Игры 1980 Года (Часть 2)

Хотите верьте, хотите нет, но в 1980 вы уже могли сыграть в автосимуляторы, серьёзные пошаговые стратегии с кучей цифер, и спортивные симуляторы в реальном времени, не говоря о более эзотерических жанрах. Продолжаем наш рассказ об играх, которые вышли в 1980 году.

Игры 1980 Года (Часть 2)

[Это текстовая версия нашего видео по теме. Если вы хотите послушать рассказ под музыку и ламповую визуализацию, и увидеть игры в действии, то ссылка в конце статьи]

<i>Rally-X</i>
Rally-X

В 80-м году игры про машинки были, в основном, либо вариантами каких-то аркад, где авто было условным "персонажем", либо очень простыми рейсерами с top-down перспективой. Например, Rally-X от Namco был вариантом Pac-Man с машинками в большем по площади лабиринте. Суть осталась всё та же, только вместо поедания точек ваш болид питался флажками и всё происходило несколько быстрее.

<i>​Monte Carlo</i><br />
​Monte Carlo

Atari как раз сделали гонку Monte Carlo с видом сверху, хотя в отличие от предыдущих, в ней автомобиль двигался не в одной плоскости, а мог менять направление по трассе. Многие поздние игры используют ту же самую схему, будь то Micro Machines, Death Rally или первые Grand Theft Auto. Такие проекты появляются по сей день в веб-играх или мобильном сегменте.

<i>NurburgRing. Неизвестная версия начала 80-х.</i><br />
NurburgRing. Неизвестная версия начала 80-х.

Но похоже одной из самых интересных и впечатляющих игр NurburgRing 3, или нюрбургское кольцо. В отличие от почти всех игр, упомянутых в этой статье, она была создана в Западной Германии, Рейнером Фоерстом. Причём человек изначально целился не на рынок игровых автоматов, а именно на автосимуляторы, которые до этого предлагали крупные компании вроде Volkswagen или British Petroleum, но их решения использовали системы проекции или большие осциллоскопы с кучей гидравлики, что было очень дорого. Но когда Фоерст увидел Pong то понял, как ему сделать более простую конструкцию.

<i>NurburgRing. 1975 год.</i><br />
NurburgRing. 1975 год.

В 80-м вышла уже третья версия автомата, а первая появилась ещё в 75-м и была первым автосимулятором ever. Это гонка с видом из кабины, с динамически изменяемой трассой, прорисовкой фона (в поздних версиях), реалистичным звуком, который меняется в зависимости от скорости автомобиля. Автомат управлялся рулём стоя, а в следующих итерациях были сидячие кокпиты.

<i>Флаер с рекламой NurburgRing 3​</i>
Флаер с рекламой NurburgRing 3​

К сожалению, игра очень редкая, и нет ни то что нормальной записи работы автомата, но даже почти не найти и фотоснимков в сети. Нет и сдампленного рома, потому что судя по этой рекламе, процессора в первых версиях там не было, а игра целиком находилась на рассыпной схемотехнике. Только вместо одной платы как у игры Breakout здесь их было 25. Хотя к 3-й версии немцы всё же переехали на процессор Z-80.

Запись геймплея Night Driver от Atari на оригинальном автомате.

В случае с NurburgRing интересно и то, что Atari и Midway украли немецкий дизайн в своих играх Night Driver и Night Racer, для чего представитель одной из компаний отправился в Германию, чтобы познакомиться с игрой и даже уточнил какие-то детали с её автором. Клоны были выполнены на более оптимизированном железе и разумеется, имели более широкое хождение. Night Driver имел даже порт на приставки Atari. Но автор не отчаялся, и продолжил совершенствовать своё детище в 80-е. Самое интересное, что Atari давно нет в живых, а компания Рейнера Фоерста до сих пор делает автосимуляторы.

Кроме симуляторов стали набирать популярность стратегические игры. Разумеется были варианты простых карточных или настольных игр, или шашки с шахматами, но нас интересует что-то более необычное. В этом году появилась одна из первых компьютерных адаптаций классической настольной монополии - L.A. Land Monopoly. Или вот пять вариантов Стар Трека. Но имеется в виду не сериал вообще, а текстовая стратегия, корни которой уходят в начало 70-х, про то как Enterprise должен за ограниченное числов ходов подбить все вражеские суда, и исследовать разные секторах космоса. Можно точно сказать, что в 80-м вышла первая официально лицензированная версия Star Trek. А также и первый варгейм.

