Планы на выходные: киберпанк в играх и кино
Чем заняться в этот уикенд.
В честь свежих трейлеров «Бегущего по лезвию» и новой игры от авторов Layers of Fear советуем фильмы и игры в киберпанк-стилистике.
Артём Слободчиков: вещества и корпоративный шпионаж
Фильм: «Помутнение»
На дворе «недалёкое будущее». Двадцать процентов населения планеты сидит на наркотиках. Главного героя, сотрудника полиции в исполнении Киану Ривза по имени Боб Арктор, внедряют в группу наркоманов, чтобы он нашёл поставщика нового мощнейшего наркотика D, разрушающего психику, и для того, чтобы успешно сойти за своего, полицейскому приходится его употреблять.
Операция настолько секретна, что даже его куратор не знает имени и личности «крота» — они общаются, надев костюмы, непрерывно меняющие внешний облик носителя. И вот, на одной из встреч Бобу Арктору приказывают следить за Бобом Арктором.
«Помутнение» это фильм про мир «перед киберпанком». Появляются некоторые футуристические инновации вроде тех же костюмов-калейдоскопов, население постепенно скатывается в небытие: технологии уже немного high, жизнь уже становится low. Небоскрёбов, мегаполисов, неона и правящих миром корпораций ещё нет, но они где-то за углом.
По жанру это скорее психологический триллер: из-за наркотика психика героя Ривза постепенно разрушается, и режиссёр Ричард Линклейтер использовал оригинальный ход, чтобы подчеркнуть сюрреалистичность происходящего. Художники-аниматоры прорисовали каждый кадр поверх реального — этот метод называется ротоскопирование. И «Помутнение» — один из самых удачных примеров его использования.
В итоге получился неформатный, сложный для восприятия киберпанк, который очень интересно смотрится на фоне типичной для жанра эстетики в духе «Бегущего по лезвию». А после просмотра стоит прочитать одноимённый роман Филиппа Дика, по которому снят фильм — более детальное описание того, как разрушается психика наркомана, можно найти разве что в творчестве битников.
Игра: Invisible inc
Klei Entertainment (Don’t Starve, Shank) взяли один из основных тропов киберпанка — борьбу могущественных корпораций — и превратили её в изометрический пошаговый rogue-like, в котором отряд шпионов под управлением игрока проникает на разные объекты, чтобы похитить информацию, добыть ценности или, скажем, вытащить своих союзников.
Сюжетно это обосновано так: все мегакорпорации мира ополчились на небольшую организацию, занимающуюся промышленным шпионажем по найму. В строю осталось всего два агента, мобильный штаб и искусственный интеллект Incognita, который без подключения к серьёзным вычислительным мощностям протянет только 72 часа.
Это ограничение по времени создаёт внутриигровой метагейм: нужно не только просчитывать свои ходы во время миссий (геймплейно игра напоминает XCOM с упором на нелетальное оружие ближнего боя и гаджеты), но и заниматься менеджментом ресурсов и шпионов и, что главное, правильно выбирать миссии, поскольку на их выполнение уходит драгоценное время. А permadeath персонажей превращает каждое задание в весьма рискованное предприятие.
Жалко только, что саундтрек и сеттинг не такие оригинальные, как хотелось бы, но играть в Invisible Inc. стоит в первую очередь ради геймплея — он очень глубоко проработан. К тому же, теоретически заниматься промышленным шпионажем можно бесконечно: миссии, вместе с их структурой и целями, каждый раз генерируются случайно.
Кстати, поиграть в Invisivle Inc. можно не только на ПК, но и на iOS.
Андрей Верещагин: Оружие из человека
Кино: «Акира»
31 год назад завершилась Третья мировая война. Нью-Токио, который построили вместо уничтоженной столицы Японии, тонет в преступности. Жители недовольны, но власти не желают предпринимать никаких мер, а лишь разгоняют демонстрантов. На этом фоне байкер Тэцуо встречает синекожего ребенка-мутанта, которого похитили из правительственной лаборатории, где, как водится, над подобными ему ставили опыты.
