Soulmates Never Die: история группы Placebo

Как перерасти эпатаж и сохранить аутентичность.

Свой первый альбом группа Placebo выпустила 25 лет назад. Её эмоциональная, чувственная и меланхоличная музыка была совсем не похожа на модный в середине 90-х брит-поп. Участники группы называли себя аутсайдерами, ломали гендерные стереотипы и выглядели так, как считали нужным — они не следовали трендам, а задавали свои. Неудивительно, что на музыкантов со столь яркой индивидуальностью обратил внимание сам Дэвид Боуи.

Placebo собирала вокруг себя людей с нестандартным мышлением, «не таких, как все» — а потом оказалось, что творчество группы близко и понятно многим слушателям по всему миру.

За свою карьеру Placebo не раз экспериментировала со звучанием и заново открывала себя. Музыканты взрослели, менялись, переживали разные события — всё это заметно повлияло на творчество. Кто-то любит группу за фирменную депрессию с её мрачным очарованием, кому-то по душе период позитивного стадионного рока, а есть и те, кто до сих пор помнят Placebo по провокационным песням в духе «Nancy Boy».

Мы постарались рассказать о творчестве группы максимально подробно. Вспомним самые значимые моменты в карьере, разберёмся, как менялось настроение и мировоззрение музыкантов от альбома к альбому. Поговорим, какие темы поднимались в песнях, что послужило источником вдохновения, в том числе и для клипов — у Placebo они весьма кинематографичные.

Soulmates Never Die: история группы Placebo

Привлекательные аутсайдеры

Placebo принято считать британской группой, и её основатели действительно встретились на станции метро в Лондоне. Однако у участников коллектива многонациональные корни — чисто британцами их назвать трудно.

Вокалист и гитарист Брайан Молко родился в Бельгии в 1972 году. Из-за работы его отца, американского банкира франко-итальянского происхождения, семья постоянно переезжала. Музыкант успел пожить в Шотландии (родина матери), Либерии и Ливане, прежде чем переехал в Люксембург, где прошли его школьные годы.

Невысокого мальчика с женственной внешностью дразнили одноклассники: Молко с детства отличался от других. Ситуацию осложнял тот факт, что он и сам любил провоцировать людей — острый язык не раз доводил Брайана до беды. По воспоминаниям музыканта, однажды его свесили с трёхметровой школьной стены за ноги, и это было действительно страшно.

После ряда неприятных инцидентов Молко поменял школу — из Европейской перешёл в Американскую Международную. Там же учился будущий бас-гитарист Placebo, Стефан Олсдал, чья семья переехала в Люксембург из Швеции. Молодые люди знали друг друга, но не общались. Казалось, что у миниатюрного аутсайдера и высокого баскетболиста не может быть ничего общего.

Молко не пытался стать таким как все, наоборот, подчёркивал свою индивидуальность. Наносить макияж ему понравилось уже в 11 лет — тогда Брайану понадобился грим для участия в школьной постановке.

Soulmates Never Die: история группы Placebo

Люксембург казался Молко очень скучным, поэтому он сконцентрировался на искусстве: слушал много музыки (например, Дэвида Боуи, Sonic Youth, The Smiths, The Cure, Depeche Mode), самостоятельно учился играть на гитаре, мечтал о карьере актёра. По словам Брайана, он был одиноким и замкнутым подростком, который ассоциировал себя с главным героем «Над пропастью во ржи» Сэлинджера.

В 17 лет Молко переехал в Лондон и поступил в Голдсмитский колледж, где изучал драматургию. Во время учёбы он попробовал себя в качестве актёра, режиссера и сценариста, но в итоге понял, что его призвание — музыка, а не кино или театр.

Чтобы собрать группу, понадобилось время. Два с половиной года после окончания колледжа Молко жил на пособие по безработице — идти на «нормальную» работу ему категорически не хотелось. А потом произошла судьбоносная встреча в метро со Стефаном в 1994 году. Оказалось, они оба увлечены музыкой и во многом похожи друг на друга. Разве что с профессией Олсдал давно определился — в отличие от Молко, он получил музыкальное образование.

Soulmates Never Die: история группы Placebo

Так появились Placebo. Изначально с группой играл барабанщик Стив Хьюитт, но вскоре он отдал предпочтение другому коллективу, The Breed. На время первого тура его заменил Роберт Шульцберг, которого пригласил Стефан. Однако Шульцберг с группой не поладил, а вот Хьюитт вернулся и стал неотъемлемой частью Placebo на долгие годы.

С самого начала карьеры группа выделялась на фоне других популярных коллективов. В Великобритании в середине 90-х процветал брит-поп: простые и запоминающиеся гимны Blur и Oasis играли из каждого «утюга». Но Placebo не хотели иметь с ними ничего общего. Участники группы ориентировались на Sonic Youth, PJ Harvey, Depeche Mode, Joy Division, поэзию Patti Smith, да и вообще не считали себя британцами.

Молко и вовсе назвал группы типа Oasis «ретро-динозаврами» — он не упускал возможность оставить едкий комментарий в адрес братьев Галлахеров. По его мнению, они играют традиционный рок, который передаётся из поколения в поколение, а вот Placebo — аутсайдеры, потому что делают что-то более «молодёжное». Из брит-попа Брайан признавал только Pulp — их гламурность и остроумие пришлись ему по вкусу.

Молко хотел исследовать в своих песнях эмоции и страсть, показывать уязвимость человеческой души, делать такую музыку, которая тронет людей и заставит их чувствовать — она должна быть личной и интроспективной. Именно такое искусство нравилось ему самому.

Я пытаюсь понять себя и своё место в мире.

Брайан Молко, музыкант

Эмоции у людей Placebo вызывали уже одним своим внешним видом. Брайан и Стефан выходили на сцену с макияжем и надевали платья — андрогинность участников группы многих сбивала с толку. Молко и до этого иногда принимали за девушку, поэтому музыкант решил запутать всех ещё больше. Женская одежда при его низком росте сидела лучше, чем мужская, а макияж действительно был к лицу — образ Брайан выбрал удачно.

Кроме того, музыканты открыто говорили о своей ориентации: Молко — бисексуал, а Олсдал — гей. Для группы, выступающей против гомофобии, кроссдрессинг в начале карьеры был настоящим политическим заявлением. Брайан считал, что если гетеросексуальный мужчина испытает к нему влечение, приняв за девушку, то это будет хороший повод, чтобы задуматься.

Placebo ломали гендерные стереотипы и получали бурную реакцию, причём, не всегда хорошую. Родители самого Молко тоже не были в восторге — для религиозной матери и отца-банкира путь, который выбрал их сын, казался неприемлемым.

Soulmates Never Die: история группы Placebo

Placebo (1996)

В 1995 году вышел первый сингл группы, Bruise Pristine, а в 1996 — дебютный альбом, одноимённый Placebo. Несмотря на засилье брит-попа, диск выстрелил, и карьера стремительно пошла на взлёт. На ещё недавно безработного Молко обрушилась слава со всеми вытекающими — неограниченными деньгами и разрушительным образом жизни. По словам музыканта, он превратился в «пылающую рок-н-ролльную машину» и вёл себя крайне высокомерно.

