Кулаки ярости: самые крутые сцены в фильмах о восточных единоборствах

К выходу очередной части «Ип Мана» вспоминаем знаменитые фильмы с Брюсом Ли, Донни Йеном и другими мастерами боевых искусств.

20 декабря в прокат выходит четвёртая часть фильма «Ип Ман». Эта картина частично основана на биографии легендарного мастера боевых искусств. Он одним из первых стал открыто и массово преподавать стиль Вин Чун — до этого им чаще занимались лишь дети богатых торговцев.

Кулаки ярости: самые крутые сцены в фильмах о восточных единоборствах

У Ип Мана учился знаменитый Брюс Ли, позже популяризировавщий восточные единоборства на экранах в западных стран.

Фильмы этой серии славятся отличной постановкой драк. И это логично: обязывает тема, да и участие Донни Йена всегда подразумевает хорошую хореографию боёв. В связи с этим вспоминаем и другие картины с самыми яркими сценами поединков с применением восточных единоборств.

«Кулак ярости» — Брюс Ли против японского додзё

Разумеется, подобная подборка должна начинаться с фильмов Брюса Ли. Именно он дал старт популярности жанра на Западе, изменив представление о постановке боёв на экране. В его подаче всё выглядело максимально натуралистично и больше походило на реальный поединок, чем на гротескную почти цирковую хореографию, которую привыкли видеть зрители.

Впервые Брюс Ли снялся в главной роли в картине «Большой босс», именно там зрители оценили его мастерство, да ещё и приправленное достаточно жестокими кровавыми сценами. Причём изначально он должен был играть второстепенного персонажа. Но уже после начала съёмок его повысили, а потом актёр вызвался поставить свою часть драк.

​Брюс Ли в фильме «Большой босс».<br />
​Брюс Ли в фильме «Большой босс».

Но всё же максимально его подход раскрылся в следующей картине под названием «Кулак ярости», где, кстати, отлично показан как раз стиль Вин Чун. Там уже можно увидеть множество боёв с его участием. Сняты они в фирменном стиле Брюса Ли: общими планами и с минимумом монтажа. Это позволяет разглядеть отточенные движения и избегать излишнего мелькания.

По сюжету мастер боевых искусств Чэнь Чжэнь возвращается в Шанхай на похороны учителя. Он выясняет, что японцы всячески оскорбляют и унижают школы китайского кунг-фу. Тогда Чэнь Чжэнь решает вступиться за честь учителя и коллег.

В этом фильме множество зрелищных драк, но, наверное, самая впечатляющая из них — сражение Чэнь Чжэня с учениками японского додзё, где на героя нападают более двадцати врагов. Конечно, большинство из них выглядит просто «пушечным мясом», но постановка действительно впечатляет до сих пор.

Причём сначала герой дерётся голыми руками, а потом использует нунчаки — любимое оружие Брюса Ли, к которому он сам придумал множество интересных связок. К сожалению, финал боя, когда он выходит один на один с их наставником выглядит уже менее зрелищно. Зато там можно увидеть легендарный прыжок Брюса Ли с ударом ногой.

Позже персонаж Чэнь Чжэнь стал легендарным, и знаменитые сцены пытались повторить в продолжениях и ремейках другие мастера: например Джет Ли в «Кулаке легенды» 1994 года или Донни Йен в «Кулаке легенды» 2004 года (в оригинале у фильмов разные названия).

«Путь дракона» — Брюс Ли против Чака Норриса

И ещё один ярчайший фильм, во многом определивший будущее единоборств в кино. Это первая голливудская картина Брюса Ли и его первая режиссёрская работа и первый проект собственной студии актёра Concord Production Inc.. Кроме того, «Путь дракона» прославил ещё одного мастера единоборств — Чака Норриса.

Кулаки ярости: самые крутые сцены в фильмах о восточных единоборствах

Действие картины разворачивается в Риме, куда приезжает молодой человек Тан Лун из Гонконга. Он пытается помочь друзьям из ресторана китайской кухни, на которых регулярно нападают местные бандиты. Поняв, что Тан Лун — опытный боец и просто так с ним не справиться, мафия нанимает нескольких мастеров из разных стран.

Среди этих наёмников и оказывается опасный американец по прозвищу Кольт, которого играет Чак Норрис. Для него этот фильм стал первой крупной ролью в кино, не считая эпизодического появления в комедийной «Команде разрушителей».