В целом, сюжет «Акиры» не блещет оригинальностью — злобные учёные, секретные эксперименты, всё привычно и знакомо. Несмотря на то, что к концу в истории появляется размах, она здесь, будем честны, вторична. Кацухиро Отомо удалось создать мрачный, богатый на детали мир, разглядывать и изучать который гораздо интереснее, чем следить за какими-то там перипетиями. Композиция, анимация, монтаж — всё это выглядит свежо даже сейчас, а в 1988 году так и вовсе было прорывом. Ну а ещё тут есть просто крутейший красный мотоцикл и ради его одного уже стоит смотреть фильм.
Игра: Deus Ex
В будущем человечество поразил смертельный вирус, вакцину от которого получают только богачи, военные да правительственные чины. Простой народ выражает свое недовольство через беспорядки на улицах, сепаратизм и террористические акты. Для защиты своих интересов элита создает UNATCO — организацию, оперативником которой является главный герой Джей-Си Дентон.
Нет смысла говорить об обилии возможностей, которые даёт игра. Да, она позволяет решить любую задачу, как минимум, тремя способами, в зависимости от выбранных навыков. Но здесь, в отличие от «Акиры», на первый план выходит именно сюжет, а пересказывать его, в виду огромного количества слоёв, бессмысленно.
В Deus Ex надо играть вдумчиво, запоминая персонажей, организации, корпорации и их мотивы. В противном случае, концовка покажется вам «пшиком», а главный злодей — очередным маньяком с манией величия. На самом деле всё совсем не так.
Deus Ex сходу вываливает на вас кучу имён и фактов, рассчитывая, что вы проникнитесь атмосферой и самостоятельно будете изучать этот мир. А изучать тут есть что. Каждая локация — это небольшая песочница, в которых разворачиваются свои истории, органично дополняя общую картину.
В приличном обществе говорить, что тебе нравится Deus Ex: Invisible War — моветон. Но я от игры удовольствие получил. Да, локации стали совсем тесными, ролевая составляющая стала проще, а персонажи уступают в харизме героям оригинала. Зато cюжет стал ещё более запутанным, а концовки, даже на первый взгляд, не кажутся пустыми.
Что ещё: книга «Радуга тяготения»
Есть теория: туда, где солдат Ленитроп занимается сексом, падает ракета. Военное командование решает её проверить. Оно тренирует осьминога Григория, чтобы он похитил девушку на глазах у солдата. Ленитроп должен броситься её спасать, а та, в благодарность, отдаться солдату. Это маленький, совсем незначительный эпизод из колоссального романа Томаса Пинчона, который отлично иллюстрирует всё то безумие, которые происходит на его страницах.
Сюжет здесь очень хорош, но в нём такое количество событий, нюансов и персонажей (более 400), что его пересказ становится непосильной задачей. Достаточно сказать, что в центре всего действа таинственное устройство Schwarzgerät, предназначенное для установки на баллистическую ракету «Фау-2».
«Радуга тяготения» — это не киберпанк в привычном понимании. Некоторые (в том числе Тимоти Лири) называли его предтечей жанра. Какие-то его черты прослеживаются на протяжении всей истории — заговоры, корпорации, упадок вокруг (вызванный, правда, не фантастическими эпидемиями, а Второй мировой войной), однако то, к чему мы все привыкли, появляется ближе к концу. Это действительно большой текст: эксперименты со стилем и жанром, разрушение устоявшихся традиций литературы, которую после «Улисса», казалось бы, перестраивать уже некуда. В 1974 году консервативный Пулитцеровский комитет даже отказался присуждать Пинчону премию за этот роман, назвав его «нечитаемым» и «непристойным».
На русском языке книга выходила в переводе Максима Немцова и, как бы на него не ругались, только он мог по-настоящему правильно ухватить ломаный синтаксис Пинчона и все его отсылки. Но если вы возьмётесь за «Радугу тяготения», знание английского вам все равно понадобится. Дело в том, что практически каждая строчка здесь — это хитрая аллюзия на массовую культуру или игра слов. Понять что к чему можно с помощью pynchonwiki.com, где фанаты писателя составили подробный построчный комментарий. На русском языке такого, к сожалению, нет.
Артемий Котов: три лика будущего
Аниме: Texhnolyze и Serial Experiments Lain
Самый очевидный вариант — Ghost in the Shell. Но я о любви к нему уже писал, и не раз. А сейчас речь пойдёт о других тайтлах, сразу двух: Texhnolyze и Serial Experiments Lain. Их объединяет не только творческий коллектив, но и общий подход. А там, где они различны, всё равно прекрасно дополняют друг друга.
