Warhammer: Mark of Chaos — Игра, открывшая для многих вселенную Warhammer Fantasy
Или как сделать неплохую игру, когда ты этого не умеешь.
Впервые я поиграл в Warhammer: Mark of Chaos в 2010 году, спустя 4 года после её выхода. Тогда игра завлекла меня тем, что мне казалось игру делали те же люди, что делали The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth II в которую я играл круглые сутки. Да и будучи фанатом Warhammer 40,000: Dawn of War, не мог я пройти мимо диска с названием Warhammer.
Правда, тогда я не знал, что существует 2 вселенные Warhammer, так что можно представить как я офигел когда на коробке с диском увидел ребят с средневековыми мечами и доспехах. А потом я запустил компанию и… Я ничего не понял, какая Империя? Что за великая война с хаосом и почему хаоситы бегают в трусах.
Однако это только больше затянуло меня в игру. Я прошёл полностью все компании. Но правда в мультиплеер не играл. И вот решил я перепройти и посмотреть как она чувствуется сейчас. И должен сказать, что ощущения смешанные. С одной стороны игра действительно не вызывает какого то отвращения и играть можно, а вот с другой довольно быстро наступает уныние и начинаешь замечать её проблемы. Чтобы понять почему так разберём всё по порядку.
Сюжет
Основная завязка сюжета проста. Шёл 2302 год орды Хаоса дербанят Империю, но тут появляется Магнус Благочестивый прекращает все междоусобные войны среди курфюрстов и собрав единую Империю разбивает хаоситов. Их лидер Асавар Кул окочурился и все выжившие просто разбежались. Тем не менее Хаос не побежден, а всего лишь разрознен и стоит появиться новому избраннику богов, как Империи придётся не сладко.
Ведь после многолетней войны земли и армии курфюрстов разорены и вновь назревают междоусобицы и гражданская война и вновь над Империей назревают тучи. В самой игре 3 компании и каждая за 2 расы, которые союзничают между собой в рамках сюжета. Это соответственно Империя и Высшие эльфы, Войны Хаоса и Скавены, ну и в DLC вышедшем через 2 года добавили компанию Орки и Тёмные эльфы.
У имперцев и хаоситов компании почти что зеркальные. Первые хотят спасти Империю, вторые её сжечь. В обеих компаниях есть линия с предательством, но в общих чертах миссий в компаниях отличаются. Гораздо интереснее дела обстоят с компанией из DLC. Тут вам и многоходовочки, и интриги, и финальный выбор.
Геймплей
Переходим к самому интересному. А геймплей Warhammer: Mark of Chaos действительно заслуживает внимание. Жанр у нас варгейм, поэтому никаких здании, а значит и баз. Соответственно и экономика работает по другому. Она отличается в одиночной компании и мультиплеере. В одиночной мы получаем, единственный ресурсы игры — золото, за прохождение миссий, и ещё оно иногда падает с врагов, но тут самое интересное его дают довольно в небольших количествах, потому что все отряды, полученные и выжившие в бою остаются с нами. у них остаются улучшение и ранг.
Но ложкой дегтя тут выступает то, что погибшие модельки в отряде не восстанавливаются бесплатно и чем отряд более опытный и прокаченный, тем дороже его пополнять. Лучше дела обстоят с героями, у них остаются: уровень, все подобранные вещи, расходники и в придачу героя бесплатно лечат.
А вот в мультиплеере все проще: перед боем игроки выставляют себе максимальную сумму золота и на неё набирают себе стартовую армию как в Total War. Но во время боя захватываются точки найма, которые периодически дают золото и позволяют нанимать отряды и героев, причём выбирая им улучшения, ну и также тут же покупаются предметы и расходники для героев. В целом в игре экономика реализована скудно, а в одиночной компании при правильной игре полученное золото некуда будет тратить.
Теперь о боях и сражениях. они как несложно догадаться перенесены из Warhammer: Dark Omen за одним исключением. При переносе почему забыли такие вещи как тактику и баланс В одиночной компании игрок буквально способен унижать используя стрелков и иногда артиллерию. Дело в том, что стрелки наносят просто сумасшедшие цифры, урона по бедолагам которых можно аккуратно выманивать с их позиции. И даже если им удастся добраться до ваших ближников и героев из-за огромных потерь по моделькам такой отряд обречён.
Так проходится вся компания, конечно на миссиях обороны и осада всё несколько сложнее, но при должной сноровке вы можете проходить миссии без потерь по отрядам. А если же говорить об остальных отрядах, то победу одерживает самая большая и прокачанная группа отрядов. Вам нужно лишь выделить всю армию и вперед победит сильнейший. Естественно это разочаровывает, зачем то добавлена мораль юнитов, хотя лично в моём опыте отряд врага отступает лишь когда почти полностью уничтожен(за исключением скавенов). Что не особо весело.
В плане рельефа, как правило, нужно сильно постараться, чтобы, например, найти для лучников возвышенность, в остальном игрок обделён. Теперь нужно поговорить про героев. Эти ребята усугубляют ситуацию по балансу. Вам достаточно прокачать их на баффы отрядов и начать мясорубку. В самой прокачке 3 ветки. В первой герой прокачивает свою способность воевать против отрядов врага. Во второй — против героев врага, об этом чуть позже. И последняя улучшения отряда, к которому герой привязан, герой может присоединиться к любому отряду который того же размера, что и герой, и той же специализации.
Самая бесполезная ветка — это дуэльная. Суть в чём в игре есть механика дуэлей прямо как в Total War: Three Kingdoms. Вот только в Warhammer: Mark of Chaos герою врага приходиться бежать за вашим героем прямо под гряд стрел и пуль, что хоронит его ещё до начала дуэли. И это губит довольно интересную механику в зародыше.
Однако есть одно исключение в компании DLC. В предпоследней миссии нам нужно выиграть дуэль 1 на 1. Но беда в том что выиграть мы её должны с помощью Лилеат. Которую абсолютно любой человек прокачает в мага. И это серьёзный просчёт разработчиков, так как без правильной прокачки и главное вкаченной ветки дуэлей бой не выиграть и возможно придется перепроходить кучу миссий, так что если решите пройти игру, держите это в голове.
Так что особо ждать веселья не приходиться, да это всё работает, но вот какого интереса получить, не получается либо расстреливать врага стрелками, либо смотреть, как модельки дерутся в каше на экране. То же самоё можно сказать и про одиночную компанию. Нас ведут строго по тропе сюжета, изредка разрешая сделать круг через дополнительную миссию. По настоящему влияющий на сюжет выбор в игре только один и то в DLC. В оригинальной компании мы один раз за Хаос выбираем рескин войск и новый набор навыков герою.
В игре присутствует магия. В качестве маны, тут ветра магии, что правильно. И они общие для всех магов. Поэтому особо магией не по пользуешься, но польза от неё ощутима тут не прикопаться. Самоё весёлое, что есть в игре это осады замков. Но и тут всё донельзя упрощенно. С одной стороны есть таран, чтобы пробить ворота и осадная башня и лестницы, чтобы залезь на стены. Но вот зачем это нужно, когда стены можно просто сломать бочками с порохом и пушкой. Конечно, если говорить про PvP, то тут не всё так однозначно.
Но опять же, если в Total War вы можете чётко спланировать, где пробить брешь в стене, а где залезть на стены, учитывая слабости в обороне. То в Warhammer: Mark of Chaos осады длятся дольше и из-за того, что защитники замка не могут нанимать новые отряды внутри замка им приходиться захватывать точку за стенами, что означает то, что осада перерастает в обычный бой. Только у одного игрока есть замок. Впрочем, возможно, такое было только у меня.
А ещё одиночная компания разочаровывает тем, что в Warhammer: Dark Omen миссий были крайне хорошо срежиссированы и при их прохождении получаешь нереальное удовольствие. А тут же все миссий проходятся абсолютно шаблонно и требуют от вас одно и тоже.
Мультиплеер
Как я и сказал, сам я в мультиплеер толком не играл, так что по большей части оставлю его на суд комментаторов. Но мы с другом делали несколько попыток и я расскажу, как это всё выглядит и как играется. Всё просто выбираем карту, их в игре довольно много и делятся они на 4 типа. Обычный бой, осада, бои с подкреплением и особые карты. Наверно с первыми двумя всё понятно. А вот про особые и с подкреплением стоит рассказать.
В боях с подкреплением, у нас есть 2 типа точек. Первые точки возрождения о них я рассказал выше, а вторые это точки лечения при захвате восстанавливают ваши отряды. Ваша цель захватить все точки или просто снести врага. А в особых картах все тоже самое, но с какими то особенностями. Скажем на одной по карте ходят караван, за разграбление которых вы получаете золото, а на другой один из игроков, выигрывает если сожгёт всю деревню.
А ещё разработчики обещали кастомизацию армии и ввели набор отрядов точь в точь как в Total War. Но не получилось. Так что просто собираете или выбираете себе армию, захватываете свою часть карты и пытаетесь душить оппонента стрелками. И как не сложно догадаться, баланс тут же рухнул. Потому что у эльфов стрелки лучше и у них крайне сильные герои. Так что, несмотря на то, что очевидно ориентиром была многопользовательская игра. Мультиплеер чувствует себя не особо уверенно.
Графика
Обычно я до графики не придираюсь и если глаза не режет, то уже хорошо. Но вот в этот раз стоит сказать в Warhammer: Mark of Chaos она скачет. Лица персонажей в кат-сценах просто отвратительные, много где чувствуется халтура художника особенно в пейзажах карт. А с другой стороны сами модели сделаны качественно и радуют глаз. Так что тут всё очень не однозначно.
Хотя справедливости ради стоит рассказать, что в ранней бете, все отряды состояли из моделек, Ctrl+C и Ctrl+V. И в релизе это исправили, сделав по 2-3 модельки на отряд, но стоит отметить что хаос сделан на порядок лучше. Так что трейлер к игре выглядел ну на порядок лучше чем графика которую мы получили в самой игре.
Звуковое сопровождение и локализация
Звук у игры нормальный. Музыка типична для фэнтези. И тут как бы не придраться. Сама озвучка на порядок лучше в оригинале. И я настоятельно рекомендую играть именно с ней. А про локализацию. У меня есть знакомый переводчик, который плевался, что локализация в Total War: Warhammer сделана через гугл переводчик. Но вот чтобы он сказал, если бы узнал что Cold One Knights переведут как Рыцари на морозниках. Боюсь даже представить, но все же главная проблема — это шрифт. Он просто ужасен. Вот буквально нужно очень сильно напрягаться, чтобы прочитать 10 слов.
Итоги
В целом, поиграв уже на трезвый взгляд, начинаешь понимать, что у Warhammer: Mark of Chaos есть проблемы и проблемы заметные. Сражения излишне казуальные, графика моделей хороша, баланс хромает. И в целом довольно быстро начинаешь чувствовать однообразие. Но игре все же удаётся увечь игрока хотя бы до прохождения всех компании. По больше части это заслуга атмосферы игры. Warhammer: Shadow of the Horned Rat и Warhammer: Dark Omen не были широко известны большой публике и с вселенной Warhammer Fantasy их познакомил именно Warhammer: Mark of Chaos.
А все технические проблемы объясняются полной неопытностью Black Hole Entertainment. До Warhammer: Mark of Chaos, они сделали лишь одну игру. Это была Armies of Exigo и все отмечали, несмотря на красивый графический движок, игра была блёклым клоном Warcraft. И поэтому ребята старались бережно перенести геймплей Warhammer: Dark Omen, но это у них получилось с большой натяжкой.
Но игру ну никак нельзя назвать прям плохой. И лично я был отнёс её к разряду на любителя. Кого-то её огромное количество недостатков отпугнёт. Другие же наоборот будут защищать её любой ценой, потому что именно эта игра подарила им кучу эмоции и познакомила с Warhammer Fantasy. Так что мой вердикт. В Warhammer: Mark of Chaos нужно попробовать поиграть самому и решить для себя как к ней относится. Сейчас, конечно, на фоне Total War: Warhammer она может выглядеть не такой привлекательной. Но по крайне мере стоит сыграть ради занимательной концепции. Однако людям сыгравшим в Warhammer: Dark Omen и ярым фанатам серии Total War. Warhammer: Mark of Chaos не понравиться с большой вероятностью.
Ещё добавлю, что в игре абсолютно нет моддинга, который бы мог дать игре жизнь, как он дал её многим играм. Но, к сожалению разработчики от таком не подумали и как по мне это серьёзный просчёт.
Достоинства
- Крайне занимательная концепция
- Довольно интересный сюжет
- Бережное отношение к лору и вселенной
Недостатки
- Графика проседает из-за непостоянства художника
- Ужасная локализация из-за шрифта
- Однообразные сражения
ИМХО Warhammer: Dark Omen открыл FB для большинства людей. Хороший бы ремастер ему.
Сначала была тень рогатой крысы. До сих пор диск в шкафу лежит.
Ну я сёрфил всякие обзоры, мнения игроков на Warhammer: Mark of Chaos и там прям приличное количество людей защищали игру словами, что да криво сделано зато я познакомился с WFB. Да и как бы ребята родившиеся после 2000 года сыграли бы в Warhammer: Dark Omen. Вот про ремастеред согласен или ещё лучше ремейк.
Shadow of the horned rat (приквёл дарк омена, где бабки наёмникам надо было платить за само участие в бою и вместо читерного мага огня был маг янтаря) страдает без ремастера намного сильнее.
Я не играл, но до сих пор помню этот крутой трейлер https://youtu.be/dNFGJQIW5ZM
Он был создан силами Digic Pictures, авторами спецэффектов к «Терминатору-3».
Warhammer: Mark of Chaos — Игра, открывшая для многих вселенную Warhammer FantasyЕсли только какие-нибудь доверасты.