Уникальный стиль Placebo оценил сам Дэвид Боуи. Он заметил группу ещё до того, как они выпустили первый альбом, и даже позвал их в качестве разогрева в свой тур — заменить Моррисси. Это послужило не только хорошей рекламой для коллектива, но и польстило его участникам. Молко искренне восхищался творчеством Боуи и хотел на него равняться.

Альбом Placebo, наиболее панковский и провокационный, состоял из двусмысленных текстов, притягательной депрессии, подростковой неудовлетворённости, секса и наркотиков — группа привлекала к себе внимание не только своим внешним видом. Запоминающийся голос Молко, благодаря которому группу трудно спутать с кем-то ещё, тоже вызывал противоречивые эмоции: от восхищения до раздражения и неприятия. Всё так, как Placebo и хотели — чтобы никто не остался равнодушным.

К текстам группа тоже подходила изобретательно. Например, название песни «36 Degrees» («36 градусов») кажется жизнеутверждающим только с первого взгляда. Тут может быть несколько трактовок. Основная версия, что температура лирического героя опускается ниже нормы — как и его эмоциональное состояние. А если рассматривать шкалу по Фаренгейту, а не по Цельсию, то он и вовсе превращается в труп.

«Teenage Angst» — настоящий гимн разочарованным подросткам, у которых вечно всё идёт не так. Строчка «Since I was born I started to decay» («С тех пор как я родился, я начал разлагаться») практически стала культовой — песня до сих пор находит отклик в сердцах, особенно у юных слушателей. Молко, столкнувшийся в школьные годы с непониманием родителей и одноклассников, отлично знал, о чём пел. В клипе тема продолжает развиваться: непохожие друг на друга подростки заперты внутри красного куба, откуда не могут выбраться — это тоже отличная метафора.

«Teenage Angst»

Главный хит альбома, скандальный «Nancy Boy», превратился в визитную карточку группы на долгие годы. Со временем музыкантам надоела эта песня, и они больше не хотели с ней ассоциироваться, но публика требовала любимый трек на каждом концерте.

Впрочем, в 1997 году такого диссонанса не было — Placebo записали то, что соответствовало их тогдашнему имиджу. В песне рассказывается о похождениях женоподобного парня, помешанного на наркотиках и сексе. При этом трек не лишён иронии: в нём высмеиваются некоторые клише, а также, по словам Молко, критикуются люди, которые считают, что геем быть модно. Несмотря на провокационную лирику, «Nancy Boy» попал на четвёртое место в официальном хит-параде синглов Великобритании.

«Nancy Boy»

Группа старательно поддерживала свой образ. Молко целенаправленно рассказывал в интервью всякие непристойные истории, а статьи о Placebo в музыкальных журналах порой напоминали откровенные фанфики. Как и песня «Nancy Boy», некоторые высказывания преследовали группу годами, хотя музыканты давно из них выросли. Например, фразу про то, что они оставляют за собой везде следы крови и спермы, Молко припоминали очень часто — за сиюминутное желание спровоцировать скандал ему пришлось долго расплачиваться.

Я хотел, чтобы мою наивность, наглость и глупость все вокруг воспринимали серьёзно.

Брайан Молко, музыкант

Несмотря на активную эксплуатацию нескольких тем, дебютный альбом не получился односторонним. Например, в пронзительной «I Know» нет ничего от отвязности «Nancy Boy» — это достаточно личная песня о чувстве вины, а яростная «Сome Home», открывающая диск, близка по настроению к «Teenage Angst».

Soulmates Never Die: история группы Placebo

Placebo всегда делали ставку на музыку: лирика лишь подчёркивает эмоции, которые вызывает мелодия. На альбоме есть хорошие треки с минимумом текста, например, «Bionic» и «Swallow». «Bionic» Молко описывал как кричащую сексуальную энергию и предлагал несколько трактовок — в повторяющих строчках «Harder faster, forever after» поётся о вибраторе или сексе роботов. Слушатели имели возможность немного додумать двусмысленные тексты группы, и Placebo не возражали.

Мне нравится мысль о том, что каждый человек, слушая песню, проживает вместе с ней свою собственную историю.

Брайан Молко, музыкант

Видео на самые популярные песни, «Bruise Pristine» и «Nancy Boy», снимал известный клипмейкер Говард Гринхол, который продолжил сотрудничать с группой и в дальнейшем. Режиссёру понравилась их энергетика — странная, запутанная, тёмная и сексуальная, отклоняющаяся от нормы — именно это он постарался передать в своих работах.

«Bruise Pristine»

Without You I’m Nothing (1998)

Несмотря на то, что Молко решил не связывать свою жизнь с кино, в одном фильме он всё-таки снялся. Тодд Хейнс искал для своей картины «Бархатная золотая жила» музыкантов из Лондона на эпизодическую роль. Брайан, которому очень нравился его фильм «Отрава», захотел поучаствовать в съемках, во что бы то ни стало, и позвал с собой ребят из группы.

«Бархатная золотая жила»
«Бархатная золотая жила»

Placebo в то время активно использовали макияж и экстравагантную одежду на сцене, но столь яркие и «кричащие» глэм-образы, как в фильме, были у них впервые. Молко на съёмках даже немного растерялся: весь в блёстках и перьях, в сапогах на платформе, без привычной гитары, он чувствовал себя нелепо. Зато по сюжету группа выступала в Brixton Academy — в реальной жизни Placebo ещё не играли на этой площадке, но давно мечтали об этом.

Специально для фильма группа записала кавер-версию песни T.Rex «20th Century Boy», которую потом исполнила вместе с Дэвидом Боуи на Brit Awards.

Примерив на себя образы глэм-рокеров, Placebo вернулись к собственному стилю. В 1998 году они выпустили второй альбом Without You I’m Nothing. Диск по настроению немного отличается от предыдущего: здесь меньше провокации и бравады, зато больше чувств и фирменной «пласибовской» депрессии, которая так нравится многим поклонникам. По словам Молко, это альбом о всепроникающем одиночестве и разбитом сердце.

Одна из самых известных песен Placebo, открывающая альбом «Pure Morning», не слишком характерна для группы и вообще появилась случайно. Продюсер услышал отрывок демо-записи и предложил сделать трек — музыканты по-быстрому записали песню, используя «лупы». В итоге получился чуть ли не второй «Nancy Boy» — по любви поклонников, готовых слушать её на каждом концерте даже спустя много лет. Самим Placebo песня с каждым разом доставляла всё меньше удовольствия — надоело играть одно и то же, да и текст, как говорил позже Молко, там бессмысленный.

Клип тоже обрёл невероятную популярность и вывел группу на новый уровень. Теперь Placebo хотели снимать мини-фильмы, а не просто появляться в кадре с инструментами. Источником вдохновения послужила картина «Четырнадцать часов» 1951 года, где молодой человек пытается покончить жизнь самоубийством, спрыгнув с 15 этажа. Молко в клипе также стоит на карнизе, готовясь к прыжку, а потом эффектно идёт вниз по стене на глазах у изумлённой публики.

«Pure Morning»

Placebo даже невольно задали моду на подобные сюжеты. После выхода их клипа многие музыканты начали снимать что-то похожее: от видео Evanescence, где Эми Ли изящно карабкается по стене, до откровенного плагиата Дмитрия Колдуна.