Texhnolyze — чистый киберпанк. Его мир — грязный, маргинальный, упадочный и жестокий. На первых порах вы увидите буквально живую картину, которая для меня воплощает киберпанк. Молодой парень ковыляет по безжизненным подворотням, гремя новообретёнными киберпротезами. Он не может привыкнуть к новым конечностям, падает, отчаянно бьёт стальную руку. Он «никогда об этом не просил»: герой был уличным бойцом, пока настоящие конечности ему не отрубила мафия.
Texhnolyze рисует предельно мрачную картину будущего. Он рассказывает прекрасную, полную криминальных разборок историю, но делает это в той манере, которую не каждый воспримет. Сериал подаётся неспешно и отстранённо, особенно поначалу. Не просто бросает вас в гущу событий, а даёт прочувствовать свой мир и получше узнать его жестокие законы.
Serial Experiments Lain — не совсем киберпанк. Если Texhnolyze меланхоличен, а его «будущее» пугает, подход Lain скорее дезориентирует и пробуждает исследовательский интерес. Сериал о нелюдимой девочке, которая увлеклась Сетью, появился в 1998 году, когда интернет ещё не был массовым явлением. Аниме прошло проверку временем и предвосхитило разные социокультурные аспекты современного общества.
Но учтите: история Лэйн подаётся в сюрреалистичной манере. В аниме полно ярких образов и событий, суть которых вам никто не спешит объяснять. Как и Texhnolyze, Лэйн требует от зрителя усидчивости, внимания к деталям, умения прочувствовать момент и находить параллели. Только тогда по достоинству оцените «Эксперименты Лэйн» и идеи, которые в неё заложены.
Игра: Va-11 Hall-A
Va-11 Hall-A исполнена в аниме-стилистике, но её сделали двое разработчиков из Венесуэлы. Это лучшая киберпанк-рефлексия на моей памяти. Вы играете за девушку-бармена, а на работе видите идеальный срез мира будущего. За барной стойкой оказываются самые разные люди: от маргиналов до уважаемых членов общества. Через общение с клиентами вы узнаёте не только об их жизни, но и об интересных аспектах сеттинга, общественных проблемах и о том, как разные концепции киберпанка прижились в этом мире. Причём, Va-11 Hall-A делает поправку на современность. Мой любимый пример — девушка, которая стримит свою жизнь 24/7 и продаёт подписчикам премиум-аккаунты.
А что самое главное, Va-11 Hall-A жизнерадостна. Вдохновение разработчики черпали из собственной жизни: когда всё вокруг очень плохо, важно уметь принимать реальность и просто расслабляться. Поэтому Va-11 Hall-A освещает социальные проблемы и мрачные стороны будущего, выстраивает сугубо киберпанковский мир — но учит принимать его с долей иронии и хорошим напитком в руке.
Павел Куравин: магия, технологии и Сетевые Гены
Игры: серия Shadowrun Returns
Магия и технологии, технологии и магия. Огромные корпорации, которые правят миром, и гетто, в которых живут дворфы, эльфы и орки, не имеющие своего SIN — личного идентификационного номера.
Вселенная Shadowrun совмещает в себе традиции двух сеттингов — классического киберпанка и классического фэнтези. Когда-то она появилась только в форме настольной ролевой системы, но с тех пор была неоднократно перенесена на ПК и консоли. Даже на Sega Genesis была игра по мотивам, а из последнего стоит однозначно порекомендовать серию Shadowrun Returns: оригинальную игру и два её «продолжения» — Dragonfall и Hong-Kong.
Как и в любой RPG, ваш стиль прохождения будет зависеть от выбранного класса. В наличии есть и более-менее стандартные воины, называемые здесь «уличный самурай» и владеющие не только оружием ближнего боя, но и огнестрельным. Также есть пара разновидностей классических магов и техно-магов: «деккеры» (суть хакеры) и «риггеры» — инженеры, управляющие дронами. Пошаговые бои сильно напоминают X-COM, а саундтрек — мрачные синтезаторные мелодии из «Бегущего по лезвию», но в обоих случаях это скорее комплимент, чем обвинение в плагиате.