<i>Computer Bismark</i><br />
Computer Bismark

Computer Bismark стал не только первым продуктом от компании SSI, но также и первым серьёзным варгеймом. Настольные игры с кучей правил, кучей фишек и особенностей уже заполняли полки игровых магазинов и вокруг них сложилась определённая тусовка из бородатых нердов разных возрастов. Издатели хорошо на них зарабатывали. В электронном варианте же было достаточно просто запустить игру, и не нужно раскладывать весь скарб из коробок и искать других игроков и рефери, ведь в Компьютерном Бисмарке был искуственный интеллект, который следил за исполнением правил и управлял другой стороной. Правда только одной из них — Германией, потому что по словам разработчика, Джоэля Биллингса, написать логику искусственного интеллекта для Британии было куда сложнее. А для кучки немцев по сюжету нужно было просто было отойти подальше, чтобы их не нашли англичане.

<i>Линкор Бисмарк в 1940 году​</i>
Линкор Бисмарк в 1940 году​

Сценарий рассказывает о морском бое между силами Британии и немецким линкором Бисмарк и его свитой, одним из самых крупных военных кораблей того времени. В 1941-м году немцы хотели отправить группу судов топить британские конвои в Атлантическом Океане, но сделать это не удалось — о подходе Бисмарка узнали и англичане нанесли удар по кораблям сопровождения первыми, в результате чего немецкий линкор получил повреждения и попытался отойти в порт для ремонта. Началась погоня... и этот сценарий моделируется в игре. Ну, насколько это было возможно в 80-м году.

<i>​Computer Bismarck. Apple II</i><br />
​Computer Bismarck. Apple II

На экран выводится карта Атлантики, покрытая туманом войны и нужно либо уйти от преследования, либо догнать гордость kriegsmarine и отправить её на дно. В реальности линкор Бисмарк британцы потопили в затяжном бою, что нанесло большой ущерб репутации немецкого флота. Надо сказать, что создатели взяли за основу чужую идею — настольную игру Bismarck середины 60-х, где рассказывалось о примерно таком же сценарии, только бой был проработан посильнее. В то время не очень заботились об авторском праве. Хотя её издатель, Avalon Hill, в 84-м году всё-таки подал на SSI в суд, и получил какие-то деньги, но поезд уже ушёл.

<i>Настольная игра от Avalon Hill</i><br />
Настольная игра от Avalon Hill

Возможно, идея Бисмарка покажется вам слишком нишевой, но игру в итоге купили 8 тысяч человек, что обеспечило начальный успех SSI. Для 80-го — это очень много, ведь к началу года зарегистрированных пользователей Apple II было всего 30 тысяч человек. Кстати, использовать этот компьютер для своей игры Биллингса сподвигнул никто иной как Трип Хокинс, будущий основатель Electronic Arts и 3DO, который тогда работал в Apple. Ему даже сулили позицию директора в SSI, но он отказался. О нём и его Electronic Arts мы уже рассказывали в другом выпуске.

А что до Computer Bismarck, то хорошая реклама и почти полное отсутствие конкуренции сыграли свою роль и помогли SSI продолжить как разрабатывать, так и издавать чужие игры. Как например, следующую - спортивную игру, симулятор американского футбола Computer Quaterback.

<i>Содержимое коробки с игрой.<br /></i>
Содержимое коробки с игрой.

Бизнес-модель SSI будет явно непонятна сегодняшним людям. Они продавали игры в больших картонных коробках, в то время как многие фасовали их в пакетики или конверты, и просили за них непомерные 60 долларов, в то время как другие игры стояли в 2-3 раза дешевле. Но зато внутри лежал профессионально оформленный и подробный мануал, какие-то карты, справочные материалы — богатая компоновка вместо мутных ксерокопий. Кстати, в первые годы они также не делали скидок на свой софт - тот же Bismarck продолжал продаваться за неслабые $60 и в 1984. И никаких вам сезонных распродаж.

<i>Сomputer Quarterback</i>​
Сomputer Quarterback

Компьютерный квотербек стал одной из первых игр, где SSI выступили в роли издателя, а сделал её другой человек. Дэн Бантен, который прислал им копию на бейсике и спросил не хотят ли они её продавать. Если вы смотрели наш выпуск про Электроник Артс, то знаете, что он автор игры из их первого десятка под названием M.U.L.E., необычной экономической стратегии. Computer Quarterback – это тоже стратегия, но уже спортивная, посвящённая американскому футболу. Квотербек — это нападающий, который ведёт атаку и пытается доставить мяч в зачётную зону на краю поля со стороны соперника. Несмотря на то, что игра называется футбол, ногой по мячу почти не бьют, а бегают вместе с ним по полю и пасуют руками, а некоторые игроки даже не принимают участие во взаимодействии с мячом. Поэтому, название американского варианта рэгби футболом вызывает массу вопросов.

<i>Карточка со стратегиями из коробки с игрой.</i><br />
Карточка со стратегиями из коробки с игрой.

Здесь минимальное количество графики, и нет даже фигурок игроков какие были в спортивных играх на приставках тех лет. В начале нужно выбирать стратегии нападения и обороны из списка, расстановку игроков и их действия. Этим игры про американский футбол отличаются от обычного футбола, где ты просто управляешь тем, кто ближе к мячу. Например, в NASL Soccer с Intellivision мы видим уже привычную перспективу, где поле показано под углом и по нему бегают футболисты.

<i>​Computer Quarterback<br /></i>
​Computer Quarterback

Здесь же всё происходит на экране, где условное игровое поле нарисовано слева, а справа идёт информация, выбор стратегии, время и счёт. На поле скорее показывается, где сейчас находится мяч, а что делают игроки выводится текстом. Игра интересна тем, что идёт в реальном времени, и в отличие от многих других спортивных и не только стратегий тех лет, имеет режим игры против компьютера, то есть искусственный интеллект. Это послужило как раз условием от SSI Дэну Бантену для издания игру — то, что он должен добавить возможность против компьютера.

В итоге Computer Quarterback принёс SSI больше денег чем их собственный варгейм, всё же американский футбол в америке был более популярным развлечением чем н. В последующие годы они даже выпускали дискеты с обновлениями ростера команд, согласно реальным данным.

Надо сказать, что это был не единственный симулятор американского футбола, выходивший в 80-м. Только что появившаяся Sierra On-line, авторы King's Quest, Police Quest и других адвенчур сделали свой симулятор американского футбола под названием Hi-Res Football, имея в виду режим графики высокой чёткости на Apple II. Или также вышел более простой и аркадный Football для платформы Tandy CoCo. Что расшифровывается как Color Computer.

Как вы можете видеть, даже в 80-м, на заре компьютерной эры было во что поиграть не только в зале игровых автоматов, но и тем, кто ценил серьёзные, вдумчивые игры. И конечно, это только малая часть из проектов, вышедших в этом году - многое из того к чему мы привыкли зародилось ещё в те далёкие времени. С вами был Виргилий из PodcastOGRU. До новых встреч!

5252
9 комментариев

Эзотерический жанр - это симулятор йога?
Исправьте на "экзотический".

1

Симулятор битвы экстрасенсов был бы круче :D

1

Эхехе, зараза. Задроты-буржуины  уже без года 40 лет назад имели доступ к подобным благам развлечений. Не считая настолок-варгеймов и прочих настольных ролёвок. 

Бизнес-модель SSI будет явно непонятна сегодняшним людям. Они продавали игры в больших картонных коробках, в то время как многие фасовали их в пакетики или конверты, и просили за них непомерные 60 долларов, в то время как другие игры стояли в 2-3 раза дешевле.

Угу, ведь коллекционные издания в наши дни никто не продает и никто не покупает :) Но с мануалами в последние годы конечно жесть и лохотрон творится...

А вообще конечно очень смелый ход с их стороны, солидно оформленный продукт за солидные деньги.

Раньше было не лучше...

Думаю, многие со мной поспорят, но раньше было раньше.