Тему кинематографичных клипов продолжил «You Don’t Care About Us». Песня, как и многие на альбоме, посвящена теме отношений — Молко написал её от лица своей бывшей девушки, с которой недавно расстался.

Я автор песен, которого часто понимают неправильно. Люди думают, что всю желчь, сарказм и злобу в своих песнях я направляю на других, но чаще всего они адресованы мне, я очень самокритичен.

Брайан Молко, музыкант

Переносить историю разрушенных отношений в клип не стали, вместо этого придумали нестандартный сюжет о том, как группу должны скормить акулам в аквариуме под радостное улюлюканье наблюдающих за этим детишек. Изначально Placebo хотели снять по-настоящему брутальное видео, где герои погибают, а медузы и пираньи едят других рыб. Однако такой сценарий не прошёл цензуру, поэтому остановились на более позитивном варианте.

Чтобы снять эффектное видео, Placebo нарушили свой обет не работать под водой: ранее на съёмках клипа «36 Degrees» Молко разъело глаза хлорированной водой, и он ужасно замёрз. Пришлось нелегко и на этот раз, но зато музыкантам понравилось плавать с дружелюбными скатами в лондонском Аквариуме. И результат стоил всех усилий — недаром в качестве режиссёра выступил Джон Хиллкоут ( «Самый пьяный округ в мире»).

«You Don’t Care About Us»

Безусловная победа альбома — надрывная и меланхоличная «Without You I’m Nothing». Песня настолько впечатлила Дэвида Боуи, что он сам позвонил Молко и предложил записать совместную версию.

«Without You I’m Nothing» Ft. David Bowie

А вот «Every You Every Me» захотели использовать в качестве саундтрека создатели фильма «Опасные игры». Группа решила, что если у картины будет стандартный хэппи-энд, то песню они не получат, но в итоге сценарий Молко устроил.

У клипа на этот трек непростая судьба. Placebo сняли потрясающий видеоролик, где участники группы взаимодействуют со своими близнецами, но менеджмент отказался его выпускать. Вместо этого записали концерт в Brixton Academy — Брайан выступает в платье от Джона Ричмонда, а раскрепощённые фанаты целуются на камеру — в воздухе витает дух свободы.

К счастью, первая версия клипа всё-таки увидела свет. Placebo выложили его на официальном YouTube-канале в 2016 году, приурочив к выходу сборника «A Place for Us to Dream».

«Every You Every Mе» (unreleased promo video)

На альбоме есть как рок-боевики, вроде «EYEM», так и неспешные песни с очень грустной лирикой. Особой популярностью среди фанатов пользуется «My Sweet Prince», где Молко соединяет свои любимые темы — разрушительные взаимоотношения и наркотическая зависимость. Вокруг песни ходило множество слухов, да и сама группа рассказывала в интервью разные интерпретации.

Если упростить, якобы речь идёт о реальном человеке и трагичном расставании, осложнённом употреблением наркотиков. Детали истории музыканты по настроению приписывали разные: от того, что бывшая девушка Брайана написала на зеркале «Мой милый принц, ты — единственный» до версии, что всё чуть ли не кончилось самоубийством. В любом случае, посыл у песни достаточно грустный, поэтому Молко возмущался, когда фанаты её романтизировали.

Историю песни «Burger Queen» музыканты сразу обозначили, как вымышленную, зато поместили героя в знакомый Люксембург, где они и сами чувствовали себя одинокими и нереализованными. Лирика объединила провокационность «Nancy Boy» с неудовлетворённостью «Teenage Angst», и всё это под печальную, но в то же время умиротворяющую музыку.

Soulmates Never Die: история группы Placebo

Нашлось на альбоме место и для песни, осуждающей религиозных фанатиков («Allergic»), и готической сказки о парне-призраке, который наблюдает за тем, как его убийца занимается любовью с его девушкой (нойзово-панковская «Brick Shithouse»), и агрессивного трека «Scared of girls», и меланхоличной «Ask for answers».

Ещё на диске присутствует скрытый трек «Evil Dildo», к которому Placebo подошли с удивительной самоиронией — записали жуткие угрозы, которые неизвестный оставлял Брайану на автоответчике, и добавили к ним музыку.

Black Market Music (2000)

На третьем альбоме Placebo не изменили себе: на пластинке немало типичных песен о любви, зависимости и рефлексии. Но появились и новые темы, которые раньше не затрагивались. По словам Молко, по мере приближения к 30 годам всё больше смотришь по сторонам, интересуешься политикой, и мир злит тебя. Музыканты превратили свою злость в музыкальную энергию, записав Black Market Music.

Брайан не хотел делать тексты излишне автобиографичными — он рассказывал истории, и не всегда от своего лица. При этом музыкант идентифицировал себя со всеми персонажами, поэтому искренность песни не потеряли.

Сейчас мне интересно писать истории о странных людях с сильными эмоциями.

Брайан Молко, музыкант

Группа продолжала экспериментировать и даже выпустила трек с рэпом — такого слушатели от них не ожидали. «Spite & Malice» посвящена антикапиталистическим массовым беспорядкам в Лондоне и политизации молодёжи. Так Placebo вышли за рамки привычного стиля, и оказалось, что читка отлично подходит к их фирменному мрачному звучанию. Пригласив для дуэта «интеллектуального» рэпера Джастина Уорфилда (с 2005 года он выступает в составе She Wants Revenge), музыканты не прогадали.

Placebo feat. Justin Warfield — Spite and Malice [Reading 2000]

Политическую тему развивает «Haemoglobin». Placebo предложили свою интерпретацию песни Billie Holiday «Strange Fruit» 1939 года: она рассказывает о тёмнокожем человеке, которого расисты повесили на дереве. Если лирический герой джазовой певицы наблюдает за этой ситуацией со стороны, то Молко решил написать текст от первого лица. На протяжении песни чувства персонажа меняются: смирение переходит в замешательство, а после рождается гнев и жажда мести.

На альбоме много необычных и глубоких песен, но для представления его публике выбрали те, что более свойственны по темам «классическим» Placebo. Первый сингл, «Taste in Men» — это ещё одна песня о разбитом сердце, о том состоянии, когда готов пойти на всё, чтобы вернуть любимого человека. В музыкальном плане группа ориентировалась на трек «Wish» Nine Inch Nails. Песню дополнил атмосферный видеоклип, где Молко втянут в любовный треугольник с красивой парой.

«Taste in Men»

Другой сингл, «Special K» сравнивает любовь с наркотическим «приходом» — название песни на сленге обозначает кетамин. Но Молко писал текст вовсе не о запрещённых веществах, а о том, насколько сильные чувства вызывает влюблённость: эта тема скользит красной нитью через всё его творчество.

Клип на песню снимал Говард Гринхол («Nancy Boy», «Bruise Pristine»). Молко написал свой сценарий, который режиссёру очень понравился, но реализовать его в сжатые сроки было невозможно. Тогда Гринхол предложил другую идею, вдохновлённую фильмом 1966 года «Фантастическое путешествие», и эта история всех устроила.

По сюжету учёные уменьшают Молко и отправляют его в тело барабанщика Стива, чтобы спасти ему жизнь. За процессом наблюдает андроид Стефан — режиссёр всегда думал о том, что бас-гитарист Placebo немного похож на робота. Чтобы воплотить идею, использовали компьютерную графику. Гринхол считает, сейчас она выглядит немного по-детски, но в то время казалась очень крутой.

«Special K»

Видео на «Slave to the wage» — тоже дело рук Гринхола. Благодаря ему песня о желании сбежать от скучной работы и жизни по расписанию получила яркий фантастический видеоряд. За основу взяли фильм «Гаттака» и добавили к нему личные впечатления Молко о единственной работе, которая у него когда-либо была. Брайан измельчал бумаги на шредере, и у героини клипа всё вокруг тоже начинает расходиться на части. Именно так нас разрушает повседневная рутина, если заниматься по жизни тем, что не нравится.

«Slave to the Wage»

Песню «Black-Eyed» использовали в качестве саундтрека для немецкого фильма «Энгель и Джо» о подростках-панках, живущих на улице. Режиссёр картины Ванесса Йопп сняла для группы клип: он совмещает сцены с героями и выступление Placebo на Hurricane Festival в Германии.

Для синглов выбрали самые энергичные и прилипчивые треки, однако на альбоме есть множество других — грустных и неспешных. «Blue American» наполнена отвращением к себе, лирический герой находится в таком подавленном состоянии, что критикует всё, имеющее к нему отношение, включая культуру страны. «Narcoleptic» — печальная версия «Special K», когда любовь уже прошла стадию эйфории. «Peeping Tom» — история вуайериста, у которого в жизни ничего нет, кроме человека, за которым он следит. Молко не осуждает персонажа, а скорее сочувствует ему, поэтому песня получилась очень трогательной.

Soulmates Never Die: история группы Placebo

В «Commercial for Levi» занятный диссонанс: позитивная и спокойная мелодия сочетается с провокационным текстом, призывающим человека, погрязшего в очень сомнительных удовольствиях, вовремя остановиться. Молко назвал песню в честь звукооператора Леви, который однажды спас ему жизнь, когда пьяный Брайан чуть не попал под машину. Музыкант говорил, что в какой-то мере песня автобиографична, так как были моменты, когда его поведение вызывало беспокойство у окружающих. Однако это не означает, что все извращения, перечисленные в тексте, имеют к нему прямое отношение.

Sleeping with Ghosts (2003)

Перед выпуском четвёртого диска Placebo Молко поучаствовал в нескольких сторонних проектах. С британской группой Alpinestars вышла песня «Carbon Kid», а для электронного концепт-альбома француза Дмитрия Тикового Брайан написал текст в стиле Уильяма Берроуза — трек «The Metric System» Trash Palace. На каждую из песен сняли клип. Также Молко исполнил с итальянской актрисой Азией Ардженто кавер на «Je T’aime … Moi Non Plus» Сержа Генсбура и Джейн Биркин, выбрав женскую партию.

Trash Palace & Brian Molko — The Metric System

В 2003 году вышел новый альбом Sleeping with Ghosts раскрывающий тему отношений с призраками из прошлого — людьми, которых больше нет в твоей жизни. Это песни о воспоминаниях, порой причиняющих боль. Фотография с обложки соответствует настроению пластинки: на ней парень обнимает полупрозрачный силуэт девушки. Для Молко этот альбом более эмоциональный, личный и универсальный, чем предыдущий.

Музыканты решили, что Black Market Music получился слишком одномерным, поэтому для новой записи использовали как можно больше инструментов и добавили элементы электроники. К текстам тоже подошли иначе — откровенных провокаций здесь меньше, хотя это по-прежнему очень «пласибовские» истории, с запутанными чувствами и нездоровой любовью. Да и вокал Брайана изменился: уже нет «надышавшегося гелием Молко» времён первого альбома, голос стал более зрелым и глубоким.

Я использовал этот альбом, чтобы оглянуться на свои отношения за последние 10 лет. Любой мазохизм в песне почти всегда направлен на меня: «ты» означает «я».

Брайан Молко, музыкант

Впервые Placebo начали альбом с инструментальной композиции, энергичной «Bulletproof Cupid». Музыканты хотели заинтриговать слушателей и обмануть их ожидания.

Синглы «This picture» и «The Bitter End» — это две характерные для Placebo песни об отношениях, которые подошли к концу.

«This Picture» метафорически описывает деструктивные отношения, ведущие к саморазрушению. По словам Молко, он использовал отсылку к истории про актёра Джеймса Дина, который якобы любил, чтобы партнёры тушили о его грудь сигареты. Песня построена на образе «Ashtray Girl», девушки-пепельницы.

Клип, снова снятый Говардом Гринхолом, визуализирует, как человек теряет свою личность, а потом обретает вновь, расставшись со своим партнёром. Героиня видео в буквальном смысле лишена лица, и только в конце она возвращает свою индивидуальность, превратившись в актрису Азию Ардженто, чей образ немного похож на самого Молко.

«This Picture»

«The Bitter End» — это тоже история болезненного разрыва, а также одна из самых драйвовых песен на альбоме. Благодаря этому треку у Placebo появился неофициальный день группы: фанаты услышали в тексте «второе мая» и решили сделать его своим праздником.

Клип «Special Needs» лучше всего отражает концепт пластинки. В видео даже преднамеренно использована та же цветовая палитра, что и на фотографии с обложки. По сюжету парень и девушка взаимодействуют с «призраками» друг друга, прикасаются к бестелесным воспоминаниям — так чувствуют себя люди после расставания, фантазируя о бывших.

«Special Needs»

«English Summer Rain» выделяется на фоне других песен наиболее электронным звучанием и текстом, который повторяется, как мантра, гипнотизируя слушателя. У клипа и вовсе уникальная история: анимацию с кукольными героями группе прислал фанат, и Placebo она настолько понравилась, что они сделали видео официальным.

Зато другой официальный клип, «Protége Moi» (французская версия «Protect me from what I want») посмотреть смогли далеко не все. Песню, где Молко надрывно поёт «Защити меня от того, что я хочу», доверили экранизировать Гаспару Ноэ, режиссёру нашумевшей и провокационной «Необратимости». Ноэ снял порнографический ролик, который, разумеется, в ротацию музыкальных каналов не попал. Его выпустили на отдельном DVD-диске в качестве приложения к французскому журналу. Но ещё существует альтернативная версия клипа, живое выступление группы в Париже — Молко там демонстрирует своё умение играть на губной гармошке.

Placebo — Protege Moi (Live)

Песня «Sleeping with ghosts» — одна из самых знаковых в истории группы. Словом «soulmate» («родственная душа»), прозвучавшим в тексте, фанаты стали называть всех, кому близко творчество Placebo. Казалось бы, это красивый образ для единомышленника и сердечного друга, но в песне, как всегда, всё сложнее. Молко вдохновил безумный психолог, который верил в клише вечной любви и считал, что его клиенты были «соулмейтами», которые прошли через многочисленные реинкарнации в прошлых жизнях.

А ещё в тексте прямолинейно критикуется религия и политика: на концертах Брайан любит заменять «damn» на «fuck», чтобы высказать всё, что о них думает. Благодаря печальной мелодии и душевному припеву песня не звучит слишком агрессивно, она скорее поддерживает слушателя — когда мир вокруг рушится, важно знать, что ты не один.

В целом, альбом действительно получился концептуальным, так как тему нездоровых отношений затрагивают почти все песни. Среди них есть и грустные баллады под пианино, и бодрые рок-треки. Но кое-что выбивается из общего настроения: лирика «Plasticine» посвящена индивидуальности, а не разбитому сердцу, да и по звучанию напоминает первый альбом.

Soulmates Never Die: история группы Placebo

После выхода SWG Placebo подвели первые итоги своего творчества. В 2004 году вышел сборник хитов Once more with feeling, включающий трек с нового сингла «Twenty Years». Песню группа до сих пор очень любит: именно её они играли на «Вечернем Урганте» в 2016 году. Также Placebo выпустили DVD с записью концерта в Париже.

Вечерний Ургант. Placebo — «Twenty years» (10.06.2016)

Ещё музыканты собрали свои главные каверы на отдельном диске. Изначально альбом был приложением к SWG, а потом несколько раз переиздавался. Placebo отдали дань уважения своим любимым группам, на которых выросли — The Smiths, The Pixies, Depeche Mode. А песни вроде «Daddy Cool» Boney M и «Johnny & Mary» Роберта Планта напоминают Молко и Олсдалу о детстве.

Но самый известный кавер в их исполнении — медленная версия «Running Up That Hill» Кейт Буш. Молко слушал эту поп-песню в 80-х и всегда думал, что её темп слишком быстрый, в нём нет места для настоящих эмоций. В неспешной аранжировке Placebo песня звучит гораздо драматичнее. Музыканты часто играют этот кавер на концертах, а фанаты любят его не меньше, чем главные хиты группы.

Placebo — Running Up That Hill [Rock Am Ring 2006]

В 2005 году Молко поработал над несколькими треками для альбома диджея Тимо Мааса. «First Day» была очень популярна, в том числе, в России, а вот «Pictures» и «Like Siamese» слышали только преданные поклонники. В это же время вышла совместная песня с группой Indochine — «Pink Water 2».

Meds (2006)

Новый альбом Placebo — это всегда реакция на предыдущий. Если на SWG музыканты использовали немало электроники, то теперь они вновь вернулись к живому звучанию, к своим истокам. Настроение песен тоже изменилось. Meds — это самый мрачный и депрессивный альбом за всю историю группы.

При этом музыканты повзрослели и больше не хотели привлекать к себе внимание чем-то ещё, кроме своего творчества. Платья и скандальные выходки остались в прошлом, теперь музыка говорила сама за себя. Молко публично отрёкся от образа, который принёс ему популярность: группа даже выпустила небольшой документальный фильм с говорящим названием «The Death of Nancy Boy».

Soulmates Never Die: история группы Placebo

Мрачную лирику альбома Placebo дополнили мощным звучанием и быстрым ритмом, а давление, оказываемое словами, подчеркнули напряжением и нервозностью музыки.

Молко вновь эксплуатирует близкие ему темы: последствия зависимости и запутанные любовные отношения. По словам музыканта, он всегда писал песни о любви — невозможной, разрушительной и такой же опасной, как и наркотики.

Но всё же повторять предыдущие альбомы ему не хотелось: образы в песнях стали немного проще, а взгляд на проблемы — более зрелым. И эти изменения не удивительны: в 33 года Молко смотрел на вещи немного иначе, к тому же, пару лет назад у него родился сын. С каждым годом у Брайана появлялось всё больше причин отказаться от разрушительного образа жизни, и эта тема тоже нашла отражение на альбоме.

Я всё ещё рассказываю о нездоровых пристрастиях и стыде, но, надеюсь, уже по-новому.

Брайан Молко, музыкант

Альбом, как и одноимённый сингл, получил название Meds («лекарства»), потому что все лирические герои, по словам Молко, находятся под той или иной формой анестезии — химической, эмоциональной или духовной — люди используют её, чтобы выжить. Брайану эта тема показалась интересной, и он решил исследовать её в своих новых песнях.

Перед записью альбома Молко несколько месяцев отдыхал в Индии — там он переосмыслял свою жизнь и искал вдохновение. Музыкант всерьёз задумался о том, что не хочет стать очередной мёртвой рок-звездой, а значит, нужно что-то менять. Так родилась «Song to Say Goodbye». В песне Брайан обращается к самому себе: весьма нелестно отзывается о человеке, в которого он превратился, и пытается достучаться до его души. Текст получился достаточно личным, ведь Молко действительно переживал не лучший период и чувствовал себя глубоко несчастным.

Песню выпустили в качестве сингла и сняли на неё клип в нескольких версиях: стандартный ролик и восьмиминутный мини-фильм в жанре «роад-муви». Режиссёр Филипп Андре интересно обыграл посыл песни, придумав трогательную историю, где маленький мальчик заботится о взрослом мужчине, который мало на что реагирует. Их отношения непонятны — неизвестно даже, кем они друг другу приходятся — но показаны так, что трудно оставаться равнодушным. Кстати, это первый клип, помимо видео Гаспара Ноэ, в котором не появились участники группы.

«Song to Say Goodbye»

Зато в клипе на песню «Meds» Молко сыграл главную роль. Музыкант также написал этот трек в Индии, и он продолжает тему «Song to Say Goodbye». Лирической герой в отчаянии, он запутался в своих чувствах и не узнаёт себя — так ощущал себя и сам Брайан в то время.

Выразительности «Meds» добавил голос Элисон Моссхарт, вокалистки The Kills, которую музыканты пригласили для дуэта. Звонкая акустическая гитара, сексуальный шёпот Элисон и надрывный вокал Брайана — трек, открывающий альбом, задаёт настроение всей пластинки.

В клипе Молко преследуют пугающие его галлюцинации: видеоряд усиливает чувство тревоги, пронизывающее песню. А ещё музыкант появляется здесь с бритой головой — от Брайана, чьи удлинённые стрижки постоянно копировали разные поколения фанатов, такой причёски точно не ожидали.

«Meds»

Ещё один отличный дуэт на альбоме — «Broken Promise» c Майклом Стайпом из R.E.M. Молко познакомился с ним ещё в 1998 году, на съёмках «Бархатной золотой жилы», и с тех пор музыканты дружат. Изначально для песни искали вокалистку, ведь в тексте идёт речь о супружеской измене. Но Молко посчитал, что если партии исполнят двое мужчин, то получится интереснее — удастся избежать клише и сделать песню более современной. Печальное пианино в куплете сменяется яростным гитарным шквалом на припеве: музыка словно вторит диалогу лирических героев, подчёркивая их эмоции.

Тему болезненных отношений с алкоголем исследует сингл «Infra-Red»: это песня о желании отомстить обидевшим тебя людям, которое появляется, когда много выпьешь. При записи трека Молко ориентировался на манеру исполнения Боба Дилана, и даже подражал ему в некоторых местах. Странные мысли под воздействием алкоголя возникают и у лирического героя «Follow the Cops Back Home» — вместе со случайным собутыльником он решает, что неплохо бы ограбить полицейского. Молко в интервью подчёркивал, что это очень глупая идея, и ни к чему подобному он не призывает.

Placebo — Infra-Red [Canal+ 2013]

На альбоме много сильных песен о типично «пласибовской» любви-зависимости (в контексте группы практически неразделяемые понятия, усиливающие действие друг друга), например, «Post Blue» и «Because I want you». Есть и более романтичная песня «Blind» , которую Молко расчётливо адресует женской части аудитории — она действительно очень нравится девушкам.

В целом, Placebo продолжают петь о некомфортных состояниях и рефлексировать. Светлая влюблённость в «Drag» превращается в чувство неполноценности перед объектом своей страсти, а когда-то весёлые вечеринки с наркотиками оборачиваются тотальным одиночеством и самобичеванием — об этом «In the Cold Light of Morning», вдохновлённая песнями Леонарда Коэна.

Soulmates Never Die: история группы Placebo

В «Pierrot the Clown» группа снова заигрывает с клише и стереотипами — это песня о насилии и жестокости в отношениях (неважно, семейных или любовных), но жертвой абьюза выступает мужчина. «One of a Kind» звучит немного позитивнее: хотя лирический герой и чувствует себя отчуждённым от всего мира, но при этом осознает свою уникальность.

В музыкальном плане на фоне других песен выделяется «Space Monkey» — группа написала её ещё во времена прошлого альбома, но довела до ума только на записи Meds. Если верить словам музыкантов, барабанщик придумывал свою партию на импровизированной установке из велосипеда, мусорного ведра, стойки для синтезатора и кусков металла. Позже к песне добавили оркестр. Вокал Молко здесь звучит почти потусторонне — вычурные куплеты с искажённым шёпотом и надрывно-опустошающий припев-гимн.

Battle for the Sun (2009)

Во время тура в поддержку Meds отношения в группе накалились: всё чаще возникали ссоры, а концертная деятельность превратилась в рутину. Это привело к тому, что барабанщик Стив Хьюитт покинул коллектив, окончательно поругавшись с Молко.

Чтобы двигаться дальше, Placebo требовалась свежая энергия. Поэтому нового барабанщика они решили оценивать не только с музыкальной точки зрения, но и по личным качествам. Музыканты хотели найти кого-то, кто будет заряжать их энергией и впервые переживать те эмоции, что они испытывали в начале своей карьеры. На эту роль идеально подошёл 22-летний американец Стив Форрест, игравший на разогреве у Placebo в составе группы Evaline.

Несмотря на то, что Placebo не объявляли официальный кастинг, Форрест услышал, что у них освободилось место барабанщика, и написал менеджеру группы. Стива тут же пригласили на прослушивание: Брайан лично перезвонил ему. Музыканты быстро нашли общий язык и отлично сработались — кандидатура Форреста не вызывала сомнений.

Soulmates Never Die: история группы Placebo

У молодого человека присутствовал тот самый энтузиазм и оптимизм, которого так не хватало Placebo в последнее время. Стив искренне радовался возможности играть в такой известной группе и не скрывал эмоций — для него всё было в новинку. На концертах Форрест едва ли не «светился» от счастья: он забавно контрастировал на фоне серьёзных Брайана и Стефана.

Позитивные изменения в коллективе отразились и на творчестве. Музыканты чувствовали, что Meds получился совсем уж депрессивным и мрачным, поэтому на новом альбоме решили обратиться к свету и «выбрать жизнь». Молко хотел сделать его оптимистичным, красочным, полным надежды и страсти — будущее больше не казалось безнадёжным.

Soulmates Never Die: история группы Placebo

«Battle for the Sun» действительно стал самым позитивным альбомом, который когда-либо записывали Placebo. На этот раз музыканты даже использовали духовые инструменты — группа знала, что фанатов удивят такие аранжировки. Но без фирменной меланхолии всё равно не обошлось. По словам Молко, на альбоме есть песни для любого настроения — под них можно потанцевать, погрустить, собраться на выход.

Полностью от своего прошлого Placebo отказываться не стали, даже начали альбом с трека, музыку для которого написали ещё 15 лет назад. Чувственная песня, полная страсти и вожделения, получила необычное название «Kitty Litter» — это наполнитель для кошачьего туалета. Как оказалось, никакой тайный смысл в него группа не вкладывала, просто «черновое» название мелодии сделали официальным.

На альбоме многие песни звучат как настоящие гимны, и на этот раз они воспевают борьбу за жизнь. Заглавная «Battle for the sun» идеально подходит под это определение — лирический герой по-прежнему страдает, но больше не хочет оставаться в таком состоянии. Молко многократно повторяет слова, как будто с каждым протяжным «I» он на шаг ближе к цели. Эмоциональный накал песни постепенно нарастает, достигая своего апогея ближе к концу — там уже вокал Брайана звучит максимально надрывно.

Placebo — Battle For The Sun [Main Square 2009]

Ещё один призыв шагнуть в светлое будущее — «Speak in Tongues». Молко даже называет её любимой песней на альбоме. Сначала она звучит тихо и спокойно, но в середине всё меняется, и камерный трек перерастает в эпичный гимн с воодушевляющим текстом про «мы можем построить новое завтра сегодня». Несмотря на то, что такие слова раньше даже близко не ассоциировались с творчеством Placebo, теперь они отражали настроение группы.

Бодрая «For What It’s Worth» c играет на контрасте: весёлая мелодия сочетается с неоднозначным текстом, согласно которому у лирического героя нет ни друга, ни любовника. При этом Молко всё равно считает песню позитивной. Эту двойственность решили отразить в клипе — его вновь снимал любимый группой Говард Гринхол. В нём все вещи и люди подписаны разными определениями, и суть в том, что то, что ты видишь, не всегда соответствует реальности. Тем более, по мнению музыкантов, люди часто пытаются изобразить себя кем-то противоположным их истинной сущности.

«For What It’s Worth»

«Bright Lights» — это наиболее личная песня для Молко. Если обычно он прятался за выдуманными, пусть и близкими ему героями, то на этот раз написал текст от своего имени. Музыкант оглядывается на свою жизнь, пытается понять и принять себя, перестать заниматься саморазрушением. И от боли не отказывается, «потому что сердце, которое болит, это сердце, которое работает». В клипе этот путь от тьмы к свету визуализирован: сначала группа играет в потёмках, а потом «просветляется» настолько, что выступает на фоне неба.

Жизнеутверждающе звучат и остальные синглы с альбома. «The Never-Ending Why» сразу запоминается мощными барабанами и весёлыми духовыми инструментами, а в тексте идёт речь о принятии факта, что далеко не на все вопросы в жизни будут ответы, и это нормально. На песню сняли занятный анимационный клип.

«Ashtray Heart» Молко написал в соавторстве с двумя знакомыми музыкантами. В тексте название песни произносится на испанском: Брайан опять черпал вдохновение во время отпуска в другой стране. Позитивное звучание, заводной и прилипчивый мотив — сингл демонстрировал стиль «новых» Placebo, более понятных широкой публике, но по-прежнему чувственных, эмоциональных и рефлексирующих, как и в старые добрые времена.

Placebo — Ashtray Heart [Reading Festival 2009]

Для тех, кто предпочитает депрессивные песни, есть «Julien». Здесь лирический герой выбирает саморазрушение, и всё довольно безнадёжно. Но в музыкальном плане трек всё равно не похож на первые альбомы — струнные инструменты отлично дополняют привычные гитары.

«Breathe Underwater» немного перекликается с «The Never-Ending Why» своим энергичным звучанием. И эта песня тоже развивает главную тему альбома: герой признаёт себя уязвимым, но продолжает бороться за счастье. А вот «Come Undone» и «Happy You’re Gone» производят похожий эффект, что и «Speak in Tongues». Спокойные и расслабляющие в начале, они обрушивают на слушателя шквал инструментов ближе к середине.

Soulmates Never Die: история группы Placebo

Самую необычную для себя песню, «Kings of Medicine», музыканты поставили последней на альбоме. Во время небольшого перерыва в прошлом туре Молко некоторое время жил на речном судне в Париже — это помогло ему расслабиться и побороть бессонницу. Вместе с крепким сном пришло и вдохновение. Брайан написал за это время немало песен, и «Kings of Medicine» — одна из них.

Работая над аранжировкой, музыканты ориентировались на «All You Need Is Love» The Beatles. Они хотели, чтобы песня звучала так же радостно, и для этого добавили множество духовых инструментов. «Kings of Medicine» претендует на одну из лучших на альбоме — это не только прекрасная мелодия и трогательные слова, но и пример того, что группа не стоит на месте и продолжает удивлять своим творчеством.

Placebo — Kings Of Medicine (Live at SFR Session, Paris)

В 2010 году вышел Battle For The Sun: Redux Edition. Он включает в себя ремастеры, сингловую версию «Bright Lights», старые песни в новых аранжировках и несколько свежих треков, среди которых хит «Trigger Happy Hands». Для Placebo эта песня звучит немного необычно — Тимо Маас отдал Молко черновой вариант электронного трека, который написал его продюсер. Группа поработала над аранжировкой, а Брайан дополнил музыку остросоциальным текстом, прямолинейно критикующим общество и политику.

Placebo — Trigger Happy Hands [Pukkelpop 2010]

На бонусном DVD группа поделилась впечатлениями от своей поездки в Камбоджу. Молко считает их выступление перед буддистским храмом 12 века, Ангкор-Ват, одним из самых значимым моментов в истории Placebo — ни одна группа до них не играла в этом месте. Но музыканты это сделали не для того, чтобы пропиарить себя: они хотели привлечь внимание к проблеме рабства и торговли людьми. Фильм снят в чёрно-белом фильтре, и группа рассказывает о действительно серьёзных и невесёлых вещах.

Placebo — Blind [Angkor Wat 2008]

В 2011 году Placebo порадовали фанатов ещё одним DVD «We Come in Pieces»: это запись большого концерта в Brixton Academy (та самая площадка в Лондоне, о которой мечтал Молко в начале карьеры) и документальный фильм про тур.

Loud Like Love (2013)

У Placebo между выходом альбомов всегда проходит немало времени — в среднем, около трёх лет и больше — так что некоторые поклонники начинают терять терпение и требовать новой музыки. Молко никогда не шёл у них на поводу, но на этот раз немного уступил.

Летом 2012 группа собралась в студии, чтобы записать новый сингл, и в процессе он перерос в мини-альбом. B3 EP содержит пять песен, и одна из них — кавер на Minxus. Основную ставку сделали на одноимённый трек «B3»: в нём Placebo удачно совмещают электронные элементы и плотное гитарное звучание, а Молко продолжает анализировать свою жизнь.

Самая проникновенная песня — печальная и минималистичная «The Extra», где Брайан отчаянно просит «show me how to live». Поэтому те, кто боялся, что Placebo превратятся в позитивный стадионный рок, зря переживали. Остальные песни теоретически могли бы даже вписаться в третий альбом — с поправкой на то, что уровень мастерства группы явно возрос.

Работа над EP доставила группе удовольствие, поэтому вскоре она снова вернулась в студию для создания нового альбома. Однако у музыкантов появились сомнения, справятся ли они с этой задачей. Им казалось, что они установили своей прошлой записью очень высокий уровень качества, и теперь обязаны его превзойти. В итоге, Placebo всё-таки записали альбом, который понравился им самим.

Soulmates Never Die: история группы Placebo

Молко назвал его Loud Like Love, но прежде тщательно проверил, нет ли других музыкальных работ с таким названием. С прошлым альбомом чуть не вышла неувязка: черновой вариант Speed of sound оказался названием нового сингла Coldplay, поэтому группе пришлось его менять.

Сначала Молко немного переживал, что сделал центральной тему любви, такую мейнстримную и часто эксплуатируемую в поп-песнях, но всё-таки решил её исследовать в собственной уникальной манере. Для музыканта, который всю жизнь старался избегать клише, это было непростым решением.

Любовь во вселенной Placebo никогда не была «попсовой» и приторной, вот и сейчас они рассказали о разных её проявлениях. Но, конечно, тему «больной» любви Молко смакует с особым удовольствием.

Альбом исследует, как любовь может быть жестокой и дезориентирующей, и как её отсутствие приводит людей к достаточно экстремальным поступкам. Он также затрагивает тему ревности, одержимости, разбитого сердца и зависимости, которая может разрушить отношения. Это альбом о людях и о том, как они взаимодействуют друг с другом — или терпят в этом неудачу.

Брайан Молко, музыкант

Несмотря на это, диск начинается с позитивной ноты: заглавная «Loud Like Love» звучит не менее оптимистично, чем самые жизнеутверждающие песни с предыдущего альбома. Молко с таким запалом повторяет «дыши» и «верь», будто и не было никогда упаднического Meds.

Но у Placebo веселье долго продолжаться не может. На другом сингле с альбома, «Too Many Friends», музыканты рассуждают о влиянии технологий на нашу жизнь. Трек начинается с запоминающейся фразы «My computer thinks I’m gay». На неё Молко вдохновил личный опыт: по его словам, однажды интернет начал выдавать ему контекстную рекламу для геев, и это произвело на него такое впечатление, что он придумал строчку для песни.

Soulmates Never Die: история группы Placebo

Как раз в это время друзья Брайана рассказали ему о том, что перестали принимать запросы в социальных сетях, мол, друзей слишком много. Тогда музыкант задумался, что сейчас означает дружба, какое влияние на неё оказывает интернет, помогает или мешает наладить отношения друг с другом. Эти размышления легли в основу песни. В музыкальном плане Placebo вдохновлялись поп-гимнами 80-х, вроде «Total Eclipse of the Heart» Бонни Тайлер.

Клипы на «Loud Like Love» и «Too Many Friends» сняты в одном стиле, и они весьма необычны. В каждом видео режиссёр Саман Кеш предлагает зрителю решить головоломку: нам показывают конфликтную ситуацию, суть которой не очевидна, а потом фокусируют внимание на множестве деталей, раскрывающих происходящее. И у этой интерактивной детективной истории нет однозначного решения — можно выбрать предложенный вариант или придумать свой. В роли рассказчика выступает писатель Брет Истон Эллис («Американский психопат»), один из любимых авторов Молко.

«Loud Like Love»

Кстати, литературные отсылки есть и в песнях Placebo. Например, на первом альбоме «Lady of the Flowers» названа в честь романа Жана Жене «Богоматерь цветов». На новом тоже есть песня, получившая «книжное» имя — «A Million Little Pieces». «Миллион маленьких кусочков» Джеймса Фрея рассказывает честную историю человека с зависимостью: не удивительно, что Молко близка эта тема.

Если посыл песни лежит на поверхности — это исповедь отчаявшегося человека, вероятно, уставшего бороться со своими пагубными пристрастиями — то смысл клипа не так очевиден. Здесь нет детективной загадки, как это было в двух предыдущих, но показывают очень странных людей, обвешанных разными вещами вроде пультов для телевизора — или коллекционирующих ненужную мебель в мире, далёком от цивилизации.

Хотела ли группа показать, к чему приводит накопительство или, к примеру, метафорически изобразить оторванных от жизни наркоманов, остаётся лишь гадать. Но в этом и интерес: каждый зритель придумает свою интерпретацию или вовсе не увидит особого смысла.

«A Million Little Pieces»

В остальных песнях группа продолжает рассказывать истории о любви. Агрессивная «Rob the Bank» («Ограбь банк») вовсе не призывает к незаконным действиям — это лишь яркий образ, чтобы показать первобытную страсть и одержимость, когда тебе без разницы, насколько плохой человек твой партнёр.

Placebo — Rob The Bank (Live At the YouTube Studios, London)

Грустная «Begin the End» описывает отношения, которые вот-вот закончатся. «Purify» немного похожа на «Kitty Litter» с прошлого альбома — в ней много страсти и неприкрытого вожделения, да и звучит она так же энергично. «Scene of a crime» музыканты считают песней о трансгрессивной (переходящей грани допустимого) любви: вокал Молко звучит здесь необычайно чувственно.

Placebo — Scene Of The Crime [Canal+ 2013]

«Exit Wounds» полна боли от потери любимого человека, и тихий рассказ постепенно превращается в крик отчаяния. А вот в «Hold on to me» не в меру просветлённый в Индии Молко зачитывает длинный эзотерический монолог из книги писательницы Солары — как ни странно, к песне он отлично подходит.

Но самая уникальная песня на альбоме — искренняя и печальная «Bosco». Музыканты единогласно называют её любимой и считают, что она выходит за рамки привычных Placebo. На этот раз Молко предстал перед слушателями максимально уязвимым: настолько откровенного и личного текста у него ещё не было.

Музыку написал Олсдал, а Молко, услышав меланхоличную и красивую мелодию на пианино, придумал соответствующий текст. Это песня об отношениях, разрушенных зависимостью, а также попытка извиниться и найти искупление. Лирический герой не пытается выставить себя в лучшем свете, он рассказывает всё как есть — и эта исповедь не может не тронуть. Молко очень гордится «Bosco» и даже видит в ней светлое будущее для группы.

Placebo — Bosco (Live From Mtv Unplugged, London2015)

Все песни в альбоме похожи на отдельные рассказы, и каждый из них можно интерпретировать по-своему. Музыканты дали такой шанс десяти режиссёрам: выделили небольшой бюджет и предложили снять видеоклип на один из треков. Эти работы, «альтернативные видео», вышли на бонусном DVD к делюкс-изданию Loud Like Love.

С клипом на «Rob the Bank» возникла непредвиденная ситуация. Музыканты, которые не вкладывали в песню никакого политического подтекста, очень удивились, когда узнали, что песня стала чуть ли не гимном турецкой оппозиции. Оказывается, на трек обратили внимание из-за того, что в клипе появился турецкий флаг. Молко такое прочтение песни вполне устроило — он всегда стремился к двусмысленности в текстах и не настаивал на своём авторском варианте, как единственно верном.

В рамках поддержки нового альбома группа отправилась в мини-тур по России: в 2014 году и посетила десять городов, от Красноярска до Санкт-Петербурга. В путешествии сняли документальный фильм «Placebo: Alt Russia», который позже музыканты лично представят Москве. К сожалению, цифровой релиз картины до сих пор не состоялся, хотя поклонники очень ждут его.

Для тех, кто пропустил фильм, остаются лишь впечатления о поездке группы в Instagram. Один пост практически стал мемом: музыканты вложили фотографию тренажёров из отеля «Азимут» в Новосибирске с подписью «Самый грустный тренажёрный зал во всём мире».

Soulmates Never Die: история группы Placebo

В ожидании нового альбома

В 2015 году из группы ушёл барабанщик Стив Форрест — заниматься собственным творчеством. Теперь в официальный состав Placebo входят только Молко и Олсдал, так как принимать нового ударника в команду они не сочли нужным. На концертах это не отразилось. Группа давно выступала расширенным составом из шести человек, и барабанщик тоже стал сессионным музыкантом. Но есть и хорошие новости: Placebo отыграли и записали потрясающий MTV Unplugged.

В 2017 году Placebo выпустили сборник A Place for Us to Dream, приуроченный к 20-летию коллектива, а также новый мини-альбом Life’s What You Make It. Музыканты смотрели в будущее с оптимизмом: после относительно грустного LLL в творчестве группы вновь начался светлый период.

По словам Молко, сингл «Jesus’ Son» — самая жизнеутверждающая, позитивная и одухотворённая песня из всех, что они выпускали. Клип на неё снимали на острове Сардиния. Остальные треки на EP — новые версии «Twenty Years» (выступление на «Вечернем Урганте» тоже сюда вошло) и каверы. И это последний релиз Placebo на данный момент.

«Jesus’ Son»

Чтобы поклонники не скучали, музыканты оживили свой YouTube –канал. Можно и вспомнить женственного «Нэнси-боя» в платье, и посмотреть большие концерты, и погрузиться в туровую атмосферу, и заново пережить самые яркие выступления — пусть и на экране монитора.

Самые последние «весточки» от Placebo — это свежие фотографии Молко. На одной, на радость олдскульным фанатам, он появляется в футболке «Stunt Girl» (похожую Брайан носил в начале карьеры) и с макияжем, а на другой — с бородой, в непривычно мужественном образе.

Группа обещает, что новый восьмой альбом уже на подходе — он готов, но дата релиза пока неизвестна.

Чтобы скрасить ожидание, можно послушать песню Blackfield «Under My Skin» 2021 года (там Молко исполняет небольшой отрывок) и познакомиться с электронным проектом Digital 21 + Stefan Olsdal.

Soulmates Never Die: история группы Placebo
233233
68 комментариев

Потрясающая статья, чтобы еще раз вспомнить все свои 20 лет вместе с Placebo. 

37
Ответить

Ого! Первый комментарий с момента регистрации в 2018 году, с почином!

4
Ответить

Комментарий недоступен

26
Ответить

Комментарий недоступен

14
Ответить

Ну наконец-то кто-то про это написал в интернете. Уже десяток лет обожаю этот кавер и преклоняюсь перед его мрачностью, но будто бы никто его не замечал. Как по мне, это вообще один из самых грандиозных каверов за всё время.

4
Ответить

эта версия очень нравится

https://www.youtube.com/watch?v=xH6AOaqVsGA

Ответить

Спасибо за лонг! Любимая группа на любимом ДТФ — просто праздник какой-то.

11
Ответить