Кино: «Джонни-мнемоник»
Фильм, снятый по мотивам одноимённого рассказа Уильяма Гибсона, а также со сценарием, написанным самим Гибсоном. По совместительству — одна из первых знаковых ролей Киану Ривза, тогда ещё не ставшего Избранным во всем известной кинотрилогии.
Герой Ривза, Джонни, работает информационным курьером: в его мозг загружают информацию, которую необходимо доставить адресату в целости и сохранности. Всё идёт наперекосяк, когда ему по ошибке «заливают» данных больше допустимого объема (320 Гб — космические цифры по меркам 1995 года), и они начинают перемешиваться с его собственными воспоминаниями. Плюс ко всему выясняется, что за этими данными охотятся Якудза.
В фильме в наличии есть всё, что составляет жанр киберпанк в классическом его понимании: мегакорпорации, повсеместное проникновение цифровых технологий, социальное неравенство и преступность. Всем фанатам жанра, которые ещё почему-то не успели его посмотреть, — обязателен к ознакомлению.
Что ещё: манга Blame!
Blame! — это десятитомная серия манги от визионера Цутому Нихея (Tsutomu Nihei), которую я для себя всегда называл «злющим киберпанком». По факту же её жанр стоит определить как «киберпанк-постапокалипсис»: действие происходит (предположительно) в очень отдалённом будущем на (предположительно) Земле, которую поглотила Мегаструктура — необъятных размеров техно-лабиринт из бесчисленного количества уровней, который по некоторым данным достаёт аж до Луны.Сюжет рассказывает о Килли — молчаливом и суровом парне, путешествующем по уровням Мегаструктуры в поисках Сетевого Гена — «чистой» ДНК, которая позволила бы людям вновь выходить в Сетевую Сферу — некий местный аналог рая.
В своём путешествии Килли повстречает множество неординарных мест и персонажей: общины людей-клонов, отряды враждебных киборгов и огромных многоруких тварей, будто сошедших с картин Гигера.
Можно с уверенностью сказать, что в Blame! форма и визуальный ряд преобладают над содержанием: весь сюжет манги можно уместить в одно предложение, а вот над иллюстрациями бесконечных технологических лабиринтов Мегаструктуры можно зависать целыми часами.
Всем, кто оценил визуальный ряд Blame!, советую ознакомиться также с арт-буком Тсутому Нихея под названием «Blame! and so on»: в нём огромное количество концептов и цветных иллюстраций, а также интересные бонусы вроде работ по коллаборации с серией комиксов X-Men.
Олег Чимде: о людях и большой загадке
Кино: «Версия 1.0» (One Point 0)
Очень бюджетное кино, но и очень творческое тоже. Дело практически полностью проходит в одном многоквартирном доме. Главный герой — программист-затворник, у которого вечная «запарка» на работе. Соседи у него разные: старик-одиночка, воспитывающий искусственный интеллект как собственного сына, милая загадочная девушка, какой-то сомнительный тип, снимающий дома порно — в общем, сплошь интересные личности.
И вроде бы всё хорошо, вот только главный герой обнаруживает в своей квартире пустую коробку. А потом — ещё раз. И начинается паранойя, которая со временем превращается в одержимость.
«Версия 1.0» — кино на один раз, но зато с большой загадкой и мощным твистом в конце. И потрясающе давящей атмосферой, конечно.
Игра: SOMA
Игра Томаса Гриппа — не вполне киберпанк: тут нет злобных корпораций, хакеров и всего такого. Зато есть подводный комплекс, в котором всё пошло не так: люди вымерли, зато машины получили сознание и боль вместе с ним.
Поначалу SOMA напоминает старый хоррор «Вирус», но потом меняется кардинально: акцент с монстров переходит на главного героя и экзистенциальную философию.
Что есть человек? Определяет ли сознание человека его память или что-то ещё? Игра совсем не страшная и привычного геймплея там практически нет. Зато после неё вы хорошенько задумаетесь, прежде чем закрыть глаза перед сном.
Комментарий удалён модератором
Почему непонятно? Всё там понятно.
Аниме очень понравилось, но снято очень скучно.
Расскажите, а почему Ergo Proxy это киберпанк?
Плюсую! Очень атмосферный,пересматривал 2 раза и так и не понял сюжет до конца,пришлось смотреть статьи в интернете))
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен