в следующем году не пустили получить награду за MGS V юристы Konami, что зал встретил с огромным возмущением. Так началась «эра Кодзимы» на шоу: в 2016-м ему дали «Икону индустрии», а зал встретил разработчика стоя. Тогда же он показал второй трейлер Death Stranding.

В 2017-м зал вставал оба раза, когда Кодзима выходил на сцену: сначала они с дель Торо вручили награду за «Лучший арт-дизайн» разработчикам Cuphead, а затем он с Норманом Ридусом представил очередной трейлер Death Stranding. Только прошлогоднюю церемонию Кодзима пропустил, но что-то подсказывает, что в этом году мы вновь увидим его на сцене.

Начиная с первой церемонии, три года подряд телеведущий Конан О’Брайен сатирически представлял номинантов на «Игру года». В 2017-м досталось всем

Разработчики стали главными героями шоу: чаще всего именно они вручают статуэтки, а ветеранов геймдева чествуют наградой «Икона индустрии».

Глава разработки A Way Out Юсеф Фарес даже на весь мир послал «Оскар» куда подальше.

Церемония ещё ближе подошла к «Оскару» — в первую очередь, это мероприятие для своих, где разработчики отдают должное работам коллег и друг другу. Однажды на TGA даже перепутали конверты — за два года до подобного случая на «Оскаре»: в 2015-м Джейд Реймонд в категории «Лучшая актёрская игра» назвала The Witcher 3, на что Марчин Ивиньски удивлённо развёл руками.

Зрителей же радуют возможностью голосовать за лучшие игры года (их голоса составляют 10% от общей оценки) и анонсами (Sekiro: Shadows Die Twice тизернули в 2017-м, а Dragon Age 4 — в прошлом году).

C каждым годом шоу становится всё лучше: на последней церемонии даже перестали наконец вручать награды перед основным мероприятием, а схема «номинация — мировая премьера — номинация — мировая премьера — музыкальный номер» становилась всё более отлаженной.

Тут можно заметить: «А как же BAFTA и другие награды? Почему они не могут быть игровым Оскаром?». Но тут всё дело в масштабе и направленности.

Премия Британской Академии в области видеоигр хоть и может похвастаться профессиональным составом жюри, но делает упор на отечественные продукты. Например, в 2018-м британская игра Yoku's Island Express обошла собравшие ворох наград GRIS, Florence и Beat Saber от разработчиков из других стран в категории «Лучший дебют». А GDC Awards и DICE Summit — это, скорее, «закрытые вечеринки для своих»: состав жюри точно неизвестен, а шоу отсутствует — разработчики выходят, говорят слова благодарности и уходят.

На GDC или BAFTA Эйдзи Аонума, продюсер The Legend of Zelda, вряд ли будет косплеить Линка

Церемония The Game Awards несомненно важна: она привлекает внимание всего мира и красиво выглядит, а система оценки довольно объективна — у журналистов априори должен быть более широкий игровой кругозор, чем у разработчиков, у которых зачастую нет времени на другие игры.

Джефф Кейли в последней АМА на Reddit говорил, что анонсирует на предстоящей TGA некий проект, приуроченный к проведению крупных игровых мероприятий. Быть может, он собирается создать Академию, чтобы объединить разработчиков со всего мира? И, глядишь, через много лет на обложке какого-нибудь The Witcher 6 вместо надписи «более 200 наград “Игра года”» будет одна наклейка: «Лучшая игра года по версии Академии видеоигр».

248248
99 комментариев

Кейли вообще крутой чувак, хочется только успехов ему пожелать. 
Буду смотреть Game Awards. 

99
Ответить

Прошлогодняя церемония была отличной

3
Ответить

а в прошлом году случаем не было похожей статьи на эту же тему?

5
Ответить

тебе если ебать статья его не нравится, так ты напиши свою а не в интернете базарь 

85
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Зашел написать то же самое.

Видно, была

Ответить

Комментарий недоступен

15
Ответить