До этого Норрис был исключительно преподавателем каратэ. В частности, он давал уроки Стиву МакКуину, который и привёл его на съёмочную площадку.

Кулаки ярости: самые крутые сцены в фильмах о восточных единоборствах

Боёв в «Пути дракона» меньше, чем в «Кулаке ярости», зато в фильме немало юмора и неплохие съёмки Рима. Но всё же апофеоз действия — столкновение Тан Лу и Кольта в Колизее. На фоне остальных довольно комичных соперников вроде итальянца, который, конечно же, кричит «мамма мия», герой Норриса выглядит серьёзным и опасным.

Причём их бой поставлен очень неспешно: соперники дают друг другу время размяться, а потом уже вступают в схватку. Сигнал к началу почему-то подаёт кот.

Наблюдать за этой изящной сценой интересно и сегодня. В первую очередь впечатляет подготовка обоих актёров, и даже их разминка выглядит именно демонстрацией способностей человеческого тела.

К середине боя оператор уже позволяет себе почти статичный план на 30 секунд. Он снят немного замедленным, и в этом моменте можно отлично почувствовать и силу удара, и даже инерцию, которая не позволяет Норрису развернуться достаточно быстро. А Брюс Ли при этом постоянно двигается вокруг соперника и совершает обманные выпады, не давая ему расслабиться

Ну а комичные элементы вроде вырывания волос из груди американца или всё того же котика, наблюдающего за сражением, лишь добавляют сюжету яркости.

«Однажды в Китае 2» — Джет Ли против Донни Йена

После скоропостижной смерти Брюса Ли именно Джет Ли считался главным экранным наследником мастера. Он занимался ушу с самого детства, и к восемнадцати годам уже стал неоднократным чемпионом в крупных соревнованиях. Тогда же он и сыграл свою первую главную роль в фильме «Храм Шаолиня».

Кулаки ярости: самые крутые сцены в фильмах о восточных единоборствах

Картина, как и два её сиквела стали довольно успешны, познакомив зрителя и с мастерством Джета Ли в единоборствах, и с его актёрским потенциалом.

Но наибольший массовый успех пришёл к нему после выхода фильма «Однажды в Китае», где Ли сыграл Вон Фэйхуна — знаменитого мастера времён заката династии Цин. В фильме он борется с засильем иностранной культуры в Китае, а потом спасает свою возлюбленную от злодеев.

​«Однажды в Китае».<br />
​«Однажды в Китае».

В первой части немало хорошо поставленных сражений. Но всё же самый впечатляющий бой пришёлся на второй фильм. Там Вон Фэйхун уже отправляется на семинар по медицине в Гуанчжоу и оказывается в центре уличных столкновений. Ему приходится спасать учеников школы иностранных языков от секты, уничтожающей всё, что связано с чужой культурой.

И в определённый момент герой сталкивается с офицером по имени Наплань, которого сыграл Донни Йен. На протяжении фильма эти персонажи дерутся несколько раз. Но самой зрелищной вышла их последняя схватка.

Донни Йен на тот момент уже был известен, благодаря работе в фильмах Юаня Хэпина, который и привёл бойца в кинематограф. Но появление в одной из ярчайших сцен вместе с Джетом Ли прославило актёра, открыв ему дальнейшую дорогу в бизнес.

Этот бой хорош тем, что здесь максимально используют окружение. Герои перемещаются по разным ярусам и бросаются подручными предметами. А потом уже дерутся бамбуковыми палками и полотнами ткани.

«Пьяный мастер 2» — Джеки Чан против Кена Ло

Разумеется, подборка была бы неполной без работ Джеки Чана — всеобщего любимца, совместившего сложные сцены единоборств с комедией.

Начинал он, кстати, в массовке в некоторых фильмах Брюса Ли, а потом постепенно стал вырабатывать свой фирменный стиль. Но полностью его мастерство раскрылось именно в «Пьяном мастере».

​Джеки Чан в фильме «Пьяный мастер».<br />
​Джеки Чан в фильме «Пьяный мастер».

Первая часть вышла аж в 1978 году и быстро стала хитом проката в Гонконге. Интересно, что ещё молодой Джеки Чан сыграл там всё того же Вон Фэйхуна. Только в этой версии он предстаёт невоспитанным и вспыльчивым юношей, которого отдают в обучение к мастеру Соу, владеющему стилем «восьми пьяных святых».

Его наставника сыграл Юань Сяотянь — ещё один известный актёр комедийных фильмов о единоборствах, только из старшего поколения. Он как раз и прославился образом пьяного мастера. И, кстати, Юань Сяотянь — отец знаменитого Юэня Ву-Пина, который ставил драки в «Матрице»

​Джеки Чан и Юань Сяотянь в фильме «Пьяный мастер».<br />
​Джеки Чан и Юань Сяотянь в фильме «Пьяный мастер».

Забавный дуэт двух актёров, совмещённый с отличной хореографией боев, понравился зрителям. Но вот продолжения пришлось ждать аж 16 лет. Зато во второй части уже опытный и знаменитый Джеки Чан показал чуть ли не верх своего мастерства.

В картине есть несколько потрясающих сцен, постановка которых впечатляет до сих пор. И в первую очередь это столкновения Вон Фэйхуна с отрицательным персонажем Джоном, которого играет Кен Ло.

Во время первой схватки героев в кадре трое, но всё же больше экшена отдано главной паре. Тут остаётся только удивляться скорости движений рук и ног Кена Ло и его растяжке. Спойлер: в этой драке Джеки Чан проигрывает.

В финальной схватке они уже встречаются наедине. Но зато у главного героя снова появляется возможность показать стиль «пьяного мастера». Он выпивает технического спирта, и его движения становятся почти хаотичными. И здесь уже очень ярко видно то, за что все когда-то так полюбили фильмы Джеки Чана: он выполняет сложнейшие трюки при забавном и даже якобы пародийном антураже.

Кен Ло, сыгравший его противника — давний напарник Чана. Сначала он поработал телохранителем актёра, а потом присоединился к его команде каскадёров. И поэтому Ло можно увидеть чуть ли не в десятке его фильмов: от «Полицейской истории» до второй части «Доспехов бога».

«Онг Бак» — Тони Джаа против бойцовского клуба

Таец Тони Джаа с детства был поклонником фильмов с Брюсом Ли, Джеки Чаном и прочими легендами восточных единоборств. Он старался копировать их движения, постепенно доводя своё мастерство до идеала. Параллельно юноша и сам занимался боевыми искусствами.

Кулаки ярости: самые крутые сцены в фильмах о восточных единоборствах

Поработав немного дублёром, в частности, у Робина Шу во второй части «Смертельной битвы» (увы, провальной), он получил приглашение на первую главную роль — в картину «Онг Бак».

Джаа играет Тианга — молодого жителя деревушки, из храма которой украли голову статуи Буды. Герой отправляется в Гонконг, где встречается со своим кузеном — его играет тайский комедиант Петчтай Вонгкамлао.

И вместе они пытаются вернуть голову, попутно ввязываясь во множестве неприятностей. Среди множества трюков и поединков наиболее впечатляюще выглядит десятиминутный бой в клубе, где Тиангу приходится сражаться с тремя противниками подряд.

Причём каждый из соперников дерётся по-своему: первый больше полагается на силу, второй — на скорость ног, а третий и вовсе использует подручные предметы. И поэтому герою каждый раз приходится перестраивать свой стиль.

Исполнителей ролей всех его соперников набрали из спортсменов, поэтому для каждого из них появление в «Онг Баке» стало первой актёрской работой. Строго говоря, они и в дальнейшем снимались только на второстепенных ролях в боевиках.

Но особого драматического таланта злодеям проявлять там и негде, зато постановка боёв получилась максимально правдоподобной.

А вот Тони Джаа стал звездой экранных единоборств. «Онг Бак» превратился в франшизу. Правда вторая и третья части никак не связаны с первым фильмом, и действие в них разворачивается в 15 веке.

Однако исторический антураж позволил создателям показать ещё и немало сражений с использованием холодного оружия. И в них актёры выглядит настолько же впечатляюще.

«Честь дракона» — Тони Джаа, драка в ресторане

Спустя пару лет, Джаа снялся ещё в одном фильме с потрясающе поставленной сценой боя.

Здесь уже жанр сместился в сторону приключенческого кино со множеством погонь и разными локациями. По сюжету, у крестьянской семьи из Тайланда воруют слона и слонёнка. Главному герою Кхаму приходится отправиться в Австралию, чтобы вернуть их.

Кулаки ярости: самые крутые сцены в фильмах о восточных единоборствах

Кстати, сам Тони Джаа вырос в семье заводчиков слонов, и с детства проявлял своё мастерство, с разбегу запрыгивая на них. Так что начало фильма может показаться отчасти биографическим.

Но важнее всего, что в этом фильме есть масштабная сцена, где Кхам приходит в ресторан и устраивает там массовую драку.

Именно в плане сложности приёмов здесь нет чего-то слишком выдающегося. Но это четыре минуты экшена, которые происходят на нескольких этажах с огромным количеством участников. И снята вся сцена одним длинным кадром без монтажа.

Здесь можно попридираться к поведению некоторых фоновых персонажей. Но гораздо интереснее наблюдать за основным действием. А особенно за тем, как работает оператор — его движения не менее отточены,чем у дерущихся актёров. Камера не просто постоянно следует за героем. Иногда она останавливается и берёт общие планы, дожидаясь, пока Кхам вернётся с верхнего яруса, а уже потом продолжает движение.

По словам авторов фильма репетиции такой сцены заняли несколько месяцев, а финальный вариант отсняли только с пятой попытки.

Ну а дальше уже он сталкивается с главными злодеями, которых герою, конечно же, тоже предстоит победить. В роли лидера негодяев Джонни снялся известный каскадёр и постановщик боев Джонни Нгуйен, который работал над трюками в «Человеке-пауке 2» Сэма Рейми.

Кулаки ярости: самые крутые сцены в фильмах о восточных единоборствах

Причём авторы придумали как можно сделать стандартную сцену более интересной. На руке у главного героя висит колокольчик его любимого слона, и поэтому во время драки он звенит в такт его движениям.

«Ип Ман» — Донни Йен против Луиса Фаня и японского додзё

В 2008 году на экраны вышел первый фильм, посвящённый знаменитому мастеру Вин-Чун, впоследствии обучавшему Брюса Ли.

На самом деле картина лишь частично основана на жизни реального героя, многие события здесь вымышленные. Но при создании авторы заручились поддержкой его сына Ип Чуна, который консультировал их и в вопросах биографии, и в хореографии боёв.

Кулаки ярости: самые крутые сцены в фильмах о восточных единоборствах

А основным постановщиком драк взяли знаменитого Саммо Хуна — наверняка многие помнят его по главной роли в сериале «Китайский городовой». А вообще это один из влиятельнейших людей в гонконгском кинематографе, он помогал в создании боевых сцен в фильмах Джеки Чана и Джона Ву.

Главную же роль сыграл уже очень известный на тот момент Донни Йен — звезда «Железной обезьяны», «Горячей точки» и многих других фильмов. Картины с его участием (в том числе уже упомянутый «Однажды в Китае 2») всегда привлекали внимание высоким уровнем боевых сцен, и совершенно логично, что именно ему доверили примерить образ легенды.

Кулаки ярости: самые крутые сцены в фильмах о восточных единоборствах

Фильм рассказывает о жизни Ип Мана в округе Фошан. Он периодически устраивает спарринги с товарищами, но не берёт учеников. Но потом ему приходится сразиться с приезжим мастером Цзинем, который уже победил всех остальных учителей округа.

И это одна из самых потрясающе поставленных боевых сцен в кино. Противника Ип Мана играет Луис Фань, известный ещё со времён экранизации манги «Рики-О».

Во время съёмок боя регулярно используют слоу-мо, чтобы зритель мог чётче разглядеть движения соперников, но при этом совершенно не страдает реализм схватки: чёткие удары показывают без излишнего мелькания, лишь изредка позволяя обмануть зрителя с помощью необычных ракурсов.

Ярко показана разница между сдержанными движениями Ип Мана и агрессивным стилем его врага. Не забывают и про юмор: противник обещает заплатить за каждый разбитый предмет, а при появлении ребёнка герои выдерживают вежливую паузу, причём мальчик даёт Ип Ману важный совет.

Но и это ещё не всё. Гораздо более жестокая схватка ждёт героя впереди. Потом действие перемещается во времена японо-китайской войны. И в финале Ип Ман, чтобы доказать преимущества национального боевого искусства, бросает вызов сразу десятерым обладателям чёрного пояса.

Отчасти эту сцену тоже можно считать рефреном к «Кулаку ярости». Но здесь всё показано значительно жёстче, да и снято современней.

В «Ип Мане» уже не остаётся места для иронии и гротеска. Мрачность подчёркивает и цветовая гамма, и напряжённая музыка. И во время самого сражения хватает жестокости: злодеям ломают кости и разбивают лица быстрыми ударами..

В самой постановке уже значительно больше монтажа, но это лишь создаёт дополнительную динамику. Тем более, что скорость движения рук у Ип Мана всё равно сильно опережает любое мелькание. А снятый сверху момент во второй половине драки, где он отражает удары сразу четверых соперников, и вовсе создаёт ощущение, что герой подобен Нео из «Матрицы». Только здесь всё снято без CGI.

В последующих фильмах об Ип Мане авторы всё дальше отходили от реальной истории. Во второй части он уже пытается открыть собственную школу, но ему приходится сражаться с другими мастерами, чтобы завоевать уважение.

В этой сцене очень остроумная идея с ограниченным пространством, где вынуждены находиться соперники. Но всё же иногда слишком перегибают с неестественными полётами. Поэтому лучше всего выглядит последняя часть боя, где против Донни Йена выходит тот самый Саммо Хун. Обоим актёрам на момент съёмок, кстати, уже было за 45.

А в финале Ип Ман сражается с вымышленным британским чемпионом по боксу Тэйлором Майлосом по прозвищу Твистер.

В решающей схватке интересно наблюдать в первую очередь за переходом от бокса к более сложным видам боя. Недаром на роль злодея пригласили известного каскадёра и постановщика драк Дэррена Шахлави — кстати, любимца Уве Болла. К сожалению, этот актёр скончался в 2015 году.

«Рейд» — Ико Ювайс и Донни Аламсьях против Яяна Рухиана

Индонезийский боевик, действие которого происходит всего в одном здании, по большей части посвящён не рукопашным боям, а перестрелкам.

В центре сюжета группа спецназовцев под руководством лейтенанта, которая пытается взять штурмом многоэтажный дом. Там обитает известный наркобарон Тама Рияди и множество преступников. Но отряд раскрывают, и их поход превращается в кровавую мясорубку.

Кулаки ярости: самые крутые сцены в фильмах о восточных единоборствах

Совсем недорогой фильм выглядит потрясающе с точки зрения экшена. Динамика в нём не спадает до самого финала. Ну а примерно в середине картины показывают долгую рукопашную схватку троих героев.

Главную роль одного из спецназовцев по имени Рама в картине сыграл Ико Ювайс — актёр и мастер индонезийских боевых искусств пенчак. До этого он уже сотрудничал с режиссёром Гаретом Эвансом в менее известном фильме «Мерантау».

Его партнёры в этой сцене Донни Аламсьях и Яян Рухиан — актёры примерно с той же судьбой. Оба занимались теми же боевыми искусствами, и оба тоже появлялись в предыдущем фильме Эванса, а потом встретились и в сиквеле «Рейда».

Сцена, как и весь фильм, снята в очень бледных красках что хорошо отражает общую атмосферу безысходности. Камера двигает очень динамично, но при этом часто снимает длинными кадрами. А что касательно самого боя, то создатели фильма разумно поступаются эстетикой в пользу реализма. Несмотря на сложную хореографию, всё иногда выглядит простой грубой дракой.

А вот во второй части «Рейда» картинка уже стала ярче, да и персонажи появляются более гротескные. Тут уже Рама сам внедряется в преступный мир, чтобы отомстить за погибшего брата. И снова не обходится без интересной боевой сцены.

Здесь герою противостоят девушка с двумя молотками и парень с бейсбольной битой. Выглядят злодеи слегка комично, но зато уровень съёмок стал ещё выше.

Герои находятся в узком коридоре, но всё равно их снимают с минимумом монтажа, и оператору наверняка приходилось довольно нелегко.

И, кстати, по традиции российского кинопроката, следующий фильм, в котором сыграл Ико Ювайс перевели как «Рейд: Пуля в голове». Хотя в оригинале он никакого отношения к франшизе не имеет.

Это лишь небольшая часть фильмов, в которых сцены с применением восточных единоборств поставили максимально реалистично и зрелищно. Но каждая из них выглядит настоящим произведением искусства, завязанным не на графике, а именно на мастерстве актёров.

Делитесь в комментариях своими любимыми боевыми сценами.

221221
137 